О природе вещей и слов

Это учебный форум, на котором собираются материалы, разъясняющие суть родноверия и его обрядности в наиболее доступной форме.

О природе вещей и слов

Сообщение Игорь » 03 ноя 2014, 15:44

Крест, Макошь, двуглавый орел...


Системы верований и описание свойств и природы божеств, а также их символические изображения претерпевали трансформацию при переходе общества от одной формации к другой и от одного строя к новому. В зависимости от общественного строя (родовой, общинный, классовые) и от преимущественного типа хозяйствования (охотничье, земледельческое, кочевое, натуральное, товарное, товарно-денежное и т.п.) складывались особая специфика мировоззрения и уклад как способ жизни.Ввиду повсеместного и почти абсолютного в нынешнее время отчуждения человека от своего рода, от основных самых естественных и древних процессов непосредственного добывания себе пропитания (природные промыслы и личное участие в земледельческом труде) понятие уклада плохо применимо к нынешнему "цивилизованному" обществу. Современный мир наполнен "утилем" - множеством прмышленных, лишенных души, легко заменяемых и ничего не стоящих вещей и предметов из противоестественных и антиприродных материалов с такими же антиприродными свойствами. Есть исключения - когда вещь, инструмент или даже дом создаются вручную, с мастерством, душой и любовью, тщанием и усердием. В эпоху натурального хозяйства и родового уклада все вещи делались именно так и поэтому были наполнены внутренней эстетикой и становились домом для богов. Хороший топор приглашал в себя бога, помогающего строить хороший дом, в хорошей кадке не портились квашения, хорошая рогатина спасала жизнь и снабжала весь род или всю общину пищей. Простые обиходные вещи делались добротно и не могли не сакрализироваться, потому что от их свойств без преувиличения зависело выживание человека.Вообще, издревле все природные явления, процессы, все предметы, от которых зависело выживание, обожествлялись или одухотворялись. Реки, созвездия, лес, животные, земля, солнце, огонь, жилище, инструмент, вещи обихода. Солнце в небе и огонь-солнце на земле. Голо- горо- коло - коро - хоро. Круг, крада, крес, крест, гореть, греть, кресить, клестить - слова с древнейшей праиндоевропейской корневой основа. Огонь в круге. Круговое движение, порождающее огонь.Древнейшие свастические кресты символизируют вращение Лосихи вокруг полярной звезды. Солярные кресты - вращение солнца. Солнце - это огонь, а огонь появляется из вращения. Древние знали это, потому что сами добывали огонь вращением бревна о бревно. П.И. Борисковский в книге "Древнее прошлое человечества" указывает на то, что добывание огня трением дерева древнее, чем высеканием о кремень. "Кресить" в славянских языках - высекать огонь. "Клестить" - скоблить, тереть, молоть, обжимать по кругу. Где-то здесь неуловимо намечается славянское слово "крест". Уж не то ли это "огненное веретено" - которое ставили на колоду с трутом и вращали веревками (см. картинку во вложенных файлах). "Посмотри окрест" - значит "посмотри вокруг". Вокруг креста? Да, вокруг креста в значении "вокруг огня". И a.vesta права в том, что крестьянин - это огнищанин, а не христианин.Человека всегда привлекала магия огня и магия вращения, потому что - это огонь и вращение символизируют жизнь. Веретено - магический инструмент - инстумент трансформации шерсти или волокна в нити, старого в новое, инструмент, одухотворенный, обожествленный, атрибут рождения, атрибут Рожаницы-Макоши на северных вышивках. На веретене новорожденным девочкам перерезали пуповину, клали заговоренное веретено в люльку.В то же время веретено - необходимый предмет обихода, важный инструмент. Женщину славянской старины трудно представить без веретена.Веретено связано как с рождением и свадебным обрядом, так и с домашним промыслом - прядением и ткачеством. На северных вышивках присутствуют фигуры в привычном образе Рожаницы (мать и дочь) , но с веретеном в руке. Это Рожаницы с функциями Макоши или наоборот? Да, "классические" Рожаницы - это переосмысленные новой эпохой (земледельческой) Оленухи. Бооьше вопросов вызывает сама поза роженицы на вышивках. Почему подняты или раскинуты в стороны руки. Сейчас женщины не рожают с поднятыми руками. С одной стороны положение рук может служить намеком на мезолитические оленьи рога, но с другой стороны в некоторых странах Африки, Южной америки и Азии (в частности, в Индии) женщины рожают по сей день стоя или на весу, держась за перекладину или сук дерева, повиснув на нем и поджимая ноги. Роды проходят естественным образом и быстрее. Судя по всему - это чрезвычайно древнее положение тела при родах.Теперь о "классической" конфигурации образа Макоши в вышивках. Прямое тело, большая голова-шар и длинные руки коромыслом или подковой вдоль тела. В руках часто что-то типа чесалок для льна или ряд крючков прямо на руках. Может,"чесалки"- это прядильный атрибут, может, намек на рога или на ветви Древа жизни, но вышеописанный изобразительный канон Макоши - довольно поздний, черт Рожаницы в нем нет, и крючья на руках лучше рассматривать с точки зрения ткаческих атрибутов. В 16 веке на Русь начинают попадать из Европы (а изобретение индийское) самопрялки. И к 18 веку, если не раньше) уже широко распространяются в обиходе. В самопрялке есть важная вращающаяся деталь - катушка с рогулькой (прикладываю картинку в файле). Рогулька как раз с крючками. Не нужно обладать богатой фантазией, чтобы предполодить, что фигура Макоши на вышивках копирует форму детали самопрялки. Это вовсе не принижает Богиню, наоборот, это указывает на огромное значение обиходного инструмента в народном сознании.И, напоследок, больная тема трансформации рисунка Рожаницы-Макоши в двуглавого орла. Высказываю очередное предположение. Олень или лось были важны для выживания рода в мезолите, и их важность олицетворяли небесные созвездия с пуеводной звездрй. Рожаницы как богини плодородия и рождения и Рожаница-Макошь с цветами и колосьями - олицетворяли жизненную значимость плодородия земли. Рожаница-Макошь с веретеном добавляет к вышеозначенному еще и значимость домашних промыслов в деревенском укладе. Когда ткаческий промысел обретает не только все большее значение, но и большие технические возможности, на вышивках изображают уже Макошь в форме детали самопрялки.Наконец, в товарно-денежную эпоху жизненно-важное значение приобретают деньги, в русском обиходе появляющиеся в виде монет с двуглавым орлом. В народном сознании двуглавый орел также становится важным с точки зрения выживания. Монета с орлом может "породить" корову, мешок муки или новый топор или новую избу, если монет много. Поэтому на некоторых вышивках именно в фигурах Рожаниц прослеживается сходство с абрисом двуглавого орла. Смотрите картинку "Роженицы.Мать и дочь", левый рисунок в нижнем ряду.Еще добавлю: в плясовых элементах русского танца есть как приседания с раскинутыми руками (попробовал сам, спина выпрямляется, легко удерживать равновесие, думаю, приседание символизирует Рожаницу), так и вращения в позе "руки в боки" - это должно символизировать Макошь в "классическом" облике на вышивках. Впрочем, танец, отдельная тема. Танец надо танцевать. Сам бы хотел получить по танцу больше теоретической и практической информации.

Что касается исторической этимологии слов, тема очень интересная, попробую вплотную ее коснуться в следующих постах. Пока только немного попробовал на примере слова "крест".
Вложения
Катушка с рогулькой.gif
Катушка с рогулькой.gif (12.15 КБ) Просмотров: 2808
Макошь.gif
Макошь.gif (39.1 КБ) Просмотров: 2808
Рожаницы - мать и дочь.gif
Рожаницы - мать и дочь.gif (17.03 КБ) Просмотров: 2808
Игорь
 
Сообщения: 34
Зарегистрирован: 20 окт 2014, 13:32

Re: О природе вещей и слов

Сообщение Игорь » 03 ноя 2014, 15:55

Еще две картинки к предыдущему сообщению
Вложения
Добывание огня.jpg
Добывание огня.jpg (17.76 КБ) Просмотров: 2806
Макошь с веретеном.jpg
Макошь с веретеном.jpg (13.66 КБ) Просмотров: 2806
Игорь
 
Сообщения: 34
Зарегистрирован: 20 окт 2014, 13:32

Re: О природе вещей и слов

Сообщение Алексей » 05 ноя 2014, 13:09

Здравия всем. О словах огонь и крест хорошо сказано. И о Макоши интересно. Только вот абрис рисунка Макоши как ни крути, в двуглавого не получается. Да и нет у неё хвоста. Можно конечно вообразить, что расставленные вверх руки как крылья. Но птица без хвоста не бывает, даже двуглавая. Канон изображения Макоши с расставленными ногами размещает между ними Дочь Макоши. И какая бы Макош ни была, у неё всегда есть 1 (одна) голова, а не две. Точно также её дитя одноголовое, стоит между её ног, упираясь головой в её промежность. На голове Макоши изображаются рожки Оленухи. Не знаю, какая должна быть фантазия, чтобы эти рожки превратить в головы на голове. В указанном нам рисунке (нижнем левом) тоже есть одна голова. Видеть в абрисе пёрышки на крыльях и не видеть головы... Не выдерживает критика и версии с деньгами. Не деньги дают корову, или что-то ещё из предметов или живности. Такой алгоритм "деньги дают всё" появился лишь в городской среде ХХ века. Взгляд чисто потребительской психологии. Мировосприятие человека напрямую связано с естеством природы, а не с махинациями торгашей. Люди, тем более крестьяне, на глазах которых рождаются телята, никогда не скажут, что деньги рождают телят, деньги дают телят. Деньги нужны чтобы купить корову или телёнка, но они их не рождают. Это две большие разницы. И орёл на монете был и остаётся символом власти, а не символом рождающий корову. Это тоже две большие разницы. Так что не надо из людей, близких к естеству и к правде вещей, делать идиотов.
Есть у меня ещё со школы одно подозрение, что огонь добывали не трением дерева о дерево. Дерево возгорается при температуре 250 градусов. Конечно это не 1200, чтобы начал плавиться металл, но достичь такой температуры, особенно в зимних условия трудно, хотя и возможно. В точке трения можно достичь и большую температуру, но в 1-2 сантиметрах от точки трения температура резко падает. Это при любом трении любых предметов. Я бы очень хотел видеть того учёного, который запустил в науку миф о древнем добывании огня палочка о палочку, очень хочется увидеть как он это сделает сам. Дело в том, что когда температура древесины достигает 250 градусов и ВЫШЕ происходит горение БЕЗ ОГНЯ. Дерево просто обугливается, не давая пламени. Угольные таблетки для прочищения кишечника как раз и получают таким путём. Так же получают и уголь для мангалов. Это свойство древесины люди знали издревле, и использовали для хозяйственных нужд и для лечебных. Для возгорания древесины одной температуры от трения мало, нужен ещё и огонь, хотя бы искорка огня.
Алексей
 
Сообщения: 1220
Зарегистрирован: 17 ноя 2011, 11:06

Re: О природе вещей и слов

Сообщение Игорь » 05 ноя 2014, 15:02

Здравствуйте!
При добывании огня трением дерева о дерева, насколько известно, загорается не древесина, а трут (какой-нибудь природный сухой быстровоспламеняющийся материал типа коры или сухого мха), его подкладывают к трущимся поверхностям древесины. Нужен еще поддув - из мехов или сильных легких, когда трут затлеет. Тогда и огонек появляется. Видели же, наверно, как вроде бы в прогоревшем уже костре вновь появляются языки пламени после порыва ветра?

По поводу Рожаницы (не Макоши,а Рожаницы) и двуглавого орла я, не претендуя на научность, высказал свои предположения, возможно, они не верны, особенно по поводу денег.
Приглашаю всех желающих высказать теперь свои предположения.
Игорь
 
Сообщения: 34
Зарегистрирован: 20 окт 2014, 13:32

Re: О природе вещей и слов

Сообщение Игорь » 05 ноя 2014, 15:05

Еще раз прилагаю схему вышивки, в которой особенно видно сходство рисунка Рожаницы с двуглавым орлом.
Вложения
Рожаницы - мать и дочь-001.jpg
Рожаницы - мать и дочь-001.jpg (17.96 КБ) Просмотров: 2790
Игорь
 
Сообщения: 34
Зарегистрирован: 20 окт 2014, 13:32

Re: О природе вещей и слов

Сообщение Велимир » 05 ноя 2014, 16:32

Ранее в брошюре "Символика Древней Руси", 2008 год, мною был показан образный ряд, из которого вытекает, что символика двухглавого орла отражает полёт Солнца по небу, которое несут две птицы. На различных вышивках из коллекции Шабельской (Музей декоративно прикладного искусства на ул. Делегатская в Москве), можно проследить как два орла превращаются в одного с двумя головами, и как расположенный сзади запряжённых орлов возок везёт в себе то богиню (есть юбка), то бога. Согласно книгам Рыбакова, так летит Даждьбог по небу. Но то, что в этом образе появляется ещё и богиня, означает, что, может быть, и боги, и богини вообще перемещаются по Небу вот на таком "транспорте"?
На царском гербе колесница бога или богини превращается в корону, а вожжи превращаются как бы в украшающие герб ленты, которые однако неразрывно соединяют корону и орла.
Всё это выводит на совершенно фантастическую идею, что русские цари в тайне поклонялись Солнцу и чтили своим защитником Даждьбога.
Велимир
 
Сообщения: 1871
Зарегистрирован: 12 окт 2011, 22:24

Re: О природе вещей и слов

Сообщение Игорь » 05 ноя 2014, 19:04

В материалах Рыбакова есть описания как энеолитических, так и более поздних статуэток, изображающих Рожаниц, имеющих две головы и одно тело. Прилагаю картинку.
А самое древнее изображение двуглавого орла в истории (точнее, в истории археологии) относится к шумерам 4-3 тысячелетия до н.э., причем смысл не расшифрован, вроде, какое-то божество. Оттуда он мог через хеттов со временем проникнуть уже Европу.
Вопрос в том, не мог ли двуглавый орел у шумеров обозначать то же, что у энеолитических праславян изображали двухголовые женские статуэтки. Может, у шумеров не лосихи, а орлицы символизировали созвездия?
Вложения
Славянские рожаницы (деревянная скульптура).jpg
Славянские рожаницы (деревянная скульптура).jpg (14.9 КБ) Просмотров: 2784
Игорь
 
Сообщения: 34
Зарегистрирован: 20 окт 2014, 13:32

Re: О природе вещей и слов

Сообщение Велимир » 05 ноя 2014, 21:29

Едва ли у хетов двухглавый орёл означал то же, что и у славаян. Хотя чёрт у них такой же как из "Вечера на хуторе близ Диканьки".
Появление двухглавой птицы у нас прослеживается на монетах удельных княжеств, на монетах Новгорода времён независимости, и на одном обереге 12 века так же из Новгорода. Мне сейчас трудно приводить эти фото, т.к. их нужно искать. На вышивках и в рисунках, в резьбе, обычно использовался приём, когда рисовали или вышивали одно тело, а голов приделывали две или три. Так обозначали множество существ. Есть такие трёхголовые птички на декоративных тканях.
При этом, есть где-то (в Кунсткамере?) заспиртованная козочка с двумя головами. Т.е. рождение такого мутанта тысячи лет назад оставляло у людей сильное впечатление, о котором потом думали и которое могли изобразить как чудесное.
Велимир
 
Сообщения: 1871
Зарегистрирован: 12 окт 2011, 22:24

Re: О природе вещей и слов

Сообщение Игорь » 06 ноя 2014, 00:48

Орел символизирует солнце практически у всех народов. Двуглавие показывает движение солнца по небосводу с востока на запад. Если допустить, что Иван ĺll был тайным язычником и почитал Даждьбога, то женитьба на Софье (Зое) Палеолог и использование герба Палеологов в качестве Русского царского символа практически означало в подтексте царскую власть как над православными (потому что герб из православного второго Рима), так и над язычниками (потому что двуглавый орел - символ Даждьбога). В народном сознании царь становился вдвойне легитимным.
Игорь
 
Сообщения: 34
Зарегистрирован: 20 окт 2014, 13:32

"Расскажи сказку Дедушке"

Сообщение Игорь » 06 ноя 2014, 18:29

Слова "сказ" и "сказка" современным мышлением воспринимаются примерно как "быль" и "небылица", хотя разница огромная. Народное творчество породило множество устных жанров, и у каждого названия жанра есть свое конкретное значение и своя история.Если "быль" и "былина" восходят к слову "былое" (то, что было в прошлом, какие-то реальные или мнящиеся реальными события), то "сказы" и "сказки" взывают с одной стороны к воображению, а с другой - к природной вере, которая есть у всякого живущего на родной земле человека. Можно подумать, что "сказка" происходит от слова "сказать", но даже этимологические словари относят все три слова "сказ", "сказать" и "сказка" к общеславянскому глаголу "казати", который в древнерусском означал "говорить", но в западнославянских языках употреблялся и употребляется в значении "показывать, приказывать, указывать", а общеиндоевропейская коренная основа "каз"("cas") и вовсе означает "видеть" или связана со зрительным восприятием. Итак, сказку раньше, очевидно, не рассказывали, а показывали, и то, что слово "сказка" появляется в письменных источниках лишь в 17 веке и практически в современном значении, может свидетельствовать о том, что к этому времени разорвалась смысловая связь "сКАЗки" с поКАЗом, например, языческой мистерии, которую надо было не столько слушать, сколько смотреть или даже принимать в ней участие.Мистерии, в свою очередь, восходят к архаичным религиозным или магическим ритуалам, к примеру, заговариванию, заклинанию духов. Отсюда значение глагола "казати" - "приказывать" в польском языке.Значение "указывать" как-то сближает сказку с "уроками для добрых молодцев", причем, можно допустить, уроками в буквальном смысле слова. "Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается" - в этой пословице-присказке слово "сказка" можно трактовать как предварительный план какого-то дела.Рыбаков, разбирая палеолитический охотничий культ медведя, высказывал предположение о том, что магические культовые ритуалы были также "репитициями" предстоящих охот. В процессе мистерии шаман, жрец, или, если угодно, опытный воин-охотник, одетый в шкуру медведя, имитировал его поведение, обучая и тренируя таким образом молодых родичей и разрабатывая заодно новые тактики реального боя со зверем.От правильных действий и выучки всего коллектива зависела жизнь участников облавы и снабжение едой всего рода. В народных сказках часто встречается сюжет, в котором инициируемый главный персонаж ради сохранения своей жизни должен обязательно правильно отгадывать загадки или, напротив, вынужден рассказывать небылицу, в которой нет ни слова правды. Другими словами, историю, элементы которой не должны быть знакомы злому ХОЗЯИНУ положения. То есть, в процессе магической репетиции охоты молодой воин в идеале должен показать такие уловки и такую творческую тактику, о которой ни объект охоты, ни имитирующий его старый воин не знают. Естественно предположить, что охотничья магическая тренировочная тактика использовалась и в воинских ритуалах-учениях.Воинство как социальный институт, с течением исторического времени становился все более закрытой, специализированной системой, хотя на Руси и в России воинство не стало системой кастовой, постоянно пополняясь из народа и вливая в себя народную традицию. Эта полузакрытость позволила законсервировать некоторые архаические ритуалы и провести их сквозь тысячелетия, хотя и с утратой первичного смысла. Отголоски древней охотничьей магии сохранились больше в связи с неуставными отношениями в армии.На основе бытующих в современной солдатской среде жаргонизмов и как-бы нелепых и издевательских ритуалов можно попытаться восстановить изначальную систему воинско-охотничьей иерархии."Дедовщину" и слова "дед", "старый"(старослужащий) легче всего объяснить тем, что рекрутов раньше забирали на 25 лет, и если солдат выживал, то к концу службы он уже по биологическому возрасту буквально был старым и дедом.Но есть некоторые соображения, основанные на анализе ряда волшебных сказок и изложенные волхвом Велимиром в "Книге природной веры", которые позволяют приписывать старым солдатам дар волхвования (раз не убили за 25 лет) и способность повелевать духами. Известные сюжеты, в которых солдату помогают то "двое из ларца", то семь мужичков с разными чудесными способностями (сверхзрением, сверхслухом, способностью наводить холод или очень быстро бегать и т.д.) как раз иллюстрируют повелевание духами."Скотьему" богу Велесу, почитаемому в образе медведя (Медведь, Хозяин, Дед, Старый) в верованиях точно так же подчиняются лесные духи и реальные животные - объекты охоты, как старому солдату - семь чудесных товарищей-духов.Коллективному солдатскому бытованию очень свойственны проявления анимизма и тотемизма, которые берут начало в глубокой древности. Есть ссылки на то, что даже в пажеских и кадетских корпусах в 19 веке курсантов-первогодков называли "зверями".Для современной армии характерна неуставная иерархическая вертикаль "духи-деды"(новобранцы-старослужащие), а представители разных (по сезонам) призывов идентифицируют себя птичьими названиями (фазаны - весенний призыв, пингвины или бакланы - осенний). Конкретика таких названий, конечно, не архаична и меняется, но древняя языческая суть остается.В свете всей вышеизложенной гипотезы распространенное в современной армии издевательство над молодыми солдатами в виде требования "рассказать старому сказку на ночь" следует расценивать не только как противоправное действие, унижающее достоинство, но и как отголосок воинско-охотничьей архаики. В этом контексте "расскажи деду сказку на ночь" может означать "покажи свою выучку", "покажи, как ты завтра будешь охотиться, воевать". Когда старослужащий традиционно спрашивает новобранца-"духа" "сколько старому служить осталось?" на самом деле происходит проигрывание в лицах древней анимистической мистерии общения воина-медведя с подчиненными духами природы. Жаль, что официальный воинский устав слишком далеко отошел от живой языческой традиции в сторону формализма - в противном случае она (традиция), возможно, и не давала бы о себе знать в противоправных формах. Убежден, что А.В. Суворов знал и широко и грамотно использовал языческую суть иерархии взаимоотношений нижних чинов для повышения боеспособности войска.Не удивлюсь, если в результате тщательных исследований "дедовщины" с точки зрения языческой традиции окажется, что такой неуставной вид наказания, как "отбивание бобов" (или в 19 веке "заушин", битье по ушам ребрами ладоней) содержит в себе смысл оказания первой медицинской помощи при потере сознания, и такому способу обучали молодых воинов, а удар "в душу" (в грудную клетку) на самом деле является "сказом" о способе искуственной вентиляции легких.И, в завершение, еще раз подчеркну, что жесткость древних методов обучения воинов-охотников была обусловлена тем, что не выученный добрыми молодцами сказочный урок мог стоить жизни и им самим, и их товарищам, и всему роду.
Игорь
 
Сообщения: 34
Зарегистрирован: 20 окт 2014, 13:32

След.

Вернуться в Богопознание

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1