Кострома. Ярило

Это учебный форум, на котором собираются материалы, разъясняющие суть родноверия и его обрядности в наиболее доступной форме.

Re: Кострома. Ярило

Сообщение Михаил » 12 мар 2013, 20:35

Дорогой Карнач! Шпилевского честно скажу не читал,а ту цитату на белорусском я привел из книги Коринфского.Другую где указаны выходные данные-из Агапкиной.Надеюсь вы не будете оспаривать их авторитет в этнографии.
Мне вовсе не надо прочитывать сотню книг и выкапывать разные тамбовские цитаты для того,чтобы понять природу божества.Достаточно знать основные работы,а лучше индоевропейскую мифологию и собственно значение слова.Поэтому вы зря кичитесь передо мной своими познаниями в этнографии,ибо без понимания сути явления любые цитаты сродни куче металлолома.
Тем более нахождение в смысловом поле черкасовско-гасановского родноверия, мешает вам объективно подходить к теме,поэтому все,что не вписывается в их шуйное учение,вы стараетесь обходить молчанием.Мышление у этой компашки характерно сектансткое-чуть что не так,тут же объявляют жидом.Я понимаю,что верить в сказки просто и удобно,но советую не только верить,но еще и думать.
Кстати,вынужден вас на время оставить,масонские дела не требуют отлагательств-на днях мои коллеги поймали одного парня с книгой Прозорова,надо не только его допросить,но и хорошенько помучить "славянского героя",чем я и собираюсь заняться лично. :D
Михаил
 
Сообщения: 230
Зарегистрирован: 13 ноя 2012, 09:34

Re: Кострома. Ярило

Сообщение Михаил » 12 мар 2013, 20:56

a.vesta писал(а):Масленица действительно отсчитывается от первого весеннего полнолуния после дня весеннее равноденствия (иудейский Пейсах) плюс условное число недель (и все это в обратную сторону) , а вот Комоедица - солнечная абсолютно.

Арина,вы тоже верите на эту лабуду,что дескать,славяне-солнцепоклонники,а жиды поклоняются луне?
По луне растёт весь урожай,волосы и ногти,матери вынашивают детей отнюдь не по солнцу.что такое "месячные" и почему надеюсь тоже не надо объяснять.Солнце важно,никто не спорит,но его роль вспомогательная.В пустыне солнца много,а урожая ноль,потому что нет воды.А в Ирландии-наоборот.
Относительно современного времени в приложении к мифу мы можем сказать что масленница имеет смысл лишь в определенное соотношение лунной фазы ПОСЛЕ наступления весеннего равноденствия. Что и символизируется частью обрядов, и игровой стороной игр-обрядов типологии "тризны"- взятие снежной крепости и "царя горы".
Комоедица-пробуждение медведя связана как раз с лунным циклом.С каких это пор образ Велеса стал солнечным? :o

. Тема инцеста брата и сестры особенно характерна для купальского цикла; предполагают, что во время игрищ на Ивана Купалу допускалась полная сексуальная свобода, хотя прямых свидетельств об этом нет. В то же время отнесенность инцестной темы к Купале согласуется с матримониальными ритуалами, гаданиями о замужестве, травестизме, эротическими песнями, популярными в купальском цикле. В Сербии в ночь на Иванов день девушки отправлялись в горы, зажигали костры и там пели песни о Марте и девяти ее братьях, в которой содержался намек на И. Марты и ее братьев. Баллады об инцесте исполнялись в летний Иванов день и у словенцев. Тема последствий И. и наказания за него в восточнославянских балладах представлена такими мотивами, как «брат и сестра превращаются в цветок», «брата с сестрой не принимают в монастырь», «брата с сестрой не трогают дикие звери», «они не могут утонуть». В болгарских этиологических легендах с темой И. (между кумовьями, братом и сестрой) связано происхождение пятен на месяце: родственники, преступив обычное право и нравственные нормы, были наказаны Богом и помещены на месяц. Согласно поверьям, различные стихийные бедствия (град, проливные дожди, кровавый дождь, наводнение и засуха) — это возмездие, посылаемое людям в наказание за грех кровосмешения. Отдельные свидетельства называют в качестве последствий И. рождение вампира, ведьмы, волколака, змея или превращение в них человека. И. рассматривается и как причина болезней и уродств у детей. С И. связаны легенды о происхождении матерной брани. В России рассказывали о том, как дьявол смутил одного человека: человек тот убил отца, а на матери женился, с тех пор и начал человек ругаться, упоминая в брани имя матери. В магии тексты, содержащие мотив И., как и некоторые другие мотивы «чудес» и невиданных удивительных событий, наделяются апотропеической функцией. В Македонии в Юрьев день, оберегая молоко от ведьм, под стреху ставят брата с сестрой, одевают их и при этом произносят формулу невозможного: «Когда сойдутся брат с сестрой, тогда и возьмут молоко у тебя из вымени»
Михаил
 
Сообщения: 230
Зарегистрирован: 13 ноя 2012, 09:34

Re: Кострома. Ярило

Сообщение a.vesta » 12 мар 2013, 22:12

Конечно, спорить тут не о чем, что мишка - зверь Велесов, бог косматый в шубе мохнатой, можно почитать и китайскую сказку "лунный медведь", хтонический он до невозможности, подземный и навный, но встает-то он по Солнышку, потому что лунного календаря под лапой у него нет, потому что в этот период года правит Ярила и ничего тут не поделаешь. Праздники, рассчитанные по луне, как Пейсах, (ну кто же об этом не знает?) для славянина - чушь. Земледельцу и календарь не нужен, горка красная просохла после половодья, листики на березе стали с пятачок, лег первый снежок - вот и время пришло праздновать очередной "порожек", а что луна тоже постаралась, так чего на эти циклах зацикливаться. А насчет женских циклов - все это весьма условно связано с луной и братом ее месяцем, ибо индивидуально и подвержено колебаниям.
Аватара пользователя
a.vesta
 
Сообщения: 1390
Зарегистрирован: 25 окт 2011, 11:34

Re: Кострома. Ярило

Сообщение Карнач » 12 мар 2013, 22:17

Михаил писал(а):Дорогой Карнач! Шпилевского честно скажу не читал,а ту цитату на белорусском я привел из книги Коринфского.Другую где указаны выходные данные-из Агапкиной.Надеюсь вы не будете оспаривать их авторитет в этнографии.
Мне вовсе не надо прочитывать сотню книг и выкапывать разные тамбовские цитаты для того,чтобы понять природу божества.Достаточно знать основные работы,а лучше индоевропейскую мифологию и собственно значение слова.Поэтому вы зря кичитесь передо мной своими познаниями в этнографии,ибо без понимания сути явления любые цитаты сродни куче металлолома.


Экий Вы сноб, Михаил :D . С Древлянским (Шпилевским) лопухнулись по полной программе. Ведь именно его материал кочует из одной книги в другую. Ваше понимание "сути явления" основано на фальшивке фрика 19века :D
Карнач
 
Сообщения: 417
Зарегистрирован: 22 дек 2011, 07:13
Откуда: г. Липецк

Re: Кострома. Ярило

Сообщение Михаил » 13 мар 2013, 06:02

Моё понимание сути явление основано на работах ведущих этнографов,которых я уже перечислял.Напомню третий раз-никто из них не пишет о том,что Ярило-это Солнце.Цитата Шпилевского тут всего лишь довесок,не более того.
Удачного вам шуйного пути!
Гой,Черна-Мати!Гой,Ма!
Последний раз редактировалось Михаил 13 мар 2013, 06:58, всего редактировалось 1 раз.
Михаил
 
Сообщения: 230
Зарегистрирован: 13 ноя 2012, 09:34

Re: Кострома. Ярило

Сообщение Михаил » 13 мар 2013, 06:20

a.vesta писал(а): но встает-то он по Солнышку,


в том то и дело что по луне.
вот прочтите, https://sites.google.com/site/tofalaria ... go-medveda
если медведя породила Луна,то с чего бы ему вставать по Солнцу.заметьте,что и рожает медведица в новолуние.
Михаил
 
Сообщения: 230
Зарегистрирован: 13 ноя 2012, 09:34

Re: Кострома. Ярило

Сообщение a.vesta » 13 мар 2013, 08:43

Там в вышине, в вышине едет медведь на слоне, лунный медведь: голубенькие глазки... - эта колыбельная, видимо, недаром звучала на ТВ лет двадцать подряд...

О том, что новый медвежонок рождается так же, как рождается луна - это отнюдь не гороскоп его рождения, и нигде(!) не сказано что он рождается именно в новолуние, союз "как" означает "подобно тому", все вместе - поэтическая метафора.
Дедушка-медведушка - зверь дневной, спит всю темную (Марину) часть года и просыпается с первыми солнечными лучами после дня весеннего равноденствия. Гон у него - вторая половина осени, перед спячкой, как у лосей, оленей и китов и домашней скотники - коров, овечек.. Это полярный (гиперборейский) ритм зачатия и рождения потомства - когда малыш появляется вместе с новым солнцем, и при чем тут луна? Для Гипербореи важнее солярные знаки и ритмы, чем частые новолуния (их 13 в году). Медведь живет согласно ритму солнечных Богов, но понять это при наших измельчавших лунных ритмах - не просто.
Но переубеждать вас, Михаил, не буду, мы все водимы нашими идеями, и спорят не люди, а идеи.
Лунный медведь должно быть буддийский символ, как и лунный заяц и лунная мышь.

В заключении цитата из Дамаскина Студита о мышах;
"Егда есть Луна скудна суть, и чревца их скудны, егда же полна есть Луна, отолстевают чревца их" Здесь аналогия между мышью и луной - полная, но если исходить из того, что "мышка" - это маленький "мишка", то можно попасть и обратно - в детский сад. :P
Аватара пользователя
a.vesta
 
Сообщения: 1390
Зарегистрирован: 25 окт 2011, 11:34

Re: Кострома. Ярило

Сообщение Карнач » 29 июл 2016, 22:48

ЯРИЛО

Бог весны, плодородия, кипучей страсти (физической любви), волков.

Основные атрибуты Ярилы:

1. Вздыбленный уд.
В русских диалектных говорах слово «ярун» употребляется для обозначения животного «в поре течки и рущенья», глухаря во время токованья, любого, кто «ярует», то есть находится в возбужденном состоянии. В украинском языке «ярий» означает «молодой», «весенний», «полный сил», «страстный». В диалектах обоих языков слово «ярость» сохранилось в таких значениях, как «похоть, возбужденное состояние у животных в период течки» и «страстность, любовная готовность», а глаголы «ярить», «наяривать» — в значениях «делать что-либо быстро и неутомимо» и «находиться в половой связи». В частности, на игре значений этих слов построены загадки о венике: «Выбежал Ярилко из-за печного столба, зачал бабу ярить, только палка стучит», "вышел Ярилко из задней избушки, стал бабу ярить: по шерсти, по персти...".
Слова с корнем яр- в южнославянских и западнославянских языках имеют значения «распаляться, оплодотворять, спариваться».

В Зарайском у. Рязанской губ. молодёжь справляла Ярилки. Парни и девушки ночью отправлялись по реке к холму, который носил название «Ярилина плешь» (кстати, в русских говорах слово "плешь" означало мужской детородный орган). Семейные люди на Ярилки не допускались. На холме над рекой жгли костры, угощались у костров, парни и девушки купались, пели песни «с причинкой», т. е. эротического содержания и "гуляли" до утра. На вопрос этнографа о том, кто же такой был Ярила, местными жителями был дан следующий ответ: «Он любовь одобрял».

В областях, где проводиди обряд "похороны Ярилы", кукла, изображающая усопшего Ярилу, всегда была с «огромным детородным удом».

В с. Куликовка Чембарского у. Пензенской губ. молодежь отправлялась в поле, впереди её шел парень, украшенный зеленью, с факелом в руке, на голове он нес большой круглый пирог. Процессия обходила трижды вокруг засеянных полей, а затем разводили костер и съедали пирог.

2. Весна.
яръ (др.-русск.), ярь (укр.), яра́ (болг. диал.), jaro (чеш.), jаr (слвц.), jarz (польск.).

3.Хлеб.
В русских говорах слова «яровой», «ярый» означают «посеянный весной»; «яровое», «яровик» — «поле, засеянное яровым хлебом»; «ярина» — «ячмень, овес»; «ярь», «ярица», «яровина» и подобные — обозначают хлеб. В других славянских языках - аналогичное значение.

4. Огонь.
«ярый» — «сердитый», «горячий», «огненный»; «ярость», «яр» — «огонь, пыл».

5. Ключ.
У русских, украинцев и белорусов бытовала песня, в которой Ярила (Юрий в эпоху "двоеверия") отмыкал землю:

"Юрий, вставай рано,
Отмыкай землю,
Выпускай росу
На теплое лето,
На буйное жито
На ядренистое,
На колосистое".

В Виленской губ. молодежь ходила по дворам с величанием Ярилы (Юрия) и пожеланием благополучия, а затем выходила в поле окликать Юрия:
"Юрья, добрый вечер, Юрья, подай ключи землевые — землю отмыкацы, росу выпущацы...".

6. Конь.
У русских Приангарья Ярилин (Егорьев=Юрьев) день был лошадиным праздником, а Ярила (Егорий) считался покровителем лошадей. В Вятской губ. Ярилин (Юрьев) день считался днем лошадиных именин, поэтому лошадей старались угостить, почествовать. Крестьяне говорили: "Сегодня лошадушки менильники (именинники). Нужно им дать сена до колена, овса — до ушей!". Во многих губерниях запрещалось в день праздника запрягать лошадей, работать на них. В Даньковском у. Рязанской губ. вечером в день праздника парни делали "коня". Двое залезали в полог, один из них брал в руки "голову" — мешок с соломой на палке, на плечи клали доску, на которую поверх полога садился пастух, игравший на жалейке. В сопровождении односельчан "конь" обходил деревню и выходил за околицу, там, на выгоне, он сходился с "конем" из другой деревни, и между ними начинался бой. Ряженые, подражая ржанию, сталкивались друг с другом до тех пор, пока один конь не разрушал другого.

7. Волк.
Ярила является покровителем и распорядителем не только домашних животных, но и хищников, особенно волков, которые иногда назывались его "псами". Существует предание о том, как возникла эта связь. Однажды, когда Ярило ехал по лесу, к нему навстречу выбежал волк и вцепился зубами в ногу его коня. Ярило копьем пронзил волка, но раненый зверь заговорил человеческим голосом: "За что ты меня бьешь, коли я есть хочу?" — "Хочешь ты есть, спроси у меня. Вон возьми ту лошадь, ее хватит тебе на два дня". С тех пор каждый год накануне праздника Ярила объезжает на коне поля и леса, собирает диких зверей в условленном месте и отдает им наказы, определяя каждому добычу и пищу на год. Поэтому в народе говорили: "Что у волка в зубах — то Ярила (Егорий) дал", "Ловит волк свою роковую овечку", "Без Ярилы (Юрьева) наказу и серый (волк) сыт не будет", "На что волк сер, а и тот по закону живет: что Ярила (Егорий) скажет, на том все и порешится". Если в суровые зимы размножалось много волков, народ говорил, что "Ярила (Егорий) их распустил".

В Среднем Поволжье существовал обычай, позволявший крестьянам узнать обреченное животное. Перед первым выгоном стада старший в семье выходил на луг и кричал: "Волк, волк, скажи, какую животинку облюбуешь, на какую от Ярилы (Егория) наказ тебе вышел?". После этого он возвращался домой, заходил в овчарню и в темноте хватал первую попавшуюся под руку овцу. Крестьяне верили, что именно эта овца обречена, поэтому ее резали, отрубленную голову и ноги бросали в поле, а остальное мясо варили или жарили для себя, им же угощали пастухов.

Автор: В. Карнач (по материалам Е.Л. Мадлевской, Е.Е. Левкиевской, М.Р. Фасмера, В.К. Соколовой, В. Холодной)
Карнач
 
Сообщения: 417
Зарегистрирован: 22 дек 2011, 07:13
Откуда: г. Липецк

Пред.

Вернуться в Богопознание

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1