Славянские народы, народности и племена.

В частности, здесь ведётся диалог с опорой на учение славянской языческой общины "Коляда Вятичей" http://www.kapishe.ru/

Re: Славянские народы, народности и племена.

Сообщение Радомиръ » 02 май 2019, 13:51

Один из самых удивительных народов — лужицкие сербы, славяне, самосознание которых оказалось на высочайшем уровне, а готовность противостоять культурной и языковой оккупации высока даже в наши дни, когда призрак глобализации отмеривает длинные шаги по всей планете.

По вехам истории:
Лужицкие племенные союзы берут свое начало с 6-7 века. Продвигаясь в ходе Великого переселения народов, славяне торновской культуры обосновались у Эльбы/Лабы, компактно заселив считающиеся «исконно немецкими» территории. Племена лужичан создавали мощные военные союзы с мильчанами, далеминцами и другими западнославянскими народностями. До 10 века военный союз лужицких сербов распространил свое влияние на обширные земли между Эльбой и Одером. К 9 веку относится один из главных исторических героев лужицких сербов — князь Милидух, который «твердой рукой правил сорбскими племенами».

Закат самобытного лужицкого государства приходится на конец 10 века нашей эры. К этому времени германские племена закрепились на севере Центральной Европы, огнем и мечом выжигая коренное население. Большинство славян в регионе уже подверглись истреблению либо в лучшем случае были ассимилированы захватчиками. В ходе германизации и христианизации сохранившие самобытность лужичане разделились на две небольших области, расположенные на востоке Германии.

Сложно сказать, каким именно образом лужицкие сербы смогли пронести свою славянскую культуру через ужасы и мрак европейских войн. Ведь, как известно, остальные славянские племена Центральной Европы исчезли с ее карты позднее всего в 13-14 веках, равно как и славяне Балтики — поглощенные немецкой экспансией. Тем не менее, лужичане буквально спасли практически все свои национальные особенности. До сих пор в использовании остались верхнелужицкий и нижнелужицкий языки, сохранившие почти первобытную архаичность и за это почитаемые языковедами. Большинство лужичан перешло в католичество или протестантизм, но, тем не менее, их уровень самосознания как нации существует и сейчас.


Ассимилянты и коренные жители: долгая борьба за право на жизнь
Немцы никогда не относились к лужичанам как к самостоятельному этносу, обладавшему возможностью развивать свою культуру и язык. Как уже говорилось, насильственная христианизация этих племен, преимущественно языческих, прошла успешно, а вот попытка уничтожить любое обособление лужицких сербов от немецкого народа обернулось полным провалом.

На протяжении существования Священной Римской империи, Второго Рейха и даже гитлеровской Германии лужичане рассматривались как этнос, который вот-вот падет в небытие, исчезнет вместе со своей самобытностью. Религиозный реформатор 16 века Мартин Лютер отказался переводить церковную литературу на серболужицкие языки, сказав, что «…через сто лет о нем (языке) не будет и помину…» А один из теоретиков классического коммунизма Фридрих Энгельс, даже при учете его толерантного отношения к другим национальностям и народам, говорил о лужичанах только в прошедшем времени и отмечал: «Эти славянские области полностью германизированы, дело это уже сделано и не может быть исправлено, разве только панслависты разыщут исчезнувшие сорбский, вендский и ободритский языки и навяжут их жителям Лейпцига, Берлина и Штеттина».

Ироничное предсказание Энгельса, ко всеобщему удивлению, отчасти сбылось. Сегодня Штеттин — это Щецин, и каким бы высоким не был уровень русофобии в Польше, там говорят и будут говорить на славянском языке. То же самое касается и центральноевропейских земель, отошедших к Польше и Чехии — западным форпостам славянства. А лужицкие анклавы в Восточной Германии реструктуризировали свою общность и сумели сохранить ограниченную автономию как в начале 20 века, так и к его концу.


Лужичане в современной общественно-политической жизни
Потомки лужицких сербов проживают в исторической области под названием Лужица. Верхняя Лужица относится к немецкой земле Брандебург, нижняя — к Саксонии. И там, и там лужичане имеют ограниченную культурно-территориальную автономию, действуют законы, содействующие сохранению их языка и культуры. Сами по себе лужицкие сербы официально признаются как одно из нескольких национальных меньшинств на территории ФРГ со всеми вытекающими правовыми особенностями.

В Германии насчитывается около 60 тысяч лужичан. Безусловно, это гораздо меньше, чем было 150-200 лет назад, но их борьба за самосохранение заслуживает уважения. Лужицкие сербы не разобщены — их основным языком стал немецкий, но почти все на хорошем уровне знают коренное наречие. Лужичане гармонично встроены в немецкую общественную деятельность, их права защищает объединение Домовина, работающее уже более ста лет. Под эгидой Домовины объединены десятки лужицких культурных организаций, она участвует в книгопечатании на местных языках. Ко мнению деятелей Домовины прислушиваются все ведущие политики Брандебурга и Саксонии.

Лужичане являют собой удивительный пример славянского духа, который они сохранили даже в чуждых культурно и этнически немецких землях. Они существуют здесь полторы тысячи лет, сохраняя присущие только им особенности. Лужичане выстояли перед мощнейшим напором оккупантов и отстояли свое право жить на своей земле. И это образец действительного единения народа, на который нужно равняться всем нам, потомкам древних русских витязей.
Аватара пользователя
Радомиръ
 
Сообщения: 309
Зарегистрирован: 13 янв 2018, 12:26

Re: Славянские народы, народности и племена.

Сообщение Радомиръ » 04 май 2019, 17:23

Русины - карпатороссы.
Историческое имя карпатской ветви русского народа — угро-руссы. Угры (мадьяры), будучи еще язычниками, пришли на Тиссо-Дунайскую равнину ок. 896 г., где попали под культурное влияние православного прарусского народа, поселившегося на южных склонах Карпат по меньшей мере с VI века и являющегося старейшим, «материнским» субэтносом. Первые угорские короли полностью признавали за угро-руссами их религиозные, национальные и политические права до тех пор, пока в Угрии преобладало православное (византийское и русское) влияние над латино-немецким. Оказав важные услуги мадьярам при завоевании Угрии, угро-руссы занимали ключевые должности в венгерском королевстве.
Угро-руссы были крещены в течение IX века, раньше, чем остальная Русь. Первое давление на православных угро-руссов было осуществлено мадьярским королем Стефаном. В ответ на притязания католиков, отнимавших у православных храмы и насильно перекрещивающих угро-руссов в латинство, разгорелось первое угро-русское восстание под предводительством Купы Стренчаника, Уйки и Киамы, которое было жестоко подавлено. После татарского нашествия в 1241 году Угорская Русь долго находилась в запустении.(Ф. Ф, Аристов»Карпато-русские писатели» Москва,1916 год.).

В 1526 г. (после битвы при Могаче) Западная Угрия вместе с Угорской Русью отошла под власть Австрии. С 1614 года и по 1649 год продолжается отчаянная борьба угро-руссов против попыток унии. Первое время униаты просто изгонялись ими, однако в 1649 году 63 русских священника подписали документ об унии с Римом, после чего подтвердились обструкции со стороны народа. На какое-то время православный народ остался без епископов и внешне подчинился униатам, но при первом же всплеске карпаторусского национального движения вновь стал возвращаться к ортодоксальному христианству.

Карпаторусское национальное движение сразу же активизировалось при малейших послаблениях австрийской политики. Так, как только императрица Мария-Терезия фон Габсбург разрешила преподавать в униатских семинариях на русском языке и произносить проповеди по-русски, сразу же начали свою просветительскую деятельность знаменитые угро-русские «будители» — Иван Орлай (1770-1829), Михаил Балудянский (1764-1847), Петр Лодий (1764-1829), Юрий Венелин (1802-1839). Эти карпаторусские интеллигенты в следствии австрийских репрессий при императоре Леопольде II Лотарингском переселяются в Россию. Лодий стал ректором С-Петербургского университета, Балудянский — воспитателем великого князя (будущего императора Александра I Голштейн - Готторпа). Орлай — доктор философии Кенигсбергского университета, почетный член Российской Академии наук, действительный член общества Истории и Древностей Российских — важен для нас как первый карпаторусский историк. Угро-русским национальным катехизисом стала его статья «История о карпато-россах или о переселении русов/рутенов в Карпатские горы и о приключениях с ними случившихся» («Северный вестник», 1804 г.). А Венелин сделался одним из основоположников русского славянофильства, воспитав притом виднейших русских общественных деятелей Ивана и Константина Сергеевичей Аксаковых.

Важнейшей фигурой карпаторусского возрождения является Александр Духнович (1803-1865) — литератор, просветитель и историк. Наиболее известное его произведение — «Истинная история карпато-россов» (рукопись помечена 1853 г., напечатана в Москве в 1914 г.). Национально-политическим credo всех карпато-русских интеллегентов была идея национально-культурного единства с остальными русскими. В целях просвещения карпатороссов Духнович пишет «Сокращенную грамматику русского языка».

К разработкам «украинского» литературного языка Духнович относился резко критически, по поводу украинофильского литературного и политического сепаратизма, культивируемого тогда австрийскими властями, Духнович писал: «Простите братья, не оскорбляю никого, но сказати должен я правду, что в тех наших украинских повестях нет доброго вкуса». Относительно украинской орфографии, насильственно веденной в Австрийской Галичине, Духнович указывал, чтобы книги не были писаны «по новой немецко-галицко-русской ортографии, бо у нас тую ортографию и мужик не терпит». Духнович является автором народного гимна Угорской Руси. За свои убеждения Духнович преследовался мадьярами, до конца своих дней находясь под постоянным полицейским надзором.

Следует отметить двух других карпаторусских «патриархов» — Адольфа Добрянского (1817-1901) и Ивана Раковского (1815-1885). Добрянский был крупнейшим историком, богословом и политическим лидером угро-руссов. Им созданы знаменитые манифесты: «Проект политической программы для Руси Австрийской» (1817 г.), «О современном религиозно-политическом положении австро-угорской Руси» (1885 г.). «Наименование австро-угорских русских» (1885 г.) «Материалы для памятной записки галицких русских» (1885 г.). «программа для проведения национальной автономии в Австрии» (1885 г.). Как богослов Добрянский, формально оставаясь греко-католиком, был апологетом православия и единомышленником А.Хомякова, вместе с ним полемизировал с российскими либералами. Проф. А.Будилович (друг и зять Добрянского) написал работу «Об основных воззрениях А. И. Добрянского». Представляется уместным привести небольшой отрывок из нее: «Добрянский был непримиримым врагом язычного раскола в среде ветвей русского народа. Возникновение и распространение у малорусов и червонорусов особого образованного языка, как бы плеонастического дублета для языка Пушкина и Гоголя, он считал предательской изменой и вековым преданиям русского народа, и кровным интересам как этого народа, так и всего греко-славянского мира».

Иван Раковский более других угро-русских писателей и народных деятелей потрудился над распростанением в Угорской Руси общерусского литературного языка. По этому вопросу он высказался следующим образом: «Наша Угорская Русь никогда ни на минуту не колебалась заявить свое сочувствие к литературному соединению с прочей Русью. У нас: никогда и вопроса не было по части образования какого-нибудь отдельного литературного языка» (газета «Свет». Ужгород, 1868).
Другая великая заслуга Раковского — это уход от католицизма. Сам он, будучи священником-униатом, не решился открыто порвать с Ватиканом, однако воспитал свой приход в преданности восточному христианству и русскому национальному самосознанию. После его смерти жители села Иза, где служил Раковский, в открытую перешли в православие, вслед за чем, собственно, и начался крестный путь Подкарпатской Руси. Против крестьян Изы было возбуждено два политических процесса (так называемые Мармош-Сигетские процессы). А впереди подкарпатских патриотов России ждали бессудные убийства, тюрьмы, ссылки и концлагеря — такие, как Талергоф и Терезин....

https://general-ivanov.livejournal.com/23115.html

https://news-front.info/2015/03/05/chto-takoe-podkarpatskaya-rus-i-kto-takie-podkarpatskie-rusiny-karpatorossy-kirill-frolov/
Аватара пользователя
Радомиръ
 
Сообщения: 309
Зарегистрирован: 13 янв 2018, 12:26

Пред.

Вернуться в Форум родноверов

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1