Наличники и деревянное зодчество

Наличники и деревянное зодчество

Сообщение Велимир » 29 май 2013, 16:43

Пока так получается, что данный раздел форума мало востребован. Он более практичен, чем все остальные. И поскольку мы на форуме больше воздух и электронные сети сотрясаем, чем живём материальными ценностями язычества, то соответственно, они и не заполняется добротным материалом.
Здесь предполагается накопление материала по деревянному зодчеству и архитектуре. В надежде воплотить всё это в действительность в жизненной перспективе. Материала по данной теме в сети предостаточно. нужно бы её добыть и оптимально представить.
Пока вписываю сюда две ссылки:
http://nalichniki.com/staryi-novyi-dom-iz-kalyazin/
http://nalichniki.com/staryi-staryi-severnyi-dom/

Последняя ссылка содержит в себе фотографию дома в Ярославле, особенной архитектуры. Кто знает, что это за стиль?
Это стиль организации декора из брёвен, выходящих из конструкции здания. Встречаются так оформленные деревянные вокзальные станции, подобный дом с декором из бруса я видал в Галиче.
Привожу фотографию здесь для сохранности
Вложения
Дом- Солнце.jpg
Дом- Солнце.jpg (185.19 КБ) Просмотров: 2041
Велимир
 
Сообщения: 1873
Зарегистрирован: 12 окт 2011, 22:24

Re: Наличники и деревянное зодчество

Сообщение Алексей » 05 июн 2013, 13:07

Здравия всем. Благодарю Велимира за ссылку на этот великолепный сайт. Знаком с этим сайтом уже давно. Когда настроение никакое, захожу на него и любуюсь наличниками. На душе теплеет. Когда Велимир разместил эту ссылку, то сразу же захотелось ответить. Но что об этом писать?! Изнутри подмывает замолвить слово, но какое, о чём? Наверное вот о чём.
Само слово наличник означает: то, что на лице. Фасад дома это его лицо. Окна - глаза дома. Наличники то, что находится на лице дома, обрамляя его глаза. Лицо это и лик святого и личина-маска. Мы слишком много думаем о своём лице. Но не о том лице, которое безконца мажут женщины. Мы постоянно озабочены о сохранении своего лица, своей личины, которую мы представляем перед другими людьми, о своём лице в обществе. Вот идёт по улице молодой человек, с важным гордым видом, отутюженный, "накрахмаленный", чистенький ни пылинки, в чёрном костюме (в любую жару), в белой рубашке, с галстуком. И мы безошибочно узнаём в нём клерка. Как мы узнали, что он клерк? По чёрному пиджаку с галстуком? Но вот идёт мужчина, тоже в чёрном костюме, в белой рубашке и в галстуке. Но от молодого человека его отличает то, что костюм его уже не первой свежести, хотя сам мужчина чист, красив и "накрахмален". Мы в нём узнаём чиновника. По костюму? - Ничуть. Мы его узнаём по его деловому и надменному выражению лица и по поведению (по его манере двигаться), к нему не подступишься и не подойдёшь. Он словно памятник смотрит на всех свысока. Это и есть наши личины, наше социальное лицо. По этим личинам мы представляем себя всем окружающим, словно говоря "я тот, кого вам показываю, просьба общаться со мною на должном уровне". С детства нас приучают к тому, чтобы мы носили лицо порядочного человека. Даже поговорка есть "не ударить в грязь лицом". Это лицо-личина, в общем-то маска, которую мы выставляем наружу, чтобы спрятаться за ней от всяких случайных недоброжелателей, спрятать за ней свой внутренний мир. Своё социальное лицо-личину мы создаём внутри себя. Создаём её как образ. Создаём образ того человека кем хотим стать. Создаём этот образ так, чтобы он был узнаваемым, чтобы никто не спутал его с другими образами. И вот, как актёры вживаемся в этот образ, в этот театр, который мы играем в жизни. Вживаемся так, что мы становимся им, этот образ-личина становится нашей второй кожей. Мы подгоняем под него даже свой характер. Эту же функцию выполняют наличники на доме. Наличник - на-личина.
И вот, зная о этой главной функции наличников, читая на сайте страничку Классификации видов деревянных наличников, видишь в какую пропасть мы скатились. Автор этого великолепного сайта отвергает классификацию Рыбакова, предлагая свою. Подход в этих классификациях принципиально разный. Рыбаков смотрит на наличники изнутри дома. Автор сайта смотрит на них с улицы, снаружи, со стороны. Поэтому в его классификации учтены чисто внешние признаки, даже такие, как покраска наличников.
Шёл я как-то в одну деревню. Выхожу из леса на поле, и вижу, в полутора километрах красный дом. Такой красный, как огонь горит. А за ним тянется деревня. Прохожу мимо этого дома, разглядываю его, что за чудо такое? Навстречу женщина. Спрашиваю у неё: - это у вас пожарная часть? – Она смеётся и говорит: - Нет. Это я свой дом так покрасила. Прочла где-то, что краска защищает древесину от жучка. Вот и решила покрасить дом. А в магазине только две банки было синей краски. Ну, думаю, мечта моя так и не сбудется. А продавщица говорит: «у меня тут есть одна бочка краски. Давно стоит, продать некому. И зачем такую сюда привезли? Целую бочку красной краски». Тут я обрадовалась, а что, пусть мой дом будет самый красивый, не такой как у всех. Пусть будет красный! Так я его и выкрасила: красные стены и синие наличники и двери.
Вот такая вот классификация.
Рыбаков же смотрит на наличники иначе. Он их классифицирует по значимости рисунков. И он в этом прав. Рисунок наличников это мужская вышивка. Женщина ткёт и шьёт одежду, она её обшивает обережными знаками-узорами. Мужчина ставит избу, он ей придаёт внешний вид, её лицо, в котором «вышивает» те же обережные знаки, что и женщина на одежде. Одевает дом в личину для всех других людей, чтобы они знали, кто живёт в этом доме, и чтобы посторонний не мог нарушить внутренней жизни этого дома. Поэтому мотивы орнаментов наличников, вышивок, домашней утвари, самого образа жизни, очень тесно связаны друг с другом, как одно, единое целое. Их нельзя рассматривать по отдельности. Узоры и формы предметов (дизайн) это единая система мира, в которой живут люди. И этих миров очень много. Порою в двух соседних деревнях стили орнаментов и убранств совершенно разные. Поэтому они и праздники отмечают по-разному. Это и есть основы язычества, его миропонимания и его многообразия.
Алексей
 
Сообщения: 1220
Зарегистрирован: 17 ноя 2011, 11:06


Вернуться в Вопросы традиционного быта

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1