Игра в Яшу

Игра в Яшу

Сообщение Велимир » 25 янв 2012, 19:50

В этнографической традиции известна игра в Яшу - Ящера, когда водят вокруг Яши хоровод, а "Яша" сидит в середине вприсядку. Есть слова и считается, что известен религиозный смысл этой впоследствии детской игры.
По ссылке http://www.euxpress.de/archive/artikel_14448.html
обнаруживается фотография фонтана в Сталинграде времён войны. Собственно из за этой фотографии я и делаю это сообщение. На фотографии видно, что в центре хоровода - крокодил! Т.е. в Сталинграде в 1943г. был исключительно языческий фонтан! Очевидно, скульптор знал что делал и был посвящён в тему. Это ещё раз доказывает, что люди, сознательно разделяющие языческую идею были во все времена.
Вложения
Сталинград Яша.jpg
Сталинград Яша.jpg (65.82 КБ) Просмотров: 5393
Велимир
 
Сообщения: 1871
Зарегистрирован: 12 окт 2011, 22:24

Re: Игра в Яшу

Сообщение a.vesta » 25 янв 2012, 20:45

Удалось узнать, что фонтан был построен скульптором Ромуальдом Крыловом-Иодко, его сын ныне курирует культурные начинания в столице.
Сюжет взят из сказки К.Чуковского "Бармалей", в исправном виде фонтан представлял собою полное единение людей и земноводных: из пасти черного крокодила и больших жаб изливались потоки воды, счастливые дети плясали.
По слухам фонтан собираются восстановить, официальный предлог: фонтан, известный во всем мире благодаря военным фотокорам, будет визитной карточкой города, то есть языческое сознание неистребимо. Но есть ощущение какой-то политической шифровки. Ведь герой другой поэмы Чуковского - Тараканище был в свое время под большим подозрением цензоров из-за рыжих усов, вроде как намек на Сталина и ту волну ужаса, которую источал его образ на всех потенциальных врагов народа: "Покорилися звери усатому, чтоб ему провалиться проклятому!"
А добрый крокодил согласно сказке, напротив, избавил детей от Бармалея-канибала. Возможно девиз скульптора звучал так:"Спасибо товарищу крокодилу за наше счастливое детство!"

Маленькое дополнение: Фонтан был построен в 1935 году (первая волна репрессий) в центре города Его имени.
Аватара пользователя
a.vesta
 
Сообщения: 1387
Зарегистрирован: 25 окт 2011, 11:34

Re: Игра в Яшу

Сообщение Велимир » 26 янв 2012, 09:52

Я устно обсуждал эту тему с людьми и мне сказали, что это сделано по стихам того же Чуковского : "Горе- горе, крокодил солнце в небе проглотил..." Но тут наоборот: "солнце" проглотило крокодила. Поэтому данная сказочке не проходит. Получается, что более подходит ситуация, когда Крокодил проглотил Бармалея. Но водят ли хороводы вокруг крокодила по этому поводу у Чуковского в "Айболите"?
Вообще говоря, Ящерицу и Солнце мы находим на киевских фибулах 9 века в позе соития. Экспонаты см. в Историческом музее г. Москвы. Так что тяга Ящера к Солнцу отмечена Чуковским верно. Он явно работал на архетипах, почему и остался в памяти народной.
Подозреваю, что и автор фонтана лишь прикрывался сказкой Чуковского. В действительности:
1. я не помню, что в "Айболите" вокруг крокодила водят хоровод. Но это ничего не меняет, если и водят - то потому что автор понимал что сочинял.
2. Если внимательно посмотреть на Крокодила, то это вовсе не наивный персонаж, не тот очень добрый Гена - крокодил, который гуляет с Чебурашкой. Т.е. это совсем не детская игрушка. В центре хоровода Крокодил настоящий! И вот это как раз заставляет напрягаться более всего. Наивное детское перечёркивается этим крокодилом сходу.

Прикрепляю мои рисунки фибул из Исторического музея. Средняя фибула по моему разумению есть Ящерица - внизу и Солнце - вверху.
Вложения
Фибулы.jpg
Фибулы.jpg (167.27 КБ) Просмотров: 5385
Велимир
 
Сообщения: 1871
Зарегистрирован: 12 окт 2011, 22:24

Re: Игра в Яшу

Сообщение a.vesta » 26 янв 2012, 10:56

Согласно этнографическим запискам текст игры примерно таков: Сидит-сидит Ящер Ладо-Ладо, Орешки лущит Ладо-Ладо, Бочками плющит Ладо-Дадо, Веретёна точит Ладо-Ладо, Жениться хочет ладо-Ладо. По все видимости глубинный смысл игры - жертва девицы хтоническому божеству Земли, проглотившему Солнце (зимний Мрак), либо водному божеству добычи и лова (новгородский Волхвец). Точно такой смысл сохранен в литовской сказке "Эгле Королева ужей". Судя по всему такой обряд исполнялся в виде свадьбы. Согласно русскому фольклору, сказкам и былинам Змей-Ящур, позднее Любостай неравнодушен к женской красоте. Магический хоровод вокруг Ящура-крокодила - действительно примечательное явление , а что если крокодилище выбирает себе пионерку посимпатичнее?

А фибулы действительно потрясают и вселяют грусть об утраченном мифе и волшебном знании о душе Земли.
Аватара пользователя
a.vesta
 
Сообщения: 1387
Зарегистрирован: 25 окт 2011, 11:34

Re: Игра в Яшу

Сообщение Юрий Носков » 26 янв 2012, 11:29

На сколько владею информацией игра в Яшу связана с Ярилками и сексуальной магией и там все
вполне понятно.

Ко всем этим крокодилам не имеет никакого отношение. Период, к которому относится памятник,
связан с борьбой за будущее культурного кода СССР. Победил Сталин, который вернул русский
культурный код. А памятник явно представляет мифологию супротивной стороны, там ведь не только
крокодил, но еще и шесть "негритят".
Носков Юрий Анатольевич (Русский языческий круг) - analitiya.ru
Юрий Носков
 
Сообщения: 1139
Зарегистрирован: 24 ноя 2011, 12:30

Re: Игра в Яшу

Сообщение a.vesta » 26 янв 2012, 12:01

Точный и глубокий ответ. Только вот негритят в известной считалке - больше шести. А шесть - это либо звезда Давида - кабалистическое единение противоположностей, что в общем и явлено в идее фонтана, либо скандинавская руна Хагель - град-снежинка ( в некоторых трактовках - фиксация-смерть) то есть теплолюбивому крокодилу предстоит нордическая "заморозка", чтобы не занимался "сексуальной магией" с белыми детьми :P .
Аватара пользователя
a.vesta
 
Сообщения: 1387
Зарегистрирован: 25 окт 2011, 11:34

Re: Игра в Яшу

Сообщение a.vesta » 26 янв 2012, 12:43

Ну и еще немного о нашем "ящерогаде".
Не знаю в каких отношениях КоренйЧук был с пресловутой закулисой, но в его любовании образом Крокодила явно проглядывают некие подрывные моменты. В первой сказке на рептильную тему "Краденое Солнце" просматривается египетская традиция: морской змей Апоп, еженощно проглатывает Солнце, за которое происходит битва. Однако русский Мишка побеждает коварного агрессора. В сказке "Бармалей" крокодил уже - почти библейский Левиафан, ибо он поглощает и отрыгивает Бармалея. Напомним, что согласно библейскому рассказу некий купец Иона, пробыл три дня в чреве Кита, и вышел оттуда святым и пророком, проглатывание чудовищем - классический образ инициации.
Бармалей, проглоченный крокодилом и получивший свободу, тоже становится "и добрей и милей", и отправляется прямиком в Ленинград торговать сладостями. Крокодил в сказке "Краденое солнце" возвращает светило более ярким, отдохнувшем, как после долгого сна.
"Ты нас ты нас от смерти спас, ты нас освободил, ты в добрый час увидел нас, о добрый крокодил!" - поют дети в сказке "Бармалей".
Чуковский вполне был в силах поместить в центре сказки (и в центре фонтана) не крокодила, а медведя-Арктуса, вот уж герой, так герой, к тому же Мохнатый Бог.
Но видимо поступил внутренний приказ сделать "крокодила" хорошим, (дать детям перевернутый опыт в восприятии зла) вот и написана сказочка "Бармалей" изобилующая нелепостями, в любом случае рептильный образ получил ореол "спасителя человечества".
Да и другие сказочки тоже из этой же серии "Мой-До-Дыр" - крокодил хороший, он "проглотил мочалку". Другая сказочка - герой Ваня Васильчиков "рубит в труху крокодильчиков". Можно вспомнить и фантастическую повесть "Роковые яйца" М.Булгакова. То есть вопросе о "крокодилах" в 20-30 годах наличествует явное общественное слабоумие, или это тонкие "игры разума" из тех, о которых пишет Юрий Носков.
Аватара пользователя
a.vesta
 
Сообщения: 1387
Зарегистрирован: 25 окт 2011, 11:34

Re: Игра в Яшу

Сообщение a.vesta » 26 янв 2012, 20:59

Примечательное стихотворение к теме:

Ящер, Ящер бгаряноокий
Бог мерцающий Крокодил!
Дай нам Ящер простор широкий,
Совмещение крайних сил!
Ты вдохни, попалив кого-то,
В нас полярных зарниц огни.
Дай нам северный ветер, воды,
Что свободе вовек сродни!

Алексей Широпаев, отрывок из поэмы "Священный Ящер", советую найти авторское чтение на видео в Яндексе и послушать. Это уже не игрушки...
Аватара пользователя
a.vesta
 
Сообщения: 1387
Зарегистрирован: 25 окт 2011, 11:34

Re: Игра в Яшу

Сообщение Юрий Носков » 27 янв 2012, 10:24

Ответ Ярилы всем ящерам сразу изображен на гербе Москвы.

А картинка, что Велимир поместил выше, по всей видимости не имеет никакого отношения
к народной игре в Яшу. Может быть всего лишь иллюстрацией к детским рассказам
периода промежкультурья. То есть, если кто-то соорудит что-то на тему "Мастера и Маргариты"
в виде кота Бегемота, то это вовсе не значит что это будет кот Баюн.
Если только при очень бурной фантазии.

Есть разные системы координат (разные культурные коды) и одни и те же события
и образы в этих разных системах координат имеют различное значение.
Ну не водятся в наших местах крокодилы... хоть тресни!
Носков Юрий Анатольевич (Русский языческий круг) - analitiya.ru
Юрий Носков
 
Сообщения: 1139
Зарегистрирован: 24 ноя 2011, 12:30

Re: Игра в Яшу

Сообщение Алексей » 27 янв 2012, 11:23

Здравия всем.
Ящер, Ящер. Да a.vesta, это серьёзно и не игрушки. Прочёл стихи Алексея Широпаева. Как ты их нашла, нюх что ли подсказал. Обычно стихи о Родине, о людях, о прошлом, если не заказные, то выглядят каким-то бредом. Это не ругательство, это на самом деле так. Человек бредит Родиной, бредит своим народом, прошлым своего народа. Кто-то сказал, что поэты в России пророки. Чушь это. Это попытка желаемое выдать за действительность. А действительность, как всегда, проста и порицаема, ибо отражает нашу внутреннюю правду - кто мы и какие мы. А правда о себе страшнее всего на свете. В действительности поэты, копаясь в самом себе, теребя свою душу, приоткрывают в ней родовую память. И вот она поднимается и изливается в стихи. Да вот беда. Память у них выражается через эмоции, но не через ведение. И выливается всплывшая родовая память бредом. Алексей Широпаев редкое исключение среди поэтов, потому, что всплывшая родовая память его, пройдя через "цензуру" знаний, ложится на бумагу как знаки и коды, доступные для понимания. Тема Ящера самая загадочная в славянском язычестве. И Широпаев чётко говорит, что наш Ящер внешне очень похож на дракона востока, но не дракон. Очень похож на Змея-рептилоида юга, но не он. Получается, у нас был свой Ящер. Так кто же он, если он не восточный и не южный? Кто же он, если народная любовь к нему столь велика, что память сохранила даже элементы взаимоотношений и взаимодействия наших пращуров с ним. Сохранилась в детской игре.
Культ Ящера у лесных русов столь силён, что некоторые учёные даже выдвинули гипотезу, что раньше в северных реках водился крокодил - коркодил, как он назывался в народе. Если отмести теорию, что потомки древних славян населяли территорию, где потом возник древний Египет, а принять, что исконно славяне жили только на севере, не спускаясь на юг дальше, чем южные славяне, то тогда невозможно объяснить культ крокодила - Ящера. Почему речь идёт о временах доегипетских, потому, что культ Ящера на Руси столь древний, что зародился ещё в догиперборейские времена.
Алексей
 
Сообщения: 1220
Зарегистрирован: 17 ноя 2011, 11:06

След.

Вернуться в Вопросы традиционного быта

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1