Обрядоведение. Процесс перевода обычной пищи в обрядовую.

Это учебный форум, на котором собираются материалы, разъясняющие суть родноверия и его обрядности в наиболее доступной форме.

Обрядоведение. Процесс перевода обычной пищи в обрядовую.

Сообщение Карнач » 29 июл 2016, 23:46

Процесс перевода обычной пищи в разряд обрядовой

Е.Е. Левкиевская выделила несколько, характерных для славянских культур, способов переключения статуса блюда из обыденной сферы в ритуальную.

Первый способ ритуализации пищи заключается в использовании «природного», почти необработанного продукта. Применительно к обрядовым кашам (наиболее архаичным и сакральным видам кушанья) речь должна идти об использовании цельных зерен. Например, рождественская каша у донских казаков готовилась из цельных зерен пшеницы.

Включение в блюдо дополнительных ингредиентов, влияющих на его вкус – еще один способ перекодировки обычной пищи. У донских казаков, как и у всех славян, добавление в кашу меда, изюма, орехов, сахара, мака превращало ее в «поминное» блюдо. Вместе с тем, в саму обрядовую пищу могли добавить какой-либо инородный предмет (монетку, фасолину), и тогда, например, хлебец в виде креста, изготавливаемый на Средокрестье, с запеченной в него монеткой, делал его обладателя удачливым на весь год.

Третьим способом превращения обычной пищи в обрядовую, по мнению Е.Е. Левкиевской, было изменение традиционной технологии ее изготовления. Исследовательница приводит в качестве примера традицию, распространенную на Юге России и на Украине, специально готовить на Рождество и Новый год очень густой борщ – «чтобы весь год густо было». Однако, нам представляется, что в данном случае речь должна идти не о нарушении обычной технологии, а о реализации идеи изобилия, избытка. Именно этот признак нередко отличал обычную трапезу от ритуальной. Изобильным, по народным представлениям, должен быть новогодний стол, масленичная и свадебная трапеза. Однако не всякая обрядовая трапеза отличалась изобильностью. Часть блюд, если они предназначались душам умерших предков, могли быть, наоборот, постными. Таким был уже упоминавшийся «родительский суп». Наши информанты, рассказывая об обрядовых хлебцах (тех же «крестах» и «лесенках»), подчеркивали, что они должны выпекаться из кислого простого, а не сдобного теста, так как предназначались предкам.

Возвращаясь же к выделенному исследовательницей способу перекодировки пищи путем нетрадиционных технологий, отметим, что речь может также идти и об использовании, наоборот, традиционной, но архаичной технологии приготовления обрядового блюда. Например, на костре, в большом чугуне готовилась баранина для поминок в прихопёрских станицах и повсеместно у казаков – уха на престольные праздники. Т.С. Рудиченко обратила внимание на то, что мужчины-казаки при варке ухи на костре использовали минимум специй, но добавляли в нее немного водки. Использование архаичной, к тому же сугубо «мужской» технологии давало им основание снисходительно называть уху, сваренную женщинами на кухне, супом. Архаичным в некоторых случаях можно назвать и способ получения необходимых для обряда продуктов. У казаков многие обрядовые блюда готовились из продуктов, добытых артельно, в складчину и назывались ссыпкой. Например, сообща вылавливалась рыба для «престольной ухи». Вскладчину готовилась верховыми донскими казачками и так называемая «бабья каша» на второй день Рождества, которую варила бабка-повитуха из продуктов, принесенных женщинами, которых она когда-то «бабчила» (принимала роды). Троицкая яичница готовилась из принесенных всеми участниками трапезы яиц. Здесь значим древний способ получения продуктов, когда каждый вносил свою долю в общий котел.

В процедуре перекодировки пищи значимым могло быть количество элементов одного вида пищи – чет, нечет, сакральное число (три, семь, девять, двенадцать, сорок). Так, для поминальной трапезы старались приготовить нечетное количество блюд, чтобы в доме не было еще одного покойника. Количество обрядовых «крестов», выпекаемых на Средокрестье (в том случае, если в один из них запекали монетку), могло определяться количеством членов семьи.

Наконец, Е.Е. Левкиевская обратила внимание на изменение формы пищи, «сигнализирующей об изменении ее статуса», связанного чаще всего с изготовлением обрядовых хлебцов. Выпекались «кресты», «лестницы» и «жаворонки». Формы «крестов» на различались в разных местах: они могли быть четырехконечными или состоять из 6, 13 взаимно пересекающихся палочек. В последнем случае палочки укладывались крестообразно поверх круглой лепешки, а само печенье называлось «крестцом». «Крестцами» в России называли способ укладки снопов для сушки. В южнорусской зоне наиболее распространенными были крестцы, состоящие из 13 снопов.

Существовали и другие способы перекодировки пищи: путем освящения, соотнесения формы изделия с каким-либо символом половозрастной группы и др.

Автор: Рыблова М.А.
Карнач
 
Сообщения: 417
Зарегистрирован: 22 дек 2011, 07:13
Откуда: г. Липецк

Re: Обрядоведение. Процесс перевода обычной пищи в обрядовую

Сообщение a.vesta » 01 сен 2016, 16:33

Сведения, предоставленные Карначом применимы на практике, в этом их ценность.
В целом этнографы немало потрудились для "аутентичности" многих наших обрядов и действ.
Для меня откровением стала лекция А.Байбурина о семиотике (можно найти в сети), то есть о сокрытом смысле народных обрядовых и бытовых действ. Так мы запоздало узнали, что обрядовый хлеб, предназначенный в требу Предкам - никогда не солили (отсюда "опресноки"), соленый хлеб, как сообщали информанты, оказывается "не настоящий", но такое объяснение, скорее, - для непосвященных. Истинный смысл любого запрета всегда лежит в области мифа. Откуда русские "хлеб да соль", почему соль - всегда отдельно. Почему "там" не принимают соль? Соль - синоним жизни, крови, мудрости и моря житейского. Соль - это и горькие слезы, и камень вечности и так далее. Древесный уголь называют так же "солдатской солью".
Может быть есть пояснение к запрету применения соли в обрядовом хлебе.
Аватара пользователя
a.vesta
 
Сообщения: 1390
Зарегистрирован: 25 окт 2011, 11:34

Re: Обрядоведение. Процесс перевода обычной пищи в обрядовую

Сообщение a.vesta » 01 сен 2016, 16:33

Сведения, предоставленные Карначом применимы на практике, в этом их ценность.
В целом этнографы немало потрудились для "аутентичности" многих наших обрядов и действ.
Для меня откровением стала лекция А.Байбурина о семиотике (можно найти в сети), то есть о сокрытом смысле народных обрядовых и бытовых действ. Так мы запоздало узнали, что обрядовый хлеб, предназначенный в требу Предкам - никогда не солили (отсюда "опресноки"), соленый хлеб, как сообщали информанты, оказывается "не настоящий", но такое объяснение, скорее, - для непосвященных. Истинный смысл любого запрета всегда лежит в области мифа. Откуда русские "хлеб да соль", почему соль - всегда отдельно. Почему "там" не принимают соль? Соль - синоним жизни, крови, мудрости и моря житейского. Соль - это и горькие слезы, и камень вечности и так далее. Древесный уголь называют так же "солдатской солью".
Может быть есть пояснение к запрету применения соли в обрядовом хлебе.
Аватара пользователя
a.vesta
 
Сообщения: 1390
Зарегистрирован: 25 окт 2011, 11:34

Re: Обрядоведение. Процесс перевода обычной пищи в обрядовую

Сообщение Велимир » 02 сен 2016, 17:41

Сперва, в древности, хлеб не солили, потому что соль дорогая была, да её и вовсе могло не быть. А потом, когда соль подешевела, то ритуальный хлеб не солили, потому что раньше его никто не солил. Это признак древности поднесения хлеба предкам.
Велимир
 
Сообщения: 1897
Зарегистрирован: 12 окт 2011, 22:24


Вернуться в Богопознание

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 2