Традиционное славянское колдовство

Re: Традиционное славянское колдовство

Сообщение Карнач » 29 июл 2016, 23:55

МЕСТЬ ЗА ОБИДУ (Из Николокормской волости Рыбинского уезда)

Свеча за обидящего.
В Николокормской волости, равно и в других смежных деревнях, сохранился обычай ставить свечу за лицо, которое обидело ставящего свечку. Это и есть "свеча за обидящего". Ставится она во время службы в церкви, преимущественно перед царскими вратами, т.е. перед иконой "Тайной Вечери". Смысл этой свечи таков: как только обиженное лицо поставит свечу за обидевшего ("обидящего"), с последним что-нибудь произойдет неприятное. Таким образом, обычай этот носит характер мстительности. Следует еще заметить, что обиженные обыкновенно не поручают ставить свечу кому-нибудь из церковных, а ставят сами, и притом постараются поставить пяточкой вверх: обиженный сощипывает часть воска у свечи и ставит ее фитилем в подсвечник "вверх ногой".

Колотье глаз.
Если после ставления "свечи за обидящего" не выяснилось все происшедшее, то прибегают к другому средству. Едут в известную деревню, где живет угадчик. Последний заставляет обиженное лицо смотреть в стакан с чистой водой, в которой должен показаться обидчик ("обидящий"). Увидев обидчика, обиженный непременно должен колоть ему в стакане иголкой глаза, а если не попадет в глаз, то руку или другое какое-либо место тела. Народ верит, что после этого показавшееся в воде лицо непременно должно пострадать. И действительно, обиженный следит за своими соседями, не заболит ли у кого глаз, рука и т.д. Так узнается лицо "обидящее". В народе это последнее очень распространено и называется "колотье глаз".

Вмазывание нитки в печь.
Тот же характер, что и "колотье глаз", носит обычай вмазывать глиной в устье печи суровую нитку. Нитка будет сохнуть в печи, будет сохнуть и обидящий."

Озорничество.
Если обидчик не выяснится и после разных колдований, то обиженное лицо все равно постарается отомстить лицу "обидящему". Для этого мстят "озорничеством" над скотом, лошадью, коровой, принадлежащими обидчику. Случаи мести у них распространены и доходят нередко до убийства. Зато поджогами мстят очень редко.

Мировая.
Мирятся ответчик и обиженный очень редко. Все обиды большей частью, если не удается отомстить, доводятся до суда. В редких случаях обидчик скажет: "Ну, прости, брось, я был пьян ономняй", позовет обиженного в свой дом на мировую, где пьет чай и вино. Обыкновенно же и после суда и даже после "мировой" остается в силе обида. Враждующие стороны на всю, можно сказать, жизнь остаются врагами, стараясь отомстить. Мстить может всякий, и бывают случаи, что мстили не только за себя, но и за близких родных: за сестру, за зятя, за племянника и т.д. Отсюда и идет поговорка: "Невестке на отместку".

Мстительность распространена не только в нашей и соседних волостях, но, можно сказать, и вообще в Ярославской губернии.

Автор: И.В. Костоловский.
Карнач
 
Сообщения: 417
Зарегистрирован: 22 дек 2011, 07:13
Откуда: г. Липецк

Re: Традиционное славянское колдовство

Сообщение Карнач » 29 июл 2016, 23:57

Ярчуки - охотники на ведьм

Ярчук (ярчука) – собака, которая может видеть представителей нечистой силы, обычно недоступных взгляду обычных существ. Могут они различать и тех, кто заключил договор с нечистью — ведьм. И тем, и другим ярчуки наносят немалый вред не только своими укусами (у ведьм раны от укуса ярчука загнивают и не лечатся), но и тем, что могут загрызть ведьму, так как в пасти у ярчука волчий зуб (волчьи зубы).

Родословная ярчуков:
- когда в первый раз ощенится сука и первого щенка выведет тоже суку, то его нужно беречь, пока от него появятся щенки, и если первый щенок тоже будет сука, то и ее беречь, пока ощенится. Тогда первый щенок от этого третьего поколения суки, будет ли он кобель или сука, и есть ярчук;
- «треба сучку, як ощениться, вбить і цуценят всіх перебить, оставить одну тіки сучечку, та так аж до дев'яти поколиній, а тоді вже дев'ята сучечка і наведе ярчуків» («нужно сучку, как ощенится, убить и всех щенят перебить, оставить только сучку, да так до девяти поколений, а тогда уже девятая сучка и родит ярчуков»).

Ведьмы в собственных интересах стараются удавить ярчука до годового возраста (когда ярчуку исполнится год, с ним нечисть ничего не может поделать, он вне её власти):

«Рассказывала мне мать моя, что когда она была маленькой девочкой, ведьма обратилась в козу и прибежала к нам во двор, вбежала в сарай, где была сука со щенками, схватила одного щенка-ярчука и ну душить его. Сука бросилась на козу и начала отбивать своего щенка, а коза-ведьма бьет ее копытами. Мы услышали визг собаки, прибежали в сарай, а ведьма обратилась клубком да и покатилась со двора. Когда наш ярчук вырос, ведьма снова прибежала к нам во двор, но уже в виде большой собаки; ярчук бросился на нее. Они схватились и начали грызть одна другую, и наша собака задавила ведьму. Поутру мы узнали, что в нашей слободе умерла старуха, которую все называли ведьмой»;

«Попрохала я у одной барыни цуцыня, та й сама не знала, шо воно ярчук, и колы б воно выросло, то було б таке зле, шоб и близько к двору нашому не допускало видьму. Гостювала я в дочкы дви ныдили, потим пришла додому и пытаю у сына: „Чы ты кормыв цуцыня?“ А вин одвичае: „Ни, ще сёгодня, мамо, не кормыв“. Колы я узнала, аж моя собака уже другый день голодуе. Прыныволыла я сына питы выпустыты из конюшни цуцыня и даты ему исты. Тике шо вин отворыв двери конюшни, як из неи выхватытця така сылна буря, шо так и збыла с ниг сына и откынула его далыченько вид конюшни. Сын мий здорово злякався, вбиг скоренько в хату та й говоре: „Маменько, а маменько, бачылы, як мене турнула буря?“ Я скорыш пийшла туды и бросылась дывитьця на цуценя, и шо ж? Лыжыть бидна моя собачка потрощына на дрибны кускы. Тоди я и увирылась, шо буря — це була видьма. Цей случай я розсказувала многым людям, котори мини говорылы, шо видьма здорово не любе отого ярчука, так шо вона всякымы мирамы стараетця ёго стрыбыты» («Попросила я у одной барыни щенка, да и сама не знала, что он ярчук, и когда б он вырос, то был бы таким злым, что и близко к двору нашему не подпустил бы ведьму. Гостила я у дочки две недели, потом пришла домой и спрашиваю у сына: "Кормил ли ты щенка?" А он отвечает: "Нет, сегодня еще, мама, не кормил". Так я узнала, что моя собака аж второй день голодает. Заставила я сына пойти и выпустить из конюшни щенка и дать ему поесть. Только открыл он двери конюшни, как из нее вылетела такая сильная буря, что так и сбила с ног сына и отбросила его далеко от конюшни. Сын мой сильно испугался, вбежал скоренько в хату да и говорит: "Маменька, а маменька, видели, как меня турнула буря?" Я скоренько пошла туда и бросилась смотреть, где щеня, и что ж? Лежит бедная моя собачка, раздавлена на мелкие кусочки. Тогда я и уверилась, что буря — это была ведьма. Про этот случай я рассказывала многим людям, которые мне говорили, что ведьма очень не любит того ярчука, так что она всякими способами старается его истребить»).

Поэтому-то ярчука тщательно оберегают от ведьмы, чтобы она не убила его, пока он щенок. В хате не спрячешь, так как ведьмы являются для этого и в хату, а нужно трижды протянуть щенка через ступицу в колесе, выкопать во дворе яму, посадить туда щенка и накрыть яму осиновою бороною, тогда уж не одна ведьма не посмеет его тронуть.

Автор: В. Карнач (по материалам Гринченко Б.Д., Орлова М.А., Иванова П.В.).
Карнач
 
Сообщения: 417
Зарегистрирован: 22 дек 2011, 07:13
Откуда: г. Липецк

Re: Традиционное славянское колдовство

Сообщение Карнач » 30 июл 2016, 00:11

Колдовство на смерть.

Для умерщвленiя кого нибудь посредствомъ колдовства, стараются добыть волосъ того человѣка, и эти волосы кладутъ въ воскъ или глину и лѣпятъ подобiе человѣческой фигуры. Эту фигуру кладутъ въ маленькiй гробикъ, закапываютъ въ землю и наваливаютъ камнемъ. Тотъ человѣкъ, чьи волосы положены въ закопанную фигуру - полагаютъ - вскорѣ долженъ умереть. Волосы можно замѣнять ногтями, частью одежды, землею со слѣда. Иногда лѣпятъ фигуру и безъ всего этого, но въ такомъ случаѣ ее нужно "окстить", т.е. назвать именемъ того человѣка, котораго чаруютъ на смерть.

Другой способъ волхованiя представляетъ варiантъ, вѣроятно позднѣйшiй, только-что описаннаго. Волосы кладутъ въ воскъ, но изъ воска дѣлаютъ свѣчку, а не фигурку человѣка. Свѣчку ломаютъ пополамъ и, сломанную, зажигаютъ передъ иконой. Полагаютъ, что подобно тому, какъ таетъ воскъ, растаетъ, сгоритъ жизнь того человѣка, чьи волосы были положены въ свѣчку. Этотъ способъ волхованiя, между прочимъ, употребляется обманутыми дѣвушками, чтобы отомстить обманщику. Впрочемъ, "ломаютъ свѣчку" на чью нибудь погибель и безъ волосъ.

Источник: А.Е. Богданович "Пережитки древняго мiросозерцанiя у бѣлоруссовъ", 1895г.
Карнач
 
Сообщения: 417
Зарегистрирован: 22 дек 2011, 07:13
Откуда: г. Липецк

Re: Традиционное славянское колдовство

Сообщение Карнач » 30 июл 2016, 18:29

Московское дело о воровстве на след государыни царицы 1639 года

Дарья Ламанова при первой же пытке «повинилась, в том де она перед государем и государынею царицею виновата, что к бабе к ворожее подругу свою мастерицу Арапку за Москву реку звала, а тое де бабу зовут Настасыщею, живет за Москвою рекою на Всполье.: а спознала ее с нею подруга ея золотная ж мастерица Авдотья Ярышкина для того, что она людей приворачивает, а у мужей к женам сердцо и ревность отымает, а наговаривает на соль и на мыло: да тое соль дают мужьям в ястве и питье, а мылом умываютца». Затем Дарья Ламанова показала, что по наущению женки Настьки «сжоные ея Дарьины рубашки пепел... сыпала на след государыни царицы».

После второй пытки жонка Настька «сказала, что мастерицам Дарье Ламанове и ея подругам, которых знает, а иных и не знает, зжегши женских рубашек вороты и наговоря соль и мыло давала, а пепел сженых рубашек воротов велела сыпать в государский след, а сыпать велела не для лихова дела, для того как тот пепел государь или государыня царица перейдут, а чье в те поры будет челобитье, и то де дело и сделается; да от того ж де бывает государская милость и ближние к ним люди добры; а соль и мыло велела она давать мастерицам мужьям своим, чтоб до них были добры».

Приворотными словами у этой жонки были: «как люди смотрятца в зеркало, так бы муж смотрел на жонку да не насмотрелся; а мыло сколь борзо смоетца, столь бы де скоро муж полюбил; а рубашка какова на теле была, столь бы де муж был светел».

Настька в свою очередь указала женку Манку Козлиху. После первой пытки Козлиха дала показание, что она «только и знает, что малых детей смывает да жабы, у кого прилучится во рте, уговаривает, да горилки на брюхо наметывает, а опричь того ничего не знает». После третьей пытки она подтвердила ссылки Настьки и раскрыла все подробности своего вдовского искусства, которому научилась у матери своей, умершей седьмой год тому назад. Как оказалось, соль и мыло она наговаривала: «как смотрятца в зеркало да не насмотрятца, так бы де муж на жену не насмотрелся»; а соль: «как де тое соль люди в есть любят, так бы муж жену любил». При наговоре на мыло она произносила: «коль скоро мыло с лица смоетца, столь бы скоро муж жену полюбил». Сжигая рубашечные вороты, она приговаривала: «какова де была рубашка на теле, таков бы муж до жены был». Против жабы заговором служили слова: «святый, ангел хранитель, умири и исцели у того имянем, у кого прилучитца, болезнь сию». При этом Козлиха не только уверяла, что «лихим словом не наговаривает», но заявила: «да и не одна де она тем ремеслом промышляет, есть де на Москве и иные бабы, которые подлинно умеют ворожить».

Этими «иными бабами» оказались Ульянка слепая, Дунка слепая да Феклица Степанова. Первая из них подверглась три раза пытке. Сначала она показала, что «только и знает, что около малых детей ходить, хто поболит, и она их смывает, и жабы во рте уговаривает да горилки на брюхо наметывает». При этом она наговаривала и смывала детей наговорною водою, а жабы давила. Кроме этого, она показала: « у которых людей в торговле товар заляжет и она тем торговым людем наговаривает на мед, а велит им тем медом умыватца, а сама наговаривает: как де пчелы ярые роятца да елетаютца, так бы де к тем торговым людем для их товаров купцы сходились». Она же советовала женщинам есть хлеб с солью и умываться мылом. Над хлебом с солью она нашептывала: «как де хлеб да соль люди любят, так бы де муж жену любил»; а над мылом: «сколь де скоро мыло к лицу прильнет, столь де скоро муж жену полюбит». Таже женка Ульянка тем, у кого «лучитца сердечная болезнь или лихорадка, или иная внутреняя болезнь», давала вино, чеснок и уксус с наговором: «утиши сам Христос в человеке болезнь сею, да Уварь, Христово мученик, да Иван Креститель, да Михайло Архангел, да Тихон святый».

Слепая Дунка под пыткой созналась, что она «малых детей от уроков смывает, да жабы во рте уговаривает, да она ж де на брюха, у кого что пропадет, смотрит; а на кого скажут неверку, и она посмотря на серцо узнает, потому что у него серцо трепещет».

Женка Феклица показала, что она «грижи людем уговаривает, а наговаривает на громовую стрелку да на медвежий ноготь, да с тое стрелки и с ногтя дает пить воду, а приговариваючи говорить: «как де ей старой жонке детей не раживать, так бы де у кого та грижа и болезни не было» да она ж... на брюхо горшки наметывает»

По завершению дела Алексей Михайлович повелел «золотную мастерицу Дашку Ламанову с мужем ее с Степкою Ламановым... сослати в Сибирский город Пелым; да золотную ж мастерицу Дунку Ярышкину с мужем ея да с сыном да с дочерью сослати в Каргополье: а... колдуней Манку Козлиху да Дунку слепую да Феклицу слепую ж с мужем с Гришкою сапожником разослати в городы: Манку Соликамской, а Феклицу с мужем на Вятку, а Дунку в Кайгородок»

Источник: Н. Новомбергский "Врачебное строение в допетровской Руси", 1907
Карнач
 
Сообщения: 417
Зарегистрирован: 22 дек 2011, 07:13
Откуда: г. Липецк

Re: Традиционное славянское колдовство

Сообщение Карнач » 30 июл 2016, 18:31

Яренское дело о порче жонок 1756-1763гг.

Дело Козицына из Яренска, начатое в 1756 году, заключалось в том, что он обвинялся многими соседями в «порче» женщин, на которых он насылал разные болезни, от чего эти женщины умирали или бились в судорогах. Вначале «чародей» полностью отрицал свою вину даже «под пристрастием битья батогами», но на увещевании священником Козицын неожиданно дал показания на соседа, Гордея Карандышева, как на своего учителя чародейства. Якобы он Козицыну «показал у себя в доме пятерых дьяволов, которые невидимо в избе были» и сказал, что «ежели ты будешь людей портить, то оные дьяволы в том тебе будут послушны». Позже, на следствии, Козицын показал, что «работал» в основном с тремя дьяволами, которых он приводил в свое зимовье. Они появлялись перед ним в виде существ «малорослых, подобных человеку, у которых по всему телу шерсть, и сами все черные, а головы у них, против человеческих, вострыя, а одежды на них не было, а на спрос говорили человеческим языком, по-русски… и потом, когда он, Козицын, намерение имел кого испортить, и дьяволы являлись, и наговоривши волшебными, упоминая дьявола, словами, хотя б на хлеб печеный, на муху живую и прочее, чтоб такое не было, с ними посылал, сказывая кого испортить, именно положить в питье, и как выпьет, то б те люди кричали и бились, и они, дьяволы, в том действовали, а ныне он портить не умеет и все то учение забыл, и дьяволы к нему не являются». На пытках Козицын «сговорил вину» с Карандышева, которого тоже пытали, и указал на другого «учителя». Найти его не удалось, но на четырех пытках (71 удар кнута!) Козицын подтвердил последнюю версию показаний, и в 1763 году Яренская канцелярия вынесла приговор: «Означенному чародею и волшебнику Андрею Козицыну, который имел волшебство и заговор с дьяволом, и портил означенных жонок и затейно говаривал Гордея Карандышева, при собрании народа, дав время к покаянию, учинить казнь смертную сжением в срубе».
Смертная казнь позже была заменена битьем кнутом и ссылкой в Нерчинск.

Источник: Анисимов Е.В. "Русская пытка. Политический сыск в России XVIII века".
Карнач
 
Сообщения: 417
Зарегистрирован: 22 дек 2011, 07:13
Откуда: г. Липецк

Re: Традиционное славянское колдовство

Сообщение Карнач » 30 июл 2016, 18:32

Пинежское дело о напускной икоте 1815 года

Михайло Чукарев обвинялся в порче икотой своей двоюродной сестры Афимьи Лобановой. В прошении, поданном пострадавшей, Чукарев форменно обвинялся, как напуститель порчи, и потерпевшая заявляла, что он вселил в нее злого духа, который непрестанно ее мучит.

На допросе Чукарев признался в своем злодействе, откровенно заявив, что действительно порча им напущена на Афимью, но что сам он этого делать не умел, а научил его крестьянин Федор Крапивин.

Самое волшебство совершается так. Надо взять соль и, снявши с себя шейный крест, нашептывать на соль следующую заклинательную формулу:
«Пристаньте к человеку (имя) скорби-икоты, трясите и мучьте его до скончания века; как будет сохнуть соль сия, так сохни и тот человек. Отступите от меня, дьяволы, а приступите к нему» .
Снаряженную таким манером соль надо высыпать куда-нибудь в такое место, где тот человек будет проходить, и наступив на эту соль, обреченный непременно заполучит икоту.


Пинежский суд взглянул на это дело серьезно. Чукарев был приговорен к 35 ударам кнутом и к публичному церковному покаянию.

Источник: М.А. Орлов "История сношений человека с дьяволом", 1904.
Карнач
 
Сообщения: 417
Зарегистрирован: 22 дек 2011, 07:13
Откуда: г. Липецк

Re: Традиционное славянское колдовство

Сообщение Карнач » 01 авг 2016, 01:52

Рыбный колдунъ

Тимошка Тиконскій сильно разбогатѣлъ и какъ-то сразу; раньше былъ бурлакомъ, нанимался въ казаки и вдругъ пошло и пошло... Выстроилъ домъ тысячный, въ клѣти четыре коровы, двѣ лошади.
Тимошка рыбный колдунъ. Разбогатѣлъ онъ отъ рыбы.
Простой человѣкъ отъ рыбы не разбогатѣетъ. Теперь рыбы стало „на умали” попадать и какъ не бейся, а больше положеннаго не поймаешь. А Тимошка такъ и валитъ, такъ и валитъ. Даже вотъ въ тотъ годъ, когда Выг-озерскій хозяинъ, какъ говорятъ старушки, Сег-озерскому рыбу въ карты проигралъ, и всѣ голодные круглый годъ сидѣли, Тимошка и щукъ насушилъ и сиговъ насолилъ, и ряпушки, не мало свезъ въ Шуньгу на ярмарку. Тимошка колдунъ, онъ знаетъ рыбный отпускъ (заговоръ) и за хорошія деньги можетъ, пожалуй, и научить; но гдѣ же денегъ найдешь для Тимошки? Ужь лучше попросту, по старинному, зашить въ матицу летучую мышь; бываетъ, и это помогаетъ.
Разсказываютъ, будто Тимошка сошелся съ водянымъ такъ. Разъ, глухой ночью, онъ вытянулъ неводъ на островъ. Глядитъ, а въ матицѣ кто-то сидитъ... Развелъ Тимошка огонь на острову, выволокъ неводъ. Разложилъ матицу и, вытащилъ водяного. Черный да шерстной! Тимошка не испугался, посадилъ водяника къ огню и спрашиваетъ: тебя въ огонь? Ни... ни... мычитъ водяникъ. Такъ въ воду? спрашиваетъ опять Тимошка. Да, да... промычалъ водяникъ. Тимошка его и пустилъ. Вотъ съ тѣхъ то поръ и повалила къ Тимошкѣ рыба.

Источник: М.М. Пришвин "Въ краю непуганныхъ птицъ. Очерки Выговскаго края.", 1906.
Карнач
 
Сообщения: 417
Зарегистрирован: 22 дек 2011, 07:13
Откуда: г. Липецк

Пред.

Вернуться в Вопросы традиционного быта

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1