14 мая я совершил небольшую экскурсию по окрестностям Звенигорода. Отчасти это было связано с поиском мест для проведения праздников, отчасти я давно хотел сам это сделать и заодно встретиться со своим старым другом в селе Ершово Анатолием Белоконным. По лесам, окружающим Зевнигород, мне приходилось гулять и ранее.
Теперешний мой маршрут был таким: Ершово – дер. Сурмино. Там берёт начало та самая р. Сторожка, что протекает под Саввино-Сторожёвсим монастырём. В тайне от властей там процветает местный колхоз. Поля распаханы. Есть небольшое стадо. Наистрожайшим приказом губернатора (власть всячески борется с аграриями) стадо нельзя выпускать на поля. Поэтому коров держат в загоне, а тем временем луговая травка зеленеет...
Место для Купалы, которое мне указал друг, заросло копытняком, и Сторожка в тех краях напомнила мне дикий уральский ручей Ямжач. Место явно с инфернальным оттенком.
Нужно сказать, что в настоящее время, когда в лесах лесниками не ведётся никакой реальной работы, леса дичают и становятся не проходимыми. Вдобавок, если под Звенигородом поражает типограф. Поражённые деревья не вырубаются вовремя, а если и вырубаются, то только массово – огромными площадями, очевидно, с целью воровства, а вовсе не санитарной рубки... Получается, что леса в 50 метрах от автострады очень часто не отличаются от тайги, удалённой о человека на сотни километров. Отличие только лишь в загазованности и брошенном мусоре. Ранее, не побывав в глухой тайге, я не мог и делать таких выводов. Но теперь это для меня очевидно...
Не найдя ничего красивого в верховьях Сторожки, я простился с Анатолием и направился в верховья речушки Нахавня, между деревнями Скоротово и Хлюпино. Эта Нахвальня оказалась бедным ручейком, который наверняка пересыхает в летнее время. Лес чудный: сосны и ели. Но речки нет, да и местность – ни единого холмика. Вернувшись вновь на трассу, третий раз попробовал я счастья на р. Вязёмка, что к северу от малых Вязём.
Тут так же удивительно: в самих этих Вязёмах расспрашивать кого-то про лес невозможно – люди урбанистичные, слова "лес" вообще не понимают, говорят, что нет здесь такого. Но уже в 400 метрах от крайних домов микрорайона, лес совершенно непролазный и запущенный. Троп нет, сплошной валежник. Сделав крюк и обойдя бывшие пионерлагеря – вышел к месту карастового разлома, через который и течёт Вязёмка. Её подпитывают родники со вкусной водой. На склоне горы обнаружились две площадки, на которых захотелось зажечь костёр. Такой необычной лесной холмистой "архитектуры" в такой близости к цивилизации, мне видеть ещё не приходилось. Помещаю фотографии этого интересного места.
За этот день мне трижды пришлось то идти через дым и шум автострад, то углубятся в леса, где нет ни единого звука цивилизации. Ощущение такое, что один мир как бы вложен в другой и они – миры лесов и цивилизации существуют независимо, параллельно и очень близко друг к другу.