Языческие подтексты в православной иконологии

Это учебный форум, на котором собираются материалы, разъясняющие суть родноверия и его обрядности в наиболее доступной форме.

Re: Языческие подтексты в православной иконологии

Сообщение Алексей » 26 окт 2014, 12:48

Кабала в науке только что хорошо отслежена в реплике Нечая на соседней ветке. http://forum.samoteka.su/viewtopic.php?f=9&t=1962
a.vesta, слово "логос" включает в себя и слово и мысль, то есть, логос - это озвученная мысль. Вот так вот, просто и без фантазийных хитростей. Только вот печалька: возвышать себя перед серьмяжными русскими лапотниками и простаками уже не получается. Ведь всё стало звучать совсем по-русски: Сварог задумал и гаркнул (сварганил) Мир, соединив Свет и Тьму. А где тут Пифагор, и кто он такой? Да никто, и нет его. Если он и есть, то как ГРЕЧЕСКИЙ, а не русский философ. Философствовал где-то в Греции и по-гречески. И к Руси, к её мировоззрению никакого отношения не имеет. Вот печаль-ка то. А про остальных словоплутов и говорить уж нечего.
Что касается архитектуры храма, то да. "Византийский" храм в плане вовсе не человек, а крест. Просто крест на земле. Когда такие храмы стали строиться, то легенды о распятии ещё не было. Образ распятого человека появился позже. Русские храмы используя преемственность от "византийских" в плане тоже дают крест. Но все здание храма символизирует не распятого человека, а возвышение человека к Солнцу, к Сварге. На Севере сохранились ещё первые деревянные христианские храмы. Там это очень хорошо видно. Центральная часть храма, четверик или шестерик, огромная по площади. По всему залу стоят опоры для матиц. Эти опоры выполнены в форме рожениц, с поднятыми руками, как на вышивках. Дальше, выше уже четверик. Если нижний "этаж" был четвериком, то всё строение четверик на четверике, и того восьмерик. Если нижний этаж шестерик, то над ним стоит четверик на четверике, то есть опять тот же восьмерик. А дальше шатёр - звёздное небо. Над ним купол - Сварга.
Алексей
 
Сообщения: 1220
Зарегистрирован: 17 ноя 2011, 11:06

Re: Языческие подтексты в православной иконологии

Сообщение Игорь » 26 окт 2014, 12:55

Иконология - наименование возникшего в 20-30е годы ХХ столетия исследовательского направления в истории искусств, являющегося дополнением к иконографии и изучающего символические аспекты какого-либо произведения.Это из википедии. Можно дать и более емкое определение, распространив зону исследовательских интересов на общественные отношения, события, политику.Некоторое время назад читал статейку, критикующую имиджмейкеров президента за формирование "нелепого культа" посредством навязчивого освещения СМИ "экстрим-мальчишеств" вроде ныряния за амфорами и полетов со стерхами.И, на первый взгляд, действительно, все это выглядит глупо и по-голливудски, но если посмотреть с другой стороны, то кремлевские имиджмейкеры - умнейшие люди, осознающие нерушимость языческой матрицы русского народа. Проведем параллель, которая может показаться несколько надуманной: былинный князь-волхв Вольга Всеславлевич проходит ряд инициаций и посвящений, постигая волховские знания:"... а тайностей-мудростейМного узнать похотелося:В синее небо за облакаСоколом-птицей залетывать!Щукою-рыбой в морях ходить!Волком по заполицам порыскивать.Львом по лесам порыкивать."Хотел все постичь за семь лет, а проучился двадцать. И это тоже символично в нашем контексте.В русском общенародном сознании (а в нем преобладает именно языческий культурный код) наличие дара волхования придает властителю максимально возможную легитимность верховенства.Думаю, нет необходимости приводить список всех спортивно-экологических достижений носящего славянское имя президента ради сопоставления с былинным богатырем.Пиар-технологии, призванные воздействовать на древнейшие языческие пласты коллективного бессознательного, оказываются куда более эффективными, чем что угодно другое. Стояние со свечой в храме - лишь небольшое дополнение.Вот такая иконология без каббалистики.
Игорь
 
Сообщения: 34
Зарегистрирован: 20 окт 2014, 13:32

Re: Языческие подтексты в православной иконологии

Сообщение Алексей » 26 окт 2014, 13:20

Игорь, образование нас сильно дурачит. Связи между народами несомненно были. Только они были не такими как нам внушает наука. А именно, была торговля предметами, но не верой и мировоззрением. Вера и мировоззрение не были товаром, не покупались и не обменивались. Так как они были для всех народов СВЯТЫ. И вносить ЧУЖОЕ в своё светилище было равносильно издевательству не только над Богами, но и над всеми сородичими. Что за это полагалось, наверное науке известно - смерть. В доиудейские времена понятия свой/чужой определялось именно взглядами на Мир и на обрядность. Кто не соблюдает наши обряды - тот чужой! И этот критерий действует в людях до сих пор. Поэтому говорить о неком "культурном" обмене - то заведомая дезинформация и враньё. Манипулирование нашим сознанием. "Культурным" обменом занимались иудеи торгаши, путешествующие из страны в страну. Но этот обмен был только в рамках их диаспоры, и необходим был для того, чтобы знать на каком языке говорить с людьми того или иного народа. Это было необходимо для процветания их торговли. Знания эти поначалу никуда не выносились за границы своего родства. Когда же община иудеев крепла в каком либо государстве, тогда информацию о других верованиях они под шумок распространяли, подрывая крепость веры народа. Внедряли принцип "разделяя - властвуй", опять же для большего процветания торгашества. А как ты знаешь, иудеи на арене человечества появились не так давно, когда уже вовсю процветали города-государства со своими давно устоявшимися религиями.
Алексей
 
Сообщения: 1220
Зарегистрирован: 17 ноя 2011, 11:06

Re: Языческие подтексты в православной иконологии

Сообщение Алексей » 26 окт 2014, 13:24

Игорь - так держать!
Алексей
 
Сообщения: 1220
Зарегистрирован: 17 ноя 2011, 11:06

Re: Языческие подтексты в православной иконологии

Сообщение Игорь » 26 окт 2014, 14:33

Смотрел книгу С.Н. Кутасова и А.Б. Селезнева "Нательные кресты, крестовключенные и крестовидные подвески Х-ХV веков". Любопытно, как плавно изменялся вид языческого оберега в виде трехлистного ростка (очевидно, имеет отношение к культу Рода и Рожаниц) под влиянием распространения христианской символики, пока не обрел вид креста с распятием. С десятого по двенадцатый век в крестообразных подвесках еще присутствовали лунничные и солярные знаки, ромбо-точечные поля по центру креста. Эволюция рисунка трилистника (знака проросшего семени) аналогична изменению абриса Рожаницы в вологодских вышивках, когда с течением времени очертания Рожаницы стали напоминать очертания двуглавого орла.
Игорь
 
Сообщения: 34
Зарегистрирован: 20 окт 2014, 13:32

Re: Языческие подтексты в православной иконологии

Сообщение Алексей » 26 окт 2014, 20:57

Игорь писал(а):Эволюция рисунка трилистника (знака проросшего семени) аналогична изменению абриса Рожаницы в вологодских вышивках, когда с течением времени очертания Рожаницы стали напоминать очертания двуглавого орла.
Это любопытно. К сожалению книги Кутасова и Селезнёва не читал. Поэтому в моей голове как-то не укладывается, что трилистник и Рожаницы могут стать двуглавым орлом. Ну, трилистник образ проросшего мужского семени, вообще рождение жизни, орёл тоже вроде как мужик. Есть что-то общее. Трилистник с помощью графических искажений можно постепенно превратить в крест. Но вот крест, в центре которого засеянное поле, это уже совсем другой образ. Образ Возделанной Земли. Здесь крест как 4 стороны света, а вовсе не распятие, и уже не солярный знак, вернее это образ Земли как планеты. А вот как из Рожаницы получился Орёл - ума не приложу. Ведь до сих пор Богоматерь изображают в образе Рожаницы: женщина с поднятыми руками, или с кругом в области живота в виде ореола, а в нём младенец. Круг, как образ женского плодородия, преобразился в ореол младенца. На Севере Рожаницы часто изображались парой, не одна, а две Рожаницы. Отголоски Оленух. Есть варианты совмещения двух Рожаниц в одну фигуру как бы на лошади. Но они так и остаются Рожаницами, а не орлом с двумя головами. Орёл и Рожаницы слишком далеки друг от друга. Может быть речь идёт о птицах (Сирин, Алконост и др.)?
Алексей
 
Сообщения: 1220
Зарегистрирован: 17 ноя 2011, 11:06

Re: Языческие подтексты в православной иконологии

Сообщение Игорь » 26 окт 2014, 23:23

http://www.protown.ru/information/hide/6782.html

Выше привожу ссылку на очень интересный подлинно научный труд, размещенный в сети. Почему-то никаких указаний на авторство нет. Буду благодарен, если кто подскажет автора.

В книге рассмотрены на археологическом и этнографическом материале и Оленухи-Лосихи, и Рожаницы, как земледельческие преемницы охотничьих Оленух, и многое-многое другое. Много рисунков, в частности, и рисунок вышитой Рожаницы, который напоминает двуглавого орла. И комментарии в тексте по этому поводу.

А пока своими словами: Сидит, скажем, веке в 16, в глухой деревне баба (девица, бабушка), сидит
она, вышивает, ткет, прядет, украшает полотенца Рожаницами. А тут привозят из города монету, а на монете орел двуглавый. И говорят ей, что де это царский знак такой. А царь от Бога, и знак, стало быть божественный. А бабе и невдомек, что Москва - третий Рим, и непонятно ей, почему это орел - божественный царский знак. Вот Рожаница - это божественный знак, а вот чтобы орел, да еще о двух головах...
И начинает она познавать божественность нового для нее знака через дело, через знакомый ей язык образов, через руки свои золотые, через творчество, одним словом. И делает она на очередном полотенце рисунок Рожаницы похожим на абрис орла двуглавого, и тогда понимает баба: вот она в чем божественность нового царского знака - похож он, оказывается, на Рожаницу нашу, на кормилицу.


Очень утрированно, но примерно так.
Игорь
 
Сообщения: 34
Зарегистрирован: 20 окт 2014, 13:32

Re: Языческие подтексты в православной иконологии

Сообщение Игорь » 26 окт 2014, 23:36

Алексей, очертания трилистника как подвески за несколько веков трансформируются, превращаясь в полноценный нательный крест.
А очертания Рожаницы на вышивках таким же долгим постепенным образом - в абрис двуглавого орла. Аналогия в том, что процесс трансформации долгий и постепенный, связанный с осмыслением новых символов через старые и хорошо знакомые.
Игорь
 
Сообщения: 34
Зарегистрирован: 20 окт 2014, 13:32

Re: Языческие подтексты в православной иконологии

Сообщение a.vesta » 26 окт 2014, 23:53

Ответ Игорю: мы, вроде договорились уже считать этот вышеприведенный замечательный материал трудами заслуженного академика Б.Рыбакова (см. выше) О двуглавом Орле и Рожаницах согласится не могу, ибо Орел - мужской и имперский символ, это условное изображение солнечной колесницы (Апполона-Даждьбога). Достаточно посмотреть на его изображение-барельеф "Вознесение Даждьбога" на Дмитровском соборе , чтобы понять двуглавость - от грифонов (о них снят неплохой фильм студией крамола), сии мифические существа возносят колесницу солнечного божества к небесам. Двуглавый орел с римского лабарума и византийского герба Софьи Палеолог с Рожаницами связан слабо, а вот Даждьбог - напрямую связан с орлом.

О Трилистнике - Клевер святого Патрика - это не у нас... а в Ирландии, замечательной стране известной своими языческими подтекстами.

О мальчишеских посвящениях Избранника замечу, что на Руси власть - всегда отец, зрелый муж, поэтому и оценка власти у нашего народа совершенный парадокс и феномен: властью недовольны 70 процентов населения и поддерживают ее те же 70 процентов. Что это мозговая дисфункция большинства населения сегодняшней России? Нет это древнейший архетип, ведь согласно ему, власть Отец, даже если плохой, злой или слишком добрый, то все равно хороший, родной до боли, как батя в большой семье. Инициатические подвиги Избранника - это не посвящения отца нации, а юношеские испытания наследника-претендента, во всяком случае в сказках. Тогда остается открытым вопрос, кто главный, кто все-таки пребывает у кормила власти, пока Иван-Царевич на орлах летает, да щукой зубастой в океан-море песок роет?

Алексею: Логос это не только мысль озвученная, это идея порядка и волевой акт, это логика и солнечный луч, пронзающий горизонты творения. Смысл этого понятия лучше познается черед дуальность-пару-диаду "Логос-Мифос", где миф - это предание, мир воображения, откровение, но не логика и прямое познание.


В целом же хотелось бы от темы большего, чем перетирания дано известного, например "языческие корни Сатаны", о них есть что-нибудь?
Аватара пользователя
a.vesta
 
Сообщения: 1389
Зарегистрирован: 25 окт 2011, 11:34

Re: Языческие подтексты в православной иконологии

Сообщение Игорь » 27 окт 2014, 00:29

Если слово " трилистник" ассоциируется лишь с ирландским клевером, употреблю сочетание "росток с тремя листочками".
По поводу Рожаницы и орла двуглавого - смотрите текст и рисунки в материале, стало быть, Рыбакова, спасибо за подсказку.
По поводу Дмитриевского собора все очень сложно и неоднозначно. Насколько мне известно, споры не утихают о резьбе белокаменной, о романском влиянии, да не просто о романском, а о романо-готическом (как раз в Европе зачатки интернациональной готики в этот период).
Игорь
 
Сообщения: 34
Зарегистрирован: 20 окт 2014, 13:32

Пред.След.

Вернуться в Богопознание

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1