Языческие подтексты в православной иконологии

Это учебный форум, на котором собираются материалы, разъясняющие суть родноверия и его обрядности в наиболее доступной форме.

Языческие подтексты в православной иконологии

Сообщение Игорь » 23 окт 2014, 18:02

Христос не стал пророком в своем отечестве. Его учение хоть и было, по сути, попыткой реформации иудаизма, но утвердиться смогло на преимущественно языческих территориях Римской империи и позднее за ее пределами - при активном содействии императоров и владык, разглядевших в новом учении инструмент власти над "над всеми царствами мира сего..." Да и то - свободное земледельческое население обширной зоны широколиственных и смешанных лесов Европы восприняло христианство лишь в тех его формах, которые оказались близки традиционным способам поклонения, а именно - через почитание опять же пантеона и опять же идолов. Древние божественные сущности никуда не делись, они стали называться христианскими святыми, почитаемыми в образах искусства, берущих начало в языческой традиции. В доме можно поклеить новые обои, но стены останутся теми же, какими были с момента постройки. Точно так же невозможно полностью искоренить природную веру человека без полного разрушения ее несущих стен - экологической ниши, исторической памяти и нравственного кодекса. Но в случае разрушения и новые обои клеить будет не на что. Большей части людей, считающих себя христианами и особенно православными, могут быть близки те из нравственных принципов, изложенных в евангельских притчах, которые традиционны и в природной вере, но абсолютно чуждо нагромождение богословских вероучительных и толковательных конструкций, основанных на сплаве иудаистской книжности с античной философией. Потому-то иконоборческое движение 8-10 веков, проповедовавшее христианство с упором на авраамичность, ветхозаветную книжность и отрицание культовых изображений, было в итоге объявлено ересью. При другом исходе христианство не имело бы никаких шансов на исконно политеистических территориях лесной природной зоны, не говоря уже о Руси. Сменившие идолов иконные формы стали для православного большинства без преувеличения основным объектом почитания как вместилища божественных сущностей высшего порядка, во многом сохранив устойчивые связи с языческой обрядностью.В этом контексте православные иконография и иконология могут быть рассмотрены с точки зрения их согласованности с традиционными верованиями. Весьма показателен в этом плане православный культ Богородицы и его не столько общие иконографические типы, сколько воплощенные в конкретных иконах и их списках образы с конкретными историями обретения. Названия некоторых богородичных икон подразумевают "специализацию", характерную для богов - представителей языческого пантеона. "Поможение родам", "Млекопитательница", "Спорительница хлебов", Прибавление ума", "Взыскание погибших" - за каждой иконой стоит своя легенда, своя мифологема или, более того, своя практически несокрытая языческая мистерия. Праздник Рода и Рожаниц, известный еще как "Бабьи каши" в народном христианстве, празднуемый 8 января и перекрытый уже официальным христианским Собором Прсв Богоматери, символично следует сразу за Рождеством и практически не преследовался церковью. Пироги носили как повивальным бабкам и роженицам, так и в храмы и дома к иконам "Помощь в родах" и "Блаженное чрево". В иконографии образа Божией Матери "Спорительница хлебов" невозможно не увидеть отголоски культа Макоши. Образ был явлен в 19 веке оптинским старцам, снискавшим славу духовидцев и волхвов. Обретение Дубенской Красногорской иконы вообще можно считать прямым языческим откровением. По преданию, она была найдена висящей на дубе близ источника. Это роднит иконопочитание с культом священных деревьев и указывает на преемственность способов поклонения одним и тем же божествам через разные виды их вместилищ. Христианские формы и атрибуты веры для наших предков служили лишь маскировкой для отправления природных культов.
Игорь
 
Сообщения: 34
Зарегистрирован: 20 окт 2014, 13:32

Re: Языческие подтексты в православной иконологии

Сообщение a.vesta » 24 окт 2014, 09:19

Благодарю Игоря за открытие важной и интересной темы.
К данной теме люди обычно подходят эмпирически - от частностей. но если заглянуть в суть, то сам "всеславный канон крестного пути Спасителя "- это мистерия Бога Света (Даждьбога, Осириса, отчасти Диониса)
Ее вечная космическая суть такова: Свет исходит из глубин космоса от Отца (исток света и жизни, но не сам свет). Сын-Свет (у хеттов Съват-Сиват) дает жизнь всему сущему на Земле и добровольно гибнет в плену материи, он буквально питает собою весь явный мир, "поедается" им (суть тайной вечери и загадочных слов Христа, повторившего древнейшую солнечную мистерию ). Через три дня после своей гибели, Он воскресает в силе и славе. Это либо полярная мистерия Бога-света либо неисчерпаемость светового источника вообще, либо неолитический "Путь зерна", которое в теплом климате прорастает на третий день - воскресает, добавляя еще один источник ярких образов; не языческих ,а вечных обще цивилизационных, известных также индейцам южной Америки в мистерии "Маиса". (Меня бьют, колесуют, колотят, полосуют, конец мой - огонь и зубы)
На Руси известна также "живая иконография" Плащаницы - зеленые всходы пшеницы в продолговатом ящичке. Этот обычай зафиксирован этнографами у Донских казаков. Подобное действо было и в храмовой мистерии Осириса, где жрецы изготавливали внушительных размеров "мумию" - изображение Осириса, из красной глины, замешанной на зернах пшеницы, через три дня она прорастала всходами - воскресала (М.Новиков-Новгородцев). По этому принципу сделаны современный "травянчики" - тоже своеобразная икона, образ вечной жизни.
Крестное древо не столько Мировое Древо, на котором обрел откровение скандинавский бог Один, сколько "календарный" крест: крест равноденствий и солнцестояний - великий Гиперборейский крест. Иконописный канон "Процветший крест" в этом зримо убеждает.


Важнее было бы не искать языческие подтексты в православной иконологии, сколько целиком и полностью восстановить всеобщий древнейший миф, к которому христианство только чуть прикоснулось. Жертвенный взаимообмен между мирами и центральное вселенское положение богочеловека - это всеобщий миф, точнее единственная правда, человечества, и уж никак не подтекст...
Аватара пользователя
a.vesta
 
Сообщения: 1390
Зарегистрирован: 25 окт 2011, 11:34

Re: Языческие подтексты в православной иконологии

Сообщение Велимир » 24 окт 2014, 13:10

Игорь пишет: Христианские формы и атрибуты веры для наших предков служили лишь маскировкой для отправления природных культов.
- Это безусловно так. Но нам сегодня нужно изучать эти природные культы в христианстве и решительно освобождать их от христианщины. И не идти на поводу тех, кто считает, что слияние язычества и христианства возможно в наше время. Оно невозможно потому, что психика христиана и язычника различна. И потому, что христианство нетерпимо к язычеству. И потому, что христианство не может не ползти на язычество.
Велимир
 
Сообщения: 1897
Зарегистрирован: 12 окт 2011, 22:24

Re: Языческие подтексты в православной иконологии

Сообщение Игорь » 24 окт 2014, 15:33

Не могу не согласиться с выводом о необходимости восстановлении всеобщего древнейшего мифа - по крайней мере, в общеиндоевропейской традиции, на которую указывает и наличие древнего общеиндоевропейского языка. Видимо, мифологема о Вавилонской башне как раз является указателем на общую систему древних верований, точнее, знаний. Что касается канона "Процветший крест", очень близка к нему по смыслу икона Божией Матери "Беседная". По легенде, Богородица явилась пономарю Георгию сидящей на колоде недалеко от места строительства храма в честь обретения Тихвинской иконы и обратилась к нему с просьбой о воздвижении над храмом деревянного, а не металлического креста. Видение сопровождалось появлением Николая Чудотворца, часто сопровождающего Богородицу в легендах. После того, как откровение было проигнорировано, порывом ветра рабочего, водружающего металлический крест, сдуло ветром на землю, но чудесным образом он остался невредим, а колода, на котором сидела Богородица, дала зеленые ростки. В этом предании множество подтекстов, параллелей и соотнесений с житиями, Ветхим заветом и язычеством.Уместно вспомнить и расцветший посох Иосифа Аримафейского, и апокрифические истории, возводящие происхождение распятного креста к райскому древу познания добра и зла. Идея умирания, очищения и последующего возрождения в новом качестве иллюстрируется на примере дерева, опаляемого солнцем (огнем), омываемого водами и дающего новые ростки. Эта идея уравнивается с идеей познания добра и зла и , по мнению многих исследователей, характерна для перехода охотничьего общества к земледельческому, когда и начал зарождаться монотеизм.Частью древнеегипетского ритуала посвящения высших жрецов считают распятие посвящаемого на лежащем тау-кресте, который омывался водой и освещался лучом солнца. У славян в позднем ритуале трупосожжения присутствовали ладья и, соответственно, огонь. Река Смородина как символ рубежа жизни, смерти и возрождения в ирии - огненная река. Подсечно-огневое земледелие содержит в себе эту идею как свойство бога Рода (слова "природа", "урожай").Распятие как вид казни содержал смысл очищения и перерождения (в Ветхом завете:"Распни их пред Господом против солнца"). Возвращаясь к "Беседной" иконе, остановлюсь отдельно на фигуре Николая Чудотворца, сопровождавшего Богородицу. Мало того, что образ его воспринимается часто как образ проводника между этим и тем мирами, что роднит его с соответствующими языческими божествами, ему приписываются свойства, качества и атрибуты главных богов языческого пантеона. Ни одно чудо, связанное с природой или стихиями, не обходится без Николая Чудотворца.По крайней мере в православии он - старший из святых, что роднит его почитание с культами Рода и Велеса в русской языческой традиции. Несмотря на то, что земному епискому Николаю Мирликийскому приписывают разрушение при его жизни нескольких языческих храмов.
Наступление христианства на язычество, действительно, можно назвать рейдерским захватом. Отлично отлаженная, четкая и вписанная в природный ландшафт система воззрений и верований была разрушена, а то, что не удалось разрушить, было переподчинено и переименовано. Цель - геополитика, власть, влияние, материальные ресурсы - как и во все времена.
Игорь
 
Сообщения: 34
Зарегистрирован: 20 окт 2014, 13:32

Re: Языческие подтексты в православной иконологии

Сообщение a.vesta » 25 окт 2014, 11:07

Мне показалась интересной мысль, высказанная антропософом и мифологом Карен Амстронг, что христианство - это религия больших городов (и только): неизбежный и в силу этого законный плод "осевого времени"(ОП).

В ее доводах есть правда: попробуй возмечтай о культе силы, о нерушимых родовых крепях и территории рода, о своих собственных родовых законах и обычаях в большом городе, и все окончится стрельбой из автомашин на чеченской свадьбе (ну обычай у горных людей таков! А милиция задержала...)
А вот смирение в кубе - жизненно необходимо для всех в условиях перенаселения.

По сути своей морально-этический комплекс христианства учит жить в социуме, а значит он востребован! Язычество - это другие духовные и родовые основы, но мы не живем в условиях первозданной конкуренции и близости к силам природы и не во времена диктата рода с его жесточайшей дисциплиной и даже тиранией по отношению к личности, но нам близко государственное язычество Древнего Рима с его культом священного огня Курии, доблести, жертвенности и верности полису-государству и глубоким прочувствованным (домашним) культом Предков. - то есть в купе все это соответствует патриотизму, чему нас в общем-то и учило в свое время "безбожное государство"

Интересна не столько даже иконография (про иконологию мне ничего не известно :oops: ) - она фрагментарна и вторична, сколько традиции храмового строительства: языческие и христианские. Храм или храмина из камня - в целом прообраз небесного града и в арийской метафилософии город - это инициация почвы через насилие, фаллический символ, смиряющий вагинальное буйство хтонической силы Земли (Кибелы). В идее Божьего града (Асграда) смыкаются нордические токи языческой ариософии и христианского обетования Божиего града... так как то получается...
Аватара пользователя
a.vesta
 
Сообщения: 1390
Зарегистрирован: 25 окт 2011, 11:34

Re: Языческие подтексты в православной иконологии

Сообщение Алексей » 25 окт 2014, 13:13

Здравия всем. Тема языческих подтекстов интересна, только уводит она кого куда и очень далеко.
a.vesta, будь добра свои мысли описать русскими словами, по-русски. А то кроме напыщенной иностранщины так ничего не увидел и не понял, о чём ты пишешь? Без обиды, понимаешь, все эти словечки посреди цветочного поля русского языка, русской речи выглядят кладбищенскими венками "Дорогому и любимому... Аминь". Нелепы и непонятно, зачем они здесь средь широкого поля, чистого воздуха, живой зелени и раздолья. Зачем живой и красивейший язык превращать в кладбище?
Другой пример рассуждения Игоря - чистой воды кабалистика. Неужели нельзя мыслить просто: это - то-то и то-то. Без всяких египецких жрецов и списка что чего означает и символизирует. Ведь если говоришь о мифе, тем более о мифологеме, то говоришь о каком-то конкретном образе. Об образе, а не о знаке, который что-то означает, и не о символе кого-то или чего-то.
А то у меня создалось такое впечатление, что попал на собрание иудейских словоплётов, которые соревнуются, кто из них изящней скрутит мозги русскому Ивану. Может быть слово "подтексты" в названии темы уносит мышление людей с русской платформы на какие-то чужеродные лужайки?
Пожалуйста, поймите простую вещ. Пока мы мыслим, а стало быть и пишем, космополитическими категориями, то ни к какому национальному мы никогда не придём. Хоть к грузинскому, хоть к шведскому, хоть к русскому. Придти можно только к иудейству, к тому, как они видят и оценивают Мир, так как космополитизм - это их способ мышления. Больше ни какой нации он не присущ. Если мы говорим о том, из чего состоит русское православие, нужно стоять на русской платформе русского мировоззрения и миропонимания. Ни египетского, ни греческого, а исходить из русской мифологемы. Нужно пользоваться русской речью и русским языком, а не космополитическими словечками-уродами. Иначе мы утонем в пустоте словоблудия. И кроме пустоты ничего не приобретём.
Алексей
 
Сообщения: 1220
Зарегистрирован: 17 ноя 2011, 11:06

Re: Языческие подтексты в православной иконологии

Сообщение Игорь » 25 окт 2014, 13:40

Благодарю Алексея за конструктивную критику. Прошу прощения за злоупотребление искусствоведческой терминологией, которая могла быть принята за "кабалистику".
Игорь
 
Сообщения: 34
Зарегистрирован: 20 окт 2014, 13:32

Re: Языческие подтексты в православной иконологии

Сообщение a.vesta » 25 окт 2014, 17:50

Алексей, не надо так расстраиваться, ароматы истинно русской речи можно нюхать в теме "Обереги", где сии словесные перлы терпеливо возделывают наши соратники. А у нас с Игорем назревает ИКОНОЛОГИЯ! Слово само по себе интересное и многообещающее - икона (греч) - образ, лик, а -логия от "логос . Что есть ЛОГОС? Смысл, божественная мудрость. А ведь именно Логосом, согласно книге Бытия, сотворен наш зримый и незримый Мир! В первоисточнике (Септуагинта) звучит так: "В начале был Логос", но это не вполне усвоенное отечественным мозгом понятие наши книжники и любомудры не смогли перевести более точно, чем "слово"." И Логос исходил от Бога..." "И слово было у Бога". - разница есть? Не разница а просто "дистанацЫя огромного размера". Вот еще маленькая неточность: в древнейших текстах не "было", а "бе" - это не "давно прошедшее время", а "ныне и присно и во веки веков".
Так что иногда (!!!!!) лучше (!!!!!) уверенно пользоваться чужим словом, чтобы потомки не искали "утерянное слово", не шарили в каббале, где навсегда похоронено само имя Бога. Русское Слово - прекрасно, но не совпадает с Логосом, книжники застеснялись этого самого не вполне прозрачного для них самих логоса и решили упростить текст, ведь там где логос там и античная философия (греко-римское любомудрие), и Пифагор и неоплатоники, зачем это русскому сермяжному лапотнику... Мы верим сердцем. а голова в это время должна отдыхать. А вот евреи отовсюду таскали семена своей мудрости: мало того, что они были "книжниками", то есть любили читать серьезные книги, так они еще записались в "фарисеи" - парсы-персы-зароастрийцы, и очень много вынули из дуалистической конструкции Ахурамазда-Ариман, в результате у доброго христианского Бога появился злой антипод и вечный движитель - Дьявол. Пифагорейская школа породила и всю кабалистическую цифирь, но это отдельная тема. Так что позволь нас с Игорем говорить как нам нравится чтобы мы поняли друг друга, ну пожалуйста позволь!

Итак о храмовом строительстве: сакральная архитектура всегда предполагает под собою миф. Так строители деревянных храмовых комплексов на русском Севере изначально закладывали в архитектурное решение миф-предание: семь небес, купола-планеты, микрокосм и макрокосм, ступени соответствовали часам в сутках и так далее: все вместе - мироздание увенчанное крестом. Интересен и позаимствованный из Византии план храма, представляющий собою распятого человека, где на месте алтаря - его сердце. Подобие достигалось боковыми пристройками - нефами...
Аватара пользователя
a.vesta
 
Сообщения: 1390
Зарегистрирован: 25 окт 2011, 11:34

Re: Языческие подтексты в православной иконологии

Сообщение Алексей » 26 окт 2014, 11:41

Здравия всем. Благодарю Игоря за попытку меня понять. Только вижу, что нужно разъяснить и дальше. Игорь верно говорит, что пользуется искусствоведческой терминологией. Во-первых, сам принцип научной терминологии и есть та самая Кабала в чистом виде. Некое явление кодируется в буквенно-словесной форме для того, чтобы этим термином можно было воздействовать и управлять сознанием людей. Это чистой воды иудейская магия. Во-вторых, Кабала, отражая сознание иудеев, полагает, что всё, что похоже, то всё это одно и тоже. Для русского мировосприятия похожесть ещё ни о чём не говорит. Белая краска, сметана и крем-мыло тоже похожи. Но это совсем не одно и тоже. Игорь, проследи, пожалуйста, ход мысли, то, что ты написал. Ты же всё смешал в одну кучу и язычество и Ветхий завет, и вывел нечто "универсальное" для того и другого. Это и есть космополитизм, когда белая краска, сметана и крем-мыло одно единое. Нет преемственности, нет того, что христианство использует языческие культы. Есть соединение язычества и христианства в одну кашу. Получается неправда. То же самое происходит когда мы начинаем, сравнивая древнегреческий пантеон, индийский, вавилонский и славянский, выводить нечто среднеарифметическое "универсальное", делая их одним и тем же. Я уж не говорю, что в этом "универсальном" древнегреческому отдаётся первенство, как будто бы вся мифология древнего Мира родилась там, и оттуда стала распространяться повсюду, докатилась она к 5-7 веку и до словян. Дело в том, что универсальным является ТОЛЬКО следующее: человек кушает, какает и писает, спит, трахается, рождает детей, дети вырастают становясь взрослыми повторяют родителей, пожив человек умирает. Всё. Другого универсального не существует. А всё остальное это мировосприятие и попытка это восприятие облечь в понятийные образы. Естественно, что греки и словяне воспринимают не только разный мир, но и восприятие у них разное. Значит и образы Мира у них разные. Но вся эта разность будет ПОХОЖЕЙ, так как их объединяет универсальное, а именно что греки и словяне одинаково: кушают, какают и писают, спят, трахаются, рождают детей, дети вырастают, становясь взрослыми повторяют родителей, пожив человек умирает. Это тот самый белый цвет у сметаны, краски и крем-мыла. Мифы вавилонян, древних греков и словян могут быть похожими, но это совсем не означает, что это один и тот же миф. Скорее наоборот, что мифы РАЗНЫЕ, но в силу того, что человеческое тело у всех народов одинаковое, а люди всё меряют по себе, мифы получаются похожими, но не одним и тем же.
Алексей
 
Сообщения: 1220
Зарегистрирован: 17 ноя 2011, 11:06

Re: Языческие подтексты в православной иконологии

Сообщение Игорь » 26 окт 2014, 12:46

Алексей, спасибо. Я понимаю твою точку зрения, отчасти ее разделяю, но из твоих рассуждений следует, что раньше люди ИЗВЕЧНО жили абсолютно изолированными группами, не сообщаясь друг с другом. Как будто и не было массовых миграций (тех же славян на восток), культурных и идеологических заимствований и единственное, что людей разных этносов объединяет - это физиологическое устройство организма.

Я абсолютно не космополит, но рассматривать мировую историю так, как я хотел бы ее видеть, будучи русским человеком и наследником русской языческой традиции, я не могу в силу наличия объективных исторических и археологических данных.
Игорь
 
Сообщения: 34
Зарегистрирован: 20 окт 2014, 13:32

След.

Вернуться в Богопознание

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1