Значение поцелуйных игр

Значение поцелуйных игр

Сообщение Велимир » 16 апр 2015, 01:19

Здравствуйте,
      --
С уважением,
Владимир Александрович mailto:v-lado-i-mir@mail.ru
       А.Н. Н. Предметом сегодняшнего разговора является, на мой взгляд, весьма злободневная тема. Ни для кого не секрет, что каждый второй брак у нас в России распадается, а каждый третий ребенок рождается с каким-то наследственным (или иным) дефектом. В связи с этим возникает вопрос: « А как же наши, так называемые «темные и невежественные» предки подбирали себе пару?» Михаил Никифорович, расскажите об опыте наших предков.
М.Н. Семья у наших предков была не только производственно-экономической ячейкой общества, но и важнейшим механизмом наследования культуры, обеспечивала жизнеспособность древнерусского государства. Поэтому создание новой семьи было актом исключительной важности. В выборе брачного партнера участвовала «вся родова» (родня) с той и другой стороны. Учитывалось все, что могло способствовать или препятствовать созданию крепкой и нерушимой семьи: здоровая наследственность (продолжительность жизни, сила, крепость, здоровье «родовы»), трудолюбие, достаток, нравственные основы семьи.
Не дай Бог, если были в родне конокрады, пьяницы, матерщинники, табакуры... Утверждение, что все решал деспот-отец, не совсем верно. Правда, на возражения принуждаемых к браку девице или парню, часто отвечали: «стерпится-слюбится». Но это было скорей исключение, чем правило.
Народом был создан гибкий и весьма эффективный механизм полового отбора, позволяющий парням и девушкам самим находить брачного партнера. Этим механизмом были вечорки и хороводы.
Хороводы начинали водить с пасхальной недели и заканчивали на Петров день (12 июля по новому стилю). Они были почти обязательными для молодежи брачного возраста. Матери женихов говорили о девицах: «Какова в хороводе, такова и в огороде». Специально приходили на игрища, чтобы высмотреть невесту для сына.
В Сибири в силу климатических условий основные функции хороводов выполняли вечорки. Это вечера от Рождества Христова до Крещения – Святки. Парни и девицы работали обычно только до обеда. К вечеру собирались в заранее откупленной избе на вечорки (молодежные увеселения). Даже самая просторная изба – не поляна за околицей, на берегу речки, где водили хороводы иногда до ста и более человек. На вечорках играли в различные игры («Третий лишний», «Ручеек», «Золото хоронить», «В оленя» и др.). Пели проходочные песни, сопровождавшие «манерную» проходку.
На лавках вдоль стен садились парами: девицы на коленях у парней, иногда наоборот, как предписывал игровой ритуал. Следил за строгим соблюдением правил игрового общения специально выбранный староста (председатель, смотритель) с ремнем. Кто-нибудь из парней доставал горсть лампасеек (леденцов) или сладкие пряники и говорил: «Девки, припойте меня».
Девушки запевали любую проходочную песню, например, «Конь по бережку похаживает». Конь символизировал мужское начало, мужскую страсть. Парень под эту песню «ломал сапоги», проходя перед сидящими на лавках.
Конь по бережку похаживает.
Золотой уздой побрякивает,
Золотой уздой серебряною.
Цвет золота – свет солнца, нес небесное, божественное начало, сулил удачу, счастье, благодать. Серебро символизировало чистоту телесную и духовную, чистоту отношений между парнем и девицей.
А навстречу ему девица.
Соходилися близешенько...
Парень кланялся избранной им девице, и она обязана была встать и идти ему навстречу.
Целовалися, милешенько!
Парень с девушкой целовались. Оставшийся без пары молодец совершал проходку под новую песню, искал себе девицу.
Поцелуйным обрядом заканчивались многие хороводные и хороводно-игоровые и почти все проходочные песни. В ряде мест заканчивались специальными поцелуйными припевками. Например, в селе Дорофеево (ныне поселок Северный) пели:
Ураза, ураза –
Целоваться три раза.
Катилыся кадка –
Целоваться сладко.
Катилыся колесо –
Целоваться хорошо.
Пролетел воробей –
Целоваться не робей!
Сидение на коленях и поцелуи – игровой обязательный ритуал. Если кто-нибудь не исполнит его – даже в том случае, когда песня предписывает: «Целоваться сорок раз» – получит несколько ударов ремнем от старосты и оскорбительную корильную песню от девушек. «Что обычаем положено – то не греховно». Но ту же девицу увидят под полой полушубка молодца – дегтем вымажут ворота – «опозорят».
А.Н. Н. Михаил Никифорович, целовались со всеми или только с той девушкой, которая понравилась парню?
М.Н. И девица и молодец, когда предоставлено право выбирать, конечно же выбирали того, кто сердцу мил. Но если их выбирали другие, они не могли уклониться от поцелуйного обряда. Сошлюсь на воспоминания А.И. Вьюговой из деревни Милованово Ордынского района: «На вечорках мило-дорого. У всех парней на коленях посидишь, со всеми перецелуешься, пока свово не найдешь».
Иными словами, уже в прошлом веке люди воспринимали вечорки и хороводы, как форму полового отбора, как прелюдию свадеб.
Если молодец облюбовал себе невесту, а родители решили, что пора сына женить, его спрашивали, решил ли он, куда засылать сватов? Его мнение, пусть не всегда, но принималось во внимание. В этнографической и художественной литературе Сибири множество свидетельств, что мальчики с шести-семи лет начинали принимать участие в повседневной крестьянской работе. В десяти-двенадцатилетнем возрасте они уже участвовали в решении хозяйственных проблем, с их мнением считались. Кроме того, парень – будущий кормилец престарелых родителей. Дочерям значительно чаще, чем сыновьям, навязывалась воля родителей. Если дочь просила кормилица-батюшку не отдавать ее замуж за нелюбимого, нередко слышала в ответ: «Стерпится-слюбится».
Конечно, родители, дедушки, бабушки не всегда соглашались и с выбором парня. Привожу один из записанных нами диалогов.
Отец:
— Так куда сватов засылать?
— К Гурьяновым.
— Нюрку облюбовал? Что ж, девка ладная, работящая... Бабка с русской печи:
— Ишь, что удумали?! Вот меня похороните, тогда и делайте, что хотите!
— Ты что взбеленилась?
— То и взбеленилась, что у ейной бабки сроду лытки грязные, крылец сроду не мела. А яблоко от яблони далеко не падает.
Если мужик-кормилец с навозом, например, возился, или в земле копался, а руки не моет – плохо, но не опасно. Другое дело баба: она детей пестует, пищу готовит, посуду моет. Женщина-грязнуля опасна, может стать источником болезни. Не вырастит здоровое потомство. Вот почему гигиенические требования к мужчинам и женщинам были разные. Учитывались и другие факторы. Но здоровье и трудолюбие всегда ставили рядом. Оно и понятно: больной, хилый человек – не работник. Здоровый человек – жизнерадостен, энергичен, особенно на миру (в хороводе, на посиделках, на вечорках).
Вот почему матери парней-женихов охотно приходили на молодежные игрища, на хороводные игры. Приглядывались к девицам: «Какова в хороводе, такова в огороде». Если она энергичная, гибкая, глаза горят, «все кончики играют», значит и в работе будет неистовой и в постели сына не заморозит. Старались приглянувшуюся девицу ненароком схватить за руку. Если рука горячая, все в порядке: и невестка будет работящая и жена для сына такая, что от нее можно будет лучину зажигать.
Но семья создается не только для работы и любовных утех. Главное ее предназначение во все времена – продолжение рода. И не просто продолжение рода, а продолжение рода здорового физически и психически, жизнеспособного, полноценного нравственно. Тщательно приглядывались к возможным сватам, «прощупывали» родичей: не было ли физически или психически неполноценных среди них, как долго сохраняли здоровье, жизненные силы, работоспособность.
Для наглядности приведу живой пример. Село Колбаса Кыш-товского района Новосибирской области. Отечественная война идет к концу. Возвращается по тяжелейшему ранению фронтовой разведчик. Кроме прочих наград – орден Славы первой степени – герой. Невесты, как вспоминают односельчане, «круг его хороводы водили» – «выбирай, кого хошь», «пора бы оглядеться, пирком да за свадебку». Отец спрашивает:
— Облюбовал какую?
— Облюбовал! – назвал имя избранницы.
Тут все и началось: собралась вся родня. Жених – свое, родичи – свое. Никто не спорил, что девушка красивая, умная, добрая, но... А это но заключалось в том, что в роду этой девушки не было долгожителей, всех «Бог прибирал» к сорока-пятидесяти годам. Жениху говорили:
– Ладно, женись, жениться не напасть, как бы женившись, не пропасть. Наплодите детей, а мать Бог приберет, что тогда? Матку-репку пой? Мачеху ты приведешь? Мачеха не мать. А если дети в ее родову пойдут?
Не позволили герою жениться на любимой девушке. И жизнь подтвердила правильность решения родни: избранница умерла где-то на сороковом году. А герой и сейчас жив, живет в деревне Ивановка того же района, помнит и поет сотни народных песен, жизнерадостен.
Народ не знал, не ведал такую науку, как генетика, но примечал на протяжении многих веков обусловленность достойных внимания явлений семейной и общественной жизни, делал выводы и закреплял полученные знания в пословицах, обрядах, обычаях, и они передавались из поколения к поколению.
А.Н. Н. Я хотел бы вернуться к вечорке. Вы говорили, как парень выбирал девушку, что девушка не имела права отказаться от исполнения поцелуйного обряда. А девушка имела право выбора?
М.Н. Конечно! Парень, совершавший манерную проходку, поцеловав девушку, занимал свое место. Сидевшая на его коленях до проходки, осталась без пары и сама совершала проходку. Уже под другую песню, выбирала того парня, который ей мил или хотя бы симпатичен, или чем-то приглянулся. Поцелуйный обряд позволял тут же проверить, насколько удачным оказывался выбор. Если при поцелуе сердце не дрогнуло, не ощутила влечение к молодцу, больше его никогда не выберет. Конечно, поцелуй «на миру» был ритуальным, далеко не таким, какие мы видим сотни раз в день на современном телеэкране, но достаточно «говорящим» о человеке. Если поцелуй молодца встречали не горячие, трепетные губы, а мягкие, подобные пареной репе, то можно с уверенностью сказать, что у него не возникнет желание выбрать эту девицу вторично.
Иными словами, поцелуйный обряд, контролируемый молодежным сообществом, легализировал ритуальное сближение девицы и молодца, позволявшее – пусть не с первого раза – определить их соответствие или несоответствие друг другу.
После святочных вечорок парни-женихи, как правило, уже знали, куда желательно засылать сватов. Далее шел мясоед – время свадеб. Поэтому некоторые ученые вечорку рассматривали, как прелюдию свадьбы и даже вечорочные песни относили к свадебным.
Девицы тоже, как правило, знали от кого ожидать сватов. Нередко случалось, что молодец и девица не только определились на вечорках, но и объяснились в любви, и выбор ни для кого не секрет. Бывало находился другой парень любящий эту же девушку и шел «на перебой», готовился заслать сватов. А первый сват, как думали, от Бога, и отказывать ему грешно. Боясь, что родители могут отдать по этому поверью за нелюбимого, девица тайком посылала брата, сестру или подругу предупредить суженого о возможной беде, чтобы тот опередил своего соперника.
А.Н. Н. Спасибо, Михаил Никифорович! А теперь обращаемся к Александру Николаевичу. Скажите, пожалуйста, что в этих обрядах и как объясняется с позиций биологической и медицинской науки, которую вы здесь представляете?
А.Н. Чем больше узнаю о народных обрядах, все больше меня поражает высокий биологический смысл всего этого. И то, о чем нам так красочно рассказал Михаил Никифорович, это фактически первая фаза, необходимое общение. Все начинается с общения. И это общение поставлено на высокую ногу, я бы сказал. И имеет, еще раз повторю, высокий биологический смысл. Поскольку в таком тесном кругу молодежь общается, причем общение это довольно культурное. Не такое общение, как сейчас: скачки в дискотеках, где дым, шум и кроме отрицательных эмоций, а также включения животных инстинктов быть ничего хорошего не может. В обрядах же все построено на взаимном свободном поиске оптимального варианта супружества. И я думаю, народы на основе опыта столетий пришли к лучшему варианту: как не ухудшать, а улучшать свою «породу». Я считаю, что все детали народной мудрости будет наверное, обременительно воспроизвести. Но главная идея должна быть возрождена, продолжена. И я думаю, что мы в конце концов придем к тому, что нам необходим современный «Домострой». Чтобы молодежь не с испугу беременела, и не по глупости формировала семью. И потом всю жизнь расхлебывала свои ошибки. А чтобы это был целеустремленный, осознанный, взаимовыгодный выбор, который завершается счастьем всей семьи.
Я не перестаю удивляться эмпирически возникшей в течении столетий народной мудрости, которая на основе обрядов и других правил жизни и поведения фактически стояла на страже биологического благополучия семьи, популяции и всего государства. Самое удивительное состоит в том, что возникшие в древности правила жизни и воспроизводства потомства с точки зрения современной биологии человека вполне оправданы. Врач медико-генетической консультации, фактически действует в наши дни на основе тех же принципов, когда приходят к нему на прием жених и невеста. Отличие лишь в том, что генетик обладает точными научными методами и более высокой предсказательной силой последствий, если молодожены проигнорируют его советы.
Меня всегда удивляла общечеловеческая глупость в глобальном масштабе, под названием «сексуальная революция». Я не мог понять, в чем их причины. Но после того, как Михаил Никифорович так красочно и полно познакомил нас с народными обрядами, я понял, что основная причина состоит в том, что передовые (в своем научно-техническом и экономическом развитии) страны отбросили, как «ненужный хлам» ценнейший эмпирический опыт поколений. В начале двадцатого века, в период стремительного технического развития, народные обряды и другие правила жизни и поведения казались лишь ненужным спектаклем, на который не стоит терять драгоценного времени. Но взамен ничего не было. Не случайно так называемые сексуальные революции возникали в нравственном вакууме «передовых» стран, а слаборазвитые их подхватывали. Разработчики теоретических основ сексуальных революций часто ссылаются на Зигмунда Фрейда, когда в основу своих изысканий ставят борьбу с «ложной стыдливостью». Но Фрейд в своих работах неоднократно отмечал, что утрата чувства стыдливости – один из диагностических признаков снижения интеллекта, вплоть до слабоумия. Фактически это возврат к животному миру.
На этой пустоте возникали псевдонаучные теории. В этом главная причина того, что почти весь двадцатый век все цивилизованное человечество периодически обучают, как надо жить, отдельные, явно патологические индивидуумы. А деятели массовой культуры, с целью наживы, подхватывают эти порочные идеи и несут в массы в виде порнофильмов и учебников сексологии для начальной школы. Отклонения в сексуальном поведении были в человеческих популяциях всегда, но их носители стремились это скрыть. Всегда они получали должную оценку и наказание. Но теперь на Западе все перепуталось и патологию и преступность деятели культуры стали оценивать как норму и образец для подражания. Наиболее яркой личностью такого плана является в США доктор Кинси, имевший явные отклонения в сексуальном поведении. Он был специалистом по изучению сексуального поведения насекомых. Знание инстинктивного поведения насекомых Кинси перенес на людей, что и явилось «научным» фундаментом новой сексуальной революции в США в середине 50-х годов. Его «открытия» легли в основу сексуального образования, которое ввели в школах США с 1970 года. Только сейчас, сорок лет спустя после «революции» Кинси, там нормальные деятели культуры и биологи опомнились и поняли, что в течение почти полвека цивилизованным обществом управляли идеи человека, имевшего явные отклонения в сексуальном поведении и интеллекте. А деятели культуры (в особенности кино и телевидения), нередко сами имевшие подобные отклонения, бросились прославлять «отца» сексуальной революции, наживаясь на порнографических и других подобных «произведениях».
В Соединенных Штатах в научных и педагогических кругах Кинси развенчан, но его последователи, также имеющие патологию в собственном сексуальном поведении, благодаря доверчивости людей, продолжают его темное дело, создавая фильмы, которые впоследствии, конечно, останутся на века, но не как выдающиеся произведения искусства, а как учебные пособия для медицинских факультетов по психиатрии, сексопатологии, психопатологии и т. д.
Наверное, многих вышеприведенные мною рассуждения удивят, но я давно уже убедился, что деятели искусства и культуры не могут быть нашими учителями жизни, поскольку именно в их среде наблюдается повышенная концентрация особей с отклонениями, включая и отклонения от нормы сексуального поведения и интеллекта.
А.Н. Н. Александр Николаевич! Вы как-то выступая по радио, говорили, что молодой человек, молодая девушка обладают механизмом выбора себе пары, т. е. такой пары, от которой в перспективе ожидается здоровое потомство...
А.Н. Что такое вступление в брак? Это самый ответственный момент в жизни человека, и мужчины, и женщины. И фактически, я считаю (и всегда так говорю) – это торговля. Причем торговля самым высшим товаром, который нигде не купишь, нигде не украдешь и нигде не возьмешь. Никто тебе этот товар не подарит. Товар – твоя наследственность, твои гены.
М.Н. Простите, что вмешиваюсь. Вы говорите о купле-продаже генетического фонда. Выходит, что наши предки более тысячи лет назад знали о генах не так уж мало. Самой распространенной формулой сватовства была следующая: «У вас – товар, у нас – купец. Может сторгуемся? » Это, конечно, шутка, хотя и на документальной основе. Но здоровая наследственность – «порода» – всегда почти учитывалась.
А.Н. Все это предопределено биологией человека, стремлением к продолжению рода. Если человек не идет вопреки биологии, а подчиняется биологическим законам, то он, фактически, улучшает свою «породу», качество своей семьи. И это есть высшее счастье, когда дети не хуже тебя или тебя превзошли и биологически, и в социальном плане выше тебя. А то, что нам говорят народные традиции, это один из путей, которому мы должны следовать.
А.Н. Н. Вот в процессе этого обрядового общения на вечорках, о котором поведал Михаил Никифорович, что здесь молодые могут найти полезное для выбора пары?
А.Н. Ну, во-первых, если выбор свободный и честный. Этот выбор не должен быть сделан на основе фальшивых признаков. Сейчас взаимный выбор осуществляется на фальшивой основе. Что такое наша внешность? Что такое наши внешние признаки, начиная с тембра голоса, цвета волос, кожи, глаз, форм лица, бровей и т. д., а также естественные запахи наши? Это есть паспорт генов. Фенотип – внешние признаки – это проекция генов на нашу внешность. И если внешность до брака искажена, то мы, таким образом, обманываем партнера по браку, обманываем себя. Я недавно возле магазина, торгующего косметикой, интересный лозунг прочел: «Нет некрасивых женщин, есть только женщины, которые не научились пользоваться макияжем». Это еще приемлемо для зрелых женщин, закончивших репродуктивный период. Но для молодежи это опасно, потому что молодая женщина, искажая свою внешность, идет против себя и своих будущих детей, так как выбор пары на основе чувства любви будет сделан с ошибкой. Это одна из причин того, что мы имеем на сегодняшний день: каждый третий ребенок рождается с существенным наследственным дефектом! На вечорках же были все условия для тесного общения, при наличии в то время запрета на искажения внешности (и запаха) косметикой, были все условия для свободного и честного выбора пары.
М. Н. Мне бы не для полемики, сделать одно дополнение. В народной традиции обращали внимание не только на пороки врожденные, но и на пороки приобретенные, такие, как пьянство, табакокурение (таких презрительно называли табакурами), воровство. В своем селе семьи с «подмоченной» репутацией все обходили стороной. Но многие деревеньки имели всего по семь-десять дворов, как правило, породненных между собой; поневоле приходилось искать невест в других деревнях и селах. Действовали не вслепую: через надежных людей «вызнавали» все достоинства и пороки семей, имевших девиц «на выданье».
В этом народная мудрость. Представители «порченых» семей часто обрекались на безбрачие. Для них это было трагедией. Но подобные трагедии способствовали физическому и нравственному оздоровлению общества, народа в целом.
А.Н. В народных обрядах существует еще и помолвка. После того, как познакомились будущие «запланированные» жених и невеста, совершалась помолвка – знакомство семьями. Специальная женщина, при этом ходила по соседям, вызнавая, нет ли в семье невесты (или жениха) детей или взрослых с наследственной патологией. Этот период помолвки, он был контрольным периодом для выявления возможных пороков наследственности и силы чувств жениха и невесты. Помолвка могла быть расторгнута. Никакой фатальности не существовало. Хотя во многих литературных произведениях читаем, особенно когда писатели писали о том, о чем они мало знали, что заключение брака происходило очень быстро и фатально. На самом деле этого не было.
М. Н. Помолвка характерна для народов Западной Европы. Кое-где и наши мещане, купцы, в общем, в городской среде заимствовали ее. В крестьянской среде существовал далеко не равнозначный обряд «рукобитья». Сговор устраивался через несколько дней после просватанья. На нем встречались ближайшие родственники жениха и невесты.
Велимир
 
Сообщения: 1897
Зарегистрирован: 12 окт 2011, 22:24

Re: Значение поцелуйных игр

Сообщение Велимир » 27 май 2015, 11:50

Та кили иначе, эта тема посвящена семье. Язычество даёт свои проверенные рецепты организации крепкой семьи. Но сегодня мы живём в христианском обществе, полном разврата и разложения.
Ведь вы, читатель, не сомневаетесь, что у нас всюду в фаворе именно христианство? Или вы думаете, что христианство у нас в загоне и не может слова сказать и пальцем пошевелить? Неправда. Всё оно может. Оно ворочает миллиардами, владеет безмерной собственностью и то, что хочет- то делает. Так что нет никакого сомнения, что весь разврат и все мерзости общества, - на совести у церкви.
Разумеется, на словах церковь выступает за всё хорошее. В том числе выступает и за крепкую большую семью, за сохранение девства. Но через такие выступления, церковь в первую очередь хочет усилить самоё себя и ещё более поработить общество. Оголтелые фанатики, якобы ради семьи хотят ввести испытание школьных учителей на полиграфе и создать трёхступенчатую систему церковного образования: детсад, школа, институт.
Вы опять не верите? Читайте http://lenta.ru/articles/2015/05/27/cennosti/
Тут читаешь и удивляешься: одно предложение у автора вполне нравственное, второе - бредовое, а третье - цинично безнравственное, просто экстремистское. Таких людей порождает христианская система. Спрашивается, если человек не понимает, когда он безнравственен, а когда просто идиот, что хорошего в результате он может сделать?
Вот фрагмент текста одного христанутого по указанной ссылке:
...Давайте начнем пропагандировать ранний брак. Все знают, что самая крепкая семья — та, которая зарождается в школе. 18 лет — начало семейной жизни.
Предлагаю решить проблему с педагогами периодическим тестированием по нравственным вопросам. Ни одного такого тестирования, я думаю, нет. Может, он педофил скрытый? Может, сектант? Может, занимается магией? Давайте зададим эти вопросы с помощью полиграфа.
Конкретное предложение — введение официального предмета «Большая семья». Этот предмет нацелен на детей 13-18 лет. Потому что с 13 лет у нас все знают, как появляются люди. Я тут пытаюсь остановиться не на биологических моментах, а на духовно-нравстенных. Это будут делать многодетные родители с помощью полезных и интересных людей и неформальных методов. Давайте выделим одну многодетную семью на одну школу, и родители — мама или папа — возьмутся формированием пула интересных людей. Это могут быть ветераны, сами многодетные семьи. Это могут быть походы в театр, в зоопарк, в церковь и по святым местам.


Нет ничего удивительного в том, что у христанутых в голове такая вот каша. Семья и церковь - канонически не совместимы. Когда мы видим многодетную семью, живущую "во Христе", то не верьте глазам своим. Эта семья живёт против истинной воли христовой, для истинного христианина враги - домашние его.
Велимир
 
Сообщения: 1897
Зарегистрирован: 12 окт 2011, 22:24


Вернуться в Вопросы традиционного быта

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1