Обрядоведение. Праздник и обряд

Это учебный форум, на котором собираются материалы, разъясняющие суть родноверия и его обрядности в наиболее доступной форме.

Обрядоведение. Праздник и обряд

Сообщение Карнач » 01 янв 2012, 09:12

О сути различия между Праздником и Обрядом в современных условиях (Писано Ставром на Родной Земле в лето 4413 от основания Славенска Великого (2004 А. D.) при участии Дрягослава Берестова)

Нужно сказать, что в современных условиях мы считаем корректным разграничивать понятия Праздник и Обряд. Именно такая ситуация ныне сложилась в силу разного рода причин, нравится нам это, или нет. Мы не отрицаем, что в Древней Руси, по-видимому, эти понятия были равнозначны. Всякий Праздник являлся одновременно Обрядом, равно как и всякий Обряд был Праздником. Однако объективности ради следует сказать что, как показывает ряд исследователей, в частности Б. А. Рыбаков - существовали, наряду с Родовыми Духовными Действами (осуществляемыми в рамках одного отдельно взятого Родового поселения) ещё и так называемые "игрища межю сёлы", на которые собирались люди сразу из нескольких соседних поселений. Это, вероятно, и называлось словом "событие", т.е. Совместное Бытие нескольких Родов (подробнее см. Б. А. Рыбаков "Язычество Древней Руси"). Это же действо, в силу разного рода причин (например - масштабности проведения) и призвано носить название Праздник. Следы подобных празднеств прослеживаются по археологическим источникам, их находят в планировке Славянских капищ - от небольших площадок с Чуром-идолом в центре и жертвенных ям, до солидных культовых комплексов, объединявших несколько городищ-святилищ. В подобных местах нередко выявляют общие длинные дома, "контины" по предположению Рыбакова, в коих происходили совместные обряды, хранилась культовые предметы и, возможно, жили жрецы.

Праздник

В современном Родноверии термин Праздник также может быть применён к масштабным действам, проводимым сразу несколькими группами и/или объединениями (Община, Содруга, Круг и т.д.). Наиболее важным свойством праздника является его постоянная привязка к событиям Годового Коло, к явлениям Природы, её сезонным изменениям, а так же к повторяющимся ежегодно памятным датам. Это способствует с одной стороны сохранению традиции, с другой - внутренней целостности Славянского Родноверия. Ведь Праздник, в отличии от Обряда, есть средство общения между людьми.

Особенностями Праздника, его одновременно и "плохими" и "хорошими" качествами, является присутствие довольно большого количества людей (такие Праздники, как, например, Купала под Малоярославцем, проводимая Общинами "Родолюбие" и "Триглав" собирают, как правило, более двухсот единомышленников. Не менее масштабен и День Перуна, проводимый в Калуге Общинами ССО СРВ). В связи с чем необходимо отметить, что в рамках проведения подобных мероприятий в большом количестве присутствуют люди, которые либо не до конца понимают саму СУТЬ происходящего, скрытый СМЫСЛ Действа, для коих Праздник является, не больше, не меньше, лишь ещё одной возможностью встретится и пообщаться с соратниками, да и просто отдохнуть на Природе, либо те, кому собственно Обряд как таковой попросту неинтересен и/или не нужен (Мы ни в коем случае не пытаемся осуждать таких людей, ибо они, в большинстве своём, также являются частью Движения, но делают общее Дело ПО СВОЕМУ). Потому и осуществление собственно Духовных аспектов данного конкретного события в этом случае существенно затруднено, по причине отсутствия однозначного Духовного Единства всех присутствующих. Минусом является и то, что среди тех, кто проводит Праздники (да и Обряды) ныне очень мало людей, способных своей Внутренней Духовной Силой зажечь Огонь во всех, стоящих в Праздничном Коло.

Добавим, что практически всегда, на каждом Празднике, после вступительной части (чтения Славлений, принесения Требы, обноса братиной и Хлебами стоящих в Коло) устраиваются всевозможные игрища ("забавы молодецкие"). И этот факт свидетельствует о том, что присутствующие могут почувствовать если не Духовное (в этом случае имеется ввиду именно Сакральное понимание понятия Дух), то, по крайней мере, Культурное Единство- ту связь коя и позволяет нам, вопреки личным амбициям или недопониманию друг друга именоваться Славянскими родноверами.

Также следует заметить, что в ряде случаев после проведения вышеописанной части Праздника иногда устраивается собственно Духовное действо, Обряд в рамках Праздника. В коем принимают участие именно те люди, коим это действительно НУЖНО. Такая практика имеет место быть и в большинстве случаев действительно себя оправдывает - радеющие о Духе воспроизводят именно ВНУТРЕННЮЮ сторону действа, остальным же не приходится с нетерпением выслушивать длительные Славления и многочисленные Обрядовые заговоры.

Обряд

Обряды являют собой, в отличие от Праздников, в первую очередь именно Духовное действо. Любой Обряд имеет своей главной целью ВОССОЕДИНЕНИЕ людей с Богами, Единение в СЕБЕ Токов Силы Неба и Земли. Обряд, при условии грамотного его проведения, даёт возможность явственно ощутить свою Связь и даже ЕДИНСТВО с Богами и Предками.

Количественное число участников того или иного Обряда, как правило, не превышает максимум десяти - пятнадцати человек, явственно ощущающих Духовную Связь друг с другом и представляющих собой в Духовном плане Единое Коли Силы. Именно Обряд даёт возможность прямого ОБЩЕНИЯ людей с Богами (тогда как Праздник, как было показано выше, в большей степени позволяет людям общаться друг с другом).

Обряд, в свою очередь, условно можно разделить на основную часть и последующие Радения (нередко занимающие внушительный временной промежуток). Радения являют собой обращение к одному из Богов Родных, смотря по действу, которое производится посредством воспевания Колослав, посредством протяжного произнесения (Прогуживания) Священных Слогов, да и просто безмолвным, Внутренним обращением к Богу человека, находящегося на Капище.

Исходя из всего вышеприведённого, можно вывести два определения.

Праздник - главным образом Культурное мероприятие, направленное не столько на (условно) Внутреннюю, сколько на Внешнюю сторону действа. Основной задачей праздника, помимо сохранения Родноверческой традиции, является скрепление связей людей через личное общение.

Обряд - сугубо Духовная практика, Духовное действо, затрагивающее, посредством Внешних действий Внутреннюю сторону человеческого естества и направленное на Духовное Единение с Родными Богами.
Последний раз редактировалось Карнач 01 янв 2012, 09:27, всего редактировалось 1 раз.
Карнач
 
Сообщения: 417
Зарегистрирован: 22 дек 2011, 07:13
Откуда: г. Липецк

Re: Обрядоведение. Кологодные праздники

Сообщение Карнач » 01 янв 2012, 09:14

СЛОВО О ПРАЗДНИКАХ (памятка для жреца)

Праздник – важная часть культа, но он ничего не прибавляет, не убавляет на пути к Роду. Праздник нужен
человеку для иллюстрирования мифа в облике мистерии (ритуального спектакля). Смысл мистерии состоит
в том, чтобы каждый сыграл пусть маленькую, но посильную роль в происходящем. Участие в празднике
включает человека в динамику коллективного бессознательного, создавая отношение к форме и
содержанию мистерии, как к собственной духовной работе.

Проведение любого языческого праздника должно базироваться на нескольких основных принципах, которые позволяют провести именно традиционный праздник, а не массовое мероприятие с элементами народной традиции.

Во-первых, рекомендуется заранее выделить ранее участвоваших в подобных праздниках и, объяснив им концепцию праздника, привлечь к помощи в организации и проведении праздничных ритуалов. Не стоит до начала проведения праздника давать его участникам этнографический и культурологический анализ материалов по данному празднику и народным праздникам; эта информация должна даваться избирательно - тем, кто, по усмотрению руководителя, может соучаствовать в организации действа (Подача научных материалов при проведении самого праздника может вызывать у его участников настроение игры в народность, когда смысл любых проводимых мероприятий кажется заранее понятным и известным, а потому вызывает некоторое внутреннее превосходство над народными традициями, которые участники праздника призваны возрождать. В результате не может быть достигнута слаженность действий в проведении праздника).

Во-вторых, основной задачей организаторов праздника является не показывание самого праздника участникам, а введение их в его структуру. Причем, каждый из них до начала проведения праздника знает только свою конкретную роль, а не все элементы в целом. Роль каждого участника объясняется ему непосредственно перед началом праздника.
Введение участников в структуру праздника достигается за счет проведения нескольких подготовительных этапов. Первым этапом является заготовка продуктов для "пира горой". Для этого с участниками праздника заранее оговаривается их посильное (по возможности равное) участие в расходах по проведению пира. При этом желательно, чтобы часть расходов брали на себя организаторы, а необходимые продукты и вещи доставлялись на место события с участием всех присутствующих. По прибытию на место (принципиально не рекомендуется проводить праздники в рядом с домом проживания участников; праздник должен восприниматься как выход в иной мир) каждый из участников получает конкретное задание, и ему говорится о том, что данное задание есть часть предстоящего ритуала. Смысл самого элемента ритуала участнику по возможности объясняется.
Среди предварительных действий перед началом праздника следует учесть и поиск места. Само место должно отвечать не только критериям удобства, а еще нести в себе некоторые символические элементы, свойственные тому или иному празднику (например, присутствие воды и холма при приведении праздника Ивана Купалы). После того как место найдено, оно должно быть подготовлено, то есть очищено от мусора и освящено. Это является вторым этапом. Освящение в самом простом виде состоит в просьбе к данному месту и его хозяевам (богам и духам предков) благожелательно отнестись к пришедшим гостям и разведение специального ритуального костра, в который запрещается бросать всевозможные отходы. Место костра должно быть торжественно окопано и для его поддержания заготавливаются дрова. Для хозяйственных нужд разводится отдельный костер на котором готовится пища и куда можно бросать отходы.

В-третьих, задача жреца объяснить людям, что от их настроя, состояния и внутренней дисциплины зависит очень многое. На обряде КАЖДЫЙ, даже просто стоящий в кругу общинник, а тем более ведущие обряд, не должны отвлекаться и нарушать ход обряда. А для этого необходимыми условиями являются тщательная подготовка места, обрядовой атрибутики и инструктаж участников. Обрядовый напиток должен быть в кругу, костёр тщательно подготовлен, треба должна быть на нужном месте. Участники к началу обряда должны быть полностью подготовлены и одеты.

В-четвёртых, проведение самого праздника совершается таким образом, чтобы лидеры группы и ее самые слабые члены находились в одинаково комфортных условиях. К участию в играх и скоморошинах желательно привлечь всех участников праздника. Особенно важно, чтобы стесняющиеся новопришедшие не простаивали в праздном наблюдении за действиями других, а смогли принять непосредственное участие в коллективном создании мира народной традиции, дух которого должен пронизывать весь праздник.

Объяснение смысла того или другого праздничного действия дается, по большей части, именно во время проведения праздника, а сама концепция, в том случае если она остается до конца не понятной, обсуждается во время "пира горой" (трапеза, братчина), который является необходимым завершением самого праздника.

По окончании праздника происходит обязательный ритуал прощания с местом с обязательным приведением его в порядок.

Составитель: Велеслав Карнач
«Слово…» составлено по материалам статей Селидора, Велемудра и Лихобора.
Карнач
 
Сообщения: 417
Зарегистрирован: 22 дек 2011, 07:13
Откуда: г. Липецк

Re: Обрядоведение. Кологодные праздники

Сообщение Карнач » 01 янв 2012, 09:18

СЛОВО ОБ СПРАВНОМ ОБРЯДЕ В ОБЩИНЕ

Для того, чтобы провести справный обряд, необходимо соблюсти пять важных условий:

1. Наличие жреца с хорошей обрядовой подготовкой;

2. Наличие сплочённого коллектива общинников с одинаковой мировоззренческой ориентацией:
а) создание Внутреннего Коло из общинников, которые верят в Богов и Богам;
б) приложение максимума усилий для укрепления Внутреннего Коло:
- обязательное проведение обрядов Внутреннего Коло, как минимум, раз в месяц;
- разнесение по времени праздников для всей общины и обрядов Внутреннего Коло;
- обязательное наличие у всех участников обрядовой одежды;
- обязательное участие всех участников в обрядовых мистериях, если таковые имеют место.

3. Наличие ТСО (технических средств обряда) и соответствующим образом подготовленного места обряда;

4. Наличие благоприятного психологического климата, хороших отношений между общинниками и жрецом;

5. Обряд — это динамическая медитация. Во время правильно проводимого обряда "мозг человека отдыхает от ежедневных проблем и постоянных переживаний, а это, в свою очередь, приводит к разрушению патологических связей - как в мозгу, так и в организме в целом"(так Слезин В.Б.,профессор, к.м.н., руководитель лаборатории нейро-и психофизиологии СПбПННИИ им.Бехтерева В.М., охарактеризовал действие молитвы, но я полагаю, что молитва и обряд — тождественные понятия).
Для этого используются следующие средства:
- одежда (традиционная или стилизованная под традиционную);
- место проведения обряда ("обязательное отсутствие таких раздражителей как: прохожие, элементы городского пейзажа, близость городского транспорта (в том числе и собственная машина, стоящая поблизости");
- капище (особенно с черепами);
- коллективная деятельность (будь то предобрядовые игры или заготовка дров для костра), в которой принимают участие ВСЕ участники обряда;
- славления на т.н. "древнерусском" языке; - "сложные" хороводы;
- обрядовые мистерии.
Карнач
 
Сообщения: 417
Зарегистрирован: 22 дек 2011, 07:13
Откуда: г. Липецк

Re: Обрядоведение. Праздник и обряд

Сообщение Карнач » 01 янв 2012, 09:33

Проведение праздника («Именослов», В.С. Казаков)

Славянский праздник строится из трёх основных частей: зачин, пир, игрища.

I. Зачин

1. Зачином называется торжественная часть, с которой начинается всякий праздник. Во время зачина люди стоят на требище, выстроившись полумесяцем в один или несколько рядов, обратив лица к капищу. В это время происходит поминовение предков, поэтому смех, шутки и пустословье здесь не уместны. Исключение делается для каких-либо обрядовых действий. Произносятся лишь обрядовые слова, здравицы и славления.

2. Перед зачином обавница осыпает собравшихся солью и зерном, окропляет родниковой водой.
Затем она кланяется в пояс и приглашает всех пройти за первый круг опашки на требище. За второй круг опашки к самому капищу проходят только жрецы. Жрец или жрица (или несколько жрецов, в зависимости от важности обряда) проходит за второй круг опашки и приступает к свещеннодействию. Остальные жрецы и обавни-ки начинают зачин со славлений. Жрецы на обряде одеты в белые льняные облачения с красным оплечьем, красными наручами и подолом. Белый - свещенный цвет чистоты, красный - обережный цвет огня. Поэтому жреца иногда называют свещенником, так как он светит, разжигает огонь. Иные люди вещие одеты в серые неотбеленные рубахи из толстины, что должно означать, во-первых, отголосок тех времён, когда люди ещё не научились отбеливать лён, а во-вторых, подчёркивает, что они пришли не просто праздно провести время, а исполнить обряды и руководить праздником. Остальные одеты в праздничные одеяния - белые вышитые рубахи и платья.

3. Славления у славян читаются исключительно стоя, лицом к капи. Жрец стоит, раскинув руки, иногда держа в правой руке посох, а в левой руке пучок свежей травы или колосья (это в случае, если предстоит жертвоприношение).

4. Зачин открывается славлением:
Влике Всебожъе пославимо! Якоже пращуре наше молихом, Трижь воспоемо славу велику
Роду словенеску, отцем а дедом,
Кие ее Сварзе до суше
Славу Дажьбу воспоемо,
Внуци дажьбове — любимичи божески,
Бозиско орала вой,
Тако деснице держаще ко Суне,
Трижь воспоемо славу Сварожичем!
Бози пославимо, сурьи выпиймо,
Тако ее Сварзе бози бо cyme
Пиюпг за щасте божеских внуцей!
Гой!

Собравшиеся подхватывают клич. В это время обавник (или другой жрец) обходит всех с братиной в руках, подходя к каждому, произносит: «Слава предкам!» Человек, прежде чем взять братину с напитком, должен ответить: «Слава предкам!» Затем, отпив, передает братину обавнику и т.д. Первым пьёт жрец, читавший здравицу, затем обавник посолонь обходит собравшихся и последним пьёт жрец, стоявший за второй опашкой на капище. Обязательно нужно оставить некоторое количество напитка, который трижды выливается на землю капища. По окончании жрец собирает общую требу и передает её на капище. Затем собирает обереги для освещения. После этого выступает обавник, произнося урочное славление божеству, которому посвещён праздник, например:
Славихом Дажьбо! А буде ты нашь пъкровитель а заступищ од Колёнды до Колёнды! А плоди на полех! А даяшет травы на скотия а да намо во све дни. Е говядиа умножити се, а зърна житня множесть. А быхом медъвищи затвержети. А пещи бога света. А славити Сваронже бостъ одрещен одо зимы а теци на лето. Тому бо поемо славу, яко оци по полех... Гой!
Клич «Гой!» не произносят при славлений Перуна, а восклицают «Слава!»

5. Все здравицы, славления и песни произносят строго наизусть: это обязательное условие славянской, а также и всей арийской обрядности.
После каждой здравицы обносится братина по полукругу посолонь. Выбрав самый большой хлеб (или пирог), обавник проходит вдоль рядов. Каждый должен дотронуться рукой до хлеба, загадав желание. Если дотрагиваться левой рукой, значит желать для себя, правой - для других.
После того, как треба сгорит на Огне, по знаку жреца, стоящего в круге, обряд закрывается. Обавник читает Прославление Великого Триглава:
Се бо ящете
Первие — Триглаву поклонящете! —
Се яхом,
А тому великоу славу пьящехом,
А Сварга — дида божия хвалихом,
Яко ждете ны е
Се роду божьску нащельнико
А всенску Роду — студии, вещен,
Яко вотеце во лете од крыне сва
А в зиме николе же не взмерзе.
А тоя воде живенце пьюще.
Живихомсия, доконе не прейдехом,
Якожде све ко нему убендехом
До луце гоех райстиех.
А богу Перуневи — громоверзецу
А богу пре а борениа —
Орцехом:
«Живинта явленои,
А не преставате вращате колие!
А кыи ны венде стезеоу правоу
До брани а до тризне влика!»
О всиа павшие,
Якове же идоут бое, живенте вещне
По пълку Перуныю!
А богу Велесиу славу рцехом,
Се бо ста бог Нави а Яви,
А тому поема песынема,
Яко свет есе.
Зрящете — а Яви быте!
А ты нас о Нави убрежешет —
А тому хвало поемо!
Поехом плясащетему,
Взывахом Богу нашему,
Якожде ты — земе суне нашю
А звездиа дрезац,
А свет криепце.
Слава Богам!
Слава!
Слава предкам!
Слава!
Слава Победе!
Слава!
Клич подхватывают все собравшиеся, вытянув правую руку в приветствии. Жрец выходит из-за опашки. Зачин закрыт.

6. Перед тем, как приступить к описанию пира, поясню действия жреца, стоящего на зачине за вторым кругом опашки, возле самой капи. Перед началом зачина капище очищается, жрец складывает краду - свешенный костёр. Собрав требу и обереги, жрец закрывает капище особым обрядом. Никто не должен входить туда или иным образом размыкать круг во время свещеннодействий. Исключение делается только в том случае, если жрец один ведёт обряд. Тогда он входит и выходит через положенный остриём вверх нож или топор. После начала зачина жрец высекает кремнями огонь и поджигает краду. Как только огонь разгорится, читает славление Семарглу:
Славихом Огнебога Семаргла, древо грызуща.
А ела му а огнекудре лице
Розвияштиа во утрие, в день а вчери.
А тому быхом диащи за
Соутворене брашно е еа пития.
Яко есь едине храним во попели.
А того вздыимо а горити земе наше
Улеже сия от суна до суна,
Свенрожи а влики cyme.
Тамо бо Хороси луци а
Тамо ведымо говяоыа.
Проплодитпи се имо волю Дажьбу,
Его же славихом...
Затем начинает укладывать на краду требу. В то время, как треба горит, жрец освещает в свете пламени обереги. Если треба сгорает полностью, то это хороший признак, треба принята. Если же костёр долго не разгорается, значит на зачине присутствуют люди, которым там не место. После того, как треба сгорит, жрец бросает черты и объявляет волю богов. Гадание на капище, в лучах горящей крады, считается самым лучшим из гаданий. Освещенные обереги передаются обавнику и жрец покидает капище, замкнув вход чертами.

II. Пир

1. На пиру обязательно должна подаваться обрядовая еда, соответствующая тому или иному празднику. Например, на празднике Велеса запрещено употреблять говядину, а на празднике Перуна говядина обязательна, и входит в страву. Курица - непременная принадлежность пира в честь Сварога и Мокоши, а также свадебного стола. Баранина должна подаваться на пиру в честь рождения Солнца, и, наконец, свинина может быть в страве на всех праздниках. Такое же почётное место занимает каша, древнейшая еда славян. Кутья и кисель обязательны на поминках. Блины - на солнечных праздниках и поминках. Оладьи - на Рожаничных праздниках, посвещённых Ладе и Леле.

2. Огромное значение на пирах придается подбору напитков. Важнейший из напитков - мёд (сурья), употребляющийся на солнечных праздниках, на Перуновом Дне, на постригах, на свадьбах. Пиво, второй по значению напиток, употребляется на Рожаничных святах. Приготовленное из зёрен ячменя, пиво обозначает в требе плоды земли, собранный урожай, а также надежду на урожай будущий. Вино - редкий гость на столе славянина, в основном на праздниках Рожаничных. Крепость вина не велика, как правило, это «добровонное» вино, т.е. слабое сухое вино из ягод. И на всех без исключения праздниках употребляется квас, древнейший из напитков славян.
Еда для пира приносится хозяйками вскладчину и называется «ссыпка». Вдобавок на стол подаётся часть требы и большая часть мяса жертвенных животных. Обычай совместного поедания мяса жертвенных животных идёт ещё с тех далёких времён, когда племя первобытных охотников собиралось вокруг костра после удачной охоты. Порядок блюд не изменился с древнейших времен: на смену закускам подают первое, второе и третье. Есть начинают по знаку старейшины, до тех пор, пока он не скажет «добро есть», никто не притрагивается к пище.

III. Игрища
По окончании пира, после некоторого перерыва начинаются иг­рища.

Взятие городка
На вершине холма строится потешное укрепление из брёвен, сучьев, а зимой из снега (городок). Женщины и девушки, защитни­цы городка, находятся внутри «крепости». Мужчины, разделив­шись на «всадников» и «коней» (в средние века кони были настоя­щие), начинают приступ. Их задача разрушить укрепления и, про­бившись сквозь строй защитниц, захватить знамя. При этом необхо­димо удержаться на «коне». Если «всадник» падает с «коня» или же его стаскивают, то он больше участия в игре не принимает. Зада­ча женщин - не дать захватить знамя. Для этого они используют средства весьма внушительные: палки, обмотанные шкурами, наби­тые соломой мешки, а зимой ещё и снежки. Игра продолжается до тех пор, пока мужчины не захватят городок или не откажутся от мысли это сделать. Как правило, игра затягивается надолго, ведь идущих на приступ ожидает награда: тот «всадник», который суме­ет завладеть знаменем, имеет полное право перецеловать всех за­щитниц.

Коняшки
Игроки разделяются на два «войска». Каждое «войско» делится на «всадников» и «коней». Всадницами обычно выступают девуш­ки. Задача игроков вывести из равновесия другую пару. Выигрыва­ет тот, кто дольше всех устоит на ногах.
Христиане, насмотревшись из-за кустов за подобными игрища­ми, насочиняли затем страшные сказки о «скачущих ведьмах», за­гоняющих людей до смерти.

Моргалочки
Участники становятся в круг попарно (юноша - девушка) так, чтобы один человек стоял впереди другого. Один участник пары не имеет. Его задача переманить к себе кого-нибудь из стоящих во внутреннем круге, незаметно подмигнув ему (ей). Задача игроков, стоящих во внешнем круге, заметить это и вовремя удержать свою «половину». Тот, кто не удержал, - водит.

Ящер
Участники становятся в круг, в середине которого сидит игрок (юноша), изображающий ящера (владыку подземного мира). Глаза «ящера» закрыты повязкой. Вокруг «ящера» начинают водить хо­ровод, припевая:
Хор:
Сидит ящер,
Орехи лущит Под ореховым кустом. Чок-чок, пятачок, Сидит ящер-дурачок.
«Орех»:
Гни меня, ломи меня
Полезай на меня
На мне есть мохнатка
В мохнатке гладка
В гладкой сладко
«Ящер»:
Стоит дерево мохнато
В мохнатом-то гладко
В гладком-то сладко
Про эту сласть
И у нас есть снасть!
Жениться хочу!
Хор:
Возьми себе девку
Девку молодую.
За белую ручку
За русую косу
За малую ножку
За золотой перстень
«Ящер»:
Кто она такая,
Как её зовут
И откуда привезут?
Хор:
Вот она!
Ящер, не снимая с глаз повязки, указывает на очередную «жерт­ву». Если «жертвой» оказывается юноша, то он занимает место ящера. Если девушка, то ящер несёт «топить» её к ближайшей реч­ке, назначив нового «ящера». По пути к воде девушка может отку­питься, например, поцелуем, или же подождать, пока ящер обесси­лит и сам отпустит «жертву». Всё зависит от желания «жертвы».

Ручеёк
Юноши и девушки становятся в пары друг за другом, образуя «ручеёк». «Рыбак» (участник или участница без пары) «заплыва­ет» в ручеёк и вылавливает «рыбку». Необходимо вытащить «рыб­ку» из «ручейка», пройдя под сомкнутыми руками остальных пар. Преодолев «волны» и «подводные камни», игроки выходят из «ру­чейка» и целуются. Тот, кто остался без пары становится новым «рыбаком».
«Ручеёк» - явный пережиток первобытнообщинного строя, ко­гда каждая женщина племени была женою всех мужчин, а каждый мужчина - мужем всех женщин. Вообще, все игры - это остатки древних обрядов. «Городок» — не что иное, как взятие крепости «на копьё», т.е. сходу. «Ящер» - отголосок древнейшего первобытного жертвоприношения.

Более подробно о народных славянских играх можно узнать, по­знакомившись с трудом профессора Д.К.Зеленина «Восточносла­вянская этнография», или с работой И.П.Сахарова «Сказания рус­ского народа».
Карнач
 
Сообщения: 417
Зарегистрирован: 22 дек 2011, 07:13
Откуда: г. Липецк

Re: Обрядоведение. Праздник и обряд

Сообщение Карнач » 01 янв 2012, 09:43

ХОД ОБРЯДА

1. Сбор на мольбище.
Громыханием во звонец, звуком рога или криком (троекратно) все созываются на обряд. Подойдя, все встают полукругом возле капища. Мешкать никому негоже. Каждый должен принести с собой на мольбище по доли приношений (то должна быть страва славянская) и держать их при себе, пока по ряду не пройдет жрец, собирая требы.

2. Словеса на праздник.
Распорядитель праздника или старейшина общины или волхв или кто из знающих людей, ведет речь старыми словами о сути празднества, об обрядовых действах, о почитании Богов.

3. Очищение места и людей.
Хранильница (одна или несколько) проходит вдоль ряда людей, приговаривая:

ЧУР ЧУРИЛА
СТАР ПЕРЕСТАР
ТЫ ХОДИ ХОДИ ПОХАЖИВАЙ
ТЫ ВОДИ ВОДИ ПОВАЖИВАЙ
ТЫ ГЛЯДИ ГЛЯДИ ПОГЛЯДЫВАЙ
ДА ОТ НАС СПРОВАЖИВАЙ!

Все вторят за ней в строку. Приговор говорится троекратно или столько раз, сколько потребуется, чтобы обойти всех. Говоря сии словеса, хранильница кропит всех и само место «пятисильной водой» (в воду <Велес-вода> потушен или растворен уголек <Сварог-огонь>, посыпано зерно или землица <Лада-земля>, по ней посечено ножом <Перун-железо>, а поверх дунуто или поважено пучком из трав и цветов, прутков <Яже-дух>). Иначе же, коли идут несколько хранильниц или даже одна, чистят каждой силой отдельно (для нас обычно очищение зерносыпом и кропление «четырехсильной водой»).
А во огорождение места такоже речь:

НЕБА ЗВОНЫ ЗЕМЛИ ДОЛЫ
ПРИМЕ ПЯСТЬЮ ОДЕСНУЮ
НЕТУ ХУДА НЕТУ ЗЛОБЫ
ТОЛЬКО РОДА БЛАГОСЛОВЬЕ
ВСТАНЬТЕ СТЕНЫ ОБАПОЛЫ
ТЫНЫ С ЗЕМЛИ ДО НЕБЕСИ МЕСТО СИЕ СВЯТО ЕСИ
ЗДЕСЬ БОГИ НАШИ НИКОЛИ ЖЕ НЕСТЬ КРАШЕ
ПАКИ ГОРАЗДО И БЛАГО ЗДЕСЬ БЫТИ
ПО ЧЕСТИ ЖИТИ ДА БОГОВ СЛАВИТИ!
ЧУР ЧУРА ЧУР!

4. «Дозволь». Отмыкание обрядное. Испрошение благословления Трояна на праздник.
Радари отходят до капища, приговаривая:

ТЫ ДОЗВОЛЬ СВЯТ БОЖЕ
БАТЮШКА СВАРОЖЕ
КО ДВОРУ ПРОЙТИ
ДА ВО ДВОР ЗАЙТИ
КОСТРЫ ЗАЖЕЧЬ
КОРОВАИ СПЕЧЬ
ТРЕБЫ ОСВЯТИТЬ
ДО БОГОВ ВОЗЛОЖИТЬ
ТЕБЯ БАТЮШКА ВОСПЕТИ
ЛАДУ-МАТУШКУ ПРИПЕТИ
ВСЕХ СВАРОЖИЧЕЙ ДА ВОССЛАВИТИ!

Далее же:

ПО НОВУ ПО ДОБРУ
ПО ЖИВУ ПОЗДРАВУ
РОСТИ ПОРОСТИ ПОЛНОЮ ГОРСТЬЮ
ПО ДОЛИ ПО ВОЛЕ НА БОГОМОЛЬЕ
НА ЗЕМЛИ ЛАДЫ НА БОГОВ ЧАДЫ
НА БОГОВ СЛАВЛЕНЬЯ НА СИИ РАДЕНЬЯ!
ГОЙ!

За сим рекут себе по рукам и до Трояна:

ОТОМКНИ ТРОЯНЕ ТРИДЕВЯТЬ КЛЮЧАМИ
ПУТИ ПОРОГИ ДО БОГОВ ДОРОГИ
ОТОМКИНИ ТРОЯНЕ ТРИДЕВЯТЬ КЛЮЧАМИ
СЕРДЦА ДА ОЧИ ДО ПРЕДКОВ ПОМОЧИ
ОТОМКНИ ТРОЯНЕ ТРИДЕВЯТЬ КЛЮЧАМИ
УСТА ПЕЧАТИ ОБРЯДИВО НАЧАТИ!

И вслед тому сразу же закликается испрошение к Трояну:

ВОЗБЛАГОСЛАВИ ТРОЯНЕ
ПО ЧЕСТИ-ЗАКОНУ СТАТИ
В МИРЕ ДА ВОЛИ ИЗБРАТИ
ОБРЯДИВО ДОБРОЕ НАЧАТИ!

Далее же:

ВОЛЕЙ СВАРОЖЬЕГО ВЕЧА
СЛОВОМ ВЕЛЕСА ВЕЩА
СИЛОЙ ПЕРУНОВА МЕЧА
ОТ САМОГО РОДА ИЗВЕЧНА
ПРЕБУДИ СИЛА
ЗЕМЛЕ ВО НИВУ
ПО КРОВИ В ЖИЛУ
БО БЫТИ ЖИВУ
БО ДНЕСЬ ОБРЯУ БЫТИ НАЧАТУ!

5. Топоромах и очищение капища.
Наузник, либо старейшина, либо воевода, либо волхв начинает обход всего места, отмахивая топором («топоромах») и приговаривая отгонные слова. Начинать следует сзади ряда людей, напротив капища, и, идя посолонь, вернутся к тому же месту. Обход совершается один раз или троекратно, если того требует время на очистку капища и зажжение огня. Одновременно с обходом, жрец начинает очищение капища. Все жреческие обрядовые принадлежности уже находятся на нем, а на требном камне возложены каравай («общий») и «медовик» (сладкий хлеб или печенье, пряник). Жрец обходит капь посолонь несколько раз, возливая по ходу воду, рассыпая зерно и обсевая им родовой столб и перезванивая звонцом («отзвон»). По ходу совершаются поклоны и произносятся заговорные слова. После того, жрец раскладывает требный огонь – «краду». Подметает подготовленное место (жертвенник, возвышение), поливает его водой, рассыпает священную траву-мураву и ставит колодец дров. При том он приговаривает на каждое действо:

КАК ПРОТЬ ЭТОГО ДВОРА (простирая длани к капи)
РАЗЛИВАЛАСЯ ВОДА (по кругу поливая водой)
КАК НА ЭТОЙ НА ВОДЕ
РАССТИЛАЛАСЯ ТРАВА (возлагая мураву)
КАК НА ЭТОЙ НА ТРАВЕ
СТОИТ ДРОВ КОСТЕР (кладет поленья)
СТОИТ ДРОВ КОСТЕР
НИ МАЛ НИ ВЕЛИК
НИ МАЛ НИ ВЕЛИК
ТРЕБУ ВЗЯТЬ ХОТИТ!

Сказав сии слова, жрец, от горящей лучины, запаляет костер. Зажегши его, он совершает пред огнем малое поклонение, возглашая (воспевая):

ОГОНЬ БАТЮШКА!
РАСПЕРИ КРЫЛА – ВО СТО ЗОЛ ЗОЛА!
ВО СТО ЗОЛ ЗОЛА – РАСПЕРИ КРЫЛА!
ОБОЖГИ ПЕРО – ВО СТО БЛАГ ДОБРО!
ВО СТО БЛАГ ДОБРО – ОБОЖГИ ПЕРО!
ПО ДОЛУ ОГНЯ ОБЕРЕГ МЕНЯ!
ПО ДОЛУ ОГНЯ ОБЕРЕГ МЕНЯ!
ПО ДОЛУ ОГНЯ ОБЕРЕГ МЕНЯ!

Далее же:
РАЗОЙДИСЬ ОГОНЬ ОКРЕСТ ПОСОЛОНЬ
РАЗОЙДИСЬ РЕКОЙ ГОРЮЧЕЙ ИСКРОЙ
РАЗОЙДИСЬ ВЫСОКО ВО НЕБЕ СОКОЛ
РАЗОЙДИСЬ ЖАРОМ СИЛУШКОЙ ЯРОЙ
РАЗОЙДИСЬ КРАСЕН СОЛНЫШКОМ ЯСНЫМ
РАЗОЙДИСЬ СВЯТЫЙ ВЕЛЬМИ ПРЕБОГАТО
РАЗОЙДИСЬ БОЖЕ ОГОНЬ СВАРОЖИЙ!

Либо:

КАК НА ДИВНОМ БУЯНЕ БОГИ СТОЯЛИ
БОГИ СТОЯЛИ НА СВЯТОЙ ГОРЕ
НА СВЯТОЙ ГОРЕ ВО БЛАГОЙ ПОРЕ
А СВЯТА ГОРА НЕ МАЛЫМ МАЛА
НЕ МАЛЫМ МАЛА ДО НЕБЕС СТАЛА
КАК НА ТОЙ ГОРЕ ОГОНЬ РАЗГОРЕ
ОГНИЩЕ ЯРЫЙ БЕЛ СВЕТ ОЗАРИ
ГОРИ НЕ ГАСНИ БОГАМ НЕ НАПРАСНЫЙ
НА ОБРЯД СПРАВНЫЙ ВСЕМ БОГАМ ВО СЛАВУ!

6. «Влике Триглаве».
Как займется огонь, обавник либо волхв творит прославление Триглава Богов, каждую строку которого вторят все собравшиеся:

ВЛИКЕ ТРИГЛАВЕ – МНОГОСЛАВЕ
ДИДЕ – ДУБЕ – СНОПЕ НАШИ
ВМИНЬТЕ РОДОВИЧЕЙ СЛАВЯЩИХ
КИЕ ЕСЕ ОТРОЧЕ ВАШЕ
СВАРОЖЕ КИЕ НАМ ДОРОЖЕ
СВАРОЖЕ НАШ ВЕЛИКИЙ БОЖЕ
ПЕРУНЕ БРАДЫ ЗЛАТОРУНЕ
ПЕРУНЕ СИЛЕ НАМ ДАРУЕ
ВЕЛЕСЕ ДЕРЗАЦЕ НЕБЕСЕ
ВЕЛЕСЕ БЛАГО ДАРИ ВЕСЕ
СТАНИ НАД НАМИ БЛАГОСТЕ БОЖСКОЕ
БЫХОМ И БЫТИ ОТ КОЛО И ДО КОЛО!
ГОЙ!

И так возгласив вместе – творить поклонение земное.
Сиими словами души всех сошедшихся на капище съединяются во единое целое.

7. Зачин. Славление Богов.
Пред капью встает волхв либо обавник, либо иной кто, словеса знающий и, поваживая руками, начинает закликать:

РАЗЫДИСЬ ТЕМНО РАЗГОРИСЬ ДОБРО
РАЗГОРИСЬ ДОБРО ЗАСВЕРКАЙ СВЕТЛО
ЯРИ ЯСНОЕ СОЛНЦЕ КРАСНОЕ
СТАНИ-СТАНЬ ДОЛИ ЯКО РОД ВЕЛИ
СТАНИ-СТАНЬ ДОЛИ С НЕБА ДО ЗЕМЛИ!
(Последние четыре строки произносятся трижды.)

Коли словеса рекутся волхвом, то гоже ему держать во деснице посох свой, а со последними строками о землю им ударити.
Перестав поваживать и держа руки на гору, сразу гласится:

ЗАБУРЛИ МОРЯ СВЕТЛОПЕННЫЕ
ЗАШУМИ ДУБА ВЕКОВЕЧНЫЕ
ВОЗМАШИ МЕЧА РАЗУДАЛЫЕ
ВСПОЛЫМИ ОГНЯ ИСКРОЗАРЫЕ
РАСПЛОДИСЯ ЗЕМЛИЦА БО ЯРАЯ
ДА ТВОРИТЕ СЛАВУ ПРЕОГРОМНУЮ
САМОМУ (Божско имя рек)! ГОЙ!

За сим славы творятся наособицу тем Богам, коих праздних днесь, либо же Всебожье:

СВЯТЫ БОГИ ВО ЧЕРТОГЕ
В ЗЛАТОМ ИРЬЕ В ЦЕЛОМ МИРЕ
В ПОЛЕ В ЖНИВЕ ВСЕОБИЛЬЕ
В КРАДЕ В ЛАДЕ ВСЕОТРАДЬЕ
ВАМИ ЖИВЫ ВАС СЛАВИМ МЫ
БОГИ СВЯТЫ СИЛЫ ДИВНЫ
ВЫСЬ НЕБЕСНА КЛЯТВА ЧЕСТНА
БЛАГОСТЬ МНОГА СЛАВА БОГАМ!
СЛАВА ПРЕДКАМ! СЛАВА РОДУ!
ВЕК ПО ВЕКУ ГОД ПО ГОДУ!
Далее же:

БОГИ НАШИ ВЕЛИКИ ВО БЕЛ СВЕТЕ ВСЕЛИКИ
ГОРАЗДО ВАМ РАТУЕМ НА КАПИЩЕ СВЯТ(К)УЕМ
ДНЕСЬ ВЫ СЛАВИТЕСЯ ЗДЕСЬ ВЫ И СТАНОВИТЕСЯ
СИЛОЙ СВОЕЮ ГОЖЕЙ И БЛАГОСТЬЮ ВСЕПРИГОЖЕЙ
АБЫ РОДУ СЛАВЯНСКУ ЖИЛОСЯ
АБЫ БЛАГО СВЕТУ ГОРОДИЛОСЯ!

Либо:

ВЛАДЫКЕ СВАРОГУ НЕБУ ВЫСОКУ
СО МАТЕРЬЮ ЛАДОЙ ЗЕМЛИЦЕЮ СВЯТОЙ
ГОРОМУ ПЕРУНУ ВЕЛЕСУ ПРЕМУДРУ
СТРИБОГУ ВЕТРУ ДАЖЬБОГУ СВЕТУ
ВСЕМУ БОЖСКУ РОДУ ВСЯК ДЕНЬ КОЛОГОДА
ЧЕСТНУ ДА НЕ МАЛУ ВОЗРЕКУ СЛАВУ!

8. Собирание жертвы и обнос каравая.
Жрец выносит с капища поднос, на котором лежит рушник с общим караваем и возглашает всем: «Надлежит нам прославить Богов Родных требами нашими добрыми и честными. Возложим сколь имеем и благость за то обретем! И на каравай Божий длани возложим. Коли себе желаем, то левую возложите; коли другим желаем, то правую возложите; коли всем нам желаете, то обе руки возложите! Добрым речам – до Богов течи, худые речи – рекшим на плечи».
Затем он подходит к волхву или к священнику стоящему во начале ряда. Волхв кладет на поднос доли подношений и возлагает руки на общий каравай. После же он берет у жреца рушник с караваем, а жрец начинает обход ряда с подносом в руках. Волхв идет следом за ним. Все кладут на поднос жреца свои доли подношений и возлагают руки поверх каравая того. Когда весь ряд пройден, то жрец опускает поднос с подношениями подле входа на капище, а затем сам возлагает руки на каравай, который подносит волхв, принимает этот каравай у него и кладет хлеб за подносом.

9. Очищение требы.
Прежде чем занесть требные подношения на капище, жрец разбирает (выбирая негодное к подношению) и очищает их. Поводя над дарами ножом или руками, он приговаривает:

СВЯТА ТРЕБА СВЯТИ, ОСВЯЩАЙСЯ
ОТ ЗЕМЛИ ДО НЕБА СВЯТИ, ОСВЯЩАЙСЯ
ОТ СОЛИ ДА ХЛЕБА СВЯТИ ОСВЯЩАЙСЯ
ПРЕБУДИ ЛЕПА СВЯТИ ОСВЯЩАЙСЯ

10. Занос на капище. Предложение требы. Прославление Божества.
Взяв требные дары и каравай, жрец заходит на капище. Там он обходит посолонь крады. Проходя возле капа, жрец кладет рушник с общим караваем к подножью капи или на требный камень. Пройдя дальше, он ставит перед крадой поднос с подношеньями. Вновь идя до капи, жрец берет рушник с караваем и начинает предлагать хлеб Богам. Он подымает каравай и водит им по кругу перед собой или водит им посолонь многократно, при том приговаривая:

ПРИМИТЕ ВСЕ БОГИ
А БОЛЕ (Божско имярек)
ОТ ЛЮДУ СЛАВЯНСКОГО
ЧЕСТНУ СВЕТЛУ ТРЕБУ
НЕ МАЛУ НЕ ВЕЛИКУ
СКОЛЬ ВОЗМОЖНО ЕЛИКУ
ПО БЛАГУ ВЕДЕНУ
ВО ОГОНЬ ВВЕРЕНУ
ОТ ТРУДА НАШЕГО
ДО ЧЕРТОГА ВАШЕГО!

Когда жрец начинает предлагать требу, волхв или обавник, начинают на мольбище вновь прославлять чтимое Божество или Всебожье песнопениями или громкими молениями. Все это может сопровождаться плясками и игранием звучным.

11. Возложение требы на огонь. Молчание. Оповещение о требе.
Когда отзвучат прославления, жрец несет каравай к краде, и, усевшись, начинает таинство жертвоприношения. Вознеся руки с караваем над крадой, жрец совершает над огнем кружения, а затем, опуская его в пламя, многажды приговаривает:
ОГОНЬ МОГУЧИЙ ВЗЛЕТИ ВЫШЕ КРУЧИ
ВОЗЬМИ НАШУ ТРЕБУ ВОЗНЕСИ К НЕБУ!

Затем он начинает возлагать требные подношения с подноса, равномерно размещая ее в пламени, так, чтобы горело все. Водрузив дары, жрец начинает хвалу Огнебогу:

СЕЙ СЕМАРГЛЕ СЕЙ
СТО КОЛОД ОГНЕЙ,
САМ В ПОЛЫМИ БУДЬ
СОТЕН ИСТИН СУТЬ
СЯДИ ПОСКОРЕЙ
СУРЬЮ ЧИСТУ ПЕЙ
СОРОК ЧАШ ОГНЕЙ
СИЛУ ЗАИМЕЙ
СОЛНЦЕ ВЕШНЕЕ
СУДЬ НАДЕЖНЕЕ
СКВОЗЬ-ЧЕРЕЗ МЕНЯ
СТАВЬ СТЕНУ ОГНЯ!

Далее же:

ПОЙДИ ОГНЕ ПОЙДИ РОДНЫЙ
ПОЙДИ СВЯТЫЙ С НЕБА ВЗЯТЫЙ
В ИРИЙ БОЖИЙ К СОЛНЦУ ВСХОЖУ
В НЕБО СИНЕ К БОГАМ СИЛЬНЫМ
С ЖЕРТВОЙ КРАДНОЙ ТРЕБОЙ ЛАДНОЙ
СТРАВОЙ СЫТОЙ ДЫМОМ ВЗЫЙДИ
БЛАГОМ ЧЕСТЬЮ ДОБРОЙ ВЕСТЬЮ
БОГАМ НАШИМ СЛАВУ НЕСИ!

Либо:

ОГОНЬ ВЫШЕНЬ СЛАВУ СЛЫШИ
ТРЕБУ ПРИМИ БОГАМ ВЗДЫМИ
ЯРО СВЕТИ В НЕБО ЛЕТИ
ГОРИ ЖАРКО ДАРИ БЛАГО
РОДУ ВСЯКУ СТАНИ ТАКО
ОГОНЬ ЯРЫЙ СВЕТОМ ЗАРИ
БОГОВ СЛАВИ ЗНАКИ ЯВИ
ВЕЩИ МЕЧТЫ ИСКРЫ МЕЧИ
ЯСНЫ РЕЧИ БОГАМ ТЕЧИ
ПУТЕМ ПРАВИ ОГНЮ СЛАВА!

Либо:

ИЗ ОГНЯ СВЯТА ТРЕБА ВОЗДЫМИСЯ ВО НЕБО
ВОЗДЫМИСЯ ВО ЧИСТО ВО СЛАВУ БОГОВ ИСТУ
ВО СЛАВУ БОГОВ МНОГУ ОТ ВСЯ СЛАВЯНСКА РОДУ
ИЗ ОГНЯ СВЯТА ТРЕБА ВОЗДЫМИСЯ ВО НЕБО
ВО ПЛАМЕ ЯРО ГОРИ ВО РАЗУКРАСНЫ ЗОРИ
ВО ЗВЕЗДЫ В НЕБЕ ЯСНЫ
ВО СВЯТО СОЛНЦЕ КРАСНО
ИЗ ОГНЯ СВЯТА ТРЕБА ВОЗДЫМИСЯ ВО НЕБО
ВО САДЫ ЗЛАТЫ ДИВНЫ ВО МОРСКИЕ ГЛУБИНЫ
ВО ЧАЩИ И ДУБРОВЫ ВО ДОБРЫ НАШИ СЛОВЫ
ИЗ ОГНЯ СВЯТА ТРЕБА ВОЗДЫМИСЯ ВО НЕБО
ВО ГОД ЗА ГОДОМ ВЕКИ ВО ДОЛЫ И ВО РЕКИ
ВО ЧЕСТИ ПРЕВЕЛИКИ И ДО ВСЕБОЖЬЯ ЛИКИ!

Все в то время хранят молчание, а обавник или волхв зачинает после славление Семаргла по «Велесовой Книге»: СЛАВИХОМ ОГНЕБОГА СЕМАРГЛА ДРЕВО ГРЫЗУЩА А СЛАМУ А ОГНЕКУДЕ ЛИЦЕ РОЗВИЯШТИА ВО УТРЕ В ДЕН А ВЧЕРИ А ТОМУ БЫХОМ ДАЯЩИ ЗА СОУТВОРЕНЕ БРАШНОЕ А ПИТИЯ ЯКО ЕСЬ ЕДИНЕ ХРАНИМ ВО ПОПЕЛИ А ТОГО ВЗДЫИМО А ГОРИТИ ЗЕМЕ НАЩЕ УЛЕЖЕСЯ ОД СУНА А ДО СУНА СВЕН РОЖИА ВЕЛИКИ СУТЕ ТАМО БО ХОРОСИ ЛУЦИ А ТАМО ВЕДЫМО ГОВЯДЫА.

За сим волхв вопрошает жреца: «Что треба (наша)?». Жрец же, судя по горению требы и по направлению дыма, отвечает: если принята – «Возошла!», и тогда волхв оповещает громогласно о том всему люду, если еще не ведомо – «Годить будем!» и тогда следует еще раз воспеть славу Божеству, а ежели треба не принята – «Прахом пошла!» и тогда следует жрецу принесть искупительные требы Богам Нави, сложив их за капью (в ров).

12. Обнесение пивом и хлебом. Краткое славление Богов.
Когда треба принята Богами, все начинают вторить криками вслед за священниками: «Слава Богам!», «Гой Трояне-Батюшка!» – «Слава!», «Гой!». В то время по ряду пускается братина (чаша) с хмелем, под слово:

СТАНЬ В СИЕМ ПИТИЕ
СИЛА И ЗДРАВА ТРОЯНОВА
ЕМУ ЖЕ ГОЙ!

ХОДИ ГОДИ В ХОРОВОДЕ
СИЛА ЯРА ПОЛНА ЧАРА
ЛЮДУ НА ЗДРАВУ БОГАМ НА СЛАВУ!

Каждый, кто поднимает братину либо сам гласит славу Богам, либо вторит в ответ обносчикам хмеля («Гой!»). Вслед за обносчиком идут с «медовиком», который жрец вынес с капища сразу после жертвоприношения, и предлагают каждому отломить от «медовика» по куску, или же несут «медовик», уже разделенный на множество кусков на капище, и дают их взять каждому для сопированья с Богами. Жрец, воротясь на капище, берет с крады уголье и встает подле капища. Те, кто уже испил хмеля, подходят ко нему для получения благословения Богов – им по челу проводится пальцем, потертым об то уголье (ставится «пятно»). На больших праздниках жрец (или несколько священников) сам обходит по рядам и ставит всем знаки на чело. Для данного действа может использоваться сохраненный пепел со священных кострищ Купалы или Коляды.

13. Закрытие обряда.
За сим обряд почитается завешенным и его надобно закрыть. Вновь читается «Влике Триглаве» и творятся земные поклоны, либо же рекутся иные словеса во окончание обрядное:

ОТ РАДЕНЬЯ СВЯТОГО ОТ БОГОВА СЛОВА
СО НЕБА НЕСЕНА ВО ОГНЕ ЯВЛЕНА
ВО СЕРДЦАХ СТАВЛЕНА ВО ЯВИ СПРАВЛЕНА
ВО ПРАВИ ЯВЛЕНА ВО НАВИ ХРАНЕНА
ТАКО ЖЕ СТАНИ ПО ЧЕСТИ ПО СЛАВЕ
РАЗЫЙДИСЬ ПОВСЮДУ НА РАДОСТИ ЛЮДУ
ПОЛЯМ НА ВСХОДЫ РОДАМ ВО ПРИПЛОДЫ
РУСИ ВО БЛАГО ДА СТАНИ ТАКО!

Однако же, закрытию обряда могут предшествовать особые обрядовые игрища, исполняемые вслед за жертвоприношением (как то: «отмыкание Земли» на Ярилин день, обрядовые бои на Перунов день, проводы-похороны Богов и т.д.).

14. Хоровод и пляски.
После обрядов всех идет веселие подле костров. Водятся хороводы, затейливые плясы, поются ладные песни, скоморошничают потешники, бьются добры молодцы, то стенка-на-стенку, то сам-на-сам, утворяются многоразные игрища народные.

15. Пиршество.
По поре устраивают пиршество, где на столе сложена вся страва, что была принесена людом – то стол общий! Во главу стола садятся люди почтенные – все священники, да старейшины, да воеводы. С них пир и начинается. Один из них, распорядитель празднества либо самознатный гость, речет словеса освящения стравы:

ТАМ КОСТЕР ЗДЕСЬ КОСТЕР
КАК НА НЕБЕСИ ТАКО И НА ЗЕМЛЕ СТАЛО
И ПИЩА И ПИТИЕ
НА БЛАГО РОДУ ЧЕЛОВЕЧЕСКУ НАРОЖДЕНО
ДОБРО ТО ЕСТЬ
И ЗА ТО БЛАГОДАРСТВИЕ
И СТА СИЯ СТРАВА
ЧИСТА И ОТ БОГОВ ДАЖДЕНА
ХЛЕБ ДА СОЛЬ!

И на то все в ответ рекут: «Хлеба ести!». Сказавший благословление пробует от стравы первым, за ним же к еде приступают весь люд славянский. На пиру многократно славят Богов и пьют хмеля в Их честь, чествуют устроителей празднества, желают друг другу всяких благ, счастья и многоздравья. За пиром вновь веселье грядет!


А сложен сей ход волхвом Богумилом Муриным и жрецом Везничем по своей славянской общине обнинской, иже наречена во славу Трояна – «ТРИГЛАВ».
Карнач
 
Сообщения: 417
Зарегистрирован: 22 дек 2011, 07:13
Откуда: г. Липецк

Re: Обрядоведение. Праздник и обряд

Сообщение Карнач » 01 янв 2012, 09:51

Общий ход обрядов, проводимых Темнославом, волхвом общины Веда Велеса

Оберег Капища,

волхв речет:

Чур – Чурило стар – престар

Стар – престар Чурило – Чур

Ты сиди – сиди посиживай

Ты ходи – ходи похаживай

Ты гляди – гляди поглядывай

Ты води – води поваживай

Да всяко зло от нас отваживай

Дозволение, волхв речет:

Уж Вы Гой еси Боги Родные

Боги Родные Кологодные

Во Роду нашем Родичи старшие

Вы дозвольте нам дело правити

Дело правити да Вас славити

По искону все да по Русскому

Как то Предки нам заповедали

Гой! Слава!

Разжигание Крады,

жрец речет:

Огнь семипламенный Бог светозаренный

Сам Солнцеликий Сварожич Великий

Тобою объята святая Крада

Ирия – Града еси отрада

Славися Боже наш семиликий

Гой Ты Сварожич! Гой Светоликий!

Гой! Слава!

Славление Крады,

жрец речет:

Святися светиво

Богово детиво

Стани – восстанимо

Богово Славимо!

Гой!

Зачин обращения,

волхв речет:

Забурли моря светлопенные

Шелести дуба вековечные

Засверкай мечи разудалые

Всполыми огни искрозарые

Расплодись землица боярая

Се твориться Слава преогромная

Самому [ … ]!

Гой! Слава!

Призыв Рарога,

волхв речет:

Уж Ты Гой еси Сокол – Огнекрыл

Сокол – Огнекрыл ярым пламенем

Всходи к небу ты Сваргу всполыми

Сваргу всполыми Светозаренный

Ты лети- лети в Светлый Ирий град

К самому ко [ … ]!

Гой! Слава!

Далее каждый радарь речет частные славления.

На требу,

волхв речет:

Божска треба святи – освящайся

От земли до неба святи – освящайся

От соли до хлеба святи – освящайся

Да пребуди лепа святи – освящайся

Гой! Слава!

Речется троекратно держа требу на уровне: груди, головы, макушки.

Длани на требу,

волхв речет:

На каравай Божий

От сердца длани возложим

Благости не расточим

А силу Рода упрочим

Гой! Слава!

Треба на Капище,

волхв речет:

Прими Все – Боже

А более [ … ]

Требу Велику от Рода нашего

Требу честну обильну

Требу Славну Всесильну!

Да буди земле нашей благо!

Гой! Слава!

Треба на Алатырь,

волхв речет:

[ … ]

Требу сию под свято прими!

Гой! Слава!

Требу на Краду,

волхв речет:

Во Сваргу Рарогом всходи

Слава Богам нашим

Ко Диду а Дубу а Снопу

Ко Роду от родов Русских

Из огня святая треба

А яко бысте от веку

Так есте а тако буде!

Да буде земле нашей благо!

Гой! Слава!

Славление Триглава,

волхв речет:

Три – бо светлы ведой ведны

Родом родны кологодны

Славны Славой мечом стравой

Бысте буди щедры к люди

Отцы – диды в сказках дивны

Встари в нове прави в доле

Речем тако Деем тако

Буди Слава вовек Слава!

Гой! Слава! Слава! Слава!

Волхв речет:

Вещей Диве Пастырь Сивее

Бороне Маре во хладе яре

Олуй нам даре!

Гой! Слава!

Во Славу Всебожья Родова да Предков Славных! Гой! Слава! – десницу от Сердца к Солнцу

Во Славу Всемирья да Родной Земли Матушки! Гой! Слава! – шуйца на земле

Во Здравие сородичей! Гой! Слава!
Карнач
 
Сообщения: 417
Зарегистрирован: 22 дек 2011, 07:13
Откуда: г. Липецк

Re: Обрядоведение. Праздник и обряд

Сообщение Карнач » 01 янв 2012, 09:55

Стандартный обряд почитания любых Богов и духов.

В обряде понадобятся:

- Ритуальный нож (серп, меч, топор - любое острое ритуальное оружие).

- Железная чаша, стилизованную под старину.

- Эфирное масло, угодное тем Силам, которых вы почитаете (масло можно купить в аптеке) - 1 бутылёк.

- Сухие травы (чабрец, шалфей и т.д. также можно приобрести в аптеке) - одна стандартная упаковка.

- Музыкальный инструмент для призыва духов (колокольчик, дудка, варган).

- Хлеб или блины в качестве требы (жертвы).

- Спички.

Ход обряда:

Выберите место, желательно на границе Сил - будь то берег реки (озера, моря, океана), заброшенный мост или опушка в лесу, главное, чтобы место было безлюдным - праздное любопытство может сбить вас с хода обряда.

Если почитаемые на обряде Силы Светлые - обряд надобно вершить в дубраве или на холме, в светлое время суток, лучше утром.

Если Тёмные - в низинах, ельниках или пещерах, обряд вершить лицом на закат, лучше - вечером, для опытных практиков можно и ночью.

Найдите пень или большой камень с относительно ровной поверхностью. Пусть каждый из участников признает это алтарём. Если кто-то, даже один, не признает, лучше выбрать в качестве алтаря что-то другое.

Установите на алтарь по центру железную миску, рядом с ней положите музыкальный инструмент, упаковку трав, бутылёк эфирного масла, требу и ритуальный нож.

Убедитесь, что все участники обряда готовы.

Встаньте в полукруг лицом к алтарю, на закат, если почитаются Тёмные Силы, или на рассвет, если почитаются Светлые Силы. Пусть один из вас, исполняющий обязанность жреца, возьмёт ритуальный нож, а другой (лучше, чтобы это была девушка) возьмет немного травы.

Тот, кто с ножом, должен обойти место проведения обряда против(!) часовой стрелки три раза, отсекая ножом все гнилые и худые нити судьбы, приговаривая соответствующие слова. Например: "худое отсеку, место уберегу". После него тот, кто взял травы, пусть тоже обойдет место вокруг три раза, но по часовой стрелке, осыпая травами круг вокруг места проведения обряда, приговаривая слова почитания местным Духам, дабы те не гневились и были почтены и задобрены.

Жрец, в то время, как очищается ножом и осыпается травами место, должен призвать духа-предка:

Чур-Чурило стар-престар,
Стар-престар Чурило Чур,

Ты сиди, сиди, посиживай,

Ты ходи, ходи, похаживай,

Ты гляди-гляди, поглядывай,

Всяко зло от нас отваживай!

Слава Предкам!

Сделайте три глубоких вдоха и выдоха, по очереди(!), по строчке повторяйте заговоры призывания нужных Вам сил. Заговоры можно разработать самим, главное(!), чтобы они читались от чистого сердца и осмысленно.

Возьмите требу, пусть жрец обнесет ей собравшихся и те, по очереди, положат на требу левую руку(!) и осмысленно, про себя, загадают желание. Если почитаются Светлые силы, треба обносится по часовой стрелке, если Тёмные - против часовой стрелки.

Жрец должен почувствовать, как треба "впитала" желание в себя, при соприкосновении с рукой того, кто загадывает желание. Только тогда он передаёт требу дальше по кругу.

Когда треба завершила круг, она делится надвое. Одна половина кладётся на алтарь, другая отдаётся собравшимся, чтобы приберегли её до конца обряда. Та часть, что на алтаре, снова делится пополам. Одну половину жрец кидает на четыре стороны, приговаривая:

"Духам места сего,

Размечу требу,

От нас да на четыре

Стороны света!"

Если обряд вершится на берегу - немного от этой части требы нужно обязательно раскрошить и кинуть в воду, приговаривая: "Мать Вода, как ты напоила и накормила нас, так и мы тебя почтим".

Возьмите музыкальный инструмент и поиграйте на нем. Затем призовите те Силы, ради которых проводите обряд, на обряд приношения им требы...

...Налейте в железную миску 25-30 капель эфирного масла и подожгите масло спичкой(!). В пламя надобно аккуратно вложить оставшуюся на алтаре половину требы (не сразу, а небольшими частями) и аккуратно подсыпать травы, приговаривая заговоры почитания тех Сил, к которым обращаетесь. Постепенно сверху, над миской, подливайте масло на насыпанные травы и требу, чтобы они догорели. Пламя будет довольно высокое. Аккуратно вдыхайте дым сжигаемых трав (на безопасном растоянии от огня), продолжая повторять заговоры почитания Богов или Духов, лучше - в один голос.

Если и травы и треба догорели, значит, сбудутся загаданные желания.

Пепел, оставшийся от трав, необходимо развеять по ветру.

В конце обряда надобно разделить оставшуюся часть требы (ту самую, которая не участвовала в обряде) между участниками сего действа.

Почтив в последний раз Богов, местных Духов и поклонившись месту, соберите ритуальные предметы и уходите не оглядываясь.

Помните, залог вашего успеха в Воле, Искренности и Необходимости проведения обряда.

Написано Шаманом Лютояром Ши 24 сентября 2009 года.
Карнач
 
Сообщения: 417
Зарегистрирован: 22 дек 2011, 07:13
Откуда: г. Липецк

Re: Обрядоведение. Праздник и обряд

Сообщение Карнач » 01 янв 2012, 10:18

Описание праздничного славянского обряда.

Перед зачином обряда жрецы очищают капище и его окрестности четырьмя стихиями: водой, зерном (символизирует землю), огнём и ветром.

Общинники приносят из леса дрова (если дрова не были загодя приготовлены), достаточное количество для двух костров: обрядового (священного огня, или крады) и хозяйственного костра, на котором общинники кипятят чай, готовят еду, сушат промокшие носки и т.д.

Обрядовый же огонь используется только для обрядовых целей.

Обрядовый огонь возжигается внутри капища.

Хозяйственный огонь поодаль от капища поддерживает кто-то из общинников. За обрядовым же костром внутри капища следит кто-то из жрецов общины (или помощник жреца, специально назначенный костровой). Вообще, во время праздника и обрядов внутрь капища заходят только жрецы и помощники жрецов.

Обязанность кострового – разжечь священный огонь, дрова для которого, как правило, сложены в форме колодца – крады (кроме некоторых обрядов, когда костёр складывают в форме шалашика – купальца) и следить за тем, чтобы он хорошо горел на протяжении всего праздника и всех обрядов.

Пока складывается крада, один из жрецов обходят поляну посолонь, сыпет зерном, поливает квасом – жертвует духам леса, просит их помощи в проведении праздника.

Когда крада сложена, общинники собираются у ворот, стоящих за внешним кругом (опашкой) капища.

К этому времени общинники и гости праздника уже переоделись в славянскую одежду и приготовили частные и требы Богам и Предкам.

К этому времени общая треба (красивый каравай или круглый хлеб), обрядовая еда для пира и иная еда и предметы, подлежащие освящению, уже сложены на алатырь-камне (жертвенном камне) внутри капища.

По знаку жреца (жрец может дать знак голосом, либо начать бить в бубен, или протрубить в рог) общинники и гости праздника проходят в ворота и выстраиваются полумесяцем, лицом к капищу вдоль внешней опашки или, если людей много, по всей окружности внешней опашки, с требами (приношениями) в руках. Если людей совсем много, выстраиваются в несколько рядов.

Один из жрецов, ведущих обряд, проходит за спинами людей, помахивая топором, или мечом, отсекая невидимые связи со злыми духами, препятствующими участию людей в славянском обряде.

Когда за их спинами посолонь проходит жрец, люди делают шаг вперед, оказываясь, таким образом, внутри круга, который обозначен опашкой, рвом, натянутой между колышками веревочкой, или просто выложенный ветками. Круг этот (внешняя опашка) символизирует некое священное, магически защищённое пространство, находящееся вне мирской суеты.

В это время другие жрецы (или обавницы) проходят посолонь перед лицами людей и осыпают их зерном и окропляют заранее заговорённой водой, вслух или мысленно читая обережный заговор для всех участников обряда.

Если заговор произносится вслух, то общинники могут хором повторять за жрецом (обавницей) построчно.

Пример обережного заговора:

Чур-Чурила, Стар-Престар
Ты сиди-сиди посиживай,
Ты ходи-ходи похаживай,
Ты гляди-гляди поглядывай
Ты води-води поваживай
Всяко зло от нас отваживай
Чур-Чурила!

Костровой проходит к краде, внутрь капища (за второй круг опашки) и возжигает огонь.

В это время жрец, стоя лицом к капищу, протянув руки к Огню, читает славление Богу Огня Семарглу Сварожичу:

СЛАВИХОМ ОГНЕБОГА СЕМАРГЛА
ДРЕВО ГРЫЗУЩА А СЛАМУ
А ОГНЕКУДЕ ЛИЦЕ РОЗВИЯШТИА ВО УТРЕ В ДЕН А ВЧЕРИ
А ТОМУ БЫХОМ ДАЯЩИ ЗА СОУТВОРЕНЕ БРАШНОЕ
А ПИТИЯ ЯКО ЕСЬ ЕДИНЕ ХРАНИМ ВО ПОПЕЛИ
А ТОГО ВЗДЫИМО
А ГОРИТИ ЗЕМЕ НАЩЕ УЛЕЖЕСЯ
ОД СУНА А ДО СУНА СВЕН РОЖИА ВЕЛИКИ
СУТЕ ТАМО БО ХОРОСИ ЛУЦИ
А ТАМО ВЕДЫМО ГОВЯДЫА.
ПРОПЛОДИТЕ СЕ ИМО ВОЛЮ ДАЖБУ
ЕГО ЖЕ СЛАВИХОМ!
Слава Огнебогу – Семарглу!

Все общинники повторяют последнюю фразу хором: Слава Огнебогу Семарглу! И вздымают правую руку открытой ладонью от сердца к небу.

Следом читается обережный заговор на Огонь (люди повторяют слава построчно за Жрецом):

Огонь-Батюшка, Огонь-Светлый Царь,
От ока кривого, от ока лихого защити и сохрани!
Огонь-Батюшка, Огонь-Светлый Царь,
От немощей да болезней, от сестриц-трясовиц защити и сохрани!
Огонь-Батюшка, Огонь-Светлый Царь,
От зависти чёрной, от злобы лютой защити и сохрани!
Огонь-Батюшка, Огонь-Светлый Царь,
Опали вокруг, не пусти вперед
Что в прошедшем найдешь злое, черное, нехорошее.
Огонь-Батюшка, Огонь-Светлый Царь,
Дай нам силы великие, силы заговоренные.
Силы великие, силы неведомые, силы незнаемые
Входите в нас, крепите нас, держите пришедших крепко.
Не дать отнять силам чужим!
Огонь-Батюшка, Огонь-Светлый Царь,
защити и сохрани!
Всем нам дай благо и благополучие!
ГОЙ! Слава!

После этого жрец наполняет братину обрядовым напитком (обычно, сурьей, либо квасом) и, подняв братину, читает следующее славление Всебогу Роду, деду всех славян Солнцу – Даждьбогу и всем Богам - Сварожичам:

Влике Всебожье пославимо!
Якоже пращуры наши молихом,
Трижь воспоемо славу велику,
Роду Словенску, отцем а дедам,
Кие во Сварзе бо сути.

Славу Дажьбо воспоемо,
Внуци Дажьбове, любимичи божески,
Бозиско орала вои,
Тако деснице держаще ко Суне.

Трижь воспоемо славу Сварожичем!
Бози пославимо, сурьи выпиймо,
Тако во Сварзе бози бо суте,
Пиют за щасте божеских внуцей.
ГОЙ!
Слава Роду!
Слава Даждьбогу!
Слава Сварожичам!

Все общинники повторяют последние фразы хором вслед за жрецом: «Гой!» «Слава Роду!», «Слава Даждьбогу!», «Слава Сварожичам!» И каждый раз взметают правую руку открытой ладонью от сердца к небу («тако деснице держаще ко Суне»).

Затем, жрец обходит всех посолонь (то есть, по движению Солнца, по часовой стрелке) с братиной (вырезанной из дерева чашей в форме уточки), поднося каждому, произносит «Слава Роду!», «Слава Родным Богам!», или «Слава Предкам!». Обавница (помощница жреца) следует за жрецом, держа в руках кувшин с обрядовым напитком, наполняя по необходимости братину. Человек, прежде чем принять братину, отвечает «Слава Предкам!», затем, отпив, возвращает братину Жрецу.

Во время обноса братиной Жрец внутри опашки освещает общую требу.

Затем обходя общинников посолонь, обавница собирает обереги на освящение и передает их жрецу за 2-ой круг опашки на капище.

Далее жрец принимает от жреца за 2-м кругом опашки общую требу, объявляет обряд загадывания желания и проходит с караваем посолонь вдоль общинников. Каждый общинник держит руки над хлебом, открытыми ладонями вниз, мысленно загадывает желания.

После этого, жрец возлагает требу в краду и читает заговор на требу, протянув правую руку ладонью к огню:

Славный Огонь обряда!
Возьми Силу, дай силу - Дай силу, возьми силу
Славный Огонь обряда!
Останови время, не иди вперёд и вспять.
Требу нашу малую Предкам отнеси.
Слово наше верное Предкам передай.
Славный Огонь обряда!
Дай силу, возьми силу - Возьми Силу, дай силу
Возьми силу старую, дай силу новую
Силу <*****> дня!
ГОЙ!

**** - здесь именуется урочный день или имя божества, в чью честь празднуют праздник, например, в День Велеса, говорится, «Силу Велесова дня!»

После того, как общая треба взошла, жрецы начинают освящать обереги.

Обавница собирает на вышитый рушник частную требу от каждого и передает ее жрецу (если кто пожелает освятить требу и забрать её затем с собой, предупреждает жреца через обавницу). Жрец возлагает собранные требы в краду.

Жрец вновь обходит всех посолонь с братиной, поднося каждому, произносит урочное славление (например, в День Мокоши, говорит, поднося братину каждому общиннику, «Слава Мокоши!»). Каждый, прежде чем принять братину с напитком, говорит славление, либо отпивает молча, славя в душе. В этот момент также уместно сделать правой рукой жест от сердца – к небу («тако деснице держаще ко Суне»).

После этого проводится то или иное урочное обрядовое действо. Например, если празднуется Масленица, проводится обрядовый бой Ярилы с Марёной. Если празднуется День Перуна, проводится обрядовый бой Перуна и Велеса. Если празднуется Род и Рожаницы, проводятся обрядовые игры «Охота на Олених» и «Похороны Мухи», водится хоровод вокруг Старшей Рожаницы, в Радогощь, разыгрывается сценка, когда жрец прячется за горой хлебов и выпечки. На Коляду разыгрывается сценка перехода через Калинов Мост. И так далее. На любом празднике уместно парням померяться силушкой, порадовать предков, поиграв в коняшки.

Тем временем, треба взошла (полностью сгорела), жрец закрывает обряд, читая славление Роду в образе Великого Триглава – Сварога, Перуна и Велеса:

Се бо ящете
Первие – Триглаву поклонящете!
Се яхом,
А тому великоу славу пьящехом,
А Сварга – дида божия хвалихом
Яко ждете ны е
Се роду божьску нащельнико
А всенску Роду – студиц вещен,
Яко вотеце во лете од крыне сва
А в зиме николе же не взмерзе.
А тоя воде живенце пьющее
Живихомсия, доконе не прейдехом,
Якожде све ко нему убендехом
До луце гоех райстиех.
А богу Перуневи – громовержецу
А богу пре а борениа – орцехом:
Живинта явленои,
А не преставате вращате Коло!
А кые ны венде стезеоу правоу
До брани а до тризне влика!
А всиа павшие, якове же идоут бое,
Живенте вещне во полку Перуныю!
А богу Велесу славу рцехом,
Се бо ста бог Нави а Яви,
А тому поема песынема,
Яко свет есе.
А чрез оне видяхом свет!
Зрящете - а Яви быте!
А ты нас о Нави убрежешет –
А тому хвалу поемо!
Поехом плясащетему,
Взывахом Богу нашему,
Якожде ты – земе суне нашю
А звездиа дрезац,
А свет криепце.
Слава Роду!
все вместе) – Слава!
Слава Сварогу!
(все вместе) – Слава!
Слава Перуну!
(все вместе) – Слава!
Слава Велесу!
(все вместе) – Слава!
Слава Предкам!
(все вместе) – Слава!
Слава Руси!
(все вместе) – Слава!
Слава нашей Победе!
(все вместе) – Слава!

Праздничный обряд закрыт. Освещённые обереги выкладываются на рушник рядом с капищем. Жрец объясняет общинникам и гостям праздника, что следует подходить по очереди и брать только свои обереги, не касаясь других.

Обрядовый огонь продолжает гореть, потому что жрецы ещё будут проводить частные обряды для желающих (обряды раскрещивания, именаречения, очищения, обряд изменения судьбы и другие).

Начинается праздничный пир. На пиру желательна обрядовая еда и напитки, соответствующие празднику.

Есть начинают по знаку главы общины.

Игрища и частные обряды начинаются по окончании пира.

При покидании капища общинники тщательно убирают и уносят с собой весь мусор. Часть еды остаётся духам леса. Жрец покидает капище последним, благодарит Богов и Предков за участие, благодарит духов леса, закрывает капище обережным заговором.

(Благодарность Берегине Краде Велес и всем жрецам общины «Путь Велеса» и Союза Славянских Общин, принявших участие в разработке и воссоздании этого обряда, благодарность Краде и Велесовой Книге за тексты славлений).

Автор: Бер Велес
Карнач
 
Сообщения: 417
Зарегистрирован: 22 дек 2011, 07:13
Откуда: г. Липецк

Re: Обрядоведение. Праздник и обряд

Сообщение Карнач » 01 янв 2012, 10:24

Как отметить самим праздник Велеса

Если у вас есть возможность выехать за город, желательно в лес, или к реке, в какое-нибудь красивое место. Разведите костёр, положите в огонь требы (приношения, угощения) нашим Богам и Предкам, и лично, Велесу и Мокоши. Произнесите славления, мысленно или вслух, пустив по кругу (посолонь, то есть по часовой стрелке) братину (чашу) с обрядовым напитком (безалкогольным). Это может быть квас, например, или кисель. Каждый из присутствующих, принимая братину из рук жреца или жрицы, (то есть, мужчины или женщины, ведущих обряд) перед тем, как отпить, произносит, вслух, или мысленно, славления Богам и Предкам, то есть говорит что-нибудь вроде: "Слава Роду", "Слава Родным Богам!", "Слава Предкам!, "Слава Велесу", "Слава Мокоши" или "Слава Руси". Завершив обряд, не забудьте оставить (можно положить на землю, или на пенёк) какую-нибудь требу лешему, водяному, или иным духам местности.
Вот и весь обряд. Помимо обряда, можно, пользуясь случаем, провести какие-нибудь игрища, весёлые народные забавы, например, устроить ритуальный бой Велеса с Мареной, поводить хоровод вокруг костра, можно поиграть в ручеёк, или в коняшки, или в снежки, поперетягивать канат.
Всё это порадует Велеса и наших Предков и всех присутствующих.

Если нет возможности развести огонь,то жертвы богам можно принести следующим образом: полейте квас или молоко на большой камень (камень символизирует центр мироздания, бел-горюч Камень-Алатырь) , или просто полейте на землю у красивого дерева (дерево символизирует Мировое Древо, единство Нави, Яви и Прави), или положите требы (приношения) в реку или озеро.

Автор: Бер Велес
Карнач
 
Сообщения: 417
Зарегистрирован: 22 дек 2011, 07:13
Откуда: г. Липецк

Re: Обрядоведение. Праздник и обряд

Сообщение Карнач » 01 янв 2012, 10:28

Мистерия в обряде

Идущий путём религиозного познания язычник, наверное, как и всякий верующий человек, живет в двух состояниях. Первое - это обыденное состояние жизни, когда значимость и место богов в мироздании даже может ставиться и под сомнение. При этом человек руководствуется вполне прагматичными нормами жизни, и в отдельных случаях ставит выгоду материальную выше духовной.
Второе состояние наступает на капище перед богами и во время творческой религиозной работы. В этом состоянии человек признает существование и деяния богов как истину, не подлежащую обсуждению за очевидностью. При этом меняются ценностные ориентиры. Человек обращается к своим вечным родовым ценностям, даже если ему это прямо сейчас не выгодно в материальном плане. Конечно, будучи в первом состоянии, человек помнит - каким он бывает во втором. Поэтому, с удалением большего времени духовной языческой практике, человек облагораживается во всех своих проявлениях.

Наибольший интерес для нас представляет второе состояние, когда человек пребывает "в духе". Именно в нем совершаются языческие молебны и обращения к богам. Для прихода в это состояния создается религиозная атрибутика, и совершаются религиозные деяния, именуемые мистериями. Самопроизвольно в такое состояние чутких людей помещает сама Природа. Люди, наделенные этой способностью богами и развивающие ее, становятся волхвами. В их обязанность входит объяснить ценность этого состояния тем, кто не может освоить его самостоятельно.

К языческой атрибутике относятся материальные предметы веры. Это ритуальная одежда, орнамент, вещи - обереги, священные знаки, посохи, игральные инструменты, ковши, малые и большие идолы, комплексы капищ.
Эти предметы и объекты обладают охранной и жизнедающей силой сами по себе, поскольку повторяют свои древние прообразы. Но они и накапливают определенный духовный потенциал, который предается им при священнодействиях. Они же оказываются проводниками воли человека к богам. Особое место в этом занимают изваяния богов - идолы, ибо временами они становятся вместилищами богов. При этом сами идолы остаются лишь скульптурой для непосвященного человека. Просвещенный же язычник входит через идол в контакт с божеством. Во время этого контакта человек и прибывает во втором, "духовном" состоянии.
В этом состоянии происходит притупление рассудочного логического мышления, и начинает преобладать мышление образное, художественное, для которого предметы веры оказываются очень важны. Ибо при этом они начинают увязываться с Природой новыми, ранее не заметными связями. Через них понемногу раскрывается новое религиозное знание. Наиболее полно это происходит в мистерии, где предметы веры и миф увязываются в едином комплексе.

Мистерия - это как бы театральное (на самом деле религиозное) действие, которое исполняется единоверцами для самих себя. Зрители при этом присутствовать не должны. Тема действия - мифологический сюжет, соответствующий дню праздника. Наша мифология сохранилась в волшебных сказках.
Участники мистерии духовно перевоплощаются в богов и полубогов, и исполняют роли, которые известны лишь в общих чертах. Каждый участник мистерии обязан быть импровизатором. Обязан так перевоплотиться, чтобы свободно действовать в границах отведенного его персонажу пространства.
В результате такой религиозной игры происходит углубленное переживание мифологического сюжета, и он становится принадлежностью сознания участника. Через это происходит приближение человека к богам, и как понимали в античности, обретается осознанное бессмертие. На время мистерии сознательный человек исчезает, как бы умирает, а его сознание переселяется, становится частью божества. Это оставляет в человеке благотворный след на многие недели после мистерии. Те же, кто участвовал в них лишь однажды, помнят их годами.


Автор: влхв Велимир, «Коляда Вятичей»
Карнач
 
Сообщения: 417
Зарегистрирован: 22 дек 2011, 07:13
Откуда: г. Липецк

След.

Вернуться в Богопознание

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1