Франциск Скорина: биография и страницы истории

Место для бесед о нашей жизни

Франциск Скорина: биография и страницы истории

Сообщение Велимир » 27 мар 2018, 20:42

Автор просил распространить его произведение. Это добротный труд, достойный внимания русского человека.

Жизнь Юрги (Франтишека) Скорины – штрихи к портрету

Юрий Иванов,
литератор, историк русинского края, Молдавия


В российской истории есть два незаслуженно забытых сюжета – это победа при Молодях и деятельность Георгия Ф. Скорины.

Выдающийся восточнославянский первопечатник и просветитель, философ-гуманист и учёный-лекарь Скорина родился в конце 80-х или в самом начале 90-х годов XV века в древнейшем городе Белой Руси — столице Великого княжества Литовского Полоцке, в доме купца Луки Скорины и его жены Маргариты.

Получил домашнее образование.

Отец был уважаемым и обеспеченным горожанином.

Предположительно с 1504 года Скорина — студент Ягеллонского университета в Кракове. В 1506 году он заканчивает факультет вольных искусств со степенью бакалавра, позже получает звание лиценциата медицины и степень доктора вольных искусств.

Следующие пять лет Скорина продолжает учиться в Кракове на факультете медицины, и 9 ноября 1512 года от Р.Х. защищает степень доктора медицины в Падуанском университете в Италии, где тогда имелись специалисты, способные подтвердить его защиту (1).

В 1517 году уже в Праге Скорина печатает на церковнославянском языке «Псалтырь» - первую печатную книгу с включениями слов прижизненного русского языка единого для всех восточнославянских народов, проживающих на территории нынешних России, Украины и Белоруссии, на котором до сих пор говорят русины Карпато-Днестровского региона (Молдавии и Румынии).

Всего в 1517 -1519 годах он печатает 23 книги из Библии.

В 1520-м Скорина переезжает в Вильну, столицу Великого княжества Литовского, и открывает первую в княжестве типографию. Там он печатает «Малую подорожную книжку», а в 1525 году «Апостола». В Вильне его меценатами становятся воевода тракайский и великий гетман литовский князь Константин Острожский, а также «почтивые виленские мужи» Якуб Бабич и Богдан Онков. Существует мнение, что оказывал свое покровительство бастард Ян (внебрачный сын короля Сигизмунда I Старого) – литовский княжич, изучавший право в Болонском университете, где, возможно, они и познакомились.

Спустя несколько лет один за другим умирают меценаты Скорины – виленский бурмистр Якуб Бабич, в доме которого была типография, Богдан Онков, а в 1530 году и князь Константин Острожский.

В конце 1529 или в начале 1530 года последний магистр Тевтонского ордена Альбрехт Бранденбургский, провозгласивший светское Прусское государство, увлечённый реформаторскими переменами в церкви и школе, приглашает Скорину в Кёнигсберг (3).

В 1529 году умер старший брат Иван, кредиторы выставили имущественные претензии. Скорина спешно убегает от долгов брата в Вильну, имея рекомендательное письмо герцога Альбрехта. С собой он прихватывает лекаря-иудея, а также печатника. Цель этого поступка осталась не объясненной, но «кража специалистов» стала причиной обиды герцога Альбрехта, который 26 мая 1530 года в письме к виленскому воеводе Альбрехту Гаштольду требует возвращения «его людей» (4).

5 февраля 1532 года кредиторы покойного Ивана обратились с жалобой к королю польскому и великому князю литовскому Сигизмунду I и добились ареста Скорины за якобы сокрытие унаследованного от покойного имущества и постоянные переезды с места на место. На самом деле наследником был сын Ивана Роман.

Несколько месяцев Скорина сидел в познанской тюрьме, пока племянник не добился встречи с королём для объяснения сути дела. 24 мая 1532 года Сигизмунд I издал «Привилей» об освобождении Скорины из тюрьмы. 17 июня познанский суд решил дело. Сигизмунд издал 21 и 25 ноября два «Привилея», в которых Скорина не только признается невиновным, но и получает всевозможные льготы – защиту от любых судебных преследований (кроме как по королевскому предписанию), защиту от арестов и полную неприкосновенность имущества, освобождение от повинностей и городских служб, а также «от юрисдикции и власти всех и каждого в отдельности – воевод, каштелянов, старост и прочих сановников, врядников и всяких судей» (5).

В 1532 году Скорина предпринял поездку в Великое княжество Московское, откуда его якобы изгнали «как католика». Из письма1552 года польского короля и великого князя Литовского Сигизмунда II Августа к Альберту Кличке, своему послу в Риме при папе Юлии III, следует, что «книги Скорины в Москве были сожжены за латинство» (6).

Около 1535 года Скорина вынужденно переехал в Прагу, где, скорее всего, работал лекарем или, что маловероятно, однако такая версия бытует — садовником при королевском дворе.

Большинство исследователей предполагают, что Скорина скончался около 1551 года, поскольку в 1552 году его сын Симеон Рус, лекарь, как и отец, приехал в Прагу за наследством (7).

Этим кончилась жизнь Скорины. С вышеперечисленными фактами согласны многие исследователи.

Сведения о месте захоронения якобы не сохранились.

Однако надо сказать, что, несмотря на некоторое количество работ, посвящённых жизни и деятельности выдающегося просветителя и печатника, многое в его жизни остаётся невыясненным и принятым условно, а потому удовлетворяет не всех. Причина – отдаленность событий — более пяти столетий, скудность дошедших письменных источников, а также – тенденциозность авторов, пишущих о Скорине в русле собственного мифотворческого порыва и сиюминутной политической выгоды. Последнее особенно актуально, хотя говорить об этом не хочется, ибо Скорина есть символ общности тех народов, среди которых протекала его незаурядная жизнь, а не фигура политических раздоров сегодняшнего дня и предмет национальной гордыни.

Серьёзную возможность прояснить «тёмные» места загадочной биографии восточнославянского первопечатника дают фрагменты тиверско-русинского летописного свода Трояновой земли (8) средневековых правителей севера Пруто-Днестровского междуречья (9), упомянутых в «Повести временных лет» (10), как «тиверцы, иже суть толковины».

В этих летописях, сохранившихся среди русинов Молдавии, говорится, что в 1520 году Юрга (Юрга – русинское произношение христианского имени Георгий) Скорина, как уже известный мастер-печатник, приехал из Праги в Сучаву – столицу Молдавского княжества, по приглашению её коменданта (портаря) Луки Арборе – регента при молодом молдавском господаре Стефане IV (11). По его просьбе Скорина печатает Святое писание и житие апостола Андрея, а также жития некоторых православных святых.

В начале лета 1520 года Скорина из Сучавы переезжает в Великие Расконы – столицу Трояновой земли, где по просьбе великого толковина Твердохлеба печатает «Деяния Апостола Андрея» (12). Печатный станок располагается в пристройках возле церкви Святого Андрея, не сохранившейся до наших дней.

В 1542 году Юрга опять прибывает в Сучаву из Праги по приглашению уже Елены Сербиянки – супруги господаря Молдавии Петра IV Рареша (13). Елена Сербиянка просит Скорину напечатать книги, оправдывающие её предка Вука Бранковича, одного из вождей сербского войска в битве на Косовом поле (1389), и весь род Бранковичей от незаслуженных обвинений и злобной клеветы. В тексте летописи говорится, что именно стойкость Вука Бранковича и его воинов привела, несмотря на огромные потери, сербское войско к полной победе (в отличие от бытующей ныне точки зрения на Косовскую битву – Ю. И.) и изгнанию турок за пределы Сербии. Сербский исследователь Зоран Милошевич говорит (14), что княгиня передала Скорине большие суммы на борьбу с унией и римским католичеством.

Из Сучавы Скорина направляется в Великие Расконы по приглашению следующего в роду великого толковина Твердобоя.

В 1550 году Юрга Скорина селится на молдавских землях (15) в Великих Расконах, окончательно покинув Прагу, бросив там всё нажитое добро, и всё это из-за смертельной угрозы со стороны «проклятых латинян, псов папы римского и короля Чехии».

В Праге его признают умершим от тяжёлой болезни и объявляют, что «если кто назовётся его именем, то будет наказан, как великий злодей за обман добрых людей и брошен в яму».

В Молдавии великий толковин Твердобой с большой радостью, по-родственному, принимает мастера и лекаря, наделяет его имуществом и землями, делает своим ближайшим советником, выдаёт за него замуж свою любимую внучку Марианну.

В 1551 году Юрга Скорина, по просьбе Твердобоя, открывает в районе Косоуцкого монастыря возле нынешнего молдавского города Сороки на Днестре лечебницу (16), и практикует. Лечебница пользуется популярностью у местного населения.

В 1552 году Скорину приглашает в Старую Рашку – нынешний Вадул-Рашков на Днестре Шолданештского района Республики Молдова, — Бронемирча Властимирович – местный властитель из рода великих сербских жупанов первой княжеской династии Властимировичей (17). Бронемирча Властимирович узнал, что Скорина ранее выполнял в Сучаве заказы Елены Сербиянки по печатанию книг, прославляющих род Бранковичей. Поэтому он просит мастера составить родословную Властимировичей и напечатать книги, славящие их деяния и подвиги, так как считал свой род более великим, древним и достойным, чем Бранковичи. Скорина установил печатный станок в пристройках церкви Архангела Михаила, являвшейся родовой усыпальницей Властимировичей (в перестроенном виде сохранилась до сего дня, см. вставка 17).

Летом 1822 года эту церковь посетил Александр Сергеевич Пушкин в поисках родословной книги великих жупанов Сербии Властимировичей, составленной и напечатанной Юргой Скориной (18).

В 1553 или 1554 году Скорину приглашает в свою резиденцию (нынешнее село Лэпушна Республики Молдова), господарь Молдавии Александр Лэпушняну. Господарь был удивлён, ибо, находясь «в бегах у ляхов» ещё до восшествия на престол, он неоднократно слышал, что Скорина умер в Праге от тяжёлой болезни, перед смертью обратившись в католичество и прокляв православную веру и «весь Род Русский». Скорина «очень расстроился от таких слухов», объявив их злобными происками «проклятых латинян и смердящих псов римского папы». Он отрицает всё это и подтверждает «свою преданность православной вере и Русской земле». Александр Лэпушняну поверил ему — «душе русской и православной», и предложил напечатать для княжеского двора Библию и жизнеописание своих предшественников – молдавских господарей, на «чистом и благозвучном языке нашем русском молдавском». Более того, узнав о градостроительных талантах, которые Скорина уже успел проявить в Трояновой земле, господарь просит его начать строительство дамбы для большого озера в районе нынешнего города Оргеева Республики Молдова. Из русинских текстов также следует, что Скорина возводит первоначальные оборонительные сооружения будущего Оргеева и становится по указу господаря его первым градоначальником – портарем.

В 1555 или в 1556 году Юргу Скорину приглашает к себе на летнее стойбище, расположившееся в верховьях нынешней реки Когильник (Кундук, Республики Молдова), местный «печенежский царь» Кайсар Старый. Царь очень гордится тем, что он и весь его род исповедует православие, а родоначальник — хан Ковлуур крещён основателем русского монашества Антонием Печерским (983 - 1073) и получил «царский венец» в Киеве из рук самого Всеслава Брячиславича Полоцкого (1044 – 1101), в бытность его киевским князем. Кайсар Старый просит Скорину составить и напечатать родословные книги его рода, а также применить свои навыки лекаря, ибо многие из его родственников и подданных больны, а скот охватил массовый падёж. Скорина исцеляет больных, а также останавливает падёж скота. Хан щедро одаривает «великого лекаря и мастера», и отдаёт ему в наложницы свою любимую дочь Ирку, которая впоследствии стала личным секретарём Скорины и не покидала его до самой смерти. Есть мнение, что в тексте идёт разговор о предках нынешних гагаузов, имеющих свою автономию на юге Республики Молдова.

В этот период Георгий Скорина неоднократно ездил по делам и с просветительскими целями в Великое княжество Московское, продолжая линию своего отца Луки Скорины, часто выполнявшего посредническую миссию между молдавскими господарями и великими князьями московскими, и ратовавшего за объединение православных княжеств в единое государство-содружество. Не исключено, что во время одной из поездок он познакомился с будущим московским первопечатником Иваном Фёдоровым. Есть сведения, что Скорина неоднократно выдавал Ивану Фёдорову суммы на развитие печатного дела в Московии.

В 1563 году, не смотря на почтенный возраст, Георгий Ф. Скорина предпринимает поездку в родной Полоцк, только что взятый войсками царя Ивана Грозного в ходе Ливонской войны (1558 – 1582). Скорина приветствует освобождение бывшей столицы Полоцкого русского княжества от власти Литвы и Польши, а православных святынь от католического засилья и осквернения. Царь принимает Скорину с уважением и почётом, отдавая дань, как и делам отца – Луки Скорины, так и трудам самого первопечатника по распространению и популяризации православия.

Летом 1572 года, по приглашению Георгия Скорины, в Великие Расконы из Львова прибывает московский первопечатник Иван Фёдоров, который почитает старого полочанина как величайшего человека своего времени и называет его своим учителем и наставником.

Совершив ещё много других благих деяний в Молдавской земле и в других местах, окружённый любовью и широким почитанием, Георгий (Юрга) Скорина уходит из этого мира, по причине неизлечимой болезни, это случилось в Великих Расконах 22 сентября 1572 года (19).

Место захоронения известно.

Славянский мир разделен по границам королевств, таможенных постов и веры, но не разделился русский язык. Не разделённым между политическими амбициями должен оставаться и просветитель Георгий Скорина, слава которого является общей для всех славян, и для южных, и для западных, но забытый в России, как стала забытой обозначившая конец трёхсотлетнего татаро-монгольского ига славная победа при Молодях 2 августа 1578 года.



Литература и примечания:

Актовая запись Падуанского университета о допущении Ф. Скорины к испытанию на степень доктора медицинских наук, 6 ноября 1512 года// Сборник документов о жизни и деятельности Ф. Скорины// По изд.: Франциск Скорина и его время. Энциклопедический справочник. – Мн. 1990. С. 584-603.

Виктор Корбут. Франциск и Маргарита// Беларусь Сегодня. – Минск. 2014. - №233 (24614).

Письмо герцога Альбрехта виленскому магистрату в защиту Скорины, 18 мая 1530 года// Сборник документов о жизни и деятельности Ф. Скорины// По изд.: Франциск Скорина и его время. Энциклопедический справочник. – Мн. 1990. С. 584-603.

Там же, С. 584-603.

Вторая привилегированная грамота короля Польши и великого князя Литовского Сигизмунда 1 в защиту Ф. Скорины// Сборник документов о жизни и деятельности Ф. Скорины// По изд.: Франциск Скорина и его время. Энциклопедический справочник. – Мн. 1990. С. 584-603.

Фрагмент из инструкции короля Польши и великого князя Литовского Сигизмунда 2 Августа своему послу Альберту Кричке при папе Юлии 3 о сожжении в Москве книг «Библии», изданных на русском языке, 1552 г.// Сборник документов о жизни и деятельности Ф. Скорины// По изд.: Франциск Скорина и его время. Энциклопедический справочник. – Мн. 1990. С. 584-603.

Доверительная грамота короля Фердинанта 1, выданная сыну Ф. Скорины Симеону, 29 января 1552 г.// Сборник документов о жизни и деятельности Ф. Скорины// По изд.: Франциск Скорина и его время. Энциклопедический справочник. – Мн. 1990. С 584-603.

О Трояновой Земле см.: Иванов Ю. В. Древнерусский бог Троян и его чудесная история в толковинских текстах русинов Молдавии. Путивльський краезнавчий збiрник. Випуск 6. – Суми, 2010. С. 74-106.

См.: Ю. Иванов. Яков Дмитриевич Ротарь – просветитель русинов Севера Бессарабии. Ежемесячный литературно-художественный, общественно-политический журнал «Наше поколение», №11(33), С. 83-96.

Повесть временных лет. Памятники литературы Древней Руси. Начало русской литературы. 11 – начало 12 века. – М., 1978. С. 40-41, С. 44-45.



См.: Iван Чарота. Цi быу Скарына у Малдове? Газета «Звязда» от 21.01.2017. – Минск. URL: http://www.zviazda.by/news/20171121/151 ... ziayuchysy ; Iван Чарота. Азiраючись на Скарыну. Портал «Созвучие». Литература и публицистика стран Содружества. «Литературная Беларусь» от 22 ноября 2017. – Минск. URL: http://www.sozvuchie.by/literaturnaya-b ... ?start=336 ; Ларыса Цiморык. «Homo Skarynus» у гуманiтарнай прасторы. Газета творчай iнтэлiгенцыi Беларуси «Лiтаратура i мастацтва», №36(4939) 8 верасня 2017 г. – Минск, С. 5.

Там же.

Там же.

См.: Зоран Милошевич. Как исчезают славянские народы. «Печат» - Сербия. «Россия сегодня» от 27.01.2018 на интернет-портале: InoСМИ.Ru

См.: Iван Чарота. Цi быу Скарына у Малдове…; Iван Чарота. Азiраючись на Скврыну…; Ларыса Цiморык. «Homo Skarynus» у гуманитарнай прасторы…; Ирина Овсеньян. Путём Франциска. «Скорина» на СТВ: телеканалы научились производить собственный художественный контент. Газета «Беларусь сегодня» от 16 ноября 2017. – Минск. URL: http://www.sb.by/articles/

См.: Юрий Иванов. Косоуцкий монастырь – прошлое и настоящее: штрихи и краски к незавершённому портрету. «Литературная Молдова» от 13 октября 2017 на интернет-портале «Созвучие». URL: http://www.sozvuchie.by/literaturnaya-m ... l?start=14

См.: Юрий Иванов. Космос на днестровском берегу. «Независимая газета» от 01.02.2018 №20(7212). Приложение «НГ – EX LIBRIS». С.16. – Москва

18. См.: Ю. В. Иванов. Церковь архангела Михаила в селе Вадул-Рашков и её ранняя история в толковинских текстах русинов Молдавии. Научно-популярный журнал «Общее дело» №9 за 2017 год. – Кишинев. С. 155; Юрий Иванов. Встреча творческой общественности с семьёй Пушкиных в Кишинёве. URL:

http://www.sozvuchie.by/news/2016-10-06-0

См.: Учёный: могила Франциска Скорины может находиться в Молдове. Интервью от 23 июня 2017 года радио Sputnik Беларусь доктора филологических наук, профессора, академика Сербской академии наук и искусств, заведующего кафедрой славянских наук и литератур БГУ Ивана Чароты. URL: http://www.bel.sputnik.by
Велимир
 
Сообщения: 1962
Зарегистрирован: 12 окт 2011, 22:24

Вернуться в Вечевая Изба

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1