Чернобог

Это учебный форум, на котором собираются материалы, разъясняющие суть родноверия и его обрядности в наиболее доступной форме.

Чернобог

Сообщение Карнач » 23 дек 2011, 02:57

1. О месте Чернобога в славянском пантеоне и об обрядовой практике Чернобожия повествует только один источник - Гельмольд "Славянская Хроника": “Есть у славян удивительное заблуждение. А именно: во время пиров и возлияний они пускают в круговую жертвенную чашу, произнося при этом, не скажу благословения, а скорее заклинания от имени богов, а именно, доброго бога и злого, считая, что все преуспеяния добрым, а все несчастья злым богом направляются. Поэтому злого бога они на своем языке называют дьяволом, или Чернобогом, то есть черным богом.” (любопытен разбор этого фрагмента Лифантьевым С.С. : "По мнению чернобожников, если уж на равных поминаются во время пиров за чашей Белобог и Чернобог, то они, как минимум равноценны для людей и вселенной. Однако же, не стоит слепо верить всему,что говорят. В хронике эта фраза выглядит вот так:
“Est autem Slavorum mirabilis error; nam in conviviis et compotacionibus suis pateram circumferunt, in quam conferunt, non dicam consecracionis, sed execracionis verba sub nomine deorum, boni scilicet atque mali, omnem prosperam fortunam a bono deo, adversam a malo dirigi profitentes. Unde etiam malum deum lingua sua Diabol sive Zcerneboch, id est nigrum deum, appellant”. И, если постараться не просто дословно перевести, но и найти все значения КАЖДОГО СЛОВА в латыни, его применимость, его значение в узкоспециализированной терминологии. Что получится? "Есть только у Славян чудесная ошибка: как на пиру упьются, будут чашей обносить кругом, как обсуждать, не благословляя, а проклиная, называя под именем богов доброго, а именно и дурного, заявляя, что всякое благополучие от благого бога, а беды дурным направляются. Потому злому богу дают имя Дьявол или Чернобог, то есть Черным богом, называют." Обратите внимание: имя доброго бога не названо. Это может значить что угодно, вплоть до того, что Чернобог поминается наравне не с Белобогом, а с куда более мелким по рангу божеством." . Подробнее: http://www.bogunemil.narod.ru/chern2.html ).

2. Сравним 2 фрагмента:

- А) "За нимъ кликну Карна, и Жля
поскочи по Руской земли,
смагу людемъ мычючи въ пламяне розе.
Жены руския въсплакашась, аркучи:
"Уже намъ своихъ милыхъ ладъ
ни мыслию смыслити,
ни думою сдумати,
ни очима съглядати,
а злата и сребра ни мало того потрепати".

А въстона бо, братие, Киевъ тугою,
а Черниговъ напастьми.
Тоска разлияся по Руской земли;
печаль жирна тече средь земли Рускыи.
А князи сами на себе крамолу коваху,
а погании сами,
победами нарищуще на Рускую землю,
емляху дань по беле отъ двора."

- Б "Чернобога называют "malum deum". Под понятием "malum" подразумевается в латыни: "недостаток, несовершенство, порок, недочёт, беда, бедствие, несчастье, страдание, ущерб, вред, наказание, побои, оскорбление, поношение, преступление, злодеяние, недуг, болезнь".
Это к вопросу о том, какими именно "всяческими несчастиями" мог заведовать этот бог. От "malum" в свое время произошли такие понятия, как "maleficia" - вредоносная магия, энвольт, злодеяние, преступление, и "malefic" - преступник, колдун порчельник."

Функции Карны и Ж(е)ли очень напоминают функции Чернобога, т.е. выступают подателями страданий.

"Карна — богиня печали, богиня-плакальщица. Карна и Желя — персонификации плача и горя, известны из «Слова о полку Игореве»"

С. И. Котков предположил, что слово К. «могло иметь и более общее значение — мука, страдание вообще». Его поддержал В. А. Козырев, обнаруживший в совр. брянских говорах «карну» в значении «мука», «скорбь». ( http://feb-web.ru/feb/slovenc/es/es3/es3-0221.htm )

И обрушились они на "Рускою землю" после того, как Игорь преступил договор и попёрся в Степь вопреки воле Богов. Налицо кара нарушителю клятв.

3. http://navja.narod.ru/gromov.htm ("Черный бог" в описании Аль-Масуди", Громов Д.В.)

Однако, согласно Гаркави А.Я. (Сказания мусульманских писателей о Славянах и Русских (с половины VII века до конца X века по Р.Х.) СПб, 1870, С. 129 - 138.):
" Шармуа ( Charmoy M. Relation de Mas'oudy et d?auteurs musulmans sur les anciens Slaves. Paris, 1832-33) произвольно исправил текст, заменив "человека" на "Сатурна"".

4. Из переписки с В. Кутюмовым

Владимир Кутюмов
Есть еще версия тождества Чернобога со Стрибогом.
Я согласен с реконструкцией miling_k:
"Кратко суммируя все вышесказанное мы можем предложить следующую реконструкцию:
1) Стрибог повелевает ветрами.
2) Стрибог покровительствует войне и воинской касте.
3) Стрибог - бог смерти; своим уничтожающим взглядом он, по выражению «Слова», «веет душу из тела» и разрушает Вселенную в конце мирового цикла.
4) Стрибог - страж «Иного мира», не пускающий туда недостойных.
5) Стрибог покровительствует мертвым, в том числе "заложным" покойникам и всякой "нечисти".
6) Стрибог состоит в антагонистических отношениях с Даждьбогом, что проявляется в мифе о Солнечном затмении."
http://slav-drevnosti.livejournal.com/43134.html

Отсюда, на мой взгляд, вполне разумно отождествление Стрибога с Чернобогом.

Вадим Савин
Нет, Владимир, не разумно) :

"Стрибог предстает в следующем свете: Он
1) покровительствует ветрам и воздушной стихии ("вѣтри, Стрибожи внуци"; моравское "stri" - "ветер, приносящий непогоду")
2) связан с войной и смертью ("вѣютъ <...> стрѣлами на <...> плъкы", "стрити" — "уничтожать" и др.)
3) пребывает на/за морем ("вѣютъ съ моря", южно-русский образ Ветра как сердитого старика, который живет "за морем") [10]
4) имеет особые отношения с Даждьбогом (скорее всего антагонистичные)"

1. Ветры - ВНУКИ (или, если брать шире, дальние потомки, помятуя о Даждьбожьем внуке) Стрибога. Поэтому нельзя со всей определённостью утверждать, что он им покровительствует. А этимология имени, поясняющая функции этого бога, слишком обширна.

2. Это Боги ветра связаны, тобишь внуки, а не дед.

3. Это Боги ветра пребывают за морем, а не дед.

4. Аргументация вообще никакая.

Поэтому отождествлять с Касьяном надо не Стрибога, а его внука, Бога ветра.

И кстати, если кто и тождественен Касьяну, а соответственно и Чернобогу, так это наш старый добрый Кощей (помятуя о том, что Троян тоже "превратился" в сказочного царя).

Владимир Кутюмов
1. Это может быть просто поэтическим оборотом. Или указывать на то, что потомков-ветров много, а родитель у них один. Да, и тут не говорится, что Стрибог = олицетворение ветра. Олицетворения ветра - его внуки. А он их Владыка (ну или "старшой над Ветрами"). У него также есть и другие функции/атрибуты, кроме власти над внуками-ветрами.

2. Если связаны его внуки (а в раннесредневековом обществе понятия "внук" и "сын" могли быть довольно размыты, и означать одно - потомок), логично, что связан и их "предводитель". Кроме того, этот вывод основан также и на этимологии теонима (одном из вариантов, но все же).
Фразой "Это Боги ветра связаны, тобишь внуки, а не дед" вы намекаете на то, что богов "войны и разрушения" у славян было неопределенное количество, и все они были персонификациями стихий?

3. То же самое, что и выше. Опять-таки, частенько в преданиях идет речь об одном (!) повелителе ветров. А исходя из цитаты Слова их неопределенное множество.

4. А аргументация строится на основе отождествления с образом св.Касьяна, этимологии теонима и положении во Владимирском пантеоне.

///Поэтому отождествлять с Касьяном надо не Стрибога, а его внука, Бога ветра.///
В Слове говорится, что внуков у него много, а не один. А св.Касьян - единственное число. Так что Бог Ветра (в смысле: бог-повелитель ветров) и сами внуки-ветры (поэтические персонификации сил природы) - разные вещи.

///И кстати, если кто и тождественен Касьяну, а соответственно и Чернобогу, так это наш старый добрый Кощей (помятуя о том, что Троян тоже "превратился" в сказочного царя).///
Согласен. Только Кащей не божество (нет информации о почитании его в языческие времена как бога), а более поздний фольклорный персонаж. Так что в параллель св.Касьян - Чернобог - Кащей я бы добавил Стрибога.

Хочется еще подчеркнуть вот что:
"Сложные представления о Касьяне, отразившиеся в фольклоре, поясняют сведения о дополнительных, кроме 29 февраля, поминовениях этого «святого» в русской календарной обрядности. Это три четверга: на масляной, пасхальной и семицкой неделях. Главенствующим элементом обрядности этих дней является поминовение покойников. Прикрепленность образа Касьяна к дням поминовения покойников указывает на сложившуюся в традиционном сознании связь этого «святого» с Иным миром.
Особенно показательно поминовение Касьяна на семицкой неделе, тесно связанной с культом «заложных» покойников.

Между образом Касьяна и Ветра возникает еще одна связка — общеславянская ассоциация воздуха и ветра с душами мертвых. Считалось, что с ветром летают души больших грешников; сильный Ветер означает чью-то насильственную смерть. По польским и словацким поверьям, в завывающем ветре слышны стоны висельника. Белорусы полагают, что холодный ветер дует с той стороны, где утонул человек. Ветер в день поминовения умерших у кашубов означает плач души. По украинским верованиям, появление «ходячих» покойников сопровождается порывами ветра.

Здесь следует обратить внимание на возможную связь самого Стрибога с романо-славянскими стригами, чье имя явно отсылает к имени древнерусского Бога Ветра.
Чешск. striha, словац. stryga, пол. strzyga – «ведьма», хорв. strigon – «упырь» [25]. «В Кишиневском у., – пишет Д.К. Зеленин, – на Киперченской вотчине есть местность, называемая "Валя спынзу-рацикорь", т.е. долина повесившихся. Предание говорит, что там и теперь живут и действуют стригои, т.е. эти повешенные люди. В глухую ночь, из опасения этих стригоев, стараются обойти эту страшную местность. По некоторым известиям, румынские стригои оберегают клады на земле, т.е. имеют занятие, одинаковое с занятием русских заложных покойников». Название «стриги» было известно и на Русском Севере, в Костромской губернии."

Исходя из вышеуказанного, интерпретация этимологии теонима по Зеленину, Погодину или Ягичу более убедительна, чем прочие.

Вадим Савин
Владимир, Вы правы, чёрт побери. Он не Бог атмосфеpных ветpов, а каpающих (вpедоносных) "ветpов".

Владимир Кутюмов
Да, основные его "теги": кара, наказание, буйность, свирепость, ураган, буря, вихрь, поветрие (моровое), разрушение, война, смерть, заложные покойники, нечистая сила и т.д.
Для древнего славянина стихия "Ветер" как правило семантически была окрашена негативно. От этой стихии славянин видел только разрушения и вред. Во всех сказках ветрам приписывалась буйность. Польза от Ветра могла быть только мореходам, но и те прекрасно знали его коварство. Ветряные мельницы же появились позднее.
Отношение к Ветрам в сказках и образы св.Касьяна, Кощея и Вия позволяют с достаточной точностью описать Стрибога.
Карнач
 
Сообщения: 417
Зарегистрирован: 22 дек 2011, 07:13
Откуда: г. Липецк

Вернуться в Богопознание

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1