Гость в народной культуре

Гость в народной культуре

Сообщение Карнач » 01 авг 2016, 02:01

Гостеприимство считается крайне характерным для народной культуры; так, М.Забылин пишет: «Как остаток старины мы встречаем его и сейчас в отдалении от столиц и больших городов. Там и до сего времени существует обычай, чтобы проезжего и прохожего пригласить к себе в дом, накормить и успокоить по возможности. Так было и встарь». Такое радушие и забота о случайном госте имеет свое объяснение. В народной культуре гость рассматривается как «лицо, соединяющее сферы «своего» и «чужого», объект сакрализации и почитания, представитель «иного» мира» по определению этнолингвистического словаря «Славянские древности». Так как любой гость «воспринимается как носитель судьбы, лицо, могущее повлиять на все сферы человеческой жизни», хозяин «стремится как можно лучше принять гостя, надеясь путем символического договора с высшими силами, представителем которых является гость, обеспечить свое будущее». А.Л.Топорков и А.К.Байбурин указывают также, что «идеологическим фоном гостеприимства» являлась «так называемая теофания – мифологическое представление о том, что Бог в человеческом облике ходит по земле. Каждый знакомый, а тем более незнакомый посетитель мог оказаться посланником Бога или самим Богом, принявшим человеческий облик, поэтому любого гостя следует принимать со всем радушием. Одним из самых распространенных сюжетов христианских легенд является сюжет о том, как Христос или святой в виде странника пришел в деревню и попросил у жителей питья или ночлега, а когда ему отказали, проклял это место или наказал его жителей: «[Старик шел мимо с. Труфаново.] Он обошел всю деревню - никто не пустил, и он на том месте, у ручья, он и остался ночевать. Переспал, рано утром встал и ушел, и в тот день сгорела вся деревня. Вот она сгорела, и все начали говорить, што это как раз был святой Пантелеймон». В народной традиции святой или Бог часто представляется «в виде странника, нищего», поэтому наиболее гостеприимно принимались именно люди НЕЗНАКОМЫЕ, ЧУЖИЕ. А.К.Байбурин указывает на особый статус лавки у двери, «так называемой «нищей лавки», получившей свое название потому, что на нее позволялось садиться нищим и любому другому неприглашенному человеку ДАЖЕ БЕЗ РАЗРЕШЕНИЯ ХОЗЯЕВ». Нищих и странников, приходящих в дом, практически всегда угощали. А.К.Байбурин и А.Л.Топорков пишут: «В целом ряде ситуаций нищий осмысляется как пришелец из иного мира. Поэтому кормление нищего – это одновременно кормление своих родственников, находящихся вдали от дома, как живых, так и ушедших в мир». Следует добавить, что нищий рассматривался не только как «пришелец из другого мира», но и как посредник между двумя мирами: тем и этим светом. Так, на Русском Севере крайне распространен обычай одаривать нищего «милостинкой» (едой, одеждой), если покойник является наяву или часто снится: «[Когда покойник снится, он] поминки просит, дак кому-нибудь, раньше вот были когда-то давно нищие, вот нищим носили, кому-то надо дать. Молока может отнести, как у тебя есть, пирога испечь, может яйцо снести».

С особым почетом принимали у себя в доме колдуна, пастуха или священника, то есть людей с особым статусом, обладающих сокровенным знанием, которое недоступно обычным людям. Священник в этом ряду сближается с колдуном, неслучайно по народным повериям встреча с любым из них на улице считается плохим предзнаменованием.

Как видно из вышесказанного, особое гостеприимство хозяин проявлял к гостям с особым статусом, «чужим». Между тем, «своим», знакомым, пришедшим в будни, «угощения не полагалось, это не гости; если даже хозяин (хозяйка) скажет: “Чаю кушать”, пришедший должен был отказаться: “Было дело”». Ритуальный обмен приветственными формулами крайне характерен в ситуации прихода в дом постороннего; интересно, что в будни хозяин, сидящий за столом, в ответ на традиционное благопожелание вошедшего гостя: «Хлеб да соль!» иногда в шутку отвечает: «В хлев зашел, так дверь ищи!» или «Ем да свой, а ты принеси, да с нами поеси <поешь>!». Таким образом хозяин, хоть и в шутливой форме, но все же отказывал вошедшему в угощении.

Таким образом, как мы видим, семейная трапеза была пространственно изолирована , закрыта от посторонних, соседи и знакомые не могли принять участие в будничной трапезе. Наиболее почитаемые гости (странники, нищие), хотя и встречались гостеприимно, однако угощались лишь на особой «нищей» лавке и за стол не также допускались. Гостей с особым статусом хотя и сажали за стол, однако сами с ними не ели, и в семейных трапезах такие посетители участвовать не могли.

В тоже время, ритуальные трапезы с гостеванием были одним из обязательных элементов праздника. У восточных славян они проходили в дни престольных и обетных праздников, а также в дни общих праздников.

Престольный праздник отмечают не только жители той деревни, где он является главным, но и взрослые из соседних деревень, «пришедшие сами собой <...> для того только, чтобы попить, поесть и погулять, сколько душа хочет». Приходящие в гости на праздник совершенно необязательно имели родственников и знакомых в празднующей деревне. ПРИХОД НЕЗВАНЫХ ГОСТЕЙ, ЛЮДЕЙ СО СТОРОНЫ ВСЯЧЕСКИ ПРИВЕТСТВОВАЛСЯ. Т.А.Бернштам связывает это со стремлением выделить празднующую деревню из ряда прочих: «Метафорическое значение празднующего села как «центра мира» выступает в стремлении жителей созвать на свой праздник как можно больше народу. […] Праздник не только допускал, но и всячески поощрял приход людей со стороны – “чужих”, “незваных”». Во Владимирской губернии “количество гостей в праздники <...> составляет известного рода похвальбу перед другими <односельчанами>”.

Автор: Алексеевский М.Д.
Карнач
 
Сообщения: 417
Зарегистрирован: 22 дек 2011, 07:13
Откуда: г. Липецк

Re: Гость в народной культуре

Сообщение Велимир » 02 авг 2016, 18:39

Карнач пишет: "Он обошел всю деревню - никто не пустил, и он на том месте, у ручья, он и остался ночевать. Переспал, рано утром встал и ушел, и в тот день сгорела вся деревня. Вот она сгорела, и все начали говорить, што это как раз был святой Пантелеймон»"

В Белоруссии есть эта легенда в языческом варианте. Старику (Богу) не дали приюта в деревне, только девочка из последнего дома напоила водою. Он сказал ей бежать из деревни и не оглядываться. Когда она побежала - сзади послышался шум. Она обернулась и увидала как дома и всё, что было в деревне, превращается в камни. Сама она от этого зрелища превратилась в птицу.

У меня лично был такой жуткий случай в деревне под Муромом, за Окой, в 2006 году. В жаркий августовский день, иду-бреду с рюкзаком, а в деревне мне не дали воды. Сказали, что долго за водою ходить. На что я в сердцах им ответил: "Значит, так вам всегда и будет".
А когда вышел на поле, подошёл к лесу и обернулся последний раз на деревню, то увидал, что там дом горит, и едва слышны крики. Белый дым столбом в небо идёт - ветерка нет, ничто не шелохнётся. И за водой долго ходить, как я им назначил.
Мне стало стыдно и совестно за свою реплику. Оказалось, что "каркнул". Надеюсь, что всё же это было случайное совпадение событий. Но уж очень знаковая случайность, запоминающаяся. Снял рюкзак, сел, погоревал, снова одел и в лес подался...
Велимир
 
Сообщения: 1897
Зарегистрирован: 12 окт 2011, 22:24


Вернуться в Вопросы традиционного быта

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1