Кострома. Ярило

Это учебный форум, на котором собираются материалы, разъясняющие суть родноверия и его обрядности в наиболее доступной форме.

Re: Кострома. Ярило

Сообщение a.vesta » 11 мар 2013, 15:18

Согласно мифологемам палеолита как начала земледельческую культуры, персонаж с функцией Ярилы - яро ярящий землю, дающий ей возможность плодоношения это небесный супруг Матери Земли, можно сказать "фаллос неба" , в этом смысле он мог ассоциироваться и со змеем - одним из образов Велеса, но с большой долей случайности.
То что Ярила погибает, оплодотворив девственное поле - закономерно, а его сила "рассеивается" подобно семени, подобно солнечным лучам, гибнущим в плену материального мира.
Все это ставит "хтонизм" Ярилы под сомнение даже для неискушенных читателям форума.
Последний раз редактировалось a.vesta 12 мар 2013, 08:21, всего редактировалось 1 раз.
Аватара пользователя
a.vesta
 
Сообщения: 1387
Зарегистрирован: 25 окт 2011, 11:34

Re: Кострома. Ярило

Сообщение Михаил » 11 мар 2013, 15:21

А Солнце в конце июня погибает?))) Славяне вообще-то всегда считали что перерождение Солнца происходит на Карачун.

Кстати,Рыбаков не отрицает типично дионисийскую природу Ярилы:

"Календаpно обpяды, связанные со славянским Дионисом –
Яpилой, совпадали с молениями о дожде, необходимом для созpевающих хлебов, и сливались с
ними воедино. Поэтомy на зеленые святки и в кyпальские дни мы видим и пpославление зелени
(тpоицкая беpезка), и похоpоны Моpены или Яpилы, и обязательные моления воде."(Язычество древних славян,с.241)

"Яра"-это весна у всех индоевропейцев.Именно поэтому yar - year-"год".Год же у индоевропейцев начинался с началом лунного месяца падающего на срок покрывающий равноденствие - март.
Весна землепашца ассоциируется исключительно с лунным циклом."Яровую пшеницу весной сеют.
Итак,Земля,Вода,Плодородие-все признаки Ярилы лунные,никак не солнечные.
Михаил
 
Сообщения: 230
Зарегистрирован: 13 ноя 2012, 09:34

Re: Кострома. Ярило

Сообщение a.vesta » 12 мар 2013, 08:28

И Бог не погибает, и Солнце не умирает. Мистерия и миф фиксируют крайние точки космической драмы,и отождествлять Ярилу с самим солнцем - это не отделять огонь от свечи. Ярило - вешняя ярь солнечных лучей, пробуждающая плодоносную силу Земли-Матери. Михаил же утверждает, что Ярила и есть сама эта сила, то есть происходит самооплодотворение, что конечно же невозможно в традиционном понимании...
Аватара пользователя
a.vesta
 
Сообщения: 1387
Зарегистрирован: 25 окт 2011, 11:34

Re: Кострома. Ярило

Сообщение Карнач » 12 мар 2013, 11:31

Михаил писал(а):
Карнач писал(а):Я Вас прошу привести ЭТНОГРАФИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ, А НЕ ЕГО ТРАКТОВКУ, В КОТОРОМ УКАЗАНА "хтоническая,а отнюдь не солярная природа" ЯРИЛЫ. Выделил капс-локом для лучшего понимания Вами текста.


Ну во-первых,пожалуйста:
"На Ярилу Земля ярится."(РЭМ,д.1322,Инсарский у.),"Ярило яровые ярит!"

Из белорусской песни о Яриле:
"А гдзеж ион нагою-там жито капою,
а гдзеж ион ни зырне-там колас зацвице!"

Во-вторых,трактовка Ярилы как хтонического персонажа,связанного с плодородием выводится напрямую как из его образа в виде босого юноши с КОЛОСЬЯМИ в одной руке,так из самого обряда его похорон,который вписывает Ярилу в общий для многих и.е. дионисийский культ умирающего и воскресающего бога.
Ярила представляется нам своего рода аналогом античного Диониса. Действительно, Диониса изображали украшенным листьями винограда, Ярила связан с культом хмеля, из которого делают пиво. И Дионис, и Ярила почитались шумно, весело, праздники, им посвященные, нередко переходили в оргии. На праздниках Ярилы, например, как и на праздниках Диониса, умыкали девушек. Одним из символов как Ярилы, так и Диониса служил фалос.
С другой стороны, Дионис не только связан с плодородием, но и хтоничен. Он воплощающемся в облике козла, связан с ритуальным жреческим и шаманским экстазом и по ряду функций соответствует славянскому Велесу.
Белый цвет одежды юноши-Ярилы у славян - цвет смерти, цвет савана.Еще более очевидна символика смерти в другом атрибуте Ярилы - в мертвой голове в другой руке.
Связь со смертью, с земным (хтоническим) плодородием заставляет нас рассматривать бога, почитавшегося под именем Ярилы у славян, и под именем Диониса - во Фракии (и, позднее, - в античном мире), как бога Велеса.Т.е.как мы видим,никакой связи с апполоническим началом.
А теперь подумайте-есть ли смысл хоронить Бога-Солнце на макушке лета? :lol:


Н-да, негусто у фрика Михаила с этнографическим материалом :D . Да ещё фальсификацию Шпиленского приплёл, которая в фундаменте его понимания Ярилы.

Ссылочку свою из вики (http://ru.wikipedia.org/wiki/Ярило ) фрик Михаил прочитал видимо поперёк :)

"Происхождение имени

Неоднократные попытки объяснить происхождение имени Ярило производились ещё в XIX веке. Производя его от санскритского корня ar, греч. ερ — «действие возвышения, движения вверх», одни ученые находили соответствие между славянским Ярило и санскр. árvān — «конь» (в ведах: «быстрый, стремительный, бегущий» (эпитеты солнца)), сближая с греч. 'Έρως[8]; другие предпочитали санскр. ŗnōmi — «воздымаюсь», греч. αϊρω «поднимаю»[9]; третьи находили те же звуки в славянских словах «ярый», «яриться», «ярына», «ярица», «ярец», чеш. jar, словацк. jarice, польск. jarzyna и т. д., и видели в корне яр значение «стремительности, быстроты, силы, света, весеннего или восходящего солнца». Отсюда божество Ярило имело следующую характеристику: «распространяющий весенний или утренний солнечный свет, возбуждающий растительную силу в травах и деревьях и плотскую любовь в людях и животных, юношескую свежесть, силу и храбрость в человеке»[10]. Сохраняя за предложенными толкованиями относительное правдоподобие, можно установить только общность имени Ярило со словом ярый «белый»[11].

По мнению М. Фасмера, имя «Ярило» происходит от рус.-цслав. слова яра «весна», родственного словам ярь «яровой хлеб», ярые пчёлы «первый рой в улье летом», яровой хлеб, яровик «животное или растение этого года», ярица, ярина «яровое». Слово восходит к праславянскому корню *jarъ, родственному авест. yārə «год», готск. jēr «год» и т. д.[12]

По мнению Вяч. Вс. Иванова и В. Н. Топорова, имя «Ярило» производится от корня «яр-» (*jar), с которым соотносятся представления о яри как высшем проявлении производительных сил, обеспечивающем максимум плодородия, прибытка, урожая[7].

7.Иванов Вяч. Вс., Топоров В. Н. Ярила, Ярило, Ярыло // Мифологический словарь / Гл. ред. Е. М. Мелетинский. — М.: «Советская энциклопедия», 1990.
8. Мюллер М. Сравнительная мифология. «Летописи русской литературы» Н. Тихонравова, V, отд. I, 113—114.
9. Кареев Н.Главные антропоморфические боги слав. язычества // Филологические Записки, 1872, V, 53
10. Ефименко П. Зап. Имп. Рус. Геогр. Общ. по отд. этнографии, 1868, т. II, 79—112.
11. Ярило // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
12. Фасмер М. Этимологический словарь русского языка ".

По проводу сравнения с Дионисом. Предлагаю сравнить с Митрой :)
Карнач
 
Сообщения: 417
Зарегистрирован: 22 дек 2011, 07:13
Откуда: г. Липецк

Re: Кострома. Ярило

Сообщение Михаил » 12 мар 2013, 16:41

Карнач писал(а):Неоднократные попытки объяснить происхождение имени Ярило производились ещё в XIX веке. Производя его от санскритского корня ar, греч. ερ — «действие возвышения, движения вверх», одни ученые находили соответствие между славянским Ярило и санскр. árvān — «конь» (в ведах: «быстрый, стремительный, бегущий» (эпитеты солнца)), сближая с греч. 'Έρως[8]; другие предпочитали санскр. ŗnōmi — «воздымаюсь», греч. αϊρω «поднимаю»[9]; третьи находили те же звуки в славянских словах «ярый», «яриться», «ярына», «ярица», «ярец», чеш. jar, словацк. jarice, польск. jarzyna и т. д., и видели в корне яр значение «стремительности, быстроты, силы, света, весеннего или восходящего солнца». Отсюда божество Ярило имело следующую характеристику: «распространяющий весенний или утренний солнечный свет, возбуждающий растительную силу в травах и деревьях и плотскую любовь в людях и животных, юношескую свежесть, силу и храбрость в человеке»[10]


Это как раз самый спорный кусок в статье,который не находит подтверждения у большинства лингвистов и разумеется очень слабо отражен в этнографии.2 тамбовских цитаты,Афанасьев и Фаминцын-вот все,что вы можете привести в доказательство солнечной природы Ярилы.Но почему тогда про Ярилу-Солнце ничего нет в десятках других,более представительных работах?Ведь если он однозначно был Солнцем,об этом бы писали все.

Трактовка Фасмера и Топорова совершенно верна.Об этимологии Ярилы я уже писал,если вы могли заметить.
Он связан с весной,плодородием и урожаем.
Весна же землепашца ассоциируется исключительно с лунным циклом.
Как и весна охотника, празднующего медвежий праздник, а медведь спит лунные месяцы.
Как и весна рыбака, который видит приливы и отливы, ломающие лед весной и возвещающие ее приход.
Весь календарь земледельцев-славян лунно-солнечный,а не солнечный,как это считают тупые неоязы вроде вас,гражданин Карнач.
Сравнительную мифологию тоже следует подучить,а то без системы швыряться цитатами из книг у вас получается плохо.Не забывайте,что далеко не все ученые дают адекватную трактовку нашим богам,ибо язычниками в жизни они никогда небыли,но почему то вдруг решили,что можно понять природу божества,сидючи в городском кабинете.
Кстати,приведите мне пример солярного божества в белой одежде,с колосьями в одной руке и черепом-в другой.Ну или хотя бы с чем-то подобным.И чтобы его непременно хоронили в середине года! :lol: Удачи вам.
Гой,Мара,Гой!
Михаил
 
Сообщения: 230
Зарегистрирован: 13 ноя 2012, 09:34

Re: Кострома. Ярило

Сообщение a.vesta » 12 мар 2013, 17:26

Искренние мои, Михаил и Карнач, не надо обзываться, это недостойно...

Насчет белой одежды - не доказано, в некоторых источниках - пестрая с яркими лоскутами, а лицо набелено и нарумянено... он мог быть и голым.
Ярилой могла быть и девушка, но и в этом случае луна - не доминирует в образе Ярилы.

В образе Ярилы четко просматриваются черты древнейшего божества неолита, и первых шагов земледелия (8000-4000 гг. до н.э.)
«Благоговение, восторг и ужас первых земледельцев отразились в мифологии, и фрагменты которой сохранились в мифологических сюжетах более поздних культур... Обрабатывая поле или собирая урожай, земледелец должен был хранить ритуальную чистоту. Наблюдая за тем .как зерно погружается в почву, и там во тьме прорастает и неким чудом порождает новую жизнь, человек осознавал действие тайной силы, сокрытой в недрах земли. Урожай воспринимался как богоявление, откровение божественной энергии, и землеледец за работой ощущал, что вступает в область священного и соприкасается с миром чудесного изобилия» (М.Элиаде Мифы, сновидения. Мистерии. Трактат по истории религий)
Чтобы тайная сила Земли не истощалась люди проводили ритуалы, призванные поддержать ее и пополнить, не исключая даже человеческих жертвоприношений (Африка, Океания, дравиды Индостана) В основе всех этих обрядов лежит два принципа: первый — убеждение, что нельзя получить что-либо, не отдав чего-то взамен, за все нужно платить.
Второй — целостное мировосприятие, когда священное (sacrum) охватывало весь природный мир. Человеческая сексуальность отождествлялась с Божественной силой, оплодотворяющей землю.
В ранних неолитических мифах урожай считался плодом Иерогамии, священного брака Земли и Неба.Союз мужчины и женщины на свежевспаханной пашне пробуждал животворные силы почвы, а лопата или плуг земледельца играли роль священного фаллоса, проникающего во чрево земли, дабы породить новую жизнь. Земледельческая революция побудила людей осознать творческую энергию, пронизывающую все мироздание, и одновременно взглянуть в лицо смерти. Само зерно должно умереть, чтобы дать новый плод. Орудия труда - остры и безжалостны, они рубят, режут, рвут, зерно перемалывают камнями в муку, а виноград люди топчут ногами, пока он не превратится в вино. Мифы неолита — это отнюдь не пасторальные идиллии, а Богиня Мать — не кроткая утешительница... Её супруга или возлюбленного неизменно разрывают на части, расчленяют, зверски истязают и убивают, дабы в конце концов он воскрес и обрел новую жизнь.
Таковы мифы об Анат и Баале, об Исиде и Осирисе, об Иннане и Дамузи, о богине Иштар и юном Таммузе, оскопленном самой неистовой богиней
Такова непрестанная битва, отчаянная борьба с бесплодием, засухой, голодом и яростными стихиями, которые так же представляли сбою проявление священной силы.

Власть Земли кажется всеподавляющей, и после неолитической революции мужчина в мифах част становится пассивным. Теперь Богиня-Мать странствует по свету, сражается со смертью и приносит людям пищу. Она становится символом женского героизма, она бродит по свету в поисках возлюбленного.
Сказка Финист Ясный сокол — сберегал эту древнейшую мифологему.
Девица должна изглодать каменный хлеб и износить железные башмаки, чтобы найти своего любимого. Пребывающего в плену у злой Богини холода и сна. Она будит его поцелуем и теплыми слезами, и пробуждает его к жизни.
Финист ясный сокол сказочная ипостась летних плодносных Богов: Ярилы, Даждьбога и Перуна)
Жертвенная, претерпевающая природа Ярилы - отражение календарных событий. Вызваны к жизни темные хтонические культы Матери-Земли, жаждущей оплодотворения, и все силы Солнца, его тепло и свет поглощены Ею.
В некотором смысле Ярила (фаллос Неба Отца) гибнет, саморасточается, давая новую жизнь. Поэтому его атрибуты натураластичны. Ярила - божество вешней яри, пробуждающий Землю от зимнего сна, дарующий всему живому жар любви. В свой срок он покидает мир яви, чтобы вернуться через год в обновленный Весною мир. В обряде посвященном Яриле есть обрядовые вопрошения;
Что Ярило? - Колесо солнечное зажег!
Что Ярило? - Колосом взошел!
Что Ярило? - Росою на Землю пал!


Ярило, подобно Дионису эллинов, Осирису и Таммузи, уходит с земли жертвенным путем, когда его вешняя ярь уже не нужна Земле.
Аватара пользователя
a.vesta
 
Сообщения: 1387
Зарегистрирован: 25 окт 2011, 11:34

Re: Кострома. Ярило

Сообщение Михаил » 12 мар 2013, 17:56

a.vesta писал(а):Михаил же утверждает, что Ярила и есть сама эта сила, то есть происходит самооплодотворение, что конечно же невозможно в традиционном понимании...


во-первых,я не только от себя утверждаю,но и привожу цитаты.
во-вторых,Ярила,как я уже говорил - воплощенная и поименованная для уничтожения сила плодородия. В кардинальные точки года, в большие праздники сила эта из нижнего мира вырывается в мир явный, становится Явью.Так вот, Сила хаотическая, вырывается в средний мир.
Эта сила вносит "случайность"/"хаос" в наш мир и тем самым его обновляет.
Чтобы мир жил и развивался. Но нельзя чтобы непредсказуемость, существовала в мире.
Непредсказуемость ,полная хаотичность - всегда опасна миру, кроме того, непредсказуемость может быть лишь при нарушении всех норм и запретов.
Это символизируется северо-евразийским инцестуальным мифом.именно поэтому то,что не должно существовать надо принести в жертву и преобразовать-отсюда и похороны Ярилы,а вовсе не потому что солнечные лучики сделали своё дело и Ярила идёт обратно на небо.Как раз топят Ярилу по источникам чаще чем жгут,а значит уходит он вовсе не на небо.
Михаил
 
Сообщения: 230
Зарегистрирован: 13 ноя 2012, 09:34

Re: Кострома. Ярило

Сообщение a.vesta » 12 мар 2013, 18:15

Если жгут, значит все же на небо...
Благодарю своих собеседников, образ Ярилы стало очень объемным, просто "3D"
А вот насчет хаоса - не могу согласиться, любовная страсть это не хаос, а вечный закон, недаром Ярила выезжает верхом на жеребце, как символе укрощенного желания.
В прошлом веке, в одной из губерний Ярилу-парня не сажали на коня, а носили на высоко поднятом помосте.
В моем понимании Ярила это сила злаков и земной любви, инициированная солнцем, все это в подчеркнуто мужественном аспекте, как у божественного супруга Земли (согласно земледельческому мифу - он гораздо менее значим, чем вынашивающая и рождающая Земля). Понятно и его угасание и проводы с торжеством, но без жалости (мавр сделал свое дело...)
Склоняюсь к тому, что природа его силы - хтоническая лишь отчасти. Череп в левой руке - это задействованные силы царства мертвых - Кощего лика Велеса (Навь- прошлое). Венец - ярая солнечность, силы Яви (настоящее), колосья - будущий урожай, символ свершившегося зачатия (Правь - будущее)
Аватара пользователя
a.vesta
 
Сообщения: 1387
Зарегистрирован: 25 окт 2011, 11:34

Re: Кострома. Ярило

Сообщение Михаил » 12 мар 2013, 18:39

a.vesta писал(а):Насчет белой одежды - не доказано, в некоторых источниках - пестрая с яркими лоскутами, а лицо набелено и нарумянено... он мог быть и голым.
Ярилой могла быть и девушка, но и в этом случае луна - не доминирует в образе Ярилы.


да,верно-бывает и голый,и в пестрой одежде.а насчёт луны напомню,что слово происходит от праслав. формы, от которой в числе прочего произошли: ст.-слав. лѹна (др.-греч. σελήνη), русск. луна, луни́ть «бросать тусклый отблеск», укр. луна́, лу́но «отблеск, зарево», «эхо», болг. луна́, сербохорв. лу́на, словенск. lúna, чешск. lunа «зарево», стар. «луна», словацк. luna, польск. łunа «отблеск пламени, зарево», стар. «луна»; полабск. läunа «луна». Из *louksnā, родственного др.-прусск. lаuхnоs мн. «светила», лат. lūnа «луна», пренест. losna, авест. rаōẋšnа- ср. р. «свет», поздне-др.-в.-нем. liehsen «lucidus», греч. λύχνος м. «светильник», далее сюда же луч, а также др.-инд. rōсаs, rōcíṣ, авест. rаōčаh- «свет, блеск».
известно,что луну славяне называли Месяцем-именно он,мужчина Месяц и даёт эту самую "лунь".

" Кроме того, любопытно обратить внимание на то, что два праздника русского язычества — Масленица и похороны Ярилы несомненно были связаны с лунными фазами.... имеют передвижной характер и следуют за пасхальным кругом, что то же — за фазами Луны. Да и сущность праздников Масленицы и Ярилы, по-видимому, соответствовала в язычестве лунному божеству. Обычай печь блины уже в христианской Руси по свидетельству Сахарова в его «Сказаниях русского народа», сопровождался особым ритуалом: «приготовление первой опары содержалось в величайшей тайне от всех домашних и посторонних... опару готовят из снега на дворе, когда взойдет месяц. Здесь они (стряпухи) причитают: «месяц, ты месяц, золотые твои рожки. Выглянь в окошко, подуй на опару»... Праздник похорон Ярилы, по словам Сахарова, происходил в Воронежской губернии три дня — пятница, суббота и воскресенье Всехсвятской недели и состоял в том, что с плачем несли во гробу и хоронили чучело Ярилы. Это празднество и сопровождавшее его гулянье было уничтожено лишь в XVIII в. епископом Тихоном. Трехдневный характер праздника и элемент похорон в нем сильно напоминают подобные же праздники восточных культов, которые с точки зрения астральной мифологии символизируют трехдневную смерть лунного божества в период «молчаливой» Луны — у евреев или «межимесячий» — в древней Руси, когда Луна не видна около фазы новолуния. Всехсвятская неделя в пасхальном цикле всегда очень близка к новолунию. " Д.О. Святский
Михаил
 
Сообщения: 230
Зарегистрирован: 13 ноя 2012, 09:34

Re: Кострома. Ярило

Сообщение a.vesta » 12 мар 2013, 20:32

Масленица действительно отсчитывается от первого весеннего полнолуния после дня весеннее равноденствия (иудейский Пейсах) плюс условное число недель (и все это в обратную сторону) , а вот Комоедица - солнечная абсолютно. Месяц сделать ярым - сложно, если не сказать невозможно... Млад месяц не одну ночь светит ( о молодом мужчине), но весна красна солнечными лучами, их ждет природа ,чтобы принять жизненные токи. Сельскохозяйственный календарь учитывает фазы луны, но в нашем климате для всходов важнее солнце.

Хотелось бы узнать подробнее про миф инцеста, вероятно имеющий отношение к купальской драме. Ярило и Кострома брат и сестра, может быть даже близнецы, как Аполлон и Артемида?
Есть туманная информация, что у вятичей были приняты браки между братом и сестрой. Об этом же есть интересная сказка "Безручка", где момент инцеста завуалирован. Мол мать, умирая, велела брату называть сестру "матушкой", а ей его "батюшкой". Брат женится на некой злой женщине, и по ее навету калечит сестру. Девушка после того как брат отрубил ей руки и ( о ужас) ноги, попадает к некому королевичу. "А она красива была" - замечает сказитель, и это после того, как она приползла в его сад на животе через горы и долины без рук и ног... Королевич уносит ее в свои хоромы, взяв "на плеча". По моему тут есть утраченный момент. Видимо королевич - или такой же как она "человек-торс" или просто Змей, ведь влюбляются как правило в человека сродного свойства, чем-то близкого, тайно или явно похожего на нас, а если вместо банального королевича - Змей, то это уже миф, который обладает большей глубиной и ценностью, чем эта сказка.
Последний раз редактировалось a.vesta 12 мар 2013, 20:38, всего редактировалось 2 раз(а).
Аватара пользователя
a.vesta
 
Сообщения: 1387
Зарегистрирован: 25 окт 2011, 11:34

Пред.След.

Вернуться в Богопознание

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1