Женский образ: традиция и современность. Размышления

Женский образ: традиция и современность. Размышления

Сообщение Осень » 26 дек 2012, 09:00

Всё сказанное является моим частным мнением
Говоря о женском образе в традиционной культуре, я часто вспоминаю фрагмент из сказки "Морозко" за авторством Александра Роу:
– Очень ему нравится! Ну, просто красавица! Бела и румяна, кругом без изъяна!
Действительно, образ, дошедший к нам из глубины веков, зачастую в двери из-за красоты своей еле пролазит. Как же он сложился?
Сказать, что славяне жили как сыр в масле катаясь – покривить против истины. Северный климат наших земель доброжелательностью никогда не отличался. Что же значил образ пухленькой и кругленькой девушки в такой перспективе? Богатое приданое, здоровье, способность пережить зиму и выкормить дитя. Ведь если девка пухленькая, значит, родители кормят вдосталь, значит, в детстве ела, сколько хотела, значит, росла крепкой и сильной, значит, и зиму переживёт и дитя выносит-выкормит, даже если голодный год случится. Всё это было так плотно вшито в человеческое сознание, что образ красавицы переплетался с образом пышки, а худоба была признаком болезни и, как следствие, смерти. Так же строился и женский костюм, чтобы девка казалась по пышнее, здоровее, чтоб замуж взяли.
Почему же сейчас женский образ считает полноту пороком? Потому, что в наше время это признак болезни и невоздержанности. В век, когда нам доступен хлеб каждый день досыта, когда молоко и мясо повседневность, а магазинные полки ломятся от обилия круп, овощей и фруктов круглый год, в эпоху центрального отопления и пуховиков, оказаться толстой легко и просто. Достаточно есть всё без разбора и не обращать внимания на здоровье.
Что же такое традиция? Это преемственность знаний, умений и обычаев. Нам досталось знание, что здоровье синоним красоты, но эволюции традиционного образа не произошло из-за революций и войн, гулявших по нашим землям в первую половину века. Сегодня люди возвращаются к традиции, но в подавляющем большинстве они не перенимают её суть, а лишь копируют образы, созданные с учётом реалий старого мира. А что такое традиция не соответствующая реалиям современного мира? Анахронизм, прошлое, не имеющее места в настоящем.
Как же должна выглядеть современная девушка в русской традиции? Она должна быть стройной, статной, здоровой. Она должна подчёркивать свою естественную красоту, но не подвергать себя опасности. Как не подвергать опасности своё тело и быть при этом красивой расскажет одежда наших бабушек и прабабушек, они знали в этом толк. Это не значит одевать то, что одевали они, это значит следовать их пути и тем принципам, по которым они шили свою одежду.
Слово — серебро, молчание — золото
Аватара пользователя
Осень
 
Сообщения: 33
Зарегистрирован: 24 дек 2012, 16:07
Откуда: Москва

Re: Женский образ: традиция и современность. Размышления

Сообщение Велимир » 26 дек 2012, 11:59

Здравствуй Осень. Твои стихи очень лиричны.
Что касается женского образа, то известна такая пословица: "мужики не собаки, на кости не бросаются". Т.е как бы глянцевые журналы ни выдавали худобу за образец красоты, и как бы этому образцу ни доверяли иные девушки, всё же почитаемой оказывается плоть, а не кости. Особенно среди мужчин, чья молодость прошла и наступила зрелость. Поэтому нужно сказать, что идеал физически сильной и здоровой женщины всегда был и остаётся привлекательным и ценимым.
Что касается традиционной одежды, то должен сказать, не во всех краях она была удачной по нашим современным меркам и взглядам. Часто, как в Азии, одежда полностью скрывала и обезличивала формы тела. И возможно, это делалось как и в Азии преднамеренно. Во всяком случае, в 16-18 веках, в Москве, женщина, ходящая по улицам города без сопровождения, так и считалась - гулящей. Т.е. в отличии от современности, в древности можно было всем мыться в одной бане единовременно, но ходить по городу в одежде, подчеркивающей формы тела, расценивалось как блуд.
Велимир
 
Сообщения: 1871
Зарегистрирован: 12 окт 2011, 22:24

Re: Женский образ: традиция и современность. Размышления

Сообщение a.vesta » 26 дек 2012, 12:12

Очень радостно поговорить о нашем женском насущном, ведь именно обращение к женскому образу в зеркале времен - это обращение к вечному. Красота - это здоровье и...целесообразность. А цели при общей единой канве - материнство, род, продолжение Жизни, все же менялись в разные эпохи, достаточно посмотреть галерею женских портретов двадцатого века, сколь разнообразны столь и прекрасны, но эталон это отнюдь не пышка, а функциональная стройность. Об этом много писал И.Ефремов в своих произведениях , пожалуй он даже разработал "теорию красоты", в том числе и ее традиционного понимания. В формировании идеала красоты участвуют множество факторов и климат - один из важнейших.

Мода на телосложение - это гораздо больше, чем просто взбалмошное стремление к новизне или к хорошо забытому старому. Это выход на коллективное бессознательное. К примеру после великой отечественной войны на фоне марлевых блузок и юбок из шинельного сукна возник образ утонченной женственности (экранной) Его в общем-то в поздние годы воплотила Людмила Гурченко. Ибо в детстве получил эту прививку, которую можно назвать "роскошная кокотка".
На фоне сексуальной революции 70-х появился идеал "Твигги" - женщины-подростка, с недоразвитыми формами, но тем не менее волнующий: "Легка... По цыгански гордо откинута голова, техасы на узких бедрах, очерчена грудь едва... Девчонка, почти подросток, но этот с зеленью взгляд... Поставленные чуть косо - по женски глаза глядят..."

В общем единый женский образ состоит из двух архетипов - женщина тело и женщина мысль, там где они соединяются вспыхивает искра любви, красоты и подлинной женственности. Другое деление: женщина мать и женщина любовница. Идеальное сочетание - когда всего пополам и ничего слишком
Традиция всегда функциональна, ибо способствует выживанию... на определенном этапе!
И образы красоты у пращуров были достаточны утонченны: девица, она "ходит плавно как лебедушка", или походка у нее "щиплива" и много других эпитетов без упоминания полноты. Как понимать слово "щиплива" - мне неведомом. Заметим, что образ Лада (Леля), русского Эроса, это образ утонченной любви. Лель играет на гуслях и пленяет девиц не силой мышц и бряцанием оружия, а сладкогласным пением и умением выразить свои чувства. Любимых жен на Руси звали Хотями (желанными), Ладами звали мужей и возможно женщин.
Ладный - это сочетающий гибкость и силу, мощь здоровья и одухотворенность облика.
Насчет женской худобы в народной традиции есть выражение - "цыбастенькая" - то есть худощаво-нескладная, высокая. Слишком длинноногая - длинногачая (гачи - соответствуют бедру или стегну). Далее следует этнографическая цитата: "Жена должна быть кругленькой, чтобы как шарик каталась, везде поспевала, а цыбастенькая побежит-побежит, да и запутается..."). Перед замужеством невесту проверяли на спелость: сажали на орехи. Если она раздавит твердую скорлупу весом и крепостью мышц, то значит готова замуж. Другое испытание - девушку пускали бежать с горы вниз, при этом у нее должны были прыгать и болтаться груди, видимо чем больше и длиннее, тем лучше. Думая что такая традиция уже свое отжила, как утилитарный потребительский взгляд на женское тело: мужик - не пес, на кости не бросается.

В означенной тобою проблеме ,видимо главное, как женщина ощущает сама себя - целиком и полностью принимает себя всю, какая есть, или "вечный бой, покой нам только снится..." Но обе крайности - всего лишь крайности...
Сознаюсь, что ежедневно борюсь с полнотой, присущей моему северному роду, то есть борюсь с Природой, с заложенным в меня опытом выживания в суровых условиях. Но лишний вес (все что больше чем "рост минус сто") носить тяжело и неудобно, поэтому: диета, бассейн, бег, лыжи, славянская гимнастика "Бодра", гимнастика Бабы-Яги и пр.). И происходит это только потому, что условия городской жизни - не естественны, не природны. Если бы я жила в деревне, то двигалась бы столько, чтобы быть стройной и подтянутой без ухищрений.
То есть работа над традиционным образом славянки, русской женщины - это именно работа, это путь к раскрытию всех природных и божественных задатков, ведь и наше тело освящено присутствием Божества.
Аватара пользователя
a.vesta
 
Сообщения: 1387
Зарегистрирован: 25 окт 2011, 11:34

Re: Женский образ: традиция и современность. Размышления

Сообщение Вячеслав » 26 дек 2012, 14:35

УРААА!! живое, про сущное разговор. Лепо, благодарю Осень!
Вячеслав
 
Сообщения: 264
Зарегистрирован: 22 ноя 2011, 22:28

Re: Женский образ: традиция и современность. Размышления

Сообщение Алексей » 26 дек 2012, 19:14

Здравия всем. Мда-а. Заговорили о красоте, о женских ножках... о моде... об одеждах...
А в общем, Осень здраво повела об этом разговор. И a.vesta расписала всё сполна. Для меня остаётся загадкой: кому могут быть привлекательны тонкие девичьи ноги, прикреплённые к тазу, как две ноги опоры высоковольтной линии. Словно это не ноги, а дверной проём. Это не красота, это какая-то патология. А на таз и бёдра иных девиц смотрю с содроганием, как же они рожать-то смогут?! - Без кесарева никак. А они ходят по улицам, оголяя и выказывая своё уродство и недоразвитость. Шиза полная. Смотрю на парней, и мне их жалко, что им достанутся такие уродки.
Постоянно мужчин выставляют дураками, потому что они только и смотрят на женские ножки. Правильно, попробуй найди среди такого уродства по настоящему здоровые и красивые. Кстати, вы не обращали внимание на то, как художники изображают женские фигуры. Нигде их не изображают напрямую спереди или сзади. Торс могут изобразить как угодно, но ноги только с ракурса полубоком. Я не знаю, как там по легендам и мифам, но то, что Бог, создавая женщину, за что-то ей отомстил, создав такие кривые с шишками ноги - это точно! Если стройная худая девица встанет пред тобою прямо, поставив ноги на ширину плеч, то вы всю их кривизну и неприглядность увидите сходу. Если в этой же позе посмотреть на её ноги сзади, то любой догадается, что Бог женщину обидел, дав ей такую форму ног. Так что не серчайте, красивые женские ноги, особенно в наше время, уникальнейшая редкость. Просто человек, особенно в юности, движим животными инстинктами. Вот мужики и таращатся на женские ноги, хотя красоты в них никакой - кривые, вывернутые, как ветки японской сосны. Так что же мужики хотят в них увидеть? - Мясо. Да, да, именно мясо, т.е. мышцы. Ноги приобретают красивые пластичные линии если кости заполнены мышцами. Не жирком и кожицей, а именно мышцами. То же самое относится и к мужским ногам. Но у них по природе мышцы более крупные и развитые, поэтому ноги не выглядят столь уродливо вывернутыми в своей кривизне. Именно по этой причине кокотки и проститутки никогда не будут стоять прямо, а будут стоять одним бедром вперёд. Так кривулины прячутся друг за друга, а внешняя линия ног спрямляется в красивые пластичные изгибы. Поэтому и художники рисуют именно в такой позе. Обладательницам ног, у которых есть мышцы, выставлять своё бедро не нужно. Мышца всё под собою сглаживает. Это по поводу красивости. Но за этим стоит гораздо больше, чем придание красивых форм. Дело в том, что мышцы это как раз и есть показатели здоровья человека. Тело человека обязательно должно иметь определённое мышечное наполнение. Отклонения в ту, или иную сторону признак не то, что какой-то болезни, это признак нежизнеспособности. Такие люди не могут выжить без внешней посторонней помощи, они никогда не дадут здорового жизнестойкого потомства. У таких людей чаще проявляется депрессия и зависимость от кого-либо, они больше нуждаются в поводыре и стремятся за кого-то спрятаться. Даже чисто психологически они боятся ответственности за свои же поступки. Так что мышечная наполненность рассказывает о человеке, о его пригодности к жизни, как биологического вида. Для мужчин ярким показателем такой пригодности служат мышцы торса и ягодиц. Для женщин - ноги. Однако всем известно, что были бы кости, мясо нарастёт. К 18-20 годам полностью заканчивается формирование женского тела. В дальнейшем оно может полнеть, худеть, но это всё ерунда. Тело будет само хотеть той формы, какую оно получило в этом возрасте. Это своеобразный показатель жизненного тонуса. Плюс, минус от него - ухудшение здоровья. Именно к этому возрасту необходимо набрать нужный мышечный объём, чтобы в дальнейшем оставаться здоровой и выносливой не смотря на временную полноту или худобу. У мужчин рост тела заканчивается в 25 лет, а формирование его в 35-36 лет. Но в 20-23 года он, точно так же, должен набрать необходимую мышечную наполненность - свой кладезь здоровья на всю оставшуюся жизнь. Не набрался нужного объёма мышц, или перебрал их - будешь дохляком, толстым или тонким уже не важно, всё равно дохляком. Образно выражаясь, и у мужчин и у женщин в этом возрасте для тела открывается как бы знание об эталоне своего физического здоровья. Не дотянешь своими мышцами до этого эталона - плохо. Перегрузил его - тоже плохо. А если тело стало ему соответствовать, то дальнейшая жизнеспособность будет максимальной. Именно это соответствие мышечного наполнения, по отношению к костяку, создаёт красивое, привлекательное и манящее к себе тело.
Алексей
 
Сообщения: 1220
Зарегистрирован: 17 ноя 2011, 11:06

Re: Женский образ: традиция и современность. Размышления

Сообщение Осень » 26 дек 2012, 20:20

Велимир, когда я говорила о стройном теле, то имела ввиду не "суповой набор" из журналов и прочих псевдо-культурных изданий. Слово "худо" в русском языке имеет значение "больной, сломанный, испорченный". А понятие блуда и разврата в наивысший пик власти христианского мировоззрения сильно отличается от тех же понятий в языческой культуре. Но это уже отдельный и сложный духовно-нравственный разговор.
Алексей, интересная идея про установку "эталона своего физического здоровья" в определённом возрасте. Мне отозвалось. Но опять же, я говорила о стройности, а не худобе. Для каждого человека действительно есть свой "идеальный" вес. Об это даже современная медицина говорит.

Нить разговора плавно перекинулась именно на фигуру, как наиболее трагичную проблему нашего времени. Но размышления были не столько о "правильном телосложении" женщины, а о том, как мода на девушек определённой комплекции отражалась на одежде.
В своё время, изучая традиционный костюм, наткнулась на очень характерную картинку, наглядно представляющую выражение "поперёк себя шире".
Рязань.jpg
Рязанский костюм
Рязань.jpg (198.72 КБ) Просмотров: 4029

Вот именно такой образ чаще всего ассоциируется с традиционной одеждой, а встречают, как известно, именно по ней.
Из этого и выросло размышление о "красоте в традиции и современности". Одежда в языческой системе мира не "просто тряпочки только чтоб попа не мёрзла" или "модные шмотки", а "дом тела", как тело — "дом души". Устраивая свой дом и тело по известным мне принципам язычества, я задумалась, можно ли сделать то же самое и с одеждой, в том числе и повседневной, и если можно, то как она будет изменяться в ответ на условия и взгляды современного мира.
Слово — серебро, молчание — золото
Аватара пользователя
Осень
 
Сообщения: 33
Зарегистрирован: 24 дек 2012, 16:07
Откуда: Москва

Re: Женский образ: традиция и современность. Размышления

Сообщение a.vesta » 26 дек 2012, 23:28

Да... любопытный получился разговор, на тему "занимательная физиология" :P .
Предлагаю Алексею завести отдельную тему по "теории женской красоты", но лучше о мужском образе в традиции, а то что-то никто у нас не пляшет на праздниках, голосов мужских не слышно, вянет мужской образ на глазах, уходит в "рассуждалки"

Так что же женский образ может передать через тысячелетия "из традиции в современность"? Я думаю, что это - обязательно длинные волосы у женщины или девушки и юбка, платье, понева, но только не брюки и джинсы. При правильно одетой круглой поневе и получается немного зауженный шаг и та самая "щипливая" мелкая походка, пленяющая женственностью и ладом движений.
А волосы-космы суть сила женская, веданье и связь с космосом. Наслаждение доставляет заплетать косу или косы, или распускать - волосы, прическа это древний ритуальный язык, который нуждается в изучении.
Ну а украшения-обереги, вышивки, платы, борушки, макошники и кики, сапожки и поршни - это каждая красавица сама подберет, Все эти модели можно носить слегка видоизменив. Что еще о сакральной женской одежде и традиционном образе женщины можно добавить?
Последний раз редактировалось a.vesta 27 дек 2012, 10:46, всего редактировалось 1 раз.
Аватара пользователя
a.vesta
 
Сообщения: 1387
Зарегистрирован: 25 окт 2011, 11:34

Re: Женский образ: традиция и современность. Размышления

Сообщение a.vesta » 27 дек 2012, 10:41

Хочется добавить из личных ощущений: народная одежда как "просторный дом души и тела" снимает нервозность и беспокойство, позволяет взглянуть на суету из вечности, соединяет со Страной Матерей. Собраний Народных одежд надо не менее четырех - на главные солнечные праздники, одежда и вышивка должна учитывать
возрастной переход и суть кологоднего обряда, вышивки и обережные знаки должны обязательно читаться самой владелицей наряда, иначе уменьшается их обоюдная сила в мирах Яви и Нави, при этом важно избегать путаницы стилей, поэтому создавая народный костюм для себя надо заранее ориентировать его сначала по оси географии (север-юг), а потом по времени (древнейший или столетней давности). Географию во многом определяет малая родина, откуда пришли отец, мать, где могилы пращуров, но может быть и так, что именно "олонецкий узор" окажется самым близким и родным без явных причин. Традиционная одежда - помогает входить в обрядовое состояние, пробуждает родовую память, подчеркивает красоту и силу человека. Линии фигуры всегда можно подчеркнуть, избрав один из вариантов костюма. В традиции всегда обязателен пояс, даже на широченном сарафане, даже при беременности. "Распоясанная Москва" - довольно обидное прозвище, так называли наших девушек на уральских народных праздниках-слетах, куда мы выходили в роскошных сарафанах и народных платьях, но без поясов...
Аватара пользователя
a.vesta
 
Сообщения: 1387
Зарегистрирован: 25 окт 2011, 11:34

Re: Женский образ: традиция и современность. Размышления

Сообщение Осень » 27 дек 2012, 12:28

Другими словами, в повседневной жизни — что-то похожее с элементами, а на обряд только реконструкция?
По собственному реконструкторскому опыту скажу, что одежда сшитая по источникам и из тех материалов, что были тогда, фигуру, мою во всяком случае, не подчёркивает, скорее маскирует. А если это сарафан, а не понёва, то почти дотягиваю до Рязаночки. Это вместе с поясами, без них такая одежда ещё и в ногах путается.
a.vesta писал(а):Традиционная одежда — помогает входить в обрядовое состояние, пробуждает родовую память, подчеркивает красоту и силу человека

Да, реконструкции — хороший помощник, но это как в шаманизме, есть «горькие травы» для путешествия в мир духов, но проложив туда тропу, шаману они больше не нужны. Женскую красоту же он скорее прячет, нежели подчёркивает.
То есть, следуя из высказываний, рубаха сшитая с соблюдением всех сакральных традиций, но с применением современных материалов и хитростей, потеряет свой статус традиционной?
Слово — серебро, молчание — золото
Аватара пользователя
Осень
 
Сообщения: 33
Зарегистрирован: 24 дек 2012, 16:07
Откуда: Москва

Re: Женский образ: традиция и современность. Размышления

Сообщение Вячеслав » 27 дек 2012, 12:45

Мое мнение не изменится суть одежды если по канонам, не зависимо от примененных "пыток" и материалов оных :D . А вот сущность закладываемую туда..... надо все индивидуально. Ведь одинаковый костюмчик на разных людях по разному воспринимается. Мое мнение - мнение дилетанта даже ниже :)
Вячеслав
 
Сообщения: 264
Зарегистрирован: 22 ноя 2011, 22:28

След.

Вернуться в Вопросы традиционного быта

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1