Сохранить светский характер образования

Этот форум посвящён диалогу родноверов с представителями других религий. Если у Вас есть к нам претензии или вопросы, то здесь на них можно получить ответ.

Сохранить светский характер образования

Сообщение Влад » 28 ноя 2015, 23:52

ПЕТИЦИЯ ПРЕЗИДЕНТУ РФ:
Запретить преподавание в школах РФ предмета "Основы православной культуры", а также любого другого предмета, навязывающего детям религиозные взгляды.


1700 ученых, инженеров, врачей, студентов и аспирантов России обратились к Президенту РФ с просьбой запретить преподавание ОПК в школах.

Открытое письмо учёных Президенту РФ

Глубокоуважаемый господин Президент!
В последние месяцы общественная полемика относительно возможности преподавания в школе курса “Основы православной культуры” (ОПК) стала особенно острой. С одной стороны, против введения такого курса в школе выступил ряд крупнейших российских ученых, в частности, десять академиков, среди которых – два нобелевских лауреата. С другой стороны, иерархи Русской православной церкви активизировали свои попытки убедить правительство в необходимости скорейшего введения в школах курса ОПК. Так, в январе на Рождественских чтениях в Кремле митрополит Калужский и Боровский Климент сказал: «Мы повторяем просьбу миллионов людей включить в новый стандарт новую образовательную область, в рамках которой дети из православных семей могли бы изучать православную духовно-нравственную культуру, чтобы этот предмет входил в основную программу и охватывал весь период школьного обучения с 1 по 11 класс».

Министерство образования и науки, до недавнего времени сдержанно относившееся к идее преподавания ОПК, пошло на уступки и одобрило разработанную РПЦ концепцию создания учебного плана “Духовно-нравственная культура”. Однако кампания в поддержку ОПК не прекращается, и 14 февраля было опубликовано обращение 227 кандидатов и докторов наук к Президенту России. Помимо высказываний в пользу введения ОПК, в этом обращении также предлагается ввести в государственной системе аттестации научных работников ученые степени кандидата и доктора теологии с разрешением ВАК создания диссертационных советов для защиты диссертаций на соискание указанных ученых степеней и последующей выдачей дипломов государственного образца.

Значительное число подписавших это письмо кандидатов и докторов наук может создать ложное впечатление, что научная общественность поддерживает введение курса ОПК в общеобразовательных школах и приравнивание теологии к иным наукам. В связи с этим мы считаем необходимым высказать свою позицию.

1. Преподавание в государственных школах религиозных дисциплин противоречит статье 14 Конституции РФ, устанавливающей, что Россия является светским государством. Несмотря на многочисленные декларации о светском и «культурологическом» характере курса ОПК, фактически этот предмет является религиозным и вводится в целях катехизации школьников. Об этом свидетельствует как его содержание (о котором мы можем судить, например, по циклу учебных пособий А.В. Бородиной), так и официальные документы РПЦ. В частности, в письме Патриарха Алексия II N 5925 от 9 декабря 1999 г. сказано: «Если встретятся трудности с преподаванием основ православного вероучения, назвать курс "Основы православной культуры"».

2. Преподавание в государственной школе основ вероучения той конфессии, которая традиционно преобладает в данном регионе, неизбежно приведёт к понижению социального статуса учащихся, имеющих иное вероисповедание или мировоззрение. Уже сейчас есть примеры того, как на детей из семей представителей религиозных меньшинств или атеистов оказывается недопустимое давление со стороны учителей и сверстников. Повсеместное введение в школьную программу ОПК или подобных дисциплин, связанных с другими религиями, неизбежно приведет к усилению межконфессиональной разобщённости, создавая питательную среду для экстремизма.

3. Существующие негосударственные религиозные учебные заведения (воскресные школы, духовные академии, медресе и т.д. ) обеспечивают потребность в религиозном образовании для тех, кто в этом нуждается, не вступая в противоречие с Конституцией РФ и не создавая источника напряженности в обществе. Cогласно социологическим опросам, в современном российском обществе лишь небольшая часть людей, называющих себя верующими, регулярно участвует в религиозной жизни в соответствии с установками своей конфессии. В такой ситуации обязательное преподавание религиозных дисциплин в государственных общеобразовательных школах будет способствовать не нравственному воспитанию, а, напротив, еще большему распространению лицемерия, конформизма и духовного релятивизма в обществе. Об этом же свидетельствует опыт преподавания Закона Божия в царской России.

4. Нельзя согласиться с предложениями о введении утверждаемых Высшей аттестационной комиссией (ВАК) степеней кандидата и доктора теологии и о создании факультетов теологии в государственных университетах. Если понимать теологию как светскую научную дисциплину, то в списке специальностей ВАК уже существует специальность “09.00.13 Философия и история религии, философская антропология, философия культуры”, которая позволяет получать степени кандидата и доктора философских наук за работы по религиоведению. Кроме того, исследования различных аспектов религии могут быть основанием для присуждения ученых степеней по истории, социологии, филологии, искусствоведению и другим наукам. Если же понимать под термином “теология” богословие, то есть дисциплину, в основе которого лежит вероучение определённой религиозной конфессии, то её введение в систему государственной аттестации научных кадров будет означать признание системы религиозных догматов на государственном уровне, что, опять же, противоречит Конституции РФ. Ссылки на Болонский процесс, приводимые в качестве довода за введение теологии в номенклатуру ВАК, при этом неуместны: в отличие от России, в других странах - участницах Болонского соглашения нет системы государственной аттестации, а учёные степени присуждаются конкретным университетом или иным учебным заведением.

В “письме 227” противники создания государственной системы религиозного образования обвиняются в «обскурантизме и нигилизме», расчистке «дороги для навязывания собственных религиозных или идеологических доктрин», нетерпимом отношении «к Русской Православной Церкви, православному христианству, православным верующим», их называют «воинствующими атеистами и ненавистниками России». Это не просто показывает уровень полемики – это показывает, на каком уровне и в каком стиле будет вестись преподавание ОПК в государственных школах и теологии в государственных вузах, если решение об этом будет принято в сегодняшней ситуации. Это приведет к расколу страны по конфессиональному признаку, чего нельзя допустить.

Мы призываем Вас выполнить свой долг гаранта Конституции и поддержать усилия Министерства образования и науки по сохранению светского характера государственного школьного и высшего образования в России.

ПОДПИСАТЬ ПЕТИЦИЮ: https://www.change.org/p/%D0%BF%D1%80%D ... 0%B4%D1%8B
Влад
 
Сообщения: 443
Зарегистрирован: 16 июн 2015, 19:48

Re: Сохранить светский характер образования

Сообщение Влад » 29 ноя 2015, 23:50

ПОЧЕМУ РОДИТЕЛИ ШКОЛЬНИКОВ ОТКАЗЫВАЮТСЯ ОТ УРОКОВ «ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ»

Все меньше школьников выбирают «Основы православной культуры» (ОПК) — учебный модуль комплексного курса «Основы религиозных культур и светской этики». Этот предмет начали преподавать в 2012 году по всей России.Показать полностью.. Недавно митрополит Екатеринбургский и Верхотурский Кирилл заявил, что 20,6% уральских учеников выбирали предмет, когда он только появился в 2009 году. Сейчас интерес к основам православной культуры снизился до 14,56%. Более 70% родителей школьников в Коми выбрали для своих детей в 2015 учебном году курс «Основы светской этики» и лишь 10% — «Основы православной культуры». Петицию против преподавания ОПК подписали больше 85 000 человек.

Алина Наумова, мать ученика одной из самарских школ Антона запретила ему посещать уроки «Основы православной культуры» (ОПК) после того, как он начал жаловаться на ночные кошмары. Антону снился ад, в котором мучаются грешники. О страданиях грешников в аду четвероклассник узнал на уроке ОПК в своей школе.
«Директор обещала нам, что на занятиях будут рассказывать обо всех религиях. Но учительница, которая ведет этот курс, недавно сама уверовала, поэтому рассказывает детям только о православии. Делает особый акцент на теме „грех и наказание“. Сына такие рассказы пугают. Я попробовала ее убедить „снизить градус“, но учительница посоветовала мне пойти в храм и исповедоваться. Она раньше преподавала труд, потом прошла курсы повышения квалификации и напрасно думает, что может объяснять детям такие сложные темы. Я не хочу, чтобы моего сына пугали мракобесными байками», — рассказывает Наумова.

Анна Сытина из Московской области говорит, что претензии к качеству преподавания ОПК у нее появились после того, как дочь начала дома наносить крестное знамение на всё живое. «Она стала крестить перед уходом на работу меня, отца-атеиста, бабушку и деда-коммуниста. Даже нашу кошку. Дочь объяснила — учительница по ОПК сказала: так надо делать, чтобы близкие не умерли неожиданно. Я теперь требую, чтобы мою дочь освободили от этого странного предмета. Школа не должна лезть в душу к моему ребенку. Она приходит на занятия за знаниями. Всё остальное не школьная „епархия“», — говорит Сытина.

В 2009 году, по данным опроса Левада-центра почти 70% россиян относились к введению в школах основ православной культуры положительно. В 2013 году только 22% опрошенных высказались за внедрение религиозного образования в среднюю школу.
Петицию против преподавания в школах предмета «Основы православной культуры» в 2015 году подписали 85 000 человек.
«Иерархи Русской православной церкви активизировали свои попытки убедить правительство в необходимости скорейшего введения в школах курса ОПК. Так, в январе на Рождественских чтениях в Кремле митрополит Калужский и Боровский Климент сказал: «Мы повторяем просьбу миллионов людей включить в новый стандарт новую образовательную область, в рамках которой дети из православных семей могли бы изучать православную духовно-нравственную культуру, чтобы этот предмет входил в основную программу и охватывал весь период школьного обучения с 1 по 11 класс», — написано в петиции.

Недавно похожую идею высказал глава синодального отдела религиозного образования и катехизации митрополит Ростовский и Новочеркасский Меркурий. Он предложил расширить преподавание «Основ православной культуры» и ввести изучение предмета в 5-9 классах. Подписавшиеся напоминают, что — «Преподавание в государственных школах религиозных дисциплин противоречит статье 14 Конституции РФ, устанавливающей, что Россия является светским государством. Несмотря на многочисленные декларации о светском и „культурологическом“ характере курса ОПК, фактически этот предмет является религиозным и вводится в целях катехизации школьников».

В ноябре этого года митрополит Екатеринбургский и Верхотурский Кирилл заявил — все меньше школьников предпочитают предмет «Основы православной культуры». По словам митрополита, 20,6% уральских учеников выбирали предмет, когда он только появился в 2009 году. Сейчас интерес к основам православной культуры снизился до 14,56%. Это 6 249 четвероклассников из 42 909. Екатеринбургский протоиерей Андрей Ткачев считает, что непопулярность уроков православия в школах — это страшнее бомб террористов. «Вопрос усвоения нашими детьми русской православной культуры — вопрос жизни и смерти. Невежество в вопросах собственной духовной идентичности, разрушает общество страшнее, чем бомбы террористов. Поэтому я буду сейчас говорить о терроре, который мы совершаем сами над собой — родители над своими детьми», — заключает Ткачев.

О том, что популярность ОПК снижается, свидетельствуют и другие цифры. Более 70% родителей школьников в Коми выбрали для своих детей в нынешнем учебном году курс «Основы светской этики» и лишь 10% — «Основы православной культуры».

«У меня создалось ощущение, что РПЦ пытается расширить и углубить модуль ОПК в школе, а родителям это не нужно. Если ОПК будут преподавать аж до 9-го класса, то противников и этого предмета, и РПЦ в целом станет больше. Когда ОПК только начали преподавать и родителям предоставили выбор между этим предметом и светской этикой, многие выбрали ОПК. Школьная администрация под влиянием РПЦ лоббировала ОПК и люди под мягким давлением соглашались. Но опыт показал, что вместо просвещения на уроках ОПК происходит агрессивное навязывание догматов веры. Родители разочаровались», — говорит Андрей Демидов, председатель профсоюза учитель.
http://wildkids.biz/ethnography/nasha/r ... ltury.html
Влад
 
Сообщения: 443
Зарегистрирован: 16 июн 2015, 19:48

Re: Сохранить светский характер образования

Сообщение Влад » 13 дек 2015, 23:15

НЕ ПОПАСТЬ В ЛОВУШКУ
Виктор Лошак — о дискуссии вокруг «Основ религиозных культур и светской этики»

Патриарх предложил расширить курс преподавания в школе основ религиозных культур с одного года до восьми лет. Общественный совет Министерства образования и науки единогласно отверг это предложение. Почему?
Еще на стадии дискуссии о введении школьного курса "Основы религиозных культур и светской этики" (ОРКСЭ) у Общественного совета была позиция, не совпадающая с той, которую хотела бы видеть РПЦ. Мы считали, что необходимые знания мог дать общий курс "Основ религиозных культур", который, в свою очередь, мог бы стать частью преподавания в школе истории. Просили не забывать, что этика, религиозность скорее воспитываются в семье, а не в школе. Напоминали, что углубленные знания по интересующей религии можно получать факультативно, например в форматах воскресных школ.

Вспоминая ситуацию на заседаниях три-четыре года назад, можно сказать, что не было острее критиков преподавания отдельных религиозных культур, чем представители Совета муфтиев. Сейчас их позиция поменялась, но это не значит, будто все так гладко. В конце прошлого года выяснилось, что, к примеру, в Татарстане и Башкирии не подготовили ни одного школьника по "Основам православной культуры". С другой стороны, еще два года назад один из постпредов президента на Северном Кавказе назвал введение религиозных дисциплин большой ошибкой. В регионах с тяжелой правовой и религиозной ситуацией местные, в том числе и радикальные, муфтии оказались почти на законных основаниях в школе. Проконтролировать их работу на тот момент, по его утверждению, не представлялось возможным.
Сейчас уже можно говорить о том, что сама дискуссия о введении ОРКСЭ тогда, безусловно, имела подтекст. И главным здесь был вопрос: этот курс — расширение детского мировоззрения, диалог культур или миссионерская деятельность? Было очевидно, что, если цель — вероучительство и в конечном счете индоктринация школьников, то курсом в 4-м классе дело не ограничится.

Сейчас, спустя три года после введения ОРКСЭ как обязательного, глава РПЦ патриарх Кирилл предложил изучать этот предмет практически на всем протяжении обучения в школе со 2-го по 9-й класс. "Надеемся, что это предложение получит поддержку министерства",— сказал патриарх.
Но с этим пока вышла загвоздка: на прошлой неделе Общественный совет Министерства образования и науки под сопредседательством академика, лауреата Нобелевской премии Жореса Алферова и заслуженного учителя России, директора одной из московских школ Евгения Ямбурга единогласно отверг предложение о расширении курса. Говорилось на совете и о том, что, окажись религиозные предметы в школьной программе на протяжении почти всех лет обучения, открой школа двери для священнослужителей, это станет уже угрозой положению Конституции о светском характере общества и невозможности устанавливать какую-то религию "в качестве государственной или обязательной".

Собственно, приход священников и муфтиев в школу будет неизбежен, поскольку преподавать такой большой курс окажется просто некому. Даже сегодня, с одним учебным годом, школа справляется сложно: 70 процентов преподавателей ОРКСЭ — бывшие учителя начальных классов. У большинства все образование по предмету — 72 часа переподготовки. Им нелегко о духовном и нравственном говорить и с 10-летними, а каков будет диалог с 15-16-летними? Происходящее сейчас не назовешь странным, ведь курс не так давно введен и находится в экспериментальном режиме. Тем более преждевременным выглядит такое радикальное расширение эксперимента, что признал и сам министр образования и науки Дмитрий Ливанов. А академик Жорес Алферов вообще призвал перевести и сегодняшний курс в формат факультатива.

Предложение патриарха уже вызвало волнение в учительских коллективах. Они только-только болезненно пережили жертву одного часа русского языка либо литературы в пользу ОРКСЭ, теперь у них должны отнять в 8 раз больше учебного времени. Чем может пожертвовать министерство в ситуации, когда добавлять школьникам часы уже невозможно? Предметы, преподаваемые со 2-го по 9-й класс,— это русский язык и литература, математика, физкультура. Готовы ли родители, школьники, учителя и министерство сократить эти базовые дисциплины?
Очевидно, что ввести растянутый на 8 лет курс — это попасть в ловушку. И речь не только об очевидном конфликте предметников борющихся за свои часы, о болезненном переделе курсов. Для школьного коллектива, как считают сами педагоги, пустить в школу священника — это волей-неволей создать параллельный центр власти (а священник в школе не может им не быть). С другой стороны, недопустимо, чтобы религиозным образованием занимались те, кому это дело внутренне не близко. Практика, когда религиозные образовательные модули могли бы даваться в нагрузку, чтобы добрать часов для полной ставки, легко загубит сами эти образовательные инициативы.

Уже сейчас под вопросом предусмотренная для родителей свобода выбора из шести возможных модулей предмета. Как показали исследования, 60 процентам четвероклассников предлагалось вместо шести всего один-два варианта... При этом минимум пятая часть выбрала курс, чтобы не противопоставлять себя классу — не выделяться. Парадоксально в этом смысле мнение заслуженной учительницы России Ларисы Листовой: при возможности выбора дети и родители выбирают не предмет, а учителя.

Надо отдать должное РПЦ, в вопросе школьного образования там ведут себя напористо и последовательно. Например, священники стараются участвовать в родительских собраниях, агитируя за выбор "Основ православной культуры". По просочившимся в печать сведениям, в некоторых областях департаменты образования уже ставят контрольные цифры четвероклассников, которым вменяется выбор православного модуля. На состоявшейся три месяца назад в храме Христа Спасителя конференции преподавателей "Основ православной культуры" их строго предупредили, что "на них лежит особая ответственность за будущее России". Такая наступательная позиция может привести к результатам, обратным желаемым. Питерский учитель истории, а по совместительству клирик Феодоровского собора, диакон Алексей Волчков написал не так давно: "Напористость Церкви, лоббирующей свою образовательную инициативу, создала у многих ощущение, что единственная стратегия, которая используется по отношению к школе,— это стратегия экспансии, захвата. Неверно понятая политика Церкви рождает неверные реакции — с любым "захватчиком" каждый благородный человек должен бороться... Одни триумфальный приход Церкви в школу, понимаемый исключительно в виде внедрения курса ОПК ("Основ православной культуры".— "О"), воспринимают как событие, которое неизбежно приведет к моральному оздоровлению учащихся, а в будущем и к возрождению Отечества. В свою очередь, основная часть педагогического сообщества узрела в церковных инициативах опасность для светского характера школьного образования. В священнике, переступающем порог школы, сразу увидели потенциального инквизитора, превращающего детей в религиозных фанатиков".

Определенная тревога о ситуации чувствуется и в министерстве. Иначе в методическом письме по преподаванию ОРКСЭ не было бы фразы о том, что запрещается "подготовка обучающихся к участию в богослужении и обучение религиозной практике".
Трудно сказать, как эффективно работает при выборе модуля обучения административный ресурс, но, как говорят практики, обучение главным образом носит коллективный характер — весь класс выбирает что-то одно. Учителям просто невыгодно дробление классов, уроки с несколькими детьми, заработок за такие часы копеечный. Из 1 445 298 нынешних четвероклассников 651 106 выбрали "Основы светской этики", 473 181 — "Основы православной культуры", 262 846 — "Основы религиозных культур", 51 345 — "Основы исламской культуры", 311 — "Основы иудейской культуры". Подчеркну, что ответственность за выбор несут родители.

Мы видим, что, несмотря на высоких лоббистов, успехи РПЦ не столь уж подавляющи. А в ответ на рассуждения о возрождении традиций какая-то часть общества резонно отвечает, что жизнь традиций не вечна, какие-то из них естественным образом отмирают. Однако новый рубеж, на который пытается вывести школу РПЦ, на мой взгляд, уже нуждается не в дискуссиях и инструктивных письмах, а в полноценном референдуме. Уроки религии на протяжении всего школьного обучения меняют его светский характер, а это уже должен одобрить или не одобрить не министр и даже не патриарх. Радикальное перераспределение учебных часов, следовательно, и знаний в пользу религиозных дисциплин нуждается в обсуждении с широкой школьной и родительской общественностью. А как показал Общественный совет, ни те, ни другие пока к расширенному преподаванию ОРКСЭ не готовы. Их пугает даже не столько религия, сколько совсем простые вещи: перегрузка детей, невозможность урезать другие, более важные дисциплины. Школьная программа — не газета, она не должна меняться под изменение идеологической линии: вчера либеральная, сегодня консервативная, завтра опять либеральная... "От нас все время чего-то требуют,— говорил один из руководителей Академии образования,— введите уроки по сжиганию мусора, по налоговой грамотности, по дорожному движению..."

Конечно, церковь обижается: разве образование — это особое пространство, где нет места религиозности? В завязавшейся по этому поводу дискуссии мне показался точнее других довод известного специалиста образования Виктора Болотова из НИУ ВШЭ: "Поймите,— говорил он,— в школе не проходят лобовые ходы. Введение предмета — еще не гарантия результата".
И в этом смысле культурологический курс по истории мировых религий важнее курса по конкретной религии. Страна живет в ситуации, когда, возможно, важнее понять чужого, чем своего. Но к этому выводу тоже нужно прийти вместе.
13.04.2015
http://kommersant.ru/doc/2702827
Влад
 
Сообщения: 443
Зарегистрирован: 16 июн 2015, 19:48

Re: Сохранить светский характер образования

Сообщение Влад » 11 май 2016, 23:19

С ПОМОЩЬЮ УРОКОВ РЕЛИГИИ БУДУТ БОРОТЬСЯ С ТЕРРОРИЗМОМ

По поручению департамента образования Московский институт открытого образования (МИОО) и столичные вузы проводят мониторинг школ города для того, чтобы улучшить качество духовно-нравственного образования. По результатам исследования будут составлены рекомендации для учителей, у них появится новая задача — с помощью курса «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ) противодействовать развитию экстремистской идеологии и терроризма.
Как сообщили «Известиям» в МИОО, проверка пройдет во всех школах города с помощью анкет, в которые включены вопросы о формах преподавания ОРКСЭ, подготовке учителей и качестве учебников и методических материалов.

По словам профессора кафедры социологии, политологии и экономики Московского городского педагогического университета (МГПУ) Георгия Гогоберидзе, самая главная задача, которая стоит перед экспертами, проводящими мониторинг, — подготовить систему противодействия терроризму.
— Сегодня в условиях, когда активизировались радикальные элементы национально-религиозных организаций и в России в целом, и в Москве в частности, образовательные центры могли бы сыграть колоссальную роль, чтобы ликвидировать религиозное невежество, научить подрастающее поколение отличать истинную религию от сектантского, радикального вероучения. Эта система противодействия экстремистской и террористической идеологии легко ложится в рамки курса ОРКСЭ, и это самая большая проблема, которой мы занимаемся, — сказал Георгий Гогоберидзе.

Он отметил, что с помощью мониторинга планируется решить и другие проблемы, связанные с курсом ОРКСЭ. В анкетировании будут участвовать не только педагоги и школьники, но и их родители.
— Мы по нескольким направлениям идем: определяем уровень компетентности учителей, выясняем, насколько хорошо подготовлены учащиеся и как к ОРКСЭ относятся родители, — говорит Гогоберидзе.
По его словам, несмотря на то что по закону «Об образовании» школы — это светские учреждения, в Москве фиксируются случаи, когда преподаватели ОРКСЭ «ударяются» в богословие.
В свою очередь, и многие родители школьников до сих пор считают основы религиозных культур и светской этики предметом для воскресной школы, а не культурологическим курсом.

К числу таких родителей относится отец двух шестиклассниц Алексей Денисов.
— Я смотрю на ОРКСЭ резко отрицательно, и жене моей это тоже не нравится. У нас же светская школа, поэтому предметы должны быть такими как математика, русский язык, химия, физика... Они в будущем помогут ребенку найти хорошую работу. А религии должны учить родители и воскресные школы, — сказал Денисов.

Мама четырехклассницы школы № 630 Юлия Степанова рассказала, что выбор учеников школы разделился между основами мировых религиозных культур и основами светской этики, а основы православной культуры почти никто не выбрал.
— Как показывают социологические опросы, большинство родителей предпочитают модули «светская этика» и «мировые религии», и в этом направлении нужно двигаться, работая над совершенствованием ОРКСЭ, — говорит доцент факультета социальных наук Высшей школы экономики Ольга Савинская.
По ее мнению, чтобы педагоги не переходили черту, разделяющую богословие и культурологию, такие модули, как основы исламской, православной, иудейской и буддийской культуры, надо вовсе исключить из курса.

— Если мы по-настоящему беспокоимся о духовно-нравственном воспитании школьников, то надо увеличивать число уроков литературы. Нет более мощного средства духовно-нравственного воспитания, чем этот предмет, — сказал заместитель председателя комитета Госдумы по образованию Олег Смолин.

Такого же мнения придерживается главный редактор журнала «Директор школы» Константин Ушков.
— Проблему духовно-нравственного воспитания детей можно решить благодаря предметам гуманитарного цикла, которые уже существуют. Введение нового курса требует длительной подготовки квалифицированных кадров, этого не было сделано, поэтому сейчас мы видим множество проблем, связанных с ОРКСЭ, — сказал Ушков.

Председатель Всероссийского общества защиты прав потребителей образовательных услуг Виктор Панин рассказал «Известиям», что мониторинг образовательных учреждений Москвы должен в первую очередь оценивать уровень подготовки учителей, ведущих ОРКСЭ.
— Департаменту образования следовало бы провести серьезную ревизию кадрового состава школ. Мы должны понимать, что недостаточно написать хорошую учебную программу, должны быть специалисты, которые в состоянии эту программу реализовать, — сказал Панин.
Однако, по словам Георгия Гогоберидзе, мониторинг в первую очередь направлен на совершенствование методических материалов и курсов повышения квалификации для педагогов, а не на увольнение сотрудников школ.
— Хочу успокоить коллег, никакой «чистки» не будет, — сказал он.
11 мая 2016
http://izvestia.ru/news/613135#ixzz48LrfQbtK
Влад
 
Сообщения: 443
Зарегистрирован: 16 июн 2015, 19:48

Re: Сохранить светский характер образования

Сообщение Влад » 29 ноя 2016, 22:15

В ПРЕДМЕТНУЮ ОБЛАСТЬ ДОБАВЯТ РЕЛИГИИ
Эксперты завершают голосование по курсу православной культуры для 1−11-х классов.

Как выяснил «Ъ», в российских школах все-таки может появиться предмет «Православная культура», рассчитанный на все время обучения — с 1-го по 11-й класс. Первый проект курса получил этим летом отрицательный отзыв экспертов — но, как оказалось, не был окончательно похоронен. Авторы внесли в проект ряд исправлений, а на прошлой неделе Российская академия образования, не афишируя, запустила процесс заочного голосования по нему, которое продлится до 30 ноября.

Как считают эксперты, если документ будет одобрен, курс «Православная культура» станут массово вводить в школах по просьбе Минобрнауки и региональных епархий.
В Минобрнауки ситуацию пока не комментируют.
В распоряжении «Ъ» есть письмо, разосланное на прошлой неделе 36 членам Федерального учебно-методического объединения (УМО) по общему образованию (создано приказом Минобрнауки РФ при Российской академии образования, занимается разработкой школьных программ). В документе предлагается оценить доработанную программу школьного курса «Православная культура».
Заочное голосование членов УМО заканчивается в среду, 30 ноября. Если они поддержат проект, школы получат федеральные методические рекомендации по изучению «Православной культуры» в 1−11-х классах.

Еще в феврале 2016 года патриарх Кирилл заявлял, что РПЦ предложила Минобрнауки расширить школьный курс «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ). Сейчас его изучают в четвертом классе, причем родители могут выбрать один из модулей: светская этика, мировые религиозные культуры, православие, ислам, буддизм или иудаизм.
Патриарх заявлял, что отведенных 34 часов недостаточно, и предложил распространить курс на все время обучения в школе.

В июле глава Российской академии образования Людмила Вербицкая разослала членам УМО проект программы «Православная культура», рассчитанной на изучение с 1-го по 11-й класс. Мнения экспертов разделились — так, в Московском педагогическом госуниверситете поддержали курс с условием доработки, а коллеги из Московского городского педагогического университета выступили против.
В сентябре УМО отклонило проект, однако новая версия появилась уже спустя два месяца. Сразу несколько членов УМО, пожелавших сохранить анонимность, заявили «Ъ», что в этот раз большинство, скорее всего, проголосует за «Православную культуру».

По закону учебный план школы на 70% состоит из обязательных предметов (в начальных классах — 80%). Как использовать оставшееся время, администрация решает сама с учетом мнения родителей.
Часы можно потратить на дополнительные занятия по основным предметам, а можно ввести новые уроки — второй иностранный, астрономию и т. д. «Православная культура» претендует именно на это время.
Курс разбит на три блока — для 1−4-х, 5−9-х и 10−11-х классов. Первый блок займет минимум 102 учебных часа. В первом классе разрешено изучать «Православную культуру» во внеурочное время, а вот дальше предмет предлагается ввести в расписание.
Среди тем для изучения можно обнаружить «Во что верят православные христиане», «Добро и зло в православной традиции» и «Христианская семья».
Авторы программы намерены добиваться «становления православных христианских ценностных ориентаций» у детей. А свои поступки ученики должны будут оценивать «на основе нравственных норм православной христианской традиции».

Для второго блока авторы «Православной культуры» воспользовались возникшей коллизией с логикой ведения предмета.
С 1 сентября 2015 года Минобрнауки ввело в обязательную часть программы предметную область «Основы духовно-нравственной культуры народов России» (ОДНКНР), называя ее «логическим продолжением» курса «Основы религиозных культур и светской этики».
Сначала обсуждалась возможность разделения курса ОРКСЭ на два года — и тогда он плавно перетек бы в среднюю школу — в ОДНКНР. Но этого так и не произошло, а конкретных предметов для нее так и не появилось.
Теперь авторы предлагают заполнить эту описанную в законе предметную область курсом «Православная культура».
Если это произойдет, то у родителей просто не будет альтернативы при выборе, пока не разработают другие курсы.

В 5−9-х классах «Православная культура» претендует минимум на 175 часов (один урок в неделю), но «оптимальным» сроком называют 350 часов. Список тем для изучения занимает несколько страниц.
Среди них действительно есть культурологические («Сюжеты и образы Библии в русской и мировой культуре», «Православная храмовая архитектура» и т. д.), но большинство касается религиозного мировоззрения: «Православное христианское понимание смысла жизни человека», «Нравственная культура православной семьи», «Особенности нравственной культуры воина-христианина».
Среди прочего школьнику предлагается изучить темы «Латинский прозелитизм на Руси» и «Искаженные толкования библейских текстов в литературе деструктивных сект».
По мнению разработчиков курса, выпускник девятого класса обязан «знать названия семи Вселенских соборов и описывать принятые на них решения», «ориентироваться в православном календаре (месяцеслове)», «перечислять двунадесятые, переходящие и непереходящие православные праздники» а также «перечислять и описывать виды церковных звонов и колоколов».
Результатами курса авторы считают «формирование мировоззрения на основе православной духовно-нравственной традиции» и «готовность к сознательному самоограничению в потреблении жизненных благ».

Для 10−11-х классов «Основы духовно-нравственной культуры народов России» уже не являются обязательными, но авторы все равно отводят «Православной культуре» минимум 70 часов (один урок в неделю) с возможностью расширения до 140.
Авторы предлагают еще раз пройти изученный в 5−9-х классах материал, но «с большей детализацией». В итоге от выпускника школы ожидается «сформированность мировоззрения на основе православной духовно-нравственной культуры, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики».

«Это первый случай, когда федеральным экспертам предлагают дать оценку элективному курсу, — говорит собеседник “Ъ” из консультантов УМО.— Для понимания: это как потребовать от учителей пользоваться едиными федеральными программами для всех школьных кружков — от кройки и шитья до робототехники. То есть конкретно этот курс почему-то очень важен для чиновников».
Он уточняет, что, хотя выбор конкретного курса внутри «Основ духовно-нравственной культуры народов России» и является делом школы, «в реальности все будет зависеть от политики Минобрнауки, а в регионах еще и от давления местных епархий».
В Минобрнауки не смогли оперативно ответить на запрос «Ъ».

Представитель синодального отдела религиозного образования и катехизации иеромонах Геннадий (Войтишко) заявил «Ъ», что обязательного преподавания «Православной культуры» в рамках ОДНКНР не предполагается. «Программа должна ориентировать образовательные организации — там, где в этом есть потребность: как преподавать предметы в той части учебного плана, которая формируется школой исходя из потребностей законных представителей детей, — сказал он.— Это первый шаг к наполнению содержанием предметной области ОДНКНР».
Говоря о содержании курса, он отверг предположения о нарушении конституционного положения о светском характере образования.
Не следует ставить знак равенства между светскостью и нерелигиозностью. Воспитание нравственности на основе традиционного для России православного мировоззрения в соответствии с предпочтениями законных представителей ребенка не противоречит ни отечественному законодательству, ни общемировой практике.
Александр Черных
https://news.mail.ru/society/27948195/?frommail=1
Влад
 
Сообщения: 443
Зарегистрирован: 16 июн 2015, 19:48

Re: Сохранить светский характер образования

Сообщение Добродей » 04 ноя 2018, 23:21

«Мама, на меня Бог рассердился!»: в псковских школах первоклашек обязали изучать «Основы православной культуры»

В сентябре родители учеников псковских школ узнали, что их детям непременно нужно изучать «Основы православной культуры». Церковную дисциплину ввели в учебное расписание как обязательный факультатив для начальных классов. Возмутившимся мамам и папам руководство объяснило, что в Пскове незачем изучать другие религии, потому что православные церкви здесь на каждом шагу, и пригрозило неаттестацией в случае непосещения. А в региональном управлении образования в ответ на жалобы заявили, что православие — это гуманистическая и миролюбивая вера.

«Оглянитесь, кругом православие!»

Борис Кирюхин узнал о существовании предмета «Основы православной культуры» из расписания уроков сына Светлояра — увидел аббревиатуру и полез гуглить. Осознав, что это такое, рассердился: предмет ребенку предлагали изучать раз в неделю, причем по документам он проходил как обязательная внеурочная (читай, факультативная) деятельность.
Словосочетание «обязательный факультатив» Бориса удивило еще больше. Многодетный отец добросовестно изучил образовательные нормативные акты и выяснил, что Минобрнауки в 2014 году утвердило Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (сокращенно ФГОС), согласно которому внеурочная деятельность считается обязательной частью основной образовательной программы школы. Правда, пункт 19.10 того самого ФГОСа гласил, что внеурочные занятия должны проходить на добровольной основе, в соответствии с выбором участников образовательных отношений и с учетом интересов обучающихся. Сын Кирюхина особого интереса к православию не испытывал, и Борис пошел к классному руководителю Светлояра Екатерине Игнатьевой. «Почему вы этому учите моего ребенка?» — поинтересовался родитель. «Я не знаю, учебная часть нам дает расписание», — призналась учительница.

Директор псковской школы № 3 Александр Дедов был более откровенен, но менее терпим к настойчивому отцу.
— Это нам администрация план дала, так во всей области сейчас, — сообщил он Кирюхину.
— Вы мне выбор предоставьте, на это мой ребенок ходить не будет, — стоял на своем Борис.
— Как это так? Оглянитесь, кругом православие! Вы в Пскове живете! Тут везде храмы, пройдитесь по городу! — объяснял директор, и, видя, что родитель соглашаться не собирается, перешел к угрозам. — У нас система зачет-незачет, в конце года без аттестации можете остаться!

О грозе и психике

В этот же день родителей учеников 2 класса позвали на специальное собрание. Там им раздали заготовленные заявления и попросили расписаться. На бланках, по словам Кирюхина, значилось: «Я, (ФИО), согласен на посещение моим ребенком, (ФИО), модуля „Основы православной культуры“». Борис Константинович снова возмутился, зачеркнул слово «согласен», а внизу написал, что не хочет, чтобы его ребенок ходил на православный факультатив, и попросил предоставить на выбор другие модули. Учителя предпочли «бунт» не замечать. В закрытой группе класса Борис попытался найти союзников, но наткнулся лишь на робкие: «Я бы выбрала этику и экологию», «Предмет мне не нравится, но, если его будут преподавать как историю…». Дальше комментариев родители идти не захотели: отношение учителей к ребенку и оценки оказались важнее свободы выбора факультатива. «Как можно не понимать, что в этом возрасте психика ребенка еще не сформировалась до конца, он подвержен воздействию и часто не может воспринимать информацию критически! А ему такое впаривают!» — недоумевает Кирюхин.

«Я не против того, чтобы мой ребенок что-то знал об основах православия, но детям в семилетнем-восьмилетнем возрасте начинают впихивать то, что им в этом момент не надо, это просто неправильно!» — соглашается с ним мама первоклассницы Варвары из псковской школы № 20 Екатерина Матюшкова. Она узнала о трех обязательных кружках 30 августа на учебном сборе. Первые два касались русского и математики, третий был православным. «Я сразу встала и сказала, что ходить на это мы не горим желанием и не будем, — рассказывает Екатерина. — Все так пошептались, мол, надо узнать, кто вести будет и так далее. Но я твердо заявила, что ни смотреть, ни подписывать согласие на ОПК не буду. А через месяц выяснилось, что еще пять человек как-то по-тихому смогли от этих православных основ отказаться».

Сейчас ОПК в расписании ее Вари стоит пятым уроком, поэтому она спокойно забирает девочку домой. Борису сложнее: православие одноклассникам его сына пытаются привить на третьем уроке, соответственно, Светлояр в это учебное время также должен быть под присмотром педагога. Екатерина советует ему в этом случае идти в библиотеку или в спортзал.
Сестра Екатерины Евгения оценила эффективность православного факультатива на собственной дочери. Они вдвоем шли по улице, когда началась гроза. «Мама, на меня, наверно, Бог рассердился из-за того, что я сегодня плохо себя вела», — испугалась девочка. Евгения после этого не пускала на ОПК ни одного из своих троих детей.

«Чиновникам стоит помолиться о прибавлении ума»

Владимир Жилинский, воспитывающий маленького сына, узнал об обязательном православии для первоклашек от друзей и немедленно обратился в городское управление образования. Он сообщил чиновникам, что ОПК насаждаются в школах без учета интересов детей и их законных представителей.
В управлении образования ответили, что включили «Основы православной культуры» в перечень курсов внеурочной деятельности в 1−3 классах с учетом региональных, национальных и этнокультурных особенностей России. «Православие — важная часть мировой культуры. Его отличают гуманизм, веротерпимость и миролюбие. «Основы православной культуры преподаются как светский учебный предмет», — значилось в документе. Отдельно глава городского управления образования Анна Кузыченко подчеркнула, что в четвертом классе дети смогут выбрать основы других конфессий или светской этики. Также она указала, что ребенок может заняться дополнительным образованием в другом учебном заведении и при наличии результатов школа может их зачесть как внеурочную деятельность.

Сыну Владимира Жилинского в школу только через пять лет, но мириться с возрастающей экспансией РПЦ в образовании он не намерен. «Если молча наблюдать, как сейчас церковники лезут в школы и вузы, то за эти 5 лет всё может очень измениться в худшую сторону. В этом глобальном конфликте нужно просто занять сторону: либо ты гуманист, либо ты фундаменталист. Я себя отношу к первым, и тем смешнее ответ чиновника, в котором он пишет, что „православие отличается гуманизмом“. Ему бы стоило помолиться об увеличении ума», — считает гражданский активист.

Псковских первоклашек и второклашек сегодня учат по учебному пособию Анны Бородиной. В предисловии она объясняет необходимость изучения православия социокультурными и политическими условиями. «Системный кризис и все негативные явления в жизни россиян, включая низкую творческую культуру СМИ, пропаганду насилия и жестокости, наркоманию, алкоголизм, вседозволенность и распущенность, экстремизм, разжигание национальной и религиозной розни, случаи оскорбления чувств верующих, культурной и исторической памяти русского народа — все это является результатом прежде всего недостаточного духовно-нравственного воспитания, а также в немалой степени — низкого качества историко-культурологического образования и религиозного просвещения», — пишет Бородина. В ее «светском» пособии для второго класса детям в числе прочего предлагается запомнить некоторые определения. Согласно им, «Бог — это «вселичностная и всесовершенная Сущность, абсолютно превосходящая все существующее. Он создал весь мир, видимый и невидимый, который способен существовать только благодаря непрестанному Божественному промыслу о нем». Характеризуя ангелов, Бородина отмечает: «Их ум совершеннее ума человеческого».

Расплавленный воск и надзорные органы

Для повышения квалификации учителей и педагогов воскресных школ 26 сентября кафедра теологии Псковского государственного университета провела семинар на тему «Актуальные вопросы преподавания «Основ православной культуры»». Главным спикером был бывший иподиакон патриарха Алексия II, миссионер, кандидат богословия, диакон Илья Кокин. «Цель курса — подвести детей к церковному порогу и приотворить дверь, -говорил он. — <…> Информация должна быть эмоционально насыщенной. Эмоция, которой мы заряжаем, становится таким расплавленным воском, который помогает этой информации проникнуть внутрь души ребенка». Он также уточнил, что разница между информацией и знанием в том, что последнее люди пропускают через себя, и понадеялся, что педагоги будут давать детям именно его.

Бориса Кирюхина, впрочем, ни ответ чиновников, ни содержание курса и методика его преподавания не впечатлили. Он уже написал заявление в прокуратуру и намерен дойти до Верховного суда. «Дело не в самом православии, а в том, что нагло нарушаются базовые конституционные принципы и положения. Точно так же они могут постепенно ввести фашизм, например», — объясняет Кирюхин.

https://zen.yandex.ru/media/mbkhmedia/m ... 00aad1ddcd
Добродей
 
Сообщения: 21
Зарегистрирован: 05 июн 2017, 17:40

Re: Сохранить светский характер образования

Сообщение Влад » 31 янв 2019, 22:41

В Хабаровске обсудили угрозу неоязычества и других сомнительных религий
Справиться с проблемой можно, если правильно воспитывать детей с малых лет

В Хабаровске прошла конференция на тему «Неоязычество: современные аспекты и историческая ретроспектива». Священнослужители, общественные деятели и преподаватели обсуждали, как нейтрализовать угрозу сомнительных религий, которые все чаще проникают в головы молодых людей.

Неоязычество и неонацизм, близкие по своей сути к сатанизму, приводят к трагедиям. Участники конференции вспомнили о событии 9 февраля 2014 года, когда неоязычник ворвался в собор в Южно-Сахалинске и расстрелял нескольких человек. Игорь Иванишко, член экспертного совета по проведению государственной религиоведческой экспертизы при Министерстве юстиции РФ по Хабаровскому краю и ЕАО, предположил, что неоязычество легко распространяется сегодня через социальные сети. Также, по его мнению, оно приобретает популярность в молодежной среде через увлечение молодых людей такими компьютерными играми, как «CrossFire», «Quake» и другими подобными.

- В регионе сегодня зарегистрировано 188 религиозных организаций. Из них всего 71 — православная, другие традиционные религии представлены всего несколькими организациями, - прокомментировал иеромонах Николай (Дроздов), руководитель миссионерского отдела Хабаровской епархии.

Участники конференции пришли к выводу, что остановить распространение неоязычества среди молодежи поможет духовное просвещение и качественное образование с ранних лет. По их мнению, нейтрализовать проблему удастся, если использовать в обучении только государственные и церковные программы, включающие изучение истории, религии и традиционной культуры.
24.12.18
https://www.hab.kp.ru/online/news/3336592/
Влад
 
Сообщения: 443
Зарегистрирован: 16 июн 2015, 19:48

Re: Сохранить светский характер образования

Сообщение Добродей » 02 фев 2019, 18:40

Ввести священников в школы предложили в Госдуме
30.01. 2019
Нынешний блок школьных духовно-нравственных дисциплин ОРКСЭ должен преимущественно состоять из Основ православной культуры и преподаваться на протяжении всей школы — со 2-го по 10-й класс. Регионы, где этого не происходит, нужно брать на заметку. А священники должны участвовать в обучении школьников общеобразовательных школ, благо тезиса об отделении школы от церкви в российской Конституции XXI века нет. К таким выводам пришли участники круглого стола в Госдуме «Духовно-нравственное образование в российской школе: состояние, проблемы, перспективы развития», прошедшего в рамках VII Рождественских парламентских встреч.

Современного российского школьника — бездуховного и безнравственного — может спасти разве что многократный рост объема курса Основ религиозных культур и светской этики. А точнее — «традиционной российской религии», т.е. православного блока. Изучать его надо не в 4-м классе, как сейчас, а со 2-го по 10-й, не боясь перегрузить детей кучей дополнительных учебных часов в неделю, убежден председатель Синодального отдела религиозного образования и катехизации митрополит Ростовский и Новочеркасский Меркурий: ибо «на самом деле, это не проблема учебной нагрузки, а проблема жизни».

Одновременно, считает владыка, надо финансировать за счет бюджета (т.е. денег всех налогоплательщиков, независимо от их вероисповедания) частные православные детские сады и школы. И в этом святом деле замминистра просвещения Татьяна Синюгина, присутствовавшая на слушаниях, тут же пообещала содействие своего ведомства, «если региональные власти, в чьем ведении находятся эти учебные заведения, сами этого не делают». При этом примечательно, что курс основ религиозных культур и светской этики в обычных школах чиновная дама называла без затей — основы православной культуры и светской этики.

Впрочем, дальше всех по пути искоренения бездуховности и безнравственности российских школяров исключительно силами РПЦ ушел зампред думского Комитета по природным ресурсам, природопользованию и экологии Владимир Сысоев, также озаботившийся данной проблемой. Попеняв для начала представителям Минпроса за непредоставленную ему статистику о выборе родителями модуля ОРКСЭ для изучения их детьми, он перешел к главному:
— Все епархии должны получать информацию, в каких регионах изучают основы православной культуры, есть ли там продвижение этих показателей, а где отказались!

Более того. Какую-то статистику этого рода депутат все же нашел сам. Но она его не устроила: «В сельских епархиях основы православной культуры выбрали лишь 13% школьников. В городских — 20%. Но это же очень мало! Считаю, что надо рекомендовать Минпросвещения административно обязывать руководство школ расширять изучение ОПК! Но добровольно!»
Вести «духовно-нравственные занятия», по мнению этого и других участников слушаний, должны, естественно, священники. Тем более что из нынешней Конституции страны исчез тезис об отделении школы от церкви. Осталось лишь «правильно» оттрактовать понятия «светское государство» и «светский характер образования», подчеркнул завлаб развития воспитания и социализации детей Института изучения детства, семьи и воспитания РАО Игорь Метлик. И дело в шляпе. А то сегодня клир не допускают в школы исключительно по причине трактовки «неправильной».

Говорить на фоне этих перлов, что все эвфемизмы отброшены и курс ОРКСЭ, поначалу официально стыдливо именовавшийся «культуроведческим», открыто стали называть религиозным, как-то несерьезно. На подходе второе пришествие в российскую школу «Закона Божиего». Вот только воспитается ли с его помощью особо нравственное поколение — большой вопрос. Так, изучавший этот предмет, как и все гимназисты, кроме «инородцев», Володя Ульянов, как известно, объявил тотальную войну как «опиуму для народа» в целом, так и каждому из его служителей-попов в частности. А уж что с ними творил выпускник духовной семинарии Иосиф Джугашвили со товарищи, и вспоминать противно.

https://www.mk.ru/social/2019/01/30/ros ... vanie.html
Добродей
 
Сообщения: 21
Зарегистрирован: 05 июн 2017, 17:40


Вернуться в Диалог религий

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1