Ткацкий стан и многое другое

Ткацкий стан и многое другое

Сообщение Осень » 03 фев 2013, 18:22

С далёких времён пришло к людям искусство обработки различных материалов и создание из них тканей. И вместе с этим искусством пришёл к людям и ткацкий стан. Множество множеств наших матерей, бабок, прабабок работали на них каждую зиму, с макошиного дня и до ясной масленицы. За это время он, от простой рамы, на которую натягивали оснОвные нити и иглой переплетали их утОчными, превратился в сложный механизм, способный выдавать сотни метров ткани абсолютно любой ширины. Но давайте по порядку.

Не будем размышлять о ковроткацких и архаических рамах, а поговорим о простом и эффективном вертикальном ткацком стане.
Изображение
Это наиболее архаичный ткацкий стан, который пользовался популярностью в славяно-скандинавском северном регионе. Это достаточно легко отследить по тому, что полотняное переплетение, получаемое на вертикальном ткацком станке имеет немного вытянутый, почти ромбический рисунок.
Проще всего на таком станке было получить полотно шириной около двух пядей. Отсюда, кстати, берёт своё начало и архаический крой рубах, который мы имеем сегодня, но это уже отдельная тема.
На таком станке женщина спокойно может работать одна, он легко помещается даже в небольшой комнате и его легко переносить, собирать-разбирать и не сложно заправлять, хотя нИтченки и приходится наматывать каждый раз.
Несколько схем: первая и вторая

Более поздний и популярный горизонтальный ткацкий стан.
Изображение
В отличие от вертикального, получил со временем множество различных вариаций. Благополучно дожил до двадцатого века, что наглядно подтверждается множеством этнографических экспонатов в различных краеведческих и исторических музеях. И нельзя сказать, что он сейчас отмер, существует вполне современные и компактные модели, например такой.
Заправить такой станок самостоятельно можно, но задача крайне трудная и долгая. Лучше всего заправлять вдвоём, а то и втроём. Разобрать-собрать одной тоже, вероятнее всего, не получится, а о том, чтобы перемещать собранный станок лучше всего забыть.
Зато на таком станке можно работать едва не круглыми сутками, заниматься бранным ткачеством, что крайне проблематично, если вообще возможно, на вертикальном стане. И ткань с него сходит почти такая, к какой мы привыкли, в чудный квадратик или прямоугольничек, если ткани уткА и основы разной толщины.
Появился, по разным историческим данным, такой станок на Руси в период с IX по XI век, сменив собой вертикальный. К XIII веку уже получив тот внешний вид, к которому мы привыкли. Вот, например, реконструкция Б. А. Колчина, ткацкий горизонтальный станок XIV в.
Схема
Слово — серебро, молчание — золото
Аватара пользователя
Осень
 
Сообщения: 33
Зарегистрирован: 24 дек 2012, 16:07
Откуда: Москва

Re: Ткацкий стан и многое другое

Сообщение Осень » 03 фев 2013, 18:57

Следующий выпуск: Чесалки, прялки, самопрялки, веретёна, или "С чего начинается пряжа?"
Слово — серебро, молчание — золото
Аватара пользователя
Осень
 
Сообщения: 33
Зарегистрирован: 24 дек 2012, 16:07
Откуда: Москва

Re: Ткацкий стан и многое другое

Сообщение Велимир » 12 ноя 2014, 12:13

Наш Самарцев сообщает, что есть интересная подборка по орнаментам и в основном по женской одежде от древности до наших дней: http://www.slavlibrary.ru/forum/4-537-1

Я осмотрел эту подборку. Рекомендую всем женщинам заглянуть. Это как в музей сходить.
Велимир
 
Сообщения: 1897
Зарегистрирован: 12 окт 2011, 22:24

Re: Ткацкий стан и многое другое

Сообщение Алексей » 12 ноя 2014, 14:42

Здравия всем. Читаю: "(Ткацкий стан) Благополучно дожил до двадцатого века" И вспомнилась одна из моих удивительных поездок. В начале 70-х, чудом оказался в Каргополе на 4 дня на "вольном выпасе", без денег, без продуктов, а была зима. Приютили меня на огромном столе метеостанции. Первый день знакомство с городом и с краеведческим музеем, в котором провёл почти 4 часа в компании работников музея. То, во что они меня посвятили, это отдельная тема. Следующие 2 дня гонял на лыжах по лесу к тем деревянным храмам, которые работники музея прятали и скрывали от глаз Министерства Культуры. Представляете, дремучий лес на десятки километров без жилья. Вместо дорог заросшие просеки. Безлюдье. Огромные ели и чащоба молодого ельника. И вдруг островок, а на нём среди сугробов, как в сказочном сне, стоит деревянная шатровая церквушка. И стоит она здесь уже почти три века. В Каргополе жила одна бабушка у которой дом был как музей ремёсел. Последний, 4-й день, провёл в её доме. И чего я там только не увидел. А посреди избы ткацкий стан, на котором она что-то ткала. Все женские ремёсла были в её доме. Обычная с виду изба, внутри оказалась сказочным теремом. Начали разговор с этого стана, с игрушек, рушников. А потом дальше - больше. И былины и песни. Ушёл от неё к ночи. А утром прибыла наша экспедиция.
А потом, лет 25 тому назад, в одной из вёсок Белоруссии, уговорил хозяйку попробовать поткать на таком же ткацком стане. Просунул 3-4 утка. Получилось коряво, но сплошной восторг.
И вот вижу фото ткацкого стана и читаю комментарии. А в душе возник комок возмущения. Так и хочется сказать уроды. Уроды, до коле вы будете нам внушать, что язычество на Руси давно исчезло?! Перестаньте быть уродами, и тогда вам откроются глаза, вы увидите что язычество живо. Живо так же, как живы эти ткацкие станы, на которых женщины и в наши дни ткут полотно.
Алексей
 
Сообщения: 1220
Зарегистрирован: 17 ноя 2011, 11:06


Вернуться в Вопросы традиционного быта

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1