Г.Н. Фомин ("Известия Воронежского краеведческого общества", 1925 г., № 3, 5, 6):
"В № 34 Воронежских Губернских Ведомостей за 1851 год помещено следующее описание кулачных боев П.Малыхина: "Первейшею забавою наших предков, не только простого народа, но даже бояр и князей, почитался кулачный бой, как образец и школа войны: тут молодые люди приучались к неустрашимости и отваге, помня, что кто побьет кого, того царь наградит, а кто будет побит, того бог простит. Барон Герберштейн, писатель современный в.к. Василию Ивановичу, так описывает кровавую забаву того времени:
"В праздничные дни мальчики и взрослые собирались в такие места, где могли бы присутствовать многие зрители. Свистки служили знаком, чтобы бойцы готовились к бою, становясь в кучки. Как скоро противники станут друг против друга, то немедленно начинается кулачный бой. И в короткое время бойцы до того остервеняются, что поражают своих противников руками и ногами в лицо, живот, грудь и другие чувствительные места (называемые нашими предками причинными местами). Нередко бывает, что многие бойцы лишаются жизни на месте боя, а победители приобретают от всех похвалу и одобрение".
В России раньше кулачный бой был любимым развлечением всех классов населения, главным же образом, крестьянства в селах и мещанства, купечества и вообще торгового люда в городах.
Существовало три вида кулачного боя в России: 1) один на один, 2) стена на стену и 3) сцеплялка-свалка.
Из этих трех видов самое широкое распространение получил бой "стена на стену". Кулачники дерутся или одно общество против другого, или одна улица против другой, или даже ряд сел против других сел.
В сцеплялке-свалке противники шли врассыпную и бились в толпе.
Русский кулачный бой имеет свои правила, установленные самой жизнью, бытом. Кулачники идут в бой обязательно безоружными, с одними только кулаками. Никаких кастетов или гирек, зажатых в кулак для увеличения его веса, не полагается.
Бить можно куда попало и как попало - в лицо, в голову, в грудь, в бока, но если противник получил, наконец, такой удар, от которого свалился с ног, то его уже не бьют, потому что это, всетаки, спорт, а не драка и никто здесь ни на кого не должен иметь злобы или, как говорят сами кулачники, "сердца".
У кулачников своя терминология, свой жаргон. "Дать в хлебово! - т.е. ударить с размаха кулаком сразу во все лицо, зацепив и губы. Обычно после этого удара все лицо заливается кровью, которая идет из носа и изо рта от выбитых зубов. Наиболее ловким ударом считается тот, после которого получивший его кулачник выплюнет вместе с кровью и несколько выбитых зубов.
"Подставить фонарь" - т.е. нанести кулаком сильный удар в область глаза, под которым от этого удара образуется синий кровоподтек.
"Свернуть салазки" - т.е. сильным ударом сбоку в нижнюю челюсть повредить ее.
"Заехать по мусалам" - т.е. нанести удар в лицо вообще сбоку.
"Дать под микитки" - т.е. нанести удар в живот под ребра, в направлении к сердцу. У получившего этот удар временно приостанавливается дыхание, он схватывается за живот и сильно согнувшись, выбывает из строя кулачников.
По окончании боя многие из гостей разъезжаются по домам с поломаными ребрами, с выбитыми и подбитыми глазами, оглушенные на одно или на оба уха от разрыва барабанных перепонок, и чем больше таких искалеченных людей дает бой, тем больше он возбуждает разговоров, тем большую славу имеет это село за свои бои и тем больше любителей привлекает оно на свои бои, а если в результате боя бывает даже одно или два убийства, то эти случаи входят, так сказать, в летопись данного села и особенно укрепляют славу его кулачных боев."
Н.И. Костомаров ("Домашняя жизнь великоруссого народа", 1860г.):
"Самая обыкновенная русская драка была кулачная: противники старались всегда нанести один другому удары или прямо в лицо, или в детородные органы.".
А.С. Мандзяк ("Воинские традиции народов Евразии", 2002г.):
"Во многих деревнях…бойцы в ходе драки отдают предпочтение ударам в голову…Если противник приседал от удара или опускался на колено, то ему в голову били снизу – вверх обутой ногой.".
Д.Ф.Гилби ("Секретные боевые искусства мира"):
"Соботка как‑то показал Слиманьскому способ как ударить человека по лицу один раз так, чтобы сразу все этим и закончилось. Как объяснил Слиманьский, дело состоит в том, что бить нужно ладонью слегка собранной в виде чашки. Сила увеличивается, когда мощь исходит от поворота пояса, а не только от руки.
Когда наносится удар, то воздух сжимается возникающей силой и мощь увеличивается. Важно держать большой палец плотно прижатым к указательному. Лицевые нервы даже у опытного боксера не могут этого выдержать.Вызываемая при этом боль чрезвычайно сильна. Сила проникает глубоко в голову, к центральному узлу лицевых нервов. Этот узел управляет нервами ощущений, которые связаны с глазами, верхней челюстью, нижней челюстью. Когда этот узел получает раздражение в результате удара, то производится серьезная дезорганизация деятельности ряда органов: вы не можете сфокусировать взгляд, пропадает чувство ориентации и часто вы даже теряете сознание. Это бывает из‑за боли, аналогичной сумасшедшей безжалостной боли при лицевой невралгии.".
П.П.Бажов ("Широкое плечо", 1948г.):
"На том месте, где бойцам сходиться, боевую черту проводили, а от неё шагов так на двадцать, а когда и больше, прогоняли по ту и другую сторону потылье – тоже черты, до которых считалось поле. За победу
признавали, когда одна сторона вытеснит другую за потылье, чтоб ни одного человека на ногах в поле
не осталось…
Кирша Глушило махнул своим пудовым кулаком, а Федюня увернулся да раз – раз и насыпал Глушилу
поперёк ходовой жилы на правой руке, как гвозди забил. Кирша и руки поднять не может, как плеть повисла…
Голову оберегай, руку посвободнее держи, чтоб маленько пружинила, а сам бей сплеча напересек ходовой
жилы в правую руку. Который обезручеет, хлещи слоктя ребром под самую чушку. Свалишь – не свалишь,
а больше об этом подбитом не беспокойся. Он как очумелый станет и ежели ещё руками машет, так силы
в них, как в собачьем хвосте. Ты на него и не гляди, а пособляй соседу справа. Кто приучился левой бить
не хуже правой, тот этим пользуйся. При случае ловко выходит. Особо, когда надо чушку рубить…
Повадку перехватить недолго, да привычку нескоро добудешь, а он, слесарь, по всяк день молотком играет.
Хоть слоктя, хоть сплеча без промаха бьёт. На то и слесарь.".
И.Д.Путилин ("Среди грабителей и убийц", 1893г.):
"Едва Курленко успел вынуть из кармана кастет, как был схвачен разбойником за горло. Курленко сплеча ударил его в ухо. Грабитель как сноп свалился на землю…
Смирнов ловко уклонился в сторону от бросившегося на него с поднятым ножом бродяги, так что нож, направленный в горло, скользнул лишь по спине Смирнова, прорезав ему только кожу у лопатки; а когда грабитель замахнулся ножом второй раз, то бравый унтер ударом ноги в живот сшиб противника с ног.".