Язычество финно-угров

Этот форум посвящён диалогу родноверов с представителями других религий. Если у Вас есть к нам претензии или вопросы, то здесь на них можно получить ответ.

Язычество финно-угров

Сообщение Велимир » 11 янв 2017, 13:26

Думаю, что нужна специальная тема, освещающая религию сегодняшних финно-угров. Карта расселения:
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D0 ... people.png

Речь идёт о реальных народах и умозрительных: нынешней нашей мери, чуди, муромы, мордвы, коми, манси и о других народах, весьма и весьма обрусевших с одной стороны, но ищущих сегодня свою этническую самоидентификацию с другой.
Первый вопрос: если это всё некая древнейшая единая общность народов, живших тысячи лет назад на тех же местах, где они живут и ныне, то должно быть нечто общее в основе их языческих религий.
Второй вопрос: очень уж разная религиозная судьба у язычества этих народов.

Государство подозревает (считает), что развитие этнического самосознания этих народов равносильно попытке их отделения от государства. На тему одной такой судорожной попытки самоосознания народа коми есть вот такая статья http://www.ng.ru/ng_religii/2016-12-07/6_411_etno.html

Вообще же, я рассчитываю на то, что здесь будет производиться накопление материала и ссылок на развитие современного язычества угорских народов. Пора начинать наблюдать за этим процессом.
Велимир
 
Сообщения: 1897
Зарегистрирован: 12 окт 2011, 22:24

Re: Язычество финно-угров

Сообщение Велимир » 13 апр 2017, 09:12

http://nazaccent.ru/content/7464-yuriyu ... ost-i.html

Юрия Гагарина пытаются сделать мерянским "шаманом своей эпохи"
Мерянские этнофутуристы считают, что первый космонавт и герой Советского Союза Юрий Гагарин был потомком древнего народа меря. Об этом 12 апреля "НацАкценту" рассказал мерянский этнофутурист Александр Трифонов.

По словам этнофутуриста, 10 лет назад костромские исследователи выяснили, что предки Гагарина проживали в мерянских местах в деревне Конышево Костромской губернии, около Мерянской дороги, которая связывала Екатеринбург и Санкт-Петербург. Оттуда они уехали в Смоленскую область только в начале XX века.

Более того, как рассказал Трифонов, фамилия Гагарина имеет мерянское происхождение. "Гагары - это тот тип утки, который в архаических финно-угорских, прибалто-финских мифах является участником сотворения мира. И поэтому, в том числе, мы можем говорить, что у Гагарина есть мерянские корни", - сказал он.

Более того, мерянские активисты полагают, что Гагарин "созвучен" этнофутуристам. "Нам, как этнофутуристам, показалось это интересным, потому что мы же говорим о футуризме, мы же говорим о будущем, и вот этот человек для людей в 1960-е годы был олицетворением именно будущего, а космос фактически на какое время стал гражданским культом и Гагарин стал его частью. Гагарин открыл эру мечтания о будущем. Гагарин был технотронным шаманом своей эпохи", - считает Трифонов

В ближайшее время мерянские этнофутуристы планируют организовать новое "паломничество" к местам проживания предков Гагарина.

Меря – финно-угорский народ, который ныне считается вымершим. Меряне впервые были упомянуты в "Повести временных лет". Они жили на территориях современной Московской, частично Тверской, Вологодской, Ярославской, Ивановской, Костромской, Владимирской, Рязанской, Нижегородской областей. По данным филологов и этнографов, меряне полностью вошли в состав древнерусского народа, составив одну из его этнических основ. Мерянский язык как самостоятельный предположительно вымер на рубеже XVII–XVIII веков.

Считается, что мерянские мужчины обладали магическими способностями, поэтому подрабатывали тем, что колдовали на заказ.


В Плёсе состоялся первый всероссийский съезд мерянистов
Первый всероссийский съезд мерянистов - специалистов по истории финно-угорского племени меря, ставшего одной из основ современных русских - проходил в городе Плёсе Ивановской области 6 и 7 июня. В съезде участвовали как маститые признанные и начинающие учёные, так и любители истории своей малой Родины.

По словам устроителей, главной целью проведения ежегодного съезда мерянистов в Плёсе будет являться освящение научной и культурно-просветительской деятельности, связанной с изучением мерянских корней русского народа, археологии Волго-Окского междуречья. Особое внимание будет уделено перспективам и направлениям в развитии туризма в Верхневолжском регионе ЦФО.

По словам Алексея Владиславовича Шевцова, главы городского поселения Плёс и председателя Общества друзей Плёса, тема мерянского наследия уже сейчас вписана в государственную программу развития туризма Верхнего Поволжья. В рамках программы Департамента по туризму правительства Ивановской области по развитию Плёсского туристического кластера в древнем мерянском городе Алабуга, предшественнике Плёса, в ближайшие два года будет создан уникальный для России мерянский археологический музей.

В субботу 6 июля в одном из залов кофейни Софьи Петровны Кувшинниковой, воспроизводящего атмосферу домашнего салона музы Исаака Ильича Левитана, состоялась официальная часть мерянского съезда, состоящая из докладов и презентаций.

Вторая, неофициальная, часть состояла из экскурсий. Участники посетили музей Древнерусской семьи и выехали на катере в Алабугу, которая доступна только с воды. Там присутствующие смогли осмотреть легендарный мерянский город, священный ключ с камнем и места многолетних раскопок, проводившихся под руководством Павла Николаевича Травкина.

Мероприятие организовано ивановским отделением Русского географического общества, Обществом друзей Плёса и Музейным центром археолога Павла Николаевича Травкина.
http://nazaccent.ru/content/8349-v-plyo ... -sezd.html


Новая мифология для столицы. Мерянские этнофутуристы хотят изменить культурное пространство Москвы
Мерянские этнофутуристы из творческого объединения Metsa Kunnta ("Братство Леса") придумали новую мифологию и дизайн для московского района Куркино. 3 апреля в районной библиотеке Куркино при участии местного муниципалитета открылась выставка картин художника Андрея Малышева (Мерянина) и дизайна "Новая мифология Малой Родины".

На работах - придуманные художником первые поселенцы Куркино: мощные позитивные образы предков, их боги, народное православие, традиционная культура, орнаменты, архитектура и неизменная среднерусская природа с хвойным лесом, березовыми рощами, полями по берегам рек. Конечно, речь не идет о научной реконструкции облика и культуры куркинцев. Однако фантазия и творческое начало художника преодолели эти условности путем обращения к мифами и архетипам российского народа.

"Как сделать мегаполис дружественнее человеку? Только почувствовав его своим родным городом, - рассказывает участник Metsa Kunnta Александр Трифонов. - Среди первых жителей Москвы были меряне. Меря - коренные жители, аборигены волго-окского междуречья. Чтобы прочувствовать эту землю как свою настоящую Родину, нужно вспомнить о мерянских корнях русского народа помимо славянских. Мерянское начало есть почти в каждом россиянине, ведь колонизация России началась с наших земель, и она объединяет нас в единый народ. Меряне были спокойными, трудолюбивыми людьми, жившими в гармонии с природой. Нам приятно осознавать себя их потомками".

Кто такие новые меряне

Группа этнофутуристов "Metsa Kunnta" (Братство Леса), члены которой актуализируют мерянское наследие в русской культуре, была основана в 2010 году. Один из активистов группы представил на VI Всемирном конгрессе финно-угорских народов в Шиофоке в начале сентября выставку картин на тему мерянской мифологии. В начале апреля 2013 года Андрей Малышев издал первый меряно-русский словарь.

Меряне - древнее финно-угорское племя, ныне считающееся вымершим. Этот народ жил на территории современных Владимирской, Ярославской, Ивановской, восточной части Московской и Тверской, части Вологодской и западе Костромской областей. По данным филологов и этнографов, меряне полностью вошли в состав древнерусского народа, составив одну из его этнических основ. Мерянский язык как самостоятельный предположительно вымер на рубеже XVII–XVIII веков.

Почему Куркино?

Куркино - особый район Москвы. Это единственный субурб, то есть территория, сочетающая в себе элементы городской застройки с большими пространствами и природными ландшафтами, со своей атмосферой. Именно здесь, по сравнению с другими районами мегаполиса, возможна наиболее непротиворечивая реконструкция мифологических образов земли. И, возможно, интеграция древних русских символов, орнаментов в современную среду на уровне дизайна, арт-объектов.

"В Москве какой-то только экзотики в оформлении улиц, магазинов, рекламных конструкций не встретишь, а вот своего исконного, русского, днем с огнем не сыщешь, - говорят новые меряне. - Мы хотели бы исправить это положение. Пусть будет место и для современного русского дизайна на основе традиционных орнаментов, вышивок".

Один раз увидеть

На выставке представлены знаковые для Андрея Малышева (Мерянина) полотна. Среди них - "Вечность". На работе изображен переход от древнего, старого и ветхого к будущему - маленькой девочке, чей портрет как будто разорван двумя линиями. В этом напряженном образе будущего читается вопрос: а сможет ли новое поколение унаследовать и адаптировать огромный пласт традиционной российской культуры, трансформировать и адаптировать его к жизни в мегаполисе в XXI веке?

"Великая Мать Мира" - схематическое изображение женского начала выполнено с помощью геометрического орнамента - древнейшей русской изобразительной техники. Подобные изображения встречаются на полотенцах до второй половины XIX века. Как мать охраняет свое дитя, так и мы, создавая это полотно, видели в нем новый оберег, который при желании можно обратить в элемент дизайна и использовать в городской среде.

"Видение" - молодая девушка как бы появляется из-за старого фактурного деревянного крыльца с архаическими символами. Так современный человек, остановившись, отказавшись на некоторое время от суеты, соприкасаясь с осязаемой древностью, приобретает способность сопрягать бывшее, нынешнее и будущее .

Выставка "Новая мифология Малой Родины" продлится до 26 апреля (2013 года) по адресу: ул. Родионовская 9 (пнд-пт с 12 до 19, сб 11-18). Организаторы выставки: Государственное учреждение культуры города Москвы "Централизованная библиотечная система №1 Северо-Западного административного округа" Библиотека №246, Муниципалитет округа Куркино города Москвы и галерея современного искусства "С-Арт" Петра Войса.

Александр Бутырев
http://nazaccent.ru/content/7369-novaya ... olicy.html
Велимир
 
Сообщения: 1897
Зарегистрирован: 12 окт 2011, 22:24

Re: Язычество финно-угров

Сообщение Велимир » 13 апр 2017, 09:25

В Мордовии издали первый том энциклопедии "Мордовская мифология".
февраль 2014 г. http://nazaccent.ru/content/10699-vyshe ... vskoj.html

Его научными редакторами являются доктор исторических наук, профессор, заслуженный деятель науки Российской Федерации В. А. Юрчёнков и кандидат философских наук, доцент И. В. Зубов. Об этом сообщает Goloserzi.ru.

Энциклопедия представляет собой в систематизированном виде основные сведения о генезисе, жанрово-тематическом и сюжетном разнообразии мордовской мифологии, её отражении в фольклоре, особенностях бытования в профессиональном искусстве, проекции мифологического сознания народа на его семейные и общественные отношения.

В биографических и тематических статьях освещены основные подходы к осмыслению мордовской мифологии, показана деятельность учёных, путешественников, фольклористов, литераторов, художников, священнослужителей и других по собиранию, изучению, публикации и пропаганде мифологического и фольклорного наследия эрзянского и мокшанского народов, проживающих на территории Мордовии и за её пределами.

Тираж первого тома энциклопедии "Мордовская мифология" составляет 300 экземпляров.

Иначе говоря, через книгу, в миф превращёно само восстановление целостной мифологической картины Мира у мордвы.
Велимир
 
Сообщения: 1897
Зарегистрирован: 12 окт 2011, 22:24

Re: Язычество финно-угров

Сообщение Велимир » 14 апр 2017, 00:51

Железная люлька с небес
http://nazaccent.ru/content/20198-zhele ... nebes.html
В России 12 апреля отмечают День космонавтики в честь первого полета человека в космос. Пока этнофутуристы спорят, какой национальности был Юрий Гагарин, "НацАкцент" вспомнил несколько мифов российских народов, в которых герои наоборот — спускаются к нам с небес.

Круче "Звездных войн"

Медведь — животное сакральное для многих народов. Но мало кто знает, что в мифологии хантов он не только лесной зверь, но и высшее существо — сын верхнего бога, которого отец опустил в железной люльке на землю, чтобы тот следил здесь за порядком и справедливостью. Но сын, поддавшись человеческим страстям, не слишком рьяно выполнял заветы отца, поэтому бог навеки оставил сына на земле, а охотникам позволительно иногда убивать медведя. Однако сосланный с небес на землю, он все же остается сыном бога, поэтому в честь небесного зверя ежегодно устраивают обрядовый праздник, а для общения с этим высшим существом даже существует специальный язык, насчитывающий примерно 500 слов. В частности, медведя никогда не убивают, а "низводят из леса в селение".

Понятие Верхнего мира встречается и в Нартском эпосе народов северного Кавказа. В разных, но довольно похожих вариантах, он есть у осетин, адыгейцев, абхазов, кабардинцев и черкесов. Нара – по-монгольски солнце, нарты – сильные смелые богатыри, спустившиеся с небес, чтобы помочь людям, освободить их от темных сил, чудовищ, в том числе драконов, показать сокровища земных недр и научить ими пользоваться. Тех, кто не поленится и найдет текст Нартского эпоса ждут поразительные открытия и лихо закрученный сюжет, в сравнении с которым "Звездные войны" меркнут. Кстати, некоторые наши народы, живущие по берегам Ледовитого океана, уже не одну тысячу лет рассказывают детям истории о гигантских летающих исполинах из железа, которые являются из космоса и дерутся ярко светящимися мечами.

Как устроена Вселенная

Нанайцы и удэгейцы уверяют, что в далеком прошлом на земном небосклоне сияло сразу несколько солнц – от 3 до 9, стояла невыносимая жара и жизнь на планете была невозможна. Но явился герой Хадау, "расстрелял" лишние светила и климат наладился.

С тех пор каждая нанайская семья раз в год воздает должное небесам. К обряду приступают заранее, откармливается для заклания свинья, в назначенный день мужчины рода отправляются на моление, а женщины остаются дома готовить праздничный стол. Главное действие происходит вокруг священного дерева туйгэ, оно растет около каждого дома. Во время молитвы с небес спускаются духи, садятся отдохнуть на ветви, а заодно и угощения отведать. Список призываемых богов достаточно внушителен, но ни одного из них нельзя пропустить, иначе забытый дух непременно отомстит за обиду, причем в самое ближайшее время.

Ульчи разграничивали вселенную на 9 сфер, и считали, что все они очень похожи на нашу планету. Говорят, что на небе все, как здесь: много людей, есть свои "начальники", от которых зависит благополучие населения, но большинство – простые труженики.

Еще один малочисленный российский народ – орочи – считают, что однажды небесный лось похитил у людей солнце, и наступила вечная ночь. Но отважный охотник Мани легко поднялся в небо, поразил стрелой коварного вора и вернул людям свет и тепло. Участники космической охоты превратились в звезды. Мани, его собака и сам лось – это Большая Медведица, а след от лыжни смельчака – млечный путь. С тех пор появилась смена дня ночью, поскольку к вечеру лось крадет солнце, Мани его настигает, и к утру светило возвращается к землянам.

У ненцев и селькупов верхний мир – космос - сфера бога-творца Нума. А само небо делится на семь ярусов. Седьмой ярус, наиболее удалённый от земли, - как раз и является обиталищем Нума.

А по мнению алтайцев, связующей нитью между землей и космосом, является огонь. Он поднимается вверх и несет от нас информацию во вселенную, а искры, падая вниз, сообщают ее ответ. Разве это не напоминает старт современных космических ракет?

Елена Кошкина

Резюмэ:
1. Большой Лось существует на Урале в виде петроглифа - выложен камнями. Крылатый медведь - привезён Генной с Урала (деревянная фигурка - сувенир).
Огонь поднимает наши мысли к Богам - это не только Алтайцы так думают, это древнее ведическое знание, собственно, ради чего и славили Агни брахманы Ригведы. А вот то, что искрами обратно к нам возвращается ответ - вот этого в Ригведе нет. Это очень интересное наблюдение. Потому что на славянских обрядах выбивают искры из горящего бадняка. При этом говорится: сколько искр - столько и счастья. Те., получается, что искры вернутся обратно на Землю - и принесут и слово и волю Богов.
Велимир
 
Сообщения: 1897
Зарегистрирован: 12 окт 2011, 22:24


Вернуться в Диалог религий

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1