крепостное право в России

Место для бесед о нашей жизни

Re: крепостное право в России

Сообщение Радомиръ » 05 авг 2018, 12:13

Много лет читаю форумы язычников, поцреотов -православников, националистов и ультралиберастов.
Вывод: неумение самостоятельно думать, анализировать, сравнивать, а также подверженность пропаганде кремлядских властей.
1. Читайте книгу Н.В.Гоголя "Мертвые души": там указаны цены на русских рабов - живых и мёртвых(!).
2. Можно прочитать книги А.Солженицына, В.Шаламова и др., либо распросить родственников (особенно бывших колхозников, которым ничего не платили, заставляли работать, а паспорта выдали только при царе Леониде 1 Брежневе).
Либо , кто не служил срочную в совковой армии (=тюрьма/зона), надо расспросить служивших, или отсидевших...

Пора понять простую вещь: с 1613 по 1917 гг. существовало антирусское периферийное рабовладельческое государство, с 1922 по 1991 гг. - антирусское полурабовладельческое гос-во, с 1991 по 20... гг. - антирусская РФия, вассальная по отношению к Западу, обречённая на неминуемую гибель.
Аватара пользователя
Радомиръ
 
Сообщения: 145
Зарегистрирован: 13 янв 2018, 12:26

Re: крепостное право в России

Сообщение Муромов » 07 авг 2018, 13:20

Нашли на кого сослаться. На Солженицына. Стукач и лгун, приложивший руку к развалу нашей страны. Жаль, что помер своей смертью.
Муромов
 
Сообщения: 12
Зарегистрирован: 05 апр 2018, 15:10
Откуда: Московская область, Ивантеевка

Re: крепостное право в России

Сообщение Радомиръ » 18 авг 2018, 12:19

Муромов писал(а):Нашли на кого сослаться. На Солженицына. Стукач и лгун, приложивший руку к развалу нашей страны. Жаль, что помер своей смертью.


Гнилое полурабовладельческое антирусское государство само рухнуло и разложилось. Солженицын показал реальную картину разложения и упадка тоталитарного гос-ва.
Стукач (агент КГБ "Михайлов") - это Гундяев, церковный олигарх, лжец и подлец, подельник кремлядского карлика.
Аватара пользователя
Радомиръ
 
Сообщения: 145
Зарегистрирован: 13 янв 2018, 12:26

Re: крепостное право в России

Сообщение Радомиръ » 29 янв 2019, 13:12

Россия крепостная. История народного рабства
Недавно прочитал книгу "Тарасов Б. Ю. Россия крепостная. История народного рабства". Даже не знаю, как описать свои чувства. Шок, ужас. Я и раньше не испытывал симпатии к российской монархии, теперь же у меня невероятное отвращение. А ведь у РПЦ теперь нет никакого морального права претендовать на роль учителя и источника морали для общества.
Несколько цитат:

"Поведение с крепостными людьми княгини Козловской и вовсе таково, что, по замечанию Ш. Массона, она «олицетворяет в себе понятие о всевозможных неистовствах и гнусностях». Кроме того, что наказания, которым Козловская подвергала своих слуг, носили часто извращенный характер, они отличались просто патологической жестокостью: в частности, она приказывала раздевать людей при себе догола и натравливала на них собак. Массон писал о том, как она наказывала своих служанок: «Прежде всего, несчастные жертвы подвергались беспощадному сечению наголо; затем свирепая госпожа, для утоления своей лютости, заставляла класть трепещущие груди на холодную мраморную доску стола и собственноручно, с зверским наслаждением, секла эти нежные части тела. Я сам видел одну из подобных мучениц, которую она часто терзала таким образом и вдобавок еще изуродовала: вложив пальцы в рот, она разодрала ей губы до ушей»…

Рядом с такими примерами действительно совершенно невинными кажутся барыни, обходившиеся в своем быту без садизма, лишь обычными мерами «взыскания», подобно бабушке мемуариста В.В. Селиванова, о которой он писал, что она «нередко железным аршином или безменом тузила нерадивых».

---

«Однажды один из дворовых его людей, и вдобавок живописец, уехал в соседнее село на базар, не спросясь барина. Барин велел раздеть его донага, вывести на середину двора, подать себе кресло и начать сечь… И плечи, и руки, и ноги, и спина — все было иссечено; человек весь облит был кровью. Барин велел перестать сечь и заставил его идти домой. Едва живой, поплелся, было, несчастный, но барин натравил собаку, и та, тут же на месте, изорвала его до смерти».

--

...одна женщина показала, что от сильных побоев пропало у нее молоко в груди; другая — что была сечена немилосердно; третья — что она беременная бита была палками перед господским крыльцом, пришла оттого в беспамятство и, отправившись домой, дорогой выкинула, но сама уже не помнит, как была принесена в избу и куда девался ребенок. Полагали, что ребенок съеден был дворовой собакой, потому что видели рыло у сей последней в крови… При сем представлены были клоки вырванных волос, железный аршин, кочерга, которыми производились побои.

---

...В главной резиденции Измайлова, селе Хитровщине, рядом с усадебным домом располагалось два флигеля. В одном из них размещалась вотчинная канцелярия и арестантская, в другом — помещичий гарем. Комнаты в этом здании имели выход на улицу только через помещения, занимаемые собственно помещиком. На окнах стояли железные решетки.

Число наложниц Измайлова было постоянным и по его капризу всегда равнялось тридцати, хотя сам состав постоянно обновлялся. В гарем набирались нередко девочки 10–12 лет и некоторое время подрастали на глазах господина. Впоследствии участь их всех была более или менее одинакова — Любовь Каменская стала наложницей в 13 лет, Акулина Горохова в 14, Авдотья Чернышова на 16-м году.

Одна из затворниц генерала, Афросинья Хомякова, взятая в господский дом тринадцати лет от роду, рассказывала, как двое лакеев среди белого дня забрали ее из комнат, где она прислуживала дочерям Измайлова, и притащили едва не волоком к генералу, зажав рот и избивая по дороге, чтобы не сопротивлялась. С этого времени девушка была наложницей Измайлова несколько лет. Но когда она посмела просить разрешения повидаться с родственниками, за такую «дерзость» ее наказали пятидесятью ударами плети.

---

...Новгородский губернатор Сиверс доносил Екатерине, что поборы помещиков со своих крепостных «превосходят всякое вероятие». Состояние деревенских жителей современниками прямо характеризовалось как рабство.
Иностранные путешественники, побывавшие в России во времена правления Екатерины, оставили записки, полные изумления и ужаса от увиденного. «Какие предосторожности не принимал я, — писал один французский мемуарист, — чтобы не быть свидетелем этих истязаний, — они так часты, так обычны в деревнях, что невозможно не слышать сплошь и рядом криков несчастных жертв бесчеловечного произвола. Эти крики преследовали меня даже во сне. Сколько раз я проклинал мое знание русского языка, когда слышал, как отдавали приказы о наказаниях».

Не только дворяне, но и монахи синодской церкви, а монастыри до 1764 года имели право владеть населенными имениями, обходились с крепостными немилостиво. В Курской губернии исследователем Добротворским были собраны интересные свидетельства о том, как жилось крестьянам под властью монашеской обители: «Монастырская неволя была пуще панской… Рассказывают старики, что житье было тогда незавидное. Вместо лошадей у монахов служили они: на них и воду возили, и землю пахали».

В.О. Ключевский писал по этому поводу, что в российской империи «образовался худший вид крепостной неволи, какой знала Европа, — прикрепление не к земле, как было на Западе, даже не к состоянию, как было у нас в эпоху Уложения, а к лицу владельца, т. е. к чистому произволу».

Но как могло случиться, что граждане одной страны были самим государством поставлены в такие извращенные и несправедливые взаимные отношения, когда одни оказались бесправной собственностью других?

Этот вопрос приводил в недоумение многих еще в пору расцвета крепостного права. «Нельзя не заметить с особенным удивлением участи, которую в последствии веков имел простой народ русский, — писал Н. Тургенев в 1819 году. — В европейских государствах существовавшее там рабство произошло от завоевания. Варвары нагрянули на Европу, воспользовались правом победителей и из побежденных сделали рабов. Напротив того, в России народ русский сверг с себя постыдное и долго томившее его иго татарское, и при том случилось, что побежденные, т. е. татары, остались свободными, и многие из них вступили в сословие дворян, а большая часть победителей, т. е. большая часть коренного народа русского, была порабощена».

---

Исключительное право дворянства на распоряжение «душами» соотечественников вызывало зависть непривелигированных, но лично свободных слоев населения. Потому купцы, мещане, казачья старшина и даже духовенство, представленные в Уложенной Комиссии уполномоченными делегатами, заявили о своем непременном желании получить право владения крепостными рабами.

---

Торговля людьми в России с начала XVIII и до середины XIX столетий была совершенно обыкновенным делом. Владельцы продавали крепостных крестьян точно так же, как любое другое имущество, давая объявления об этом в газетах или приводя свой живой товар на рынки. Читатель «Московских ведомостей» встречал на страницах такие объявления: «Продаются за излишеством дворовые люди: сапожник 22 лет, жена ж его прачка. Цена оному 500 рублей. Другой рещик 20 лет с женою, а жена его хорошая прачка, также и белье шьет хорошо. И цена оному 400 рублей. Видеть их могут на Остоженке, под № 309… Продаются шесть серых молодых лошадей легких пород, хорошо выезжанных в хомутах, которым последняя цена 1200 рублей. Видеть их можно на Малой Никитской в приходе Старого Вознесения…»

Николай Тургенев писал о публичной торговле крепостными, что «торг сей простирался до того, что даже в Санкт-Петербург привозили людей целыми барками для продажи». Кроме петербургского крупные невольничьи рынки существовали в Москве, Нижнем Новгороде, Самаре. Один старый дворовый рассказывал незадолго перед крестьянской реформой: «Бывало, наша барыня отберет парней да девок человек тридцать, мы посажаем их на тройки, да и повезем на Урюпинскую ярмарку продавать. Сделаем там, на ярмарке, палатку, да и продаем их. Больше все покупали армяне… Каждый год мы возили. Уж сколько вою бывало на селе, как начнет барыня собираться в Урюпино»…

В XVII веке на Руси существовал забытый во времена крепостного права закон, по которому холоп-иноверец, принявший православие, получал свободу. В Российской империи русских православных людей толпами продавали иноверцам, которые увозили своих рабов в Турцию и на Ближний Восток. Сербский эмигрант Савва Текели, проезжая Тулу, увидел на центральной площади города около 40 нарядно одетых девушек, стоявших особняком. На вопрос серба о том, что они тут делают, проводник ответил односложно: «Продаются». — «Разве люди продаются, как скотина?» — спросил изумленный Текели. На что собеседник сказал, что в России крепостные люди не имеют ничего, кроме души: «Помещик может продать мужа от жены, жену от мужа, детей от родителей, избу, корову, даже и одежду их может продать».

--

Замечательно, что такое положение собственного народа, находящегося в жестоком рабстве и безрезультатно взывающего к монаршей милости, не мешало императору Николаю I деятельно заботиться о положении чернокожих невольников в Северной Америке. В 1842 году выходит указ, грозивший наказанием тем из российских подданных, которые осмелятся участвовать в торговле неграми… Кроме того, император великодушно даровал свободу всякому чернокожему рабу, которому доведется ступить на российскую землю.

...

Учитывая вышеприведенные примеры, приходится сделать вывод, что, несмотря на ряд общих признаков, которые сближают крепостничество в своих самых жестких проявлениях с рабовладельческими системами древнего и нового времени, от античности до Северной Америки, все же русское крепостное право представляет собой совершенно особое явление в истории социального неравенства и угнетения. Крепостных использовали как рабов, относились к ним, как к рабам, сочиняли законы, утверждавшие их рабское состояние, но, и отняв у них право присяги самодержцам, продолжали именовать их в официальных документах «подданными», «верным нашим народом», обращались к ним, как к гражданам. Иначе и быть не могло, ведь в крепостном состоянии находилось в разное время от половины до 3/4 населения России. Крепостные, в отличие от привозных невольников, были не просто представителями коренного народа страны, но единокровными соплеменниками своим господам. Их предки создали это государство и возвели на трон династию, преемниками которой именовали себя правившие императоры. Крепостные кормили государство, работая с утра до ночи в полях, и защищали его на полях сражений — ведь солдатская служба почти целиком ложилась на их плечи. Ничего подобного ни в одной рабовладельческой стране никогда не было и быть не могло.

...

Но пугачевское восстание было начато не крепостными людьми, и не они одни только составляли ряды крестьянской армии. Там сошлись вместе все униженные и недовольные существовавшим государственным строем — инородцы, казаки, помещичьи и заводские крестьяне, староверы. Известно, что в организации самого восстания значительная роль принадлежала старообрядцам, в их скитах нашел убежище беглый казак Пугачев, оттуда и при их поддержке он начал свое продвижение. Это не было случайным. Нельзя забывать, что после церковной реформы XVII века русское православие оказалось расколото, и тех, кто не принял новые обряды и не признал официальную «никонианскую» церковь, насчитывались в стране миллионы. Государственная власть их неутомимо преследовала: конец XVII и 1-я половина XVIII столетия в русской церковной истории полны беспримерными гонениями за исповедание древлеправославия, пытками и казнями старообрядцев, превосходящими по жестокости примеры из практики западной инквизиции.

В этой крестьянской войне выплеснулось все негодование, накопившееся более чем за столетие церковных и социальных реформ, в результате которых большинство народа оказалось не просто ущемлено, но совершенно лишено каких бы то ни было прав. Негодование против власти, насаждающей иноземные обычаи и одежду, и гонящей под страхом уголовного наказания все национальное и традиционное, негодование против дворян, не желающих замечать в своих рабах человеческий облик, негодование против господствующей церкви, служители которой не произнесли ни одного слова в защиту обиженных и гонимых и храмы которой использовались в первую очередь не для богослужений, а как места, где зачитывались очередные притеснительные правительственные постановления и указы.

И самое обидное, что народ наивно верил, что любимый государь поможет, защитит от "злых бояр", обращались к нему, умоляли спасти, а он плевал на них как на скотину, наказывал и возвращал обратно владельцам.

От имени своих не ученых грамоте односельчан некий грамотей Аким Васильев обращался к Александру I: «Владелец наш стал утеснять непомерным оброком и другими повинностями, принуждая к выполнению требований угрозами и тиранством до такой степени, что многие из доверителей моих, быв наказаны безщадно, померли, а другие, боясь подвергнуться таковой же участи, скрывались долгое время, оставя дома свои и семейства. Четыре года претерпевая тиранство и разорение… доверители мои, не находя средств к избавлению себя от столь насильственного ига, доверили мне ходатайствовать у престола Вашего императорского величества о всемилостивейшем воззрении на несчастную участь верноподданных…».

Из других обращений: «Припадая ко преосвященному Вашему трону, всемилостивейшему нашему государю, с верноподданнейшим нашим третьим(!) прошением… оная наша госпожа совсем нас разорила и довела в крайнее убожество, так что отняла у нас хлебопахотную нашу крестьянскую землю и сенокосные луга и хлеб наш крестьянский отняла в свое владение. Имущество все растащили, лошадей и коров наших отняли в свое владение, из домов нас выгнали… Всемилостивейший государь, воззрите всемилостивейшим и человеколюбивым оком Вашим к нам, великостраждущим и погибающим от нашей госпожи Здраевской, что мы не можем скрыть смерть от ее нападения»!

«Утягощены на господской работе, ни в зиме, ни в лете ни единого дни на себя работать не дает, ни воскресение; оттого все в мир пошли, кормимся Христовым именем…».

«Означенный господин наш крестьян вконец разорил несклонной своею работою…».

«Припадая к освященнейшим Вашего императорского величества стопам осмеливаемся изъяснить: как оный господин наш начал нами владеть, то мы не имеем от его работ ни дня, ни ночи отдохновения, выгоняя нас, мужской и женский пол как в праздничные, так и в высокоторжественные дни, и навсегда у него находимся в работе на винокуренных заводах… Пересек до несколько сот человек плетьми, не щадя ни старого, ни малого, так, что на том месте оставил троих маленьких, да троих больших, чуть живых и изувеченных, которые находятся теперь при смерти…».

«Начали нас бить и били без пощады так, что без мала на том месте оставили из нас, побитых и измученных, чуть вживе, человек до 100. После сего по приказанию нашего господина Викулина приказчик его приехал в наши селения и бил наших двоих женщин брюхатых до тех пор, что они из своих брюх скинули младенцев мертвых, а потом и оные женщины от побои лишились жизни. Тот же приказчик наших трех крестьян лишил жизни… Ваше императорское величество! Если мы у него останемся далее во владении, то он нас и половины вживе не оставит…».

Насколько справедливы были жалобы крестьян и насколько циничным и потребительским было к ним отношение господ, видно по следующему откровенному письму одного помещика Казанской губернии к своему старосте по поводу взыскания недоимок: «О крестьянах, что они неимущие и ходят по миру, отнюдь ко мне не пиши: мне это нож; я хочу воров разорить и довести хуже прежнего, — так они милы мне; почти я от них допущен ходить с кузовом по миру. Уповаю и надеюсь до 1000 рублей взыскать без всякого сумнительства…».

«Всемилостивейший» государь также не спешил откликнуться на крестьянские мольбы. В абсолютном большинстве случаев надежды крепостных людей на справедливую защиту со стороны императорского престола не оправдывались. Вместо этого челобитчики, осмелившиеся нарушить указы о запрете жаловаться на своих господ, наказывались плетьми и возвращались обратно помещикам.
Очередной сильный всплеск крестьянских восстаний начинается со вступлением на престол Павла I Голштейн- Готторпа. Павел Петрович, конечно, не только не помышлял об освобождении крепостных, но искренне считал, что им живется лучше под опекой помещиков. За короткое время своего правления он успел раздать в частную собственность около 600 тысяч людей, при этом выделив для обеспечения нужд императорской семьи и всей династии 3 000 000 так называемых удельных крестьян. При Павле потеряли личную свободу жители областей Крыма и крестьянское население на Дону, отданное в распоряжение казачьей старшины (вот почему казаки так любят монархию).

Это вызвало яростное противодействие — восстали с оружием в руках десятки тысяч человек. Сопротивление задавили быстро и жестоко. Раздраженный император распорядился хоронить трупы убитых крестьян, как собак, без выполнения христианских обрядов. Над захоронениями вместо крестов ставили столб с надписью: «Тут лежат преступники против Бога, государя и помещика, справедливо наказанные огнем и мечом по закону Божию и государеву».
Но среди кровавых событий крестьянской войны отчетливо проявилось очень важное обстоятельство: вооруженное выступление было направлено не против государственности, а исключительно против конкретных лиц и режима, доказавших свою враждебность простому народу. Это был не анархический бунт, а сознательное восстание в защиту своих гражданских прав и справедливого государственного устройства. Заблоцкий-Десятовский писал: «Сила понятия о правительстве весьма замечательна как в помещичьих крестьянах, так и в государственных; если случаются неповиновения, или даже оскорбления правительственных властей, то это всегда относится собственно к лицам; все казенное почитается ими неприкосновенным».

оригинал текста взят с кураевского форума: http://www.orthodoxy.cafe/index.php?topic=626238.0
Аватара пользователя
Радомиръ
 
Сообщения: 145
Зарегистрирован: 13 янв 2018, 12:26

Re: крепостное право в России

Сообщение Самарцевъ » 29 янв 2019, 15:47

Радомиръ, почитайте здесь для общего развития https://www.yaik.ru/forum/showthread.ph ... D0%B8-quot
сли бы меня не заблокировали, материала было бы в разы больше.
Аватара пользователя
Самарцевъ
 
Сообщения: 386
Зарегистрирован: 16 окт 2012, 16:35

Re: крепостное право в России

Сообщение Радомиръ » 05 фев 2019, 12:43

Самарцевъ писал(а):Радомиръ, почитайте здесь для общего развития https://www.yaik.ru/forum/showthread.ph ... D0%B8-quot
сли бы меня не заблокировали, материала было бы в разы больше.


Спасибо за информацию. С Вашего позволения перенесу сюда часть текстов с 1-й страницы темы:

Работая в 1843 г. над мемуарами, бывший казанский, бессарабский и тобольский губернатор Александр Тургенев записал: "Полиция у нас, православных, всегда начинает свои действия кулаком по рылу и палкой по спине."
На картине художника-передвижника Владимира Маковского "Ночлежный дом" (1889 год) изображён доходный дом купцов Ляпиных - "ляпинка" - ночлежка для нищих. В центре, вероятно, показан художник А. Саврасов, часто ночевавший в этом доме. В 1892 году в печати появился очерк Семёна Подъячева "Московский работный дом", описывающий и знаменитую "ляпинку": "У подъезда Ляпинского ночлежного дома, под навесом и дальше по тротуару, "в затылок" стояла толпа человек в 500, ожидая когда отворятся двери... Пронзительно-жгучий морозный ветер пронизывал до костей... Люди жались друг к другу, корчились, топотали ногами, ругались, проклиная тех, кто так долго не отворяет дверей. Так пришлось стоять около часу. Тело тряслось, как в лихорадке... Зубы выколачивали дробь... Малый в жилетке, стоявший впереди меня, скорчился в дугу и, как мне казалось, тихонько плакал... Стоявший позади старик кряхтел и ругал какого-то племянника скверными словами. Наконец двери отперли. Толпа зашумела и, толкаясь, хлынула туда, как лавина. Я очутился в огромной полутёмной "камере". Двойные нары занимали её всю, оставляя узкие проходы около стен и посредине. Чёрный, сводчатый потолок мрачно висел над головами, придавая необычайно угрюмый и дикий вид обстановке. Необыкновенно гулкий, хаотический шум нёсся со всех сторон. Дверь, беспрестанно визжа и хлопая, отворялась, впуская всё новых и новых ночлежников. Люди испитые, полуодетые, молодые, старые и совсем дети, ругаясь, толкаясь, крича, спешили занять места на нарах. Что-то страшное, звериное было в этой общей свалке за обладание местом. Вскоре места на нарах были заняты, а люди всё шли и шли... Стали ложиться на полу, в проходах, полезли под нары. Крик и гам усиливался с каждой минутой и, наконец, слился во что-то хаотически-страшное. Двери заперли, наконец, и не стали больше пускать... Да и некуда было пускать, везде, где можно было приткнуться и лечь, всё было занято. Воздух стал удушливо-тяжёл. Лампа едва горела, окружённая туманом. Курили махорку, и дым, разъедавший глаза, сплошной, удушливой волной плавал по "камере". Поражённый всем этим, я сидел и думал, что вижу всё это не на яву, а во сне. До того странна, дика, безобразно ужасна казалась мне эта, невиданная мною до сих пор, картина человеческого унижения."
Если кто-то думал, что строительство генеральских дач - это современное или позднесоветское явление, то это не так. Про солдатскую долю в Российской империи (почему солдаты не любили офицеров?): "Первое зло, которое вкралось в русскую армию, есть несоразмерно жестокие телесные наказания, которые употребляют офицеры, вопреки всем законам. Тех, кои дерзают приносить жалобы, обвиняют в возмущении и наказывают. Горе солдату, который жаловался и остался в том же полку. Многие офицеры прибегают к своеручным побоям или палкам. Малейший ропот вменяется в преступление. Незаконные работы - вторая угнетающая солдата пружина. Отделка домов, хуторов, домашняя прислуга для офицеров. Солдат знает, как опасно искать справедливости."
Из сочинения декабриста, майора В. Ф. Раевского, обнаруженного у него при аресте в 1822 г.
В 1891 году в США развернулось филантропическое движение, которое стремилось помочь голодающему населению России.
Организатором и вдохновителем движения был Уильям Эдгар, редактор еженедельного коммерческого журнала "North Western Miller", издаваемого в Миннеаполисе (штат Миннесота). В августе 1891 г. он опубликовал на страницах журнала сообщения, в которых говорилось о голоде, угрожающем российским жителям. Его статьи нашли отклик в сердцах американских граждан и были восприняты ими как призыв к действию: "Двадцать миллионов человек голодают. У вас есть продовольствие. Пожертвуйте. Пожертвуйте быстро. Пожертвуйте великодушно. Выделите несколько мешков муки из того изобилия, которым вы обладаете, для груза милосердия. Вы никогда не пожалеете об этом... Что касается вопроса о политике российского правительства, то мы вряд ли сможем здесь что-либо сделать... Это вопрос не политики, это вопрос гуманности. Мы знаем, что 20 миллионов крестьян умирают от голода. И этого достаточно. Так сделаем же все, что от нас зависит, чтобы облегчить их страдания. Что же касается вопроса о российском правительстве — оставим его решение самим россиянам".
С конца февраля — до середины июля 1892 года к берегам России отправилось пять пароходов с грузом помощи. На борту каждого из них было в среднем по 2 тыс. тонн продовольствия (в основном пшеничная и кукурузная мука и зерно). Кроме 5 пароходов с продовольствием гражданами США было собрано приблизительно 150 тыс. долларов.
Знаменитая картина Айвазовского "Раздача продовольствия", 1892 год
https://cs4.pikabu.ru/post_img/big/2...1777079175.jpg
Из письма декабриста А. Бестужева, написанного им в крепости: "Устройство непрочных дорог занимало руки трети России, а хлеб гнил на корню. Злоупотребления исправников стали заметнее. Размножение питейных домов испортило нравственность и разорило крестьянский быт. У нас города существуют только на карте. Лихоимство проникло всюду. Следуя моде, все платят втридорога за заграничные товары. Дворяне, желая жить не по достатку, а по претензиям своим, мучат бедных крестьян нещадно. Разоряются на охоту, на столичную жизнь. В столице под глазами блюстителей производился торг правосудием. Прибыльные места продавались по таксе и были обложены оброком. Кто мог, тот грабил, кто не смел, тот крал."
"Один раз, летом, приезжали господа. Барин был пожилой, а супруга его, Марья Александровна, молодая. С ними был сын, Саша, лет 4-х, и много прислуги. Барин бросал нам, ребятишкам, из окна пряники, а барыня курила трубку и смеялась, глядя на игру сына, который сделал из нас лошадок и подгонял хлыстом." — Ф. Бобков "Записки бывшего крепостного человека"
Немного об обратной стороне "великих" столыпинских реформ. Зольское и Черкесское восстания 1913 года – наиболее яркая вспышка гнева балкарских и кабардинских крестьян против разорения общин, ставшее следствием столыпинской аграрной реформы. Путем нехитрых интриг кабардинские конезаводчики завладели Зольскими пастбищами, традиционно являвшимися общественной землей. Пастбища перешли им в соответствии с царским указом от 24 апреля 1913 года. В ответ на это 31 мая началось вооруженное восстание крестьян окрестных сел. Его центром стало Наурузово. Отсюда рассылались агитаторы в соседние села Кучмазукино, Тамбиево-I, Тыжево, Атажукино-I, Атажукино-II, Коново, Ашабово, Сармаково и Каменномост; отсюда же объединенное крестьянское ополчение, прорвав оцепление конных стражников и казаков, выдвинулось в сторону Зольских пастбищ. Бунт продлился 9 дней и после нескольких кровопролитных боев был подавлен. Аналогичные события прошли в июле того же года на балкарских землях. Хаотично собравшееся крестьянское войско начало вооруженное восстание против таубиев (балкарских дворян), присвоивших себе общественные земли и лесные участки. Как и Зольское, Черкесское восстание кабардинских крестьян продлилось 9 дней. Оно было подавлено конным карательным отрядом с артиллерией и пулеметами.
Из письма Льва Толстого Николаю II, которое он написал в 1901 году под названием "Царю и его помощникам", видно, что похожая точка зрения была популярна и в начале XX века: "Опять убийства, опять уличные побоища, опять будут казни. Очень может быть, что теперь проявившееся волнение и будет подавлено. Но оно не может заглохнуть, а неизбежно рано или поздно проявится с увеличенной силой и произведет ещё худшие страдания и преступления. Вам кажется, что всё происходит оттого, что среди правильного течения жизни являются какие-то беспокойные, недовольные люди, мутящие народ и нарушающие это правильное течение, что виноваты во всем только эти люди, что надо усмирить, обуздать этих беспокойных людей, и тогда опять всё будет хорошо, и изменять ничего не надо. Но вот уже более 30 лет ловят, заключают, казнят, ссылают этих людей тысячами, а количество их всё увеличивается, и недовольство существующим строем жизни не только растёт, но всё расширяется и захватило теперь уже миллионы людей рабочего народа, огромное большинство всего народа".
"Везде воровство, везде лесть и предательство. Броненосец "Петр Великий" вместо железных ушел в море с деревянными башнями, которые стоили тоже страшно дорого. Везде воровство и нет возможности при теперешних порядках это зло исправить. Возмущают цены, которые ставит Адмиралтейство; заказывается чугунная доска аршина в два, с круглым по середине отверстием. За это цена 600 руб. Как думаете? Может ли это быть? Начинает справляться с ценами материала и заработной платой, оказывается, такая доска стоит никак не более 60-70 руб. Адмиралтейство отвечает, что иначе оно не может работать, что для доски нужно сделать сперва форму, что эта форма может треснуть, тогда нужно другую форму, и другая форма может лопнуть, затем, если доска выйдет неудачно, надо переливать несколько раз, и так выведут, такие цены поставят, что действительно доска в 60 руб. будет стоить 600. Заказаны у нас гильзы на миллион рублей с лишком, и что ж? Миллион этот пропал: гильзы оказались негодными. Для ружейных гильз, требуется самая лучшая латунь, и деньги получены за самую лучшую, деньги пошли в карман, а латунь поставлена самого низшего качества, которая не выдерживает и одного выстрела. По бумагам и официальным отчётам, Керчь давно уже вооружена. Оказалось, нет никакого вооружения. Опять деньги, т. е. миллионы, шли не на Керчь, а в карманы. Военное министерство завалено никуда не годным оружием. Как после этого осуждать какого-нибудь мелкого воришку и сажать его в тюрьму, когда у нас великих государственных воров награждают орденами, чинами и дают им лучшие места." — Из дневниковых записей Якова Полонского за сентябрь 1878 год.
Всего за 2 года до отмены крепостного права епископ Кавказский и Черноморский Игнатий утверждал: "Рабство, как крепостная зависимость крестьян от помещиков, вполне законно и, как богоучрежденное, должно быть всегда, хотя в различных формах".
Аватара пользователя
Радомиръ
 
Сообщения: 145
Зарегистрирован: 13 янв 2018, 12:26

Пред.

Вернуться в Вечевая Изба

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1