Троян

Это учебный форум, на котором собираются материалы, разъясняющие суть родноверия и его обрядности в наиболее доступной форме.

Троян

Сообщение Карнач » 23 дек 2011, 02:29

Троян – бог зимы и смерти, поздним эпитетом которого стал «Мороз».

1. О существовании бога Трояна известно только по трём письменным источникам:

В «Хождении Богородицы по мукам», которое известно было в переводе в греческого в XII столетье, имеется вставка, обещающая злые муки верующим в богов Трояна, Хорса, Велеса и Перуна ( «то они все боги прозваша: сълнце и месяц, отъ камени ту устроя трояна хърса, велеса, перуна»). Это русская вставка; в позднейших списках Хождение этой приписки нет, потому что с течением времени память о языческих славянских богах утрачивалась, а потому упоминание о них, как ненужное и непонятное, было излишне.

В “Слове и откровении святых апостол” упоминаются боги «Перун, Хорс, Дый и Троян и инии мнози».

В «Слове о полку Игореве» упоминаются: 1) Тропа Трояна: « О бояне… аки лы ты сии плекы ущекотал, рища в тропу Трояню, чресь поля на горы»; 2) века Трояна – «были вечи Трояни, …на седьмом веце Трояни»; 3) земля Трояня – «вступила (обида) девою на землю Трояню». (Н.М. Гальковский "БОРЬБА ХРИСТИАНСТВА С ОСТАТКАМИ ЯЗЫЧЕСТВА В ДРЕВНЕЙ РУСИ", 1913).

2. На Украине 15 селений с названиями: Троян, Трояны, Троянка и т.п. Селения с аналогичными названиями находятся и в Курской области.

3. «Трояновы (Змиевы) валы» - древние земляные укрепления на территории Украины (И. Саратов "Кто построил эти валы ?")

4. "В южнославянском фольклоре Троян — демонический герой, царь с козлиными ушами (ср. Мидас) и ногами, иногда — треглавый: в сербской сказке одна голова Т. пожирает людей, другая — скот, третья — рыбу. В сербском фольклоре царь Троян — ночной демон: он навещает свою возлюбленную по ночам и покидает её, когда кони съедают весь корм, а петухи поют на рассвете; брат любовницы Т. насыпает коням песка вместо овса, у петухов вырывает языки; Т. задерживается до рассвета и на обратном пути его растапливает солнце."/Мифологический Словарь. Гл.ред. Е.М.Мелетинский

5. "...Исходя из славянского Трояна, избегающего солнца и дневного света, имеющего крылья и три головы, и вследствие его щепетильности в отношении света и тепла, можно указать на Бога ночи и зимы, - два понятия, которые мы довольно часто видели взаимосвязанными... Данных параллелей уже вероятно предостаточно, чтобы определить Трояна в качестве демона подземного мира, либо зимнего демона..."(Э. Краузе «Троянские замки Северной Европы» (1893)

6. "Относительно попыток отождествить Трояна с Триглавом можно сказать следующее. Троян — божество, почитание которого было очень распространено. Он известен был болгарам, сербам, чехам, полякам, русским и румынам. Легко допустить это ввиду территориальной близости: чехи, поляки и русские имели сношения с балтийскими славянами, но как могли заимствовать Триглава болгары, сербы и румыны? ...Если имело место заимствование, почему вместе с верой в него не было заимствовано и само имя? ...после расчистки смыслового значения слова troian и производных от него от всего наносного, случайного, позднего и излишнего, мы получим для корня „Троян“ следующие основные значения: 1) снежная масса, 2) дорога и 3) (в переносном смысле) элемент белизны. Семантика слова „Троян“ станет совершенно понятной, только если мы предположим, что существует сила, от которой зависит снегопад, мотели, снежные бури и заносы..." (Болдур А. "Троян «Слова о полку Игореве» // Тр. Отд. древнерус. лит. — М.; Л., 1958. — Т. 15")

7. "Возможно, кто-то удивится, но наш Дед Мороз никогда не состоял в родстве ни с христианскими святыми, ни с американскими пузотерами Сантами. Его генеалогическое древо уходит корнями в самое что ни на есть дремучее язычество. Славянский фольклор наградил этот неласковый зимний дух множеством характерных прозвищ - Морозко, Студенец, Трескунец, Карачун, Зимник. Поначалу никаким альтруизмом сей персонаж не страдал, святостью не отличался - морозил людишек почем зря, ну и подарков, естественно, не дарил. Наоборот, ЕГО задабривали. Накануне Рождества выходили на порог с ложкой кутьи или киселя и кричали: «Мороз, Мороз! Приходи кисель есть; Мороз, Мороз! Не бей наш овес (или какое-нибудь другое посевное растение)!».

В общем, как понимаете, дядькой он был суровым, холодным и даже от его ледяной любви веяло смертью. Лучше всего этот образ оказался запечатлен в поэме Н. Некрасова «Мороз Красный Нос»:

Люблю я в глубоких могилах
Покойников в иней рядить,
И кровь вымораживать в жилах,
И мозг в голове леденить...
Войди в мое царство со мною
И будь ты царицею в нем!
Поцарствуем славно зимою,
А летом глубоко уснем."
Карнач
 
Сообщения: 417
Зарегистрирован: 22 дек 2011, 07:13
Откуда: г. Липецк

Re: Троян

Сообщение Велимир » 17 янв 2012, 17:56

Известна польская (сербская? - позабыл чья) сказка про Трояна, который живёт в тёмном замке, боится света и ездит ночью на коне к своей любовнице. Однажды он у неё задержался и не успел в замок засветло. Спрятался в копне сена. Днём шёл пастух и почуяв Трояна под сеном начал сено ворошить. Как ни просил его Троян не трогать сено, пастух его разворошил и Троян загнулся на солнечном свете. Сгинул он безследно. Тот час замок его развалился. И нынче можно видеть тёмные стены комнаты, в которой прятался Троян в дневное время.
Велимир
 
Сообщения: 1872
Зарегистрирован: 12 окт 2011, 22:24

Re: Троян

Сообщение Карнач » 29 июл 2016, 22:52

ТРОЯН

1. О существовании бога-царя Трояна известно только по пяти письменным источникам:

В "Хождении Богородицы по мукам", которое известно было в переводе в греческого в XII столетье, имеется вставка, обещающая злые муки верующим в богов Трояна, Хорса, Велеса и Перуна ( "то они все боги прозваша: сълнце и месяц, отъ камени ту устроя трояна хърса, велеса, перуна"). Это русская вставка; в позднейших списках Хождение этой приписки нет, потому что с течением времени память о языческих славянских богах утрачивалась, а потому упоминание о них, как ненужное и непонятное, было излишне.(1)

В “Слове и откровении святых апостол” упоминаются боги "Перун, Хорс, Дый и Троян и инии мнози".(2)

В "Слове о полку Игореве" упоминаются: 1) Тропа Трояна: " О бояне… аки лы ты сии плекы ущекотал, рища в тропу Трояню, чресь поля на горы"; 2) века Трояна – "были вечи Трояни, …на седьмом веце Трояни"; 3) земля Трояня – "вступила (обида) девою на землю Трояню". (3)

В двух русских заговорах из рукописи, датируемой XVII в.: "Здыни же, Боже, ветри за святое море Окиян ко царю ко Трояну по тридевять ключев морских", "Здуни же, Боже, с небесь ветри своим Святым Духом за святое море Окиян, ко царю ко Трояну, по те по тридевят ключей морских святаго моря Окияна и царя Отрояна, и емли ту тридевят ключев святаго моря Окияна и царя Трояна". (4)

2. На Украине 15 селений с названиями: Троян, Трояны, Троянка и т.п. Селения с аналогичными названиями находятся и в Курской области.(5)

3. "Трояновы (Змиевы) валы" - древние земляные укрепления на территории Украины. (6)

4. "В южнославянском фольклоре Троян — демонический герой, царь с козлиными ушами и ногами, иногда — треглавый: в сербской сказке одна голова Т. пожирает людей, другая — скот, третья — рыбу. В сербском фольклоре царь Троян — ночной демон: он навещает свою возлюбленную по ночам и покидает её, когда кони съедают весь корм, а петухи поют на рассвете; брат любовницы Т. насыпает коням песка вместо овса, у петухов вырывает языки; Т. задерживается до рассвета и на обратном пути его растапливает солнце.".(7)

5. "...Исходя из славянского Трояна, избегающего солнца и дневного света, имеющего крылья и три головы, и вследствие его щепетильности в отношении света и тепла, можно указать на Бога ночи и зимы, - два понятия, которые мы довольно часто видели взаимосвязанными... Данных параллелей уже вероятно предостаточно, чтобы определить Трояна в качестве демона подземного мира, либо зимнего демона...".(8)

6. "Относительно попыток отождествить Трояна с Триглавом можно сказать следующее. Троян — божество, почитание которого было очень распространено. Он известен был болгарам, сербам, чехам, полякам, русским и румынам. Легко допустить это ввиду территориальной близости: чехи, поляки и русские имели сношения с балтийскими славянами, но как могли заимствовать Триглава болгары, сербы и румыны? ...Если имело место заимствование, почему вместе с верой в него не было заимствовано и само имя? ...после расчистки смыслового значения слова troian и производных от него от всего наносного, случайного, позднего и излишнего, мы получим для корня „Троян“ следующие основные значения: 1) снежная масса, 2) дорога и 3) (в переносном смысле) элемент белизны. Семантика слова „Троян“ станет совершенно понятной, только если мы предположим, что существует сила, от которой зависит снегопад, мотели, снежные бури и заносы...". (9)

Литература:
(1-3) Н.М. Гальковский "Борьба христианства с остатками язычества в древней руси", 1913;
(4) "Отреченное чтение в России XVII-XVIII веков", 2002;
(5-6) И. Саратов "Кто построил эти валы ?", 1981;
(7) "Мелетинский Е.М. (гл. ред.) Мифологический словарь", 1990;
(8) Э. Краузе "Троянские замки Северной Европы",1893;
(9) Болдур А. "Троян "Слова о полку Игореве",1958.

Автор: В. Карнач
Карнач
 
Сообщения: 417
Зарегистрирован: 22 дек 2011, 07:13
Откуда: г. Липецк


Вернуться в Богопознание

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1