Кострома. Ярило

Это учебный форум, на котором собираются материалы, разъясняющие суть родноверия и его обрядности в наиболее доступной форме.

Кострома. Ярило

Сообщение Карнач » 09 мар 2013, 23:25

Кострома

"Народное празднование Костромы в селениях Пензенской и Симбирской губерний отправлялось в понедельник, а в Муромском уезде — в воскресенье. Местные обряды сего празднества имеют свои отличия. Замечательно, что в наших письменных памятниках не находим верования в Кострому. Страннее всего, что в городе Костроме это празднество совершенно неизвестно.

В селениях Пензенской и Симбирской губерний сбираются девицы в простых платьях, в назначенное место. Здесь они выбирают из среды себя одну девицу и называют ее Костромой. Отделившись от всех подруг, Кострома стоит с потупленной головой. Другие девицы подходят к ней с поклонами, кладут ее на доску и с песнями относят на реку. На берегу пробуждают Кострому и поднимают за руки. После сего начинается купанье: здесь девицы купают друг дружку. Старшая из них сгибает из лубка лукошко и бьет в него, как в барабан. Девицы выходят из воды и отправляются домой. В новых, праздничных платьях выходят на улицу и доканчивают день в хороводах и играх.

В Муромском уезде похороны Костромы справляли молодцы и девицы. Собравшись в назначенное место, они делали из соломы чучело. В одних местах убирали его в какое-нибудь платье, в других только перевязывали веревками. Чучело называли Костромой и становились все пред ней в почтительном виде. Старшие почетных родителей девицы и молодцы брали Кострому на руки и с песнями относили на берег озера или реки. Здесь все, сопровождавшие Кострому, разделялись на две стороны. Одна, охранявшая чучело, становилась в кружок, молодцы и девицы кланялись Костроме и производили перед ней разные телодвижения. Другая сторона нападала внезапно на первую для похищения ^Костромы. Обе стороны вступали в борьбу. Как скоро захватывали чучело, то тотчас срывали с него платье, перевязи, солому топтали ногами и бросали в воду со смехом. Первая сторона с отчаяния производила заунывный вой, другие закрывались руками, как бы оплакивая погибель Костромы. После сего обе стороны соединялись вместе и с веселыми песнями возвращались в селения." ("Сказания русского народа, собранные Иваном Петровичем Сахаровым. Народные праздники и обычаи. Недели").

"О гульбище-игрище «Костроме» меньше всего знают костромичи- великороссы. Оно... справляется в настоящее время только в самой захолустной глуши Пензенской и Симбирской губерний, да в Муромском уезде Владимирской. А. Н. Афанасьев отождествляет название этого игрища с тем, что изображавшая в некоторых местностях «Кострому» кукла делалась из соломы, всяких сорных трав и кудельной кострики (отбросов), и приводит названия растущих во ржи трав - «костра», «кострец», «костера» и т. д.... В тридцатых годах XIX-го столетия это происходило так. Созывались со всей деревни, собирались в заранее облюбованное место красные девушки, шли в простом - не праздничном наряде, становились в кружок на лугу. Одной из красавиц доставался жребий - изображать собою «Кострому». Становилась она с потупленною-повинной головою, подходили к ней все другие девушки, поклон за поклоном ей отвешивали, брали-клали ее на широкую доску белодубовую, относили ее, с припевами голосистыми, на берег реки. Здесь принимались будить притворявшуюся спящею «Кострому», поднимали ее за руки; затем - начинали купаться, обливая водой друг-дружку; которая-нибудь из девушек оставалась при этом на берегу, держала лубяное лукошко и била в него кулаком, как в барабан. С купанья все отправлялись, в прежнем порядке, в деревню; там, дома, переодевались в цветно платьице - красен праздничный наряд, выходили на улицу и водили хороводы.
В Муромском уезде «Кострому» изображала не выбранная девушка, а кукла, обмотанная разноцветным тряпьем. На игрище выходили не только одни красны девицы, но и парни молодые.
Одевали-наряжали «Кострому» под особые, приуроченные к этому песни. «Кострома, моя Костромушка, моя белая лебедушка! У моей ли Костромы много золота, казны. У костромского купца была дочка хороша, то Костромушка была, Костромушка, Кострома, лебедушка-лебеда!» - запевается, например, одна из них, наиболее отвечающая своему назначению. «У Костромы-то родства - Кострома полна была; у Костромина отца было всемеро. Кострома-то разгулялась, Кострома-то расхвалилась. Как Костромин-то отец стал гостей собирать, гостей собирать, большой пир затевать; Кострома пошла плясать, а чужие-то притаптывать: Кострома, Кострома, то Костромушка была!..» - продолжается песня, чем дальше - тем становясь все веселей-звончее: «Я к тебе, кума, незваная пришла; я ли тебя, Костромушка, за рученьку возьму, вином с маком напою, в хоровод тебя введу. Стала Кострома поворачиваться, с вина-маку покачиваться; вдоль по улице пошла, на подворьице шла, на подворье костромское, на купецкое. Кострома ли, Кострома, то Костромушка была...» К концу подходит песня - с развальцем: «Костромушка расплясалась, Костромушка разыгралась, вина с маком нализалась. Вдруг Костромка повалилась: Костромушка умерла. Костромушка, Кострома!...» Последняя часть песни говорит прямо о том, что совершается перед певунами голосистыми:
«К Костроме стали сходиться,
Костромушку убирать
И во гроб полагать.
Как родные-то стали тужить:
По Костромушке вътлакивати: -
Была Кострома весела,
Была Кострома хороша!
Костромушка, Кострома, -
Наша белая лебедушка!»

Допев песню, брали одетую куклу-«Кострому» на руки и с новыми припевами несли на реку, где участники гульбища разбивались на две стороны. Одна сторона становилась обок с куклою, и все - ее молодцы и молодицы кланялись Костроме в пояс. В это время другие внезапно кидались на них и старались похитить куклу. Завязывалась борьба, в которой победителями являлись нападающие; они повергали Кострому наземь, топтали ее ногами, срывали с нее лохмотья и - под громкий раскатистый смех и дикие выкрики - бросали ее в воду. Побежденные должны были оплакивать отнятую у них куклу и жалобно причитать, закрывая лицо руками:

«Умер, умер Кострубынька,
Умер-помер голубынька!
Утонула-померла Кострома, Кострома...» и т. д.

Вслед за этим и побежденные, и победители сходились вместе и общей гурьбою шли - с веселыми песнями - к деревне, где до глубокой ночи плясали в честь утопленницы-Костромы, поминаючи ее песнями вроде:

«Кострома, Кострома,
Ты нарядная была,
Развеселая была.
Ты гульливая была»..." (А. Коринфский. "Народная Русь").
Последний раз редактировалось Карнач 09 мар 2013, 23:41, всего редактировалось 1 раз.
Карнач
 
Сообщения: 417
Зарегистрирован: 22 дек 2011, 07:13
Откуда: г. Липецк

Re: Кострома. Ярило

Сообщение Карнач » 09 мар 2013, 23:32

Ярило

"Народное игрище Ярилы совершалось в губерниях: Владимирской, Нижегородской, Тамбовской, Рязанской, Тверской, Воронежской и Костромской. Местные празднества различались обрядами и временем отправления. В одних местах это игрище сходствовало с погребением Костромы, в других имело свое олицетворение. В одних местах оно начиналось с пятницы Всесвятской недели, в других с воскресенья, в третьих с первого воскресенья после Петрова дня. Имя Ярилы сохранилось в названиях мест. Так в Костроме есть Ярилово поле, под Кинешмою была Ярилова роща, в Дорогобужском уезде есть село Ерилово, в Тихвинском и Валдайском уездах есть урочища Яриловичи. Во многих местах игрище Ярилы соединялось с ярмарками, где нововведения придавали как бы особенные отличия...

...Преосвященный воронежский, Тихон, передавая нам понятие воронежских жителей, говорит: «Праздник сей, как я от здешних старых людей слышу, называют игрищем, которое издавна началось и год от году умножается, так что люди ожидают его как годового торжества»...

...Костромское игрище отправлялось в воскресенье Всесвятской недели. Народ собирался на площадь после обеда. Из среды его избирался старик; на него надевали старое, поношенное платье, клали на руки гроб с чучелою — Ярилою. После сего начиналось шествие из города в поле. Женщины в это время завываниями и причитываниями выражали скорбь и отчаяние; мужчины пели песни и плясали; дети бегали взад и вперед. В поле вырывали палками могилу и в гробе хоронили Ярилу с плачем и воем. Игрище оканчивалось плясками и играми. В этом обряде ко-стромитян находим очевидное сходство с муромским обрядом Костромы. Погребение Ярилы отправлялось прежде в Калязинском уезде по дороге к Троице Нерли, близ старой сосны. Здесь ныне только осталось одно народное гулянье.

Воронежское игрище начиналось с пятницы Всесвятской недели и продолжалось в субботу и воскресенье. Игрище было на городской площади, за старыми московскими воротами. Сюда с раннего утра собирались горожане и окрестные поселяне. Мир избирал для сего игрища особенного человека. После провозглашения одевали его в разноцветный кафтан, украшали лентами, колокольчиками, на голову надевали раскрашенный бумажный колпак с ленточными кисточками; лицо сурмили красками; на руки привязывали позвонки. Избранный человек в таком наряде назывался Ярилою. Он ходил по площади, плясал и пел песни. Вокруг него толпился народ всех возрастов: одни пели, другие плясали, третьи бились на кулачки. В 1771 году преосвященный Тихон I уничтожил это игрище. Слово, произнесенное им для уничтожения сего обряда, увековечило память святителя.

Близ Галича в селе Туровском, где поклонная гора, происходило почти одинаковое игрище с воронежским. Поселяне и горожане избирали из среды себя старика, поили его вином, одевали в разное платье, шутили и забавлялись над ним. Потом выводили его на луг, где становились все в круги. Молодцы и девицы, подходя к нему, кланялись в пояс. После сего начинались игры и хороводы. Гулянье оканчивалось проводами Ярилы до села или города.

То же самое игрище происходило и в Кинешме. Народ сбирался в рощу, где протекает речка Кинешем-ка, и праздновал игрище Ярилы...

...В Саввином городке Чистопольского уезда ярилинское игрище производится ночью и состоит из игр и плясок.

В селениях Рязанской и Тамбовской губерний ярилинские игрища производились по селам. Предания и рассказы подтверждают, что горожане сих губерний не участвовали в этом игрище. В игрищах всегда первенствовал избранный миром человек, как в Воронеже.

В Нижегородской губернии ярилинское игрище начиналось 4 июля, вместе с ярмаркою. Поселяне для этого игрища продавали пряжу и на вырученные деньги покупали обновы и лакомства.

В Твери ярилинское игрище начиналось в первое воскресенье после Петрова дня. Народ собирался вечером в Тресвятском саду, близ речки Лазури. Здесь плясали бяанжу, пляску в восемь пар, под балалайку или торбан. На бланжу ряпушницы (мещанки) отпускали своих дочерей поневеститься. Тверские святители, преосвященные Мефодий и Амвросий, уничтожили в Твери ярилинское игрище. Ныне только в Твери сохранилась одна пляска бланжа."("Сказания русского народа, собранные Иваном Петровичем Сахаровым. Народные праздники и обычаи. Недели").

"...Праздник Ярилы справлялся приблизительно около Петрова дня. В это время дни начинают уде убывать (после 9 июня), и потому в некоторых местах тогда же справляют “проводы весны”, которую изображал ряженый человек, или похороны чучела, называемого Кострубонькой или Костромой. В Кинешме праздник Яриле справляется на лесной поляне. Празднуют два дня: в первый день Ярилу встречают, а на второй погребают..." (Гальковский Н.М. "Борьба христианства с остатками язычества в Древней Руси.")
Карнач
 
Сообщения: 417
Зарегистрирован: 22 дек 2011, 07:13
Откуда: г. Липецк

Re: Кострома. Ярило

Сообщение Карнач » 10 мар 2013, 00:06

"ЯРИЛА = СОЛНЦЕ.
две записи из Тамбовского края:
1. "Ярила фстала на вастоки" (с. Вирятино, 1975);
2. "На Маслину хадили Ярилу фстричять на край сяла" (с. Григорьевка, 1995)
(Словарь тамбовских говоров (Духовная и материальная культура). - Тамбов, 2002., С. 196)."
Карнач
 
Сообщения: 417
Зарегистрирован: 22 дек 2011, 07:13
Откуда: г. Липецк

Re: Кострома. Ярило

Сообщение Михаил » 10 мар 2013, 09:36

И что?кроме этих 2-х цитат,которые фрик Гасанов разместил у себя в профиле,и "Снегурочки" Островского,нет никаких достаточных доказательств считать Ярилу Солнцем.
Михаил
 
Сообщения: 230
Зарегистрирован: 13 ноя 2012, 09:34

Re: Кострома. Ярило

Сообщение Карнач » 10 мар 2013, 12:07

Михаил писал(а):И что?кроме этих 2-х цитат,которые фрик Гасанов разместил у себя в профиле,и "Снегурочки" Островского,нет никаких достаточных доказательств считать Ярилу Солнцем.


В своём невежестве Вы не обращаете внимания на то, что это пример живой народной традиции, неуважаемый фрик Михаил.
Карнач
 
Сообщения: 417
Зарегистрирован: 22 дек 2011, 07:13
Откуда: г. Липецк

Re: Кострома. Ярило

Сообщение Михаил » 10 мар 2013, 12:41

Островский для меня ну никак не авторитет в язычестве,а на пару этих тамбовских цитат есть десятки других-из серьезных этнографических работ где ни слова про Ярилу-Солнце.
Михаил
 
Сообщения: 230
Зарегистрирован: 13 ноя 2012, 09:34

Re: Кострома. Ярило

Сообщение Карнач » 11 мар 2013, 01:11

Михаил писал(а):Островский для меня ну никак не авторитет в язычестве,а на пару этих тамбовских цитат есть десятки других-из серьезных этнографических работ где ни слова про Ярилу-Солнце.


Неуважаемый фрик Михаил, об Островском я не упоминал. Раз Вы такой знаток этнографии, то для Вас не составит труда процитировать этнографические материалы, содержащие сведения о Яриле и его культе.
Карнач
 
Сообщения: 417
Зарегистрирован: 22 дек 2011, 07:13
Откуда: г. Липецк

Re: Кострома. Ярило

Сообщение Михаил » 11 мар 2013, 07:39

Это потому что скорее всего не знаете,что Ярилу-Солнце придумал Островский,под влиянием работ Афанасьева,у которого были явные ошибки в понимании богов,свойственные многим представителям "мифологической школы."Фаминцын также ошибочно считает Ярилу Солнцем.
Но укажите ка мне,где говорится о Яриле-Солнце у Проппа,Коринфского,Забылина,Агапкиной-т.е. в самых авторитетных этнографических работах?Может у Гальковского?
О Яриле на удивление хорошо написано в Викепедии(нечасто эта контора балует адекватом!)где совершенно верно указана его хтоническая,а отнюдь не солярная природа в рамках реконстукции Фрэзера об умирающем и воскресающем боге.
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%AF%D1% ... 0%BB%D0%BE
Михаил
 
Сообщения: 230
Зарегистрирован: 13 ноя 2012, 09:34

Re: Кострома. Ярило

Сообщение Карнач » 11 мар 2013, 08:35

Михаил писал(а):Это потому что скорее всего не знаете,что Ярилу-Солнце придумал Островский,под влиянием работ Афанасьева,у которого были явные ошибки в понимании богов,свойственные многим представителям "мифологической школы."Фаминцын также ошибочно считает Ярилу Солнцем.


Вообще-то знаю, тем более, что играл на сцене Мизгиря в свободное от основной работы время. И ещё я закончил ист.фак. ЛГПИ в 1998г. (Вы, помнится, интересовались моей биографией :D ).

Михаил писал(а):Но укажите ка мне,где говорится о Яриле-Солнце у Проппа,Коринфского,Забылина,Агапкиной-т.е. в самых авторитетных этнографических работах?Может у Гальковского?
О Яриле на удивление хорошо написано в Викепедии(нечасто эта контора балует адекватом!)где совершенно верно указана его хтоническая,а отнюдь не солярная природа в рамках реконстукции Фрэзера об умирающем и воскресающем боге.
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%AF%D1% ... 0%BB%D0%BE


Что же Сахарова пропустили :) ?
Я Вас прошу привести ЭТНОГРАФИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ, А НЕ ЕГО ТРАКТОВКУ, В КОТОРОМ УКАЗАНА "хтоническая,а отнюдь не солярная природа" ЯРИЛЫ. Выделил капс-локом для лучшего понимания Вами текста.
Карнач
 
Сообщения: 417
Зарегистрирован: 22 дек 2011, 07:13
Откуда: г. Липецк

Re: Кострома. Ярило

Сообщение Михаил » 11 мар 2013, 10:40

Карнач писал(а):Что же Сахарова пропустили :) ?

Ах,да-Сахаров ведь тоже кажись не пишет,что Ярило-это Солнце. :)

Карнач писал(а):Я Вас прошу привести ЭТНОГРАФИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ, А НЕ ЕГО ТРАКТОВКУ, В КОТОРОМ УКАЗАНА "хтоническая,а отнюдь не солярная природа" ЯРИЛЫ. Выделил капс-локом для лучшего понимания Вами текста.


Ну во-первых,пожалуйста:
"На Ярилу Земля ярится."(РЭМ,д.1322,Инсарский у.),"Ярило яровые ярит!"

Из белорусской песни о Яриле:
"А гдзеж ион нагою-там жито капою,
а гдзеж ион ни зырне-там колас зацвице!"

Во-вторых,трактовка Ярилы как хтонического персонажа,связанного с плодородием выводится напрямую как из его образа в виде босого юноши с КОЛОСЬЯМИ в одной руке,так из самого обряда его похорон,который вписывает Ярилу в общий для многих и.е. дионисийский культ умирающего и воскресающего бога.
Ярила представляется нам своего рода аналогом античного Диониса. Действительно, Диониса изображали украшенным листьями винограда, Ярила связан с культом хмеля, из которого делают пиво. И Дионис, и Ярила почитались шумно, весело, праздники, им посвященные, нередко переходили в оргии. На праздниках Ярилы, например, как и на праздниках Диониса, умыкали девушек. Одним из символов как Ярилы, так и Диониса служил фалос.
С другой стороны, Дионис не только связан с плодородием, но и хтоничен. Он воплощающемся в облике козла, связан с ритуальным жреческим и шаманским экстазом и по ряду функций соответствует славянскому Велесу.
Белый цвет одежды юноши-Ярилы у славян - цвет смерти, цвет савана.Еще более очевидна символика смерти в другом атрибуте Ярилы - в мертвой голове в другой руке.
Связь со смертью, с земным (хтоническим) плодородием заставляет нас рассматривать бога, почитавшегося под именем Ярилы у славян, и под именем Диониса - во Фракии (и, позднее, - в античном мире), как бога Велеса.Т.е.как мы видим,никакой связи с апполоническим началом.
А теперь подумайте-есть ли смысл хоронить Бога-Солнце на макушке лета? :lol:
Михаил
 
Сообщения: 230
Зарегистрирован: 13 ноя 2012, 09:34

След.

Вернуться в Богопознание

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1