Мать-Земля

Это учебный форум, на котором собираются материалы, разъясняющие суть родноверия и его обрядности в наиболее доступной форме.

Мать-Земля

Сообщение Велимир » 17 мар 2018, 03:09

Материал собран из интернета в целях просветительского доклада

Мать-Земля: культ и почитание
1. Понимание Матери-Земли и её значение в культуре
2. Календарные праздники . Обряды, связанные с землёю.
3. Обращения к Матери-Земле
4. Современное состояние почитания Земли.
Понимание Матери-Земли и её значение в культуре
1. Согласно мифу творения Мать-Земля вышла из Воды и совместно с Водою рождает новую жизнь. По патриархальному мифу – Вода является на землю от Неба.
2. Земля разделяет два Мира: надземный и подземный. Наши герои опускаются под Землю и находят там царство бога Того Света - Ворона, с живою и мёртвую водою. (Сказка о медном Серебряном и золотом царствах). Там же где-то живёт и нечисть.
3. Земля священна и поэтому не принимает нечистое: проход нечисти через неё возможен лишь в тех местах, где трещины проломы и болота. – Т.е. вдоль трещин земных плит – проходят излучения расплавленной мантии, и результатом этого оказывается явление чертовщины, по народным прдеставлениям.
4. Священный горизонт (горизонталь) для русского человека: Земля бескрайняя. Для Западного человека нет возможности расширения – значение приобретает вертикаль. Создают не мерянное количество вертикальных сущностей. Наша сказка всегда о путешествии по горизонтальному миру, с заходами вниз «Пойди туда – не знаю куда, принести то- не знаю что». – первопроходец идёт на край Земли.
5. Мать- Земля равна по силе и смыслу Небесному богу. Если небесным богом оказался Христос, но институт церкви порочен и не может удовлетворить человека, то грехи отпускает Мать-Земля. В 15 веке стригольники каялись Матери- Земле. В землю говорят и кричат, при разговоре с покойниками – теми, кто ушёл в Землю и стал землёю. Странничество- хождение по Земле в целях покаяния перед нею – древняя славянская практика богопознания, которую использовали калики перехожие. Чёрные люди – люди, живущие Землёю, в природном ландшафте.
Календарные праздники . Обряды, связанные с Землёю.
День Матери Сыра-Земли (10 мая) В этот день славяне чествовали Мать-Сыру-Землю, пробудившуюся после зимнего сна. По поверьям считалось, что в этот день Мать-Земля отдыхает последний день и ее нельзя пахать, копать, боронить, нельзя нее нельзя втыкать в её колья.
1. Весна: запах Земли: пробуждение от зимнего сна.
2. Выход в поле и первая борозда.
3. Праздник плодов – 23 сентября.
4. Покаяние перед землёю перед её зимним сном.
У хлыстов Мать-земля выходила из подполья с подносом изюма: «Дарами земными причащайтесь, в вере не колебайтесь».


Обращения к Матери-Земле
Землю слушают, припав к ней ухом. С нею так же и говорят. К ней обращаются, в землю, иногда плачут, иногда кричат. В поздних обращениях к Земле проявились христианские мотивы избыточного покаяния.

«Прости, Мать-Сыра Земля»
(женский еретический культ, возможно повторяющий покаяния стригольников)

«Взвоплю я к тебе, матушка-сыра земля,
Что топтали тя походчивы мои ноженьки,
Взвоплю я к тебе, матушка-сыра земля,
Сыра земля моя, поилушка, кормилушка,
Взвоплю, грешная, окаянная, неразумная, паскудная,
Что бросали тя резвы мои рученьки,
Что плевала на тя скорлупоньки,
Прости, мать питомная, меня
Грешную, неурядливую.
Прикоснусь к тебе головушкой,
Испрошу у тебя благословеньица,
Что рвала я твою грудушку,
Сохою острою, расплывчатой,
Что не катом тем я укатывала,
Не урядливым гребнем чесывала,
Рвала грудушку боронушкой жесткою,
Со железным зубьем да ржавыим,
Прости, матушка питомная,
Прости грешную, кормилушка».

После этого женщине нужно лечь на землю, и, припав к ней головой, возьмите в рот немного земли или снега. Сколько лежать – вам подскажет интуиция.

Поклонения на четыре стороны
«Страна восточная, солнце красное,
Простите грешную!
Месяц, звездушки, темна ноченька,
Простите грешную!
Ветры буйные, крылатые,
Простите грешную!
Леса темные, горы скатчаты, реки вольные,
Простите грешную!
Люди добрые, братский мир, все соседушки,
Простите грешную! Сыра мать- земля питомица, прости грешную.

Сыра мать-земля питомица,
Прости грешную!
Мои ноженьки тебя топтали,
Мои рученьки тебя бросали,
Прости, питомная-сердечная, грешную!
На тебя, питомная, я нечисто хаживала,
Слюной своей сплевывала,
Не цветы сажала, сохой пытала,
Прости, питомная, грешную!
Простите, что докучаю сырой земле,
Всему светушке, людям добрыим».

Современный комментарий: -Теперь пришло время признаться в том, что камнем лежит в душе: изменила, обманула, украла. Покаялись?
Начинайте причитывать сначала. И так до трех раз, целиком положившись на свою интуицию.
Как и многие обряды, этот довольно утомителен. И горло пересыхает, и голова закружится. Но прерывать обряд нельзя. Подчас человек падает и, припав к земле, продолжает читать текст.
Если же для вас обряд покажется слишком громоздким, попробуйте вариант попроще.
Скажите только, кланяясь на все четыре стороны: «Прости, мать-сыра земля, в чем тебе досадила». Мать, как известно, всегда прощает.


Подтверждённые традиционные обращения к Матери-Земле:
Гой земля еси сырая,
Земля матерая.
Матерь намъ еси родная,
Всѣхъ еси насъ породила
И угодьемъ надѣлила;
Ради насъ, своихъ дѣтей,
Зелій еси народила
И злакъ всякой напоила
Польгой бѣса отгоняти
И въ болѣзняхъ помогати.
Повели съ себя урвати
Разныхъ надобьевъ, угодьевъ
Ради польги на животъ!
(Л.Н. Майков. Великорусские заклинания. С.-Петербург, 1869. / Афанасьев А.Н. Поэтические воззрения славян на природу: Опыт сравнительного изучения славянских преданий и верований в связи с мифическими сказаниями других родственных народов. В трех томах. – М.: Современный писатель, 1995.)

Мать сыра-земля! уйми ты всяку гадину нечистую от приворота, оборота и лихого дела! Мать сыра-земля! поглоти ты нечистую силу в бездны кипучие, в смолу горючую. Мать сыра-земля! утоли ты все ветры полуденные со ненастью, уйми пески сыпучие со метелью. Мать сыра-земля! уйми ты ветры полуночные со тучами, содержи морозы со метелями.
(Сказания русского народа, собранные И.П. Сахаровым. Народный дневник. Источник: http://www.bibliotekar.ru/rusSaharov/index.htm)


Матушка-кормилица, сырая земля родимая! Укрой меня, раба Божия (имярек), от призора лютаго, от всякаго лиха нечаянная. Защити меня от глаза недобраго, от языка злобнаго, от навета бесовскаго. Слово мое крепко, как железо. Семью печатями оно к тебе, кормилица Мать-Сыра-Земля, припечатано — на многие дни, на долгие годы, на всею на жизнь вековечную!
(А.А. Коринфский. Народная Русь: Круглый год сказаний, поверий, обычаев и пословиц русского народа. Смоленск: «Русич», 1995. Источник: http://www.booksite.ru/fulltext/kor/inp/hsky/)


Мать сыра земля, ты благословенна, ты освященна, ты украшена всякими травами и всякими цвѣтами! Сукрасило тебѣ красное солнце, свѣтлый мѣсяцъ, ясныя звѣзды и вечернія зори.
(Л.Н. Майков. Великорусские заклинания. С.-Петербург, 1869.)


Мать сыра земля, услышь меня!
(А. Вашкинский. Заговоры (наговоры, нашептывания, заклинания и пр.). Владимир, 1902.)


Прости, сторона, Мать-Сыра-Земля!
(А.А. Коринфский. Народная Русь: Круглый год сказаний, поверий, обычаев и пословиц русского народа. Смоленск: «Русич», 1995. Источник: http://www.booksite.ru/fulltext/kor/inp/hsky/)


Прости меня, матушка земля, въ чемъ я согрѣшилъ.
(Л.Н. Майков. Великорусские заклинания. С.-Петербург, 1869.)


Прости, сторона, мать сыра-земля! вот тебе крупиц на кашу, вот и тебе, кумаха!
(Сказания русского народа, собранные И.П. Сахаровым. Народный дневник. Источник: http://www.bibliotekar.ru/rusSaharov/index.htm


Земля, хлеб-соль прими, боль с раба Божия (имя) возьми.
Тексты русских заговоров Жигаловского района Иркутской области. Источник: http://www.ocnt.isu.ru/zagovor_zigalovo.htm


Земля, хлеб-соль прими, боль с раба Божия (имя) возьми.
Тексты русских заговоров Жигаловского района Иркутской области. Источник: http://www.ocnt.isu.ru/zagovor_zigalovo.htm


Матушка землица, дай мне здоровьица. Возьми, вытяни болезнь, едучую меня.
Зверев, В. А. «Будьте, мои слова, крепки и лепки»: 120 заговоров из Верхнего Причулымья / В. А. Зверев, Е. К. Шишкова // Сибиряки: региональное сообщество в историческом и образовательном пространстве / отв. ред. Н. Н. Родигина. – Новосибирск: НГПУ, 2009. – С. 212–222. Источник: http://bsk.nios.ru/content/budte-moi-sl ... richulymya

Господи, благослови, и ты, Мать-сырая-земля, благослови сию траву сорвати.
Ипполитова А.Б. Русские рукописные травники XVII — XVIII вв.: исследование фольклора и этноботаники. — М.: «Индрик», 2008


Благослови сию траву копати, земля мати, благослови меня, раба Божия имярек, твоего
плоду взяти.
Русские заговоры из рукописных источников ХVII — первой половины ХIХ в. / Составление, подготовка текстов, статьи и комментарии А. Л. Топоркова. — М.: Издательство «Индрик», 2010






Современное состояние почитания Земли
1. Засуха двадцатых годов 20 века: крестьянки в средней полосе России – нельзя разбивать комья Земли, потому что ей от этого больно. Всякое повреждение Земли – ощущается ею как травма.
2. Группа ЗЕМЛЕпоклонников и окрутников Бахаря (Алексея Блинова) начинает обрядовое действие с молитвы к Матери-Земле. Затем идёт обращение к предкам, и затем к Велесу.
Ставится вопрос о создании института жриц Матери-Земли.
3. Вопрос о правах Матери Земли перед мировым сообществом поставил предидент Боливии Эво Моралес на основе принятого в Боливии Закона о правах Матери- Земли в 2011 году. Там создано министерство по правам Матери-Земли, которое обязано реагировать на жалобы Природы, высказанные через людей: активистов и правозащитников. В сознании индейцев, культ матери- Земли занимает видное место. При этом понимается, что равновесие жизни человечества, без учёта прав Земли – невозможно. Министерство, рассмотрение жалоб Природы, выраженных активистами и правозащитниками. Осознанно, что человечество оскорбляет и разрушает Землю. Инициативу по правам Земли поддержали Эквадор, Боливия, Венесуэлла.

«Телеса наши от Сырой Земли» (Голубиная Книга)

«Древние одарили нас наиболее глубокомысленным и наиболее высоконравственным представлением о Земле, как о ЖИВОМ, СОЗНАТЕЛЬНОМ, ОДУШЕВЛЁННОМ ЦЕЛОМ. Мать-Сыра-Земля не бесчувственная глыба, несущаяся в холодной бездне. ОНА — ЖИВАЯ, РАЗУМНАЯ СУЩНОСТЬ, имеющая самоценное бытие».(Доброслав)

С незапамятных времён люди почитали высокое Небо над головой и Мать-Землю под ногами … Древние арии говорили «Dyaur me Pita, Mata Prthivi iyam» («Отец мой – Небо, Мать моя - Земля»). В античной Греции Гея-Земля считалась прародительницей всех Богов, матерью Неба-Урана; подобные представления, по свидетельству Тацита, существовали и у германцев - согласно их мифам, Нертус, Богиня Земли, была матерью Туиско, Бога Неба и справедливости. У наших предков, славян, культ Земли был одним из самых распространённых – несмотря на все усилия церковников, Мать-Сыру-Землю продолжали почитать ещё в XIX веке – через девять сотен лет после официального введения христианства на Руси. Люди, следующие Традиции пращуров, чтят Её и поныне… Предки наши считали Землю живым существом, способным, подобно человеку, радоваться и испытывать боль. А.А. Коринфский в своей «Народной Руси» пишет: «Рождавшая все плоды земные, богиня плодородия испытывала, по народному слову, не одно счастливое чувство материнства. Мучимая жаждой, она пила струившуюся с разверзавшихся над её лоном небес дождевую воду, содрогалась от испуга при землетрясениях, чутким сном засыпала при наступлении зимней стужи, прикрывалась от неё лебяжьим покровом снегов; вместе с приходом весны, с первым пригревом зачуявшего весну солнышка, пробуждалась она – могучая, воскресающая от своих зимних страхов. Он же приводит слова одной из летописей: «Земля сотворена, яко человек. Камение яко тело имать, вместо костей корение имать, вместо жил древеса и травы, вместо власов былие, вместо крови - воды»

Земля-кормилица

По верованиям пращуров, Земля - благосклонное к людям Божество, дарующее многочисленные блага. Об этом говорят народные присловья: «Мать-Сыра-Земля всех кормит, всех поит, всех одевает, всех своим теплом пригревает!», «Добра мать до своих детей, а земля - до всех людей!», «Корми - как земля кормит; учи - как земля учит; люби - как земля любит!».

В «Сказании о Мамаевом побоище» сказано, что Мать-Земля перед Куликовской битвой плакала о воинах, которым предстояло погибнуть в битве – и о русских, и о татарах: «Услышал я землю, рыдающую двояко: одна сторона, точно какая-то женщина громко рыдает о детях своих на чужом языке, другая же сторона, будто какая-то дева вдруг вскрикнула громко печальным голосом, точно в свирель какую, так что горестно слышать очень»[3].Как пишет известный этнограф С. Максимов, Земля настолько свята и чиста, что не держит в себе ничего нечистого и в особенности враждебного людям. Лихих недоброхотов, в виде алкоголиков, дурных ведьм и колдунов, земля "не принимает", и до сих пор требуются особые обряды, чтобы прекратить выход из могил этого сорта покойников. Даже тот умерший, труп которого долгое время не разлагается, по народным понятиям, несомненно, был при жизни великим грешником, потому что он "не изготовляется к погребению в сырой земле"». Интересно отметить, что последнее представление явно противоречит христианству, в котором нетленность тела умершего – признак святости. В обрядовой народной песне, исполняемой во время праздника «Николы Вешнего» (9 мая по старому стилю), поётся: «Мать Сыра Земля добра, Уроди нам хлеба, лошадушкам овсеца, коровушкам травки!..»

А вот слова старинного заговора:
Гой, земля еси сырая,
Земля матерая,
Матерь нам еси Родная!
Всех еси нас породила,
Воспоила, воскормила
И угодьем наделила;
Ради нас, своих детей,
Зелий еси народила
И злак всякой напоила...

В народной Традиции существует особый день, посвящённый Матери-Земле – Именины Земли. Чаще всего он отмечался (отмечается и поныне) 10 травня (мая) [7], хотя в некоторых местностях этот святодень приурочивался к христианским праздникам «Успение Богородицы» и «Духов День». Во время Именин Земли запрещено копать, пахать и рыть ямы – чтобы не оскорбить Богиню. К слову сказать, в народной культуре существовал запрет вбивать в Землю колья до 25 березозола (марта) – по-видимому, чтобы не тревожить Её во время зимнего сна. Согласно народным представлениям, за несоблюдение этих правил, Богиня могла покарать неурожаем.

На русском Севере до начала XX века перед (!) исповедью попу просили прощения у Земли:
«Что рвала я Твою грудушку
Сохой острою, разрывчатой,
Что не катом я укатывала,
Не урядливым гребешком чесывала,
Рвала грудушку боронышкою тяжелою,
Со железными зубьями ржавыми.
Прости, Матушка,
Прости грешную, Кормилушка...»

Земля-берегиня
Мать-Земля почиталась в народе охранительницей от всяческих бед. В старину при первом выгоне скота на пастбища (это делалось в день святого Юрия, христианского «заместителя» древнего Бога Ярилы – 23 цветня (апреля по старому стилю) в требу Земле приносилась кубышка масла. При этом обращались к Богине со словами: «Мать-Сыра-Земля! Уйми ты всяку гадину нечистую от приворота и лихого дела! Мать-Сыра-Земля! Утоли ты все ветры полуденные со напастью, уйми пески сыпучие со метелью!»

Вот ещё один защитный заговор – молитва к Земле: «Матушка-кормилица, сыра-земля родимая! Укрой меня, (имярек), от призора лютого, от всякого лиха нечаянного. Защити меня от глаза недоброго, от языка злобного, от навета бесовского. Слово мое крепко как железо. Семью печатями оно к тебе, кормилица Мать-Сыра-Земля, припечатано - на многие дни, на долгие годы, на всю ли на жизнь вековечную!..»

Горсть земли, взятая с могил добродетельных Предков, считалась в народе мощным оберегом, спасающим от различных напастей. С этой же целью дома на божнице хранили щепоть земли, взятую из-под сохи на первой весенней борозде. Горсть родной земли зашивали в сумочку с ладаном и носили вместе с нательным крестиком – чтобы избавиться от тоски по Родине.


Земля-целительница
Мать-Земля рождает не только злаки и плоды, но и целебные травы. Оттого при сборе трав знахари обращались к ней: «Духи Дневные и Духи Ночные! Духи Могучие — Земляные и Ты Земля, всем нам Мать! Дозволь Твои травы взять: не ради хитрости, не ради мудрости, а на доброе дело...»
Сама Земля также считалась в народе целительницей: землёй, смоченной в слюне, знахари заживляли раны, останавливали кровь и унимали головную боль. Люди, на которых была напущена порча, падали наземь на перекрёстках дорог и просили Богиню снять колдовские чары; больные, страдающие от лихоманок, в чистом поле били поклоны на все четыре стороны со словами: «Прости, сторона, Мать-Сыра-Земля!»

В народной Традиции Земле могли передавать болезнь - Д.К. Зеленин свидетельствует: «Больные великорусы Са¬марской губ. перевертываются три раза на «причинном месте», т. е. на том месте, где они заболели, и плюют тут же на землю (…) ; т. е. болезнь передается тому же самому месту, которое считается причиной болезни».

Кроме того, от Земли могли получать силу – в старину на Руси жницы катались по сжатой полосе с приговором: «Жнивка, жнивка! аддай маю силку — на пест, на калатила, на малатила, на кривоя виртяно!» Этот обычай был широко распространён; иногда катание по земле заменялось кувырканием через голову. Д.К. Зеленин видит здесь физическое насилие над Землёй, совершаемое с целью получения силы, и объясняет это тем, что «Древнейшие стадии религиозного сознания человека характеризуются, как это выяснено Фрэзером, именно насилием над духами, в данном случае — над олицетворенною землею».
На мой взгляд, никакого насилия здесь нет, а удар о землю (при кувыркании) и катание по ней совершаются для лучшего контакта, что важно при передаче силы. Во-первых, сложно предположить, что наши Пращуры, глубоко и искренне чтившие Мать-Землю, могли пытаться чего-то добиться у Неё силой. Во-вторых, насилие, по логике вещей, может применяться по отношению к духам, уступающим человеку по силе (или же примерно равным ему) – глупо стремиться заставить что-либо сделать Того, кто многократно превосходит тебя.


Земля – хранительница клятв
«Не лги – Земля слышит» - говорили в народе. Наши Предки верили, что Великую Мать огорчает зло, творимое её детьми: «Растужилась, расплакалась Матушка Сыра Земля Перед Господом Богом:"Тяжел мне, тяжел, Господи, вольный свет! Тяжелей, много грешников, боле беззаконников!"»
Существовал даже обычай каяться Земле в грехах – в старинном духовном стихе человек просит прощения у Богини: «Каялся-то добрый молодец сырой земли,Как сырой земли да сырой матери:"А прости, прости, сыра матери,И меня прости, покай да добра молодца"»

Так как Матери-Земле, по верованиям Пращуров, претит кривда, Её считали хранительницей клятв. В старину во время земельных споров в подтверждение своих слов клали кусок дёрна на голову. С. Максимов приводит такой случай: «спорили о меже на покосе два крестьянина двух соседних деревень (Чаева и Миндюкина) одной волости (Колоденской). Настоящей межи никто не помнит, землемера взять негде: как быть? Долго гада-ли, переругивались, и вдруг все смолкли, когда один чаевский старик взял "кочку" земли и со словами: "Пущай эта земля задавит меня, если я пойду неладно" — пошел по "воображае¬мой" меже таким твердым и уверенным шагом, что с того вре¬мени стала эта межа фактическою, бесспорною».

Обычай этот архаичен – ещё в переводе «Слова Григория Богослова», сделанном в XI веке, есть вставка переводчика «Ов же дърън въскроущь на главе покладая присягу творить...» А.А. Коринфский свидетельствует: «Клятва над землею сохранилась в народе и до сих пор. «Пусть прикроет меня Мать-Сыра-Земля навеки!» - произносит клянущийся, держа в руке ком земли. Братающиеся на жизнь и на смерть, давая обоюдные клятвы в неразрывной дружбе, меняются и вручают друг другу горсть земли. Эта земля хранится ими потом зашитою в ладанку и носили на шее - чему придается особое таинственное значение».

Существовал обычай есть землю в подтверждение клятвы. С. Максимов в своей работе «Неведомая сила» приводит несколько примеров совершения этого ритуала; наиболее интересный из них таков: в XIX веке в Псковской губернии заключались нецерковные браки и во время обряда бракосочетания молодожёны глотали землю в знак любви и верности…
Велимир
 
Сообщения: 1962
Зарегистрирован: 12 окт 2011, 22:24

Re: Мать-Земля

Сообщение Ярослава » 17 мар 2018, 20:21

Велимир писал: "Горсть родной земли зашивали в сумочку с ладаном и носили вместе с нательным крестиком – чтобы избавиться от тоски по Родине."
Вспомним песню из кинофильма "Щит и меч":
"Храню в кармане своей выцветшей шинели
Письмо от матери, да горсть родной земли."
Велимир писал: "Существовал обычай есть землю в подтверждение клятвы."
Добавлю, землю ели и для получение прощения за очень плохое деяние.
"Не один из вас будет землю жрать,
Все подохнете без прощения!"
Ярослава
 
Сообщения: 196
Зарегистрирован: 03 дек 2014, 22:14

Re: Мать-Земля

Сообщение Ярослава » 17 мар 2018, 20:25

Земля-целительница
Есть такой обряд - тяжело больного человека в наклон закапывают в землю, оставляя на поверхности только лицо. Читают заговор, потом откапывают.
Я это делала только один раз, помогло.
Ярослава
 
Сообщения: 196
Зарегистрирован: 03 дек 2014, 22:14

Re: Мать-Земля

Сообщение Радомиръ » 23 апр 2018, 11:47

академик АН СССР Б.Д.Греков: "Факты относительно дохристианской религии славян говорят о земледельческом культе по преимуществу. Солнце и земля, два главных божества... славяне даже считают себя "Даждь-божьими внуками", а землю называют своей матерью... Весна превратилась в Богородицу, приезжающую на Благовещение на сохе; святые Илья, Егорий и Никола превратились в покровителей сельскохоз. работ и помощников земледельца... Никола "жито родит", "ярь засевает"... он на поле "первый бог"... Протестуя против насаждаемого среди пруссов христианства, они говорят миссионерам, что из-за христиан земля прусская перестанет давать жатву, деревья - плоды, животные - приплод...".

см. Б.Д.Греков "Киевская Русь", М.2004 г. (1-е издание - 1947 г.), с. 90.
Радомиръ
 
Сообщения: 67
Зарегистрирован: 13 янв 2018, 12:26


Вернуться в Богопознание

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1