Традиционное славянское колдовство

Традиционное славянское колдовство

Сообщение Карнач » 22 дек 2011, 16:46

Традиционные славянские деструктивные магические обряды:

1. Призор (колдун представляет жертву больной или мёртвой, а потом пристально смотрит на неё, накладывая эти вымышленные характеристики на существующий облик человека). Разновидностью призора являются: «обтёсывание чурбана» (колдун кружится вокруг воображаемой жертвы, одновременно обтёсывая её ножом, словно чурку), «тридевятые стрелы» (колдун втыкает в рукотворный образ жертвы 27 стрел).

2. След (колдун вынимает землю из-под ступни проходящей жертвы и бросает её в огонь, или в воду, или помещает в дерево).

3. Кладь (колдун размещает заговорённый предмет таким образом, чтобы он соприкоснулся с жертвой).

4. Удар (колдун дотрагивается до жертвы).

Что или кто делает колдуна колдуном:

1. "Обладание «силой», характеризуемой в качестве сверхъестественной или «магической».

По народным верованиям, «силой» обладает всё на свете: то, что окружает человека, он сам и всё то, что он производит (мысли, слова, действия, предметы). При этом считается, что «силу» можно развить, получить, с нею родиться, найти, потерять, отнять или украсть.

У человека вместилищем «силы» является всё тело, но наиболее концентрированно её содержат голова (волосы, глаза, зубы), кровь, сердце, печень, пуп и гениталии.

В те моменты, когда «сила» в теле бывает активной, её можно «чувствовать»:
«По словам крестьян, колдун тогда чародействует, «когда кровь ему глаза зальёт, когда нечистая сила к голове подступит, в голову ударит». Чаровник действует как бы в исступлении, полузабытьи. Будучи в таком состоянии, он непременно должен очаровывать». Следует подчеркнуть, что когда на колдуна «накатывает», он сохраняет сознание, вполне осознаёт, что делает, т.е любой магический акт находится под его контролем.

Ощущение присутствия «силы» может быть самым разным, но чаще всего «сила» определяется как «внутренний огонь, жар»".

2. Использование «силы» во вред.
"В порче сосредоточена собственно вся деятельность чародеев, и ею же объясняется их влиятельное значение в деревенской среде, наружное уважение к ним, почетные поклоны при всякой встрече и угощения водкой в виде отступного".

Генеалогия и смерть колдовская:

"Колдуны бывают природные и добровольные, но разницы между ними никакой. Природный колдун, по воззрениям народа, имеет свою генеалогию: девка родит девку, эта вторая принесет третью, и родившийся от третьей мальчик сделается на возрасте колдуном, а девочка ведьмой. Впрочем, помимо этих двух категорий колдунов, существуют, хотя и очень редко, колдуны невольные. Дело в том, что всякий колдун перед смертью старается навязать кому-нибудь свою волшебную силу, иначе ему придется долго мучиться, да и мать-сыра земля его не примет. Поэтому знающие и осторожные люди тщательно избегают брать у него из рук какую-нибудь вещь, даже самые близкие родные стараются держаться подальше, и если больной попросит пить, то не дадут из рук, а поставят ковшик так, чтобы он сам мог до него дотянуться.

При встрече с колдуном нельзя смотреть ему в глаза, а нужно сложить кукиш. Охраняют от колдуна и специальные заговоры, а также трава одолень (под которой часто понимают валериану). Лишить колдуна магической силы можно, если бить его до крови или сбрить ему бороду, или выбить зубы. По другим поверьям, колдуна можно обезвредить, если ударить наотмашь левой рукой. Считалось, что колдуна можно убить медной пуговицей или если бить осиновым поленом его тень.

Самая смерть колдунов имеет много особенностей. Прежде всего колдуны заранее знают о смертном часе (за три дня), и кроме того, все они умирают приблизительно на один манер. Так, например, пензенских чародеев бьют судороги и настолько сильно, что они не умирают на лавке или на полатях, а непременно около порога или под печкой. Если над таким колдуном станут читать «псалтырь», то в полночь он вскакивает и ловит посиневшего от страху чтеца. Вологодские колдуны, перед смертными страданиями, успевают дать родным словесное завещание: если умрет в поле - не вносить в избу, умрет в избе - выносить не ногами вперед, по обычаю всех православных, а головой, и у первой реки заблаговременно остановиться, перевернуть в гробу навзничь и подрезать пятки или подколенные жилы. От смоленских колдунов не требуется и подобных завещаний: все там твердо знают, что необходимо тотчас же, как только зароют могилу колдуна, вбить в нее осиновый кол, с целью помешать этому покойнику подыматься из гроба, бродить по белому свету и пугать живых людей. Умирают колдуны непременно очень долго, так как им указано мучиться сверх положенного. Одна орловская колдунья, например, умирала целых шесть дней: к вечеру совсем умрет - затихнет, положат ее на стол, а наутро она опять залезет в подполье и снова жива. Вытащат ее оттуда, а она опять начнет мучиться: корежит ее и ломает, вся она посинеет, высунет раздутый язык наружу и не может спрятать. Дивуется народ, а не догадается снять конек (верх крыши), или хотя бы одну жердочку, чтобы облегчить предсмертные страдания. Короче сказать, все рассказчики, рисующие ужасы предсмертных страданий колдунов, не находят слов для выражения этих мук. Иные из колдунов доходят до того, что бьются головой об стенку, стараясь расколоть себе череп, рвут себе язык на куски и т. п. Один из них не велел жене подходить к нему и смотреть на его лицо, а когда она, бабьим обычаем, не послушалась, то после смерти мужа шесть недель лежала неподвижно, как полоумная, и все время смотрела в одну точку. Сами похороны колдунов - вещь далеко не безопасная и, зарывая их в землю, надо смотреть в оба, чтобы не случилось какой-нибудь беды. Так, на похоронах одного колдуна (Орловская губ., Брянский у.) крестьяне не заметили, как дочь его, повинуясь слепо воле умершего, положила в могилу свежей сжатой ржи. Сейчас же после этого грянул гром, нашла грозовая туча с градом, и выбило все полевые посевы. С тех пор каждый год, в день похорон этого колдуна, стало постигать «божье наказание» (и в самом деле, в течение 83, 84 и 85 гг. град при грозе побивал хлеб лишь в одной этой деревне), так что крестьяне, наконец, решили миром разрыть могилу, вынуть гнилой сноп и только тогда успокоились".

"Бесы" колдуна:

1. Субьективные персонификации силы, которую вмещает колдун;

2. Обьективные духи, которые являются дополнительными источниками и/или "трансформаторами" силы.

Колдовская инициация:

1. отречение:
- оскорбительные действия в отношении христианских символов (напоминаю, что ученики рекрутировались из христианской среды),
- отречение от отца и матери, всего роду-племени,
- снятие пояса,
- жертвоприношение животного (в разбойничьих колдовских "школах" - первого встречного человека).

После первого этапа инициации ученик изучал "базовый курс" колдовства ("развитие" силы, порча и снятие порчи).

2. "одержимость". Об этом заключительном этапе неизвестно ничего. О его наличие свидетельствует только то, что наиболее сильными колдунами были двоедушники. Скорее всего применялся обряд, аналогичный в шаманизме.

Обретение силы колдовской:

- от рождения;

- от человека:
а) через какой-либо предмет со словами "возьми" или "на тебе";
б) через телесный контакт: рукопожатие, обнимание (сила передаётся через солнечное сплетение);
в) через дыхание (точнее выдох, который должен вдохнуть соискатель);
г) через пену на губах, во время предсмертной агонии.

- от навья (судя по источникам, способ сильно напоминает шаманский. Точнее сказать невозможно, т.к. данный способ относится к категории действительно тайных знаний).

По материалам работ Мандзяка, Левкиевской и Забылина.
Последний раз редактировалось Карнач 03 янв 2012, 00:04, всего редактировалось 1 раз.
Карнач
 
Сообщения: 417
Зарегистрирован: 22 дек 2011, 07:13
Откуда: г. Липецк

Re: Традиционное славянское колдовство

Сообщение Карнач » 22 дек 2011, 22:14

Двоедушничество (одержимость духами Нави или зверей) всегда проявляется в человеке (это происходит во время изменения режима работы головного мозга по тем или иным причинам). Вторая душа всегда стремиться подавить человеческую составляющую. С человеком в это время происходит следующее:
1. свидетель происходящего начинает испытывать немотивированный страх;
2. изменение голоса;
3. изменение лица (от какого-то нечеловеческого до просто другого);
4. изменение телесной пластики;
5. изменение "энергетики" тела (тёмная, чёрная, давящая).

Субьективные впечатления:
1. состояние внутренней отрешённости, переходящей в безмыслие;
2. лакуны в памяти;
3. усталость после такая, как будто весь день мешки ворочал;
4. иногда после становилось очень холодно.

Следует различать также и "псевдодвоедушничество", т.е. когда человек "одержим" какой-либо персонификацией своей личности ("игрой своего разума").
Карнач
 
Сообщения: 417
Зарегистрирован: 22 дек 2011, 07:13
Откуда: г. Липецк

Re: Традиционное славянское колдовство

Сообщение Карнач » 22 дек 2011, 22:31

1. "Каким богам отведена особая роль в деятельности тех, кто встал на колдовской путь?"

Чернобог, Марена, Троян.

2. "Каково участие предков, покинувших наш мир, в работе колдуна?"

Самое непосредственное в лице заложных покойников.

3. "Кто являются помошниками колдуна, присутствие которых значительно облегчают его тяжёлый труд (включая все виды существ из разных миров - будь то земные животные или астральные, иные сущности навские, природные духи или какие другие там запредельные и т.д.)?"

Ответ содержится в вопросе.

4. "Кто является противником колдуна априори, препятствует в его изысканиях и противостоит ему? И почему?"

Знахари, знахарки, ведуны, ведьмы. Для равновесия.

5. "Почему колдун, став колдуном, не может отказаться от этого пути без моральных и физических безвозвратных потерь, если его взгляды на обретение желаемого поприща вдруг изменились? Кто собирает эту жестокую и кровавую жертву за отступничество? Кто кукольник?"

"Кукольники" - Чернобог, Марена, Троян.

6. "Может ли колдун иметь свой моральный кодекс ?"

Может, в качестве примера: - 19 "заповедей "тёмного" язычника":
- Природа слишком велика, чтобы повредить язычнику.
- Любые дела, и злые, и добрые, найдут своё место в Природе.
- Язычник не может знать, что добро, что зло.
- Нет плохого, есть то, что язычника огорчает.
- Нет хорошего, есть то, что язычника радует.
- Не бойся нарушить обязательства, что нужно язычнику – нужно Природе.
- Язычник делает то, что даётся ему легче всего, но делает это изо всех сил.
- Если язычник споткнулся и упал, то это ещё не значит, что он идёт не туда.
- Язычник идёт за тем, с кем ему по пути.
- Язычник в ответе только за себя и только перед собой.
- То, что случается, случается вовремя.
- То, что произойдёт, произойдёт помимо тревоги язычника.
- Язычник, притворись перед собой, что тебе легко, - тебе станет легче.
- Язычник вылечивает страждущего, если можно, но убивает вылеченного, если нужно.
- Язычник отдаёт, когда хочет, но отнимает, когда жалеет об этом.
- Если некто хочет взять у язычника не прося – пусть попробует; если сможет – значит, он достоин того.
- Язычник воздаёт не по заслугам, а по прихоти своей, в этом – высшая справедливость.
- Язычник не стремится быть сильнее противника, но ищет, где противник слабее его.
- Сейчас ты бессмертен, язычник, ибо ещё не умер.

7. "И почему отказ от колдовских деяний приводит колдуна к нестабильным состояниям в его здоровье душевном и физическом, а также рождает проблемы во взаимоотношениях с близкими , и лишает его спокойствия земного в целом?"

Исключительно из-за морально-этической "раскоряки".

8. "И, наконец, пресловутая смерть ужасная колдуна..."

По причине вмешательства в божественную "юрисдикцию" и нарушения естественного хода событий (Закон Справедливости (Воздаяния) ещё никто не отменял).
Карнач
 
Сообщения: 417
Зарегистрирован: 22 дек 2011, 07:13
Откуда: г. Липецк

Re: Традиционное славянское колдовство

Сообщение Карнач » 30 дек 2011, 21:20

Материалы по заговорной традиции

1) "Ходи ночью на погост, имай с могилы землю и ту землю с приговором давай пить. А приговор: "Как мёртвый не встанет, так бы он, Федор, не вставал; как у того мёртваго тело пропало, так бы он, Фёдор, пропал вовсе".

Источник: допросные листы 1647г. Терёшки Ивлева, сожжённого по указу в срубе.

2) Фрагмент заговора:
"...Замыкаю все недуги с полунедугами, все болести с полуболестями, все хворобы с полухворобами, все корчи с полукорчами во все его составы и полусоставы, во все кости и полукости, в его сердце чорное, в утробу блядскую...И ничем бы имярек не мог отговориться: ни заговором, ни приговором, и не мог бы ни стар человек, ни млад отговорить его своим словом..."

3) "Если узнали или почуствовали что кто-то замыслил против вас зло, то следует сказать:

"Тот кто на меня замыслил зло, тот ешь свое тело, пей свою кровь, грызи свои кости!"

ЗАГОВОР НА ИЗМЕНЕНИЯ:

"Во черном лесу-лесище, стоит изба-избище, во той избе-избище стоит печь-печище, во той печи-печище горит-кипит котел-клтлище, возле того котла-котлища сидит матера жена стара-старище, и та стара-старище волшбу волшбует вещебную, а в том котле-котлище всякая веща кипит-перекипает, горит-перегорает, тако и ты(обращение: боль наприятности и т .д. ) кипи перекипай, гори перегорай, была Удача Лихая, стань Удача Добрая, было болесть, стало здравие!
Отныне так!"

Автор: Ворон Коловрат

4) Н. Познанскій Заговоры Опытъ изслѣдованія происхожденя и развитія заговорныхъ формулъ
http://lib.rus.ec/b/147728/read
ПЕТРОГРАДЪ. Типографія Д. В. Орлова, Вас. Остр., Средній пр., д. 6.

1917.

5) "Под пыткой обнаружился и кильный стих, который состоял из слов: "На море окияне, на острове Буяне стоит сыр дуб крепковист, на дубу сидит черн ворон, во рту держит пузырь, и слетает с дуба на море, а сам говорит: "Ты пузырь, в воде наливайся, а ты кила у него развымайся". А ключ де тому стиху, как та птица воду пьет, и сама дуется, так бы того кила дулася по всяк день и по всяк час от ся приговору".

6) И.П. Сахаров
Предания и сказания о русском чернокнижии
http://lib.rus.ec/b/180358/read

АНАЛИЗ ЗАГОВОРНО-ЗАКЛИНАТЕЛЬНОЙ ТРАДИЦИИ ЖИГАЛОВСКРОГО РАЙОНА ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ
http://www.ocnt.isu.ru/zagovor.htm

А.В. Юдин
ОНОМАСТИКОН РУССКИХ ЗАГОВОРОВ
http://www.ruthenia.ru/folklore/judin1.htm

Ермакова Е.Е.
Сибирская заговорная традиция (конец XX – начало XXI вв.)
http://www.ruthenia.ru/folklore/ermakova1.htm

7) "От всякого лиха, в том числе от лихого человека, но наперво, конечно от нечисти (из Беларуси): при выходе из дома говоришь " Соль вам у вочи испечимо и скула перед очимо" , показываешь от себя дулю(кукиш), и мысленно рисуешь коло окрест, сам в центре..."

Источник: Виталий ( Витень ) Жариков

8) "Первым разом, добрым часом пойду изъ избы дверьми, изъ воротъ воротами, въ чистое поле подъ восточную сторону, подъ восточной стороной, есть акіянъ синее море, на томъ на акіянѣ на синемъ морѣ лежитъ бѣлолатырь камень, на томъ бѣлолатырь камнѣ стоитъ дуб мокрецкий, у того дуба мокрецкого сидят старцы древние; я прійду (имярек) въ чистотѣ, поклонюсь и помолюсь: о батюшки старцы обставьте кругъ меня (имярек) тынъ желѣзный, вереи булатны на 120 верстъ, окомъ не окинуть, глазомъ не увидѣть; пропущайте огненную рѣку! Отговариваюсь я (имярек) отъ колдуна, отъ вѣдуна, отъ колдуньи, отъ вѣдуньи, отъ чернова, отъ черемнова, отъ двоеженова, отъ троеженова, отъ двоезубовъ, отъ троезубова, отъ трубинова, отъ окошечнаго, отъ сѣннова, отъ дѣвки пустоволоски, отъ бабы, отъ самокрутки, отъ всякаго злаго находа человѣка. Можетъ ли злой лихой человѣкъ заговорить громче громову стрѣлу, огненную молнію, можетъ ли испортить, изурочить мертваго? Не можетъ злой лихой человѣкъ колдунъ, колдунища, не можетъ громъ, громову стрѣлу и огненную молнію, не можетъ испортить, изурочить, мертваго человѣка; бралъ бы злой, лихой человѣкъ колдунъ, колдуница, своими бѣлыми руками свой булатный ножъ, рѣзалъ бы онъ свое бѣлое тѣло своими бѣлыми руками, грызъ бы онъ свое бѣлое тѣло своими бѣлыми зубами; уста мои зубы, замокъ языкъ."

Источник: Владимир Рьян Хабаров
Карнач
 
Сообщения: 417
Зарегистрирован: 22 дек 2011, 07:13
Откуда: г. Липецк

Re: Традиционное славянское колдовство

Сообщение Рамень » 02 янв 2012, 16:08

У меня маленький вопрос: а колдовство это тоже "быт" или всё-таки имеет к теме меньшее отношение?
И второй - может быть всё-таки "генеАлогия", а не "генеОлогия", как по тексту?
И третий - какое отношение имеет импортное слово "астральный" (лат, букв. "звёздный") к славянской терминологии?
Какая-то каша выходит из околославянской и оккультной литературы пошиба Блаватской и иже с ней.
И четвёртый - а ЗАЧЕМ ты поднял вообще этот вопрос и именно тут? Чтобы степень "ошуения" узнать или как?
Рамень
 
Сообщения: 152
Зарегистрирован: 20 окт 2011, 07:42

Re: Традиционное славянское колдовство

Сообщение Карнач » 03 янв 2012, 00:04

Форум родноверов
В частности, здесь ведётся диалог с опорой на учение славянской языческой общины "Коляда Вятичей" http://www.kapishe.ru/
Новости и события
Поэзия и литературное обозрение
В частности, здесь предлагается обсуждать книги Международного Издательского Дома "Осознание" http://www.osoznanie.su
Вопросы традиционного быта
Диалог религий
Этот форум посвящён диалогу родноверов с представителями других религий. Если у Вас есть к нам претензии или вопросы, то здесь на них можно получить ответ.
Богопознание
Это учебный форум, на котором собираются материалы, разъясняющие суть родноверия и его обрядности в наиболее доступной форме.
Экология и жизнь
Здесь разбираются проблемы организации здоровой жизни людей и жизни Природы в современных

1. И в каком разделе данный материал уместен :) ?

2. Очепятка, бывает :) .

3. Вопросы задавал эзотерик с Украины, которого заинтересовал этот аспект Традиции.
И кстати, Рамень, это о чём ты так сурово :) : "Какая-то каша выходит из околославянской и оккультной литературы пошиба Блаватской и иже с ней." ?

4. А где мне поднять этот вопрос ?
Карнач
 
Сообщения: 417
Зарегистрирован: 22 дек 2011, 07:13
Откуда: г. Липецк

Re: Традиционное славянское колдовство

Сообщение Алексей » 08 мар 2013, 14:00

Здравия всем. Рамень, колдовство это тоже быт. Любой культ предков включает в себя колдовство. Ведь общение, или обращение к духам умерших предков, это и есть колдовство. Обращение к силам стихий это тоже колдовство. Вообще же "физические процессы" навного Мира в Явном Мире воспринимаются как колдовство и магия. Так что знания о навном мире наполняет жизнь человека не только физиологией, но и магией. Просто, благодаря христианству произошло разделение колдовства. Бытовое и религиозное колдовство перестало считаться колдовством, стали называть его поклонением или признанием навного иномирья. А к колдовству стали относить исключительно деятельность исцеления, сглаза и наговора знахарей, колдунов, ведунов и т.д. То есть, колдовством стала считаться власть над силами природны. Ведь по христиански всеми этими силами владеет только Бог, а если кто из людей ими начнёт владеть, то он конкурент и соперник Богу, значит он от Сатаны. Такое разделение колдовства, с одной стороны, делает безгреховным бытовое колдовство, а с другой стороны отделяет всех людей от тех, кто имеет бОльшие силы, умения и знания в колдовстве. Следует ещё ввести ясность в такие слова как колдовство и магия. Колдовство - коло, круг. Магия - мочь, могучий. Колдовство это магия не выходящая за круг, скажем для ясности, круговорота обычной жизни человека и природы. А магия это уже то, что способно выйти за пределы этого круга, это умение мочь делать то, что за гранью круга обыденности. Поэтому в русской речи способности лечить людей или наоборот, накликать болезни, легко связываются со словом колдовство. А вот какие-то сверхъестественные достижения йогов, как левитация и прочие чудеса, именуются магией. Это отражено и в сознании современных людей. Те, кто считает себя продвинутым, тот непременно должен быть магом, быть колдуном ему зазорно. Такие, кто сам себя возвеличивает, верхогляды, они не способны видеть и различать глубины, поэтому они мешают в одну кучу всё что ни попадя, лишь бы эффектно звучало и в глазах блестело. Вот они и мешают чужеродный для нас астрал с русским народным вИдением и веданием навного иномирья.
Алексей
 
Сообщения: 1220
Зарегистрирован: 17 ноя 2011, 11:06

Re: Традиционное славянское колдовство

Сообщение Карнач » 29 июл 2016, 22:09

ПЫТОЧНЫЕ ЗАГОВОРЫ (заговоры, записанные под пыткой), 1647г.

После пытки женка Агафьица показала: «к мужикам килы присаживала и невстанихи делала, да яж де Агафьица с сестрою своею с Овдотьицею испортила и уморила до смерти приказного дьячка боярина князя Никиты Ивановича Одоевского Федьку Севергина, да она ж де Агафьица уморила крестьянина Степанка Шахова, да испортила земского дьячка Шишку, да она ж де присадила килу сестры своей к Овдотьицыну деверю к Степанку.».

Под пыткой обнаружился и кильный стих и другие приемы ведовства. Кильный стих состоял из слов: «на море океяне, на острове Буяне стоить сыр дуб крепковист, на дубу сидит черн ворон, во рту держит пузырь, и слетает с дуба на море, а сам говорит: ты пузырь, в воду наливайся, а ты кила у него развымайся». А ключ де тому стиху, как та птица воду пьет, и сама дуется, так бы того кила дулася по всяк день и по всяк час от ея приговору». Что же касается невстанихи, то Агашка делала ее Федьке дважды «нитью мертвого человека с приговором» за то, что он «мимо ея ходил к Сафрошкиной жене Тимофеева»...Когда же он «Федор женился мимо ея Агашки и от нея Агашки отстал», то она его «портила на смерть», для чего «ея сестра Овдошка ходила ночью на погост, имала с могилы землю, и ту землю с приговором давала пить. А приговор: «как мертвый не встает, так бы он, Федор, невставал: как у тою мертвого тело пропало, так бы он, Федор, пропал вовсе». Кроме того ему давались наговорные коренья. Теми же средствами был испорчен дьячек Шишка. В течение суток Агашка извела, вероятно, дурманом-репейником выборного крестьянина Степашку Шахова за то, что он «не велел ей с Федором Севергиным жить и на боярский двор ходить».

Источник:Н. Новомбергский. "Врачебное строение в допетровской Руси",Томск, 1907
Карнач
 
Сообщения: 417
Зарегистрирован: 22 дек 2011, 07:13
Откуда: г. Липецк

Re: Традиционное славянское колдовство

Сообщение Карнач » 29 июл 2016, 23:42

Слѣпой колдунъ Микулаичъ

Онъ сидѣлъ возлѣ своей избушки, грѣлся на солнцѣ. Этотъ старый слѣпой старикъ, съ благообразнымъ лицомъ и сѣдой длинной бородой, вовсе не походилъ на колдуна, скорѣе это былъ пастырь, священникъ. Узнавъ о томъ, что у Мануйлы ружье не дострѣливаетъ, онъ сказалъ:
— „Ну, давай ружье, я тебѣ наставлю”.
Послѣ этого мы пошли къ озеру. Старикъ сталъ на колѣни у самой воды, разобралъ ружье и, продувая стволъ, три раза погрузилъ его въ воду.
Старикъ совершалъ обрядъ съ полной вѣрой въ его значеніе, у него было торжественное, серьезное лицо. Мануйло смотрѣлъ на него, какъ смотритъ простой вѣрующій человѣкъ на священника...

Съ большой осторожностью я перевелъ разговоръ на медвѣдей, скотъ и, наконецъ, на то, что медвѣдь съѣлъ отпущенную имъ скотину. Микулаичъ просто и спокойно объяснилъ мнѣ, что медвѣдь этотъ не простой, – если бы онъ былъ простой, то пришелъ бы на то же мѣсто и сталъ бы ѣсть скотину; а если онъ не пришелъ, то для чего же онъ ее рóнилъ? Нѣтъ, этотъ медвѣдь напущенный. Но кто напустилъ, онъ не знаетъ, говорятъ, что Максимка, но это неизвѣстно, а онъ теперь не можетъ отвѣдать колдуна, потому что ослѣпъ. Для того, чтобы отвѣдать, нужно собрать изъ трехъ мѣстъ лагунной воды и смотрѣть въ нее, пока не покажется врагъ.
— „Я”, говорилъ старикъ, „годовъ съ полсотни скотину отпущалъ и никто не слыхалъ, чтобы мою скотину медвѣдь сшибъ. Эхъ, если бы глаза, я бъ ему показалъ. Не по разуму стряпню затѣялъ.

Положеніе старика было, въ самомъ дѣлѣ, печально, всю жизнь онъ занимался отпусками, тѣмъ и кормился, и вотъ, на старости, приходится дѣло бросать. Онъ погрузился въ воспоминанія и разсказывалъ мнѣ, какъ онъ отпускалъ скотину.
Бывало, Троица подходитъ, со всѣхъ мѣстъ шлютъ, успѣвай только ѣздить и отпускать. Прiѣдетъ въ деревню, а тамъ ужъ ждутъ, скотина въ полѣ, въ загонѣ, пастухъ съ трубой. Микулаичъ ставитъ въ землю батажокъ и даетъ пастуху записку съ отпускомъ. Если онъ грамотный, то читаетъ ее, обходя скотину три раза вправо отъ батожка, если неграмотный, то за пастухомъ идетъ кто нибудь и читаетъ отпускъ. Послѣ этого Микулаичъ беретъ хлѣбный колобокъ, рѣжетъ его на кусочки, чтобы каждой скотинѣ досталось.
Но теперь старикъ ослѣпъ, его несомнѣнно жмутъ дьяволы, и онъ ничего не можетъ подѣлать съ пакостникомъ Максимкой.

Я упросилъ старика дать мнѣ отпускъ. Онъ досталъ изъ сундука бумажку и заставилъ меня три раза прочесть вслухъ. И нужно было видѣть торжественное лицо старика, когда я читалъ. Онъ, словно, благословлялъ меня.
— „Этотъ отпускъ хорошій”, говорилъ онъ, „этимъ отпускомъ 100 коровъ отпущено и 40 лошадей. Теперь пиши, вѣрно пиши”.

Отпускъ.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!
Выйду я, рабъ Божій, пастырь (имя рекъ), благословясь, изъ двери въ двери, изъ воротъ въ ворота. Стану я лицомъ на востокъ, хребтомъ на западъ и помолюсь Христу Небесному
Господь сотворилъ небо и землю, рѣки и озера, и земную тварь, и человѣка, и меня раба Божія съ моимъ любимымъ скотомъ, любимымъ животомъ, со скотинкой разношерстной, доморощенной и новоприведенной, съ коровами, быками, съ телками рогатыми и комлатыми.
Праведное солнце и праведный Гооподи! Поставь вокругъ моего стада тынъ желѣзный отъ земли и до неба и къ тому тыну поставь двери стальныя, ворота хрустальные, замки булатные, ключи золотые, чтобы не могъ никакой дикій звѣрь видѣть моего любимаго стада, чтобы казалось мое стадо рысю, волку и широколапому медвѣдю дикимъ, сѣрымъ камнемъ.
И какъ катится солнце праведное съ лучами ясными съ утра до вечера всякій день и часъ, такъ чтобы и катилось мое любимое стадо по всей поскотинѣ на мою трубу и на мой голосъ.
И какъ собирается въ Божью церковь народъ къ пѣнію церковному и ко звону колокольному и какъ муравьи сбѣгаются въ свой муравейникъ, такъ чтобы и мое любимое стадо собиралось къ своимъ дверямъ во все красное лѣто, отнынѣ и до века. Аминь.

— „Такъ пиши, вѣрно пиши”, говорилъ мнѣ старикъ. Когда я простился и вышелъ изъ избы, онъ тоже ощупью добрался до порога. Я былъ уже на другой сторонѣ улицы, а старикъ все кричалъ вслѣдъ:
— „Смотри, вѣрно пиши... Пиши!”

Источник: М.М. Пришвинъ "Въ краю непуганныхъ птицъ. Очерки Выговскаго края.", 1906.
Карнач
 
Сообщения: 417
Зарегистрирован: 22 дек 2011, 07:13
Откуда: г. Липецк

Re: Традиционное славянское колдовство

Сообщение Карнач » 29 июл 2016, 23:51

"Обтёсывание чурбана"

Знающий встал на открытое место и очертил ножом небольшой круг вокруг себя. Затем, опустив голову вниз и направив взгляд в место на земле впереди своих ног, куда воткнул нож, нашептал заговор. После этого снова взял нож в руку и начал действо, похожее на своеобразный танец: наклонясь вниз и поворачиваясь то правым, то левым боком, он кружил вокруг воображаемой жертвы, одновременно обтёсывая её (жертву), словно чурку. Под конец нож опять воткнул в землю, и снова шептал заговор...

Объясняя свои действия, знающий сказал, что "обтёсывание чурбана" является обрезанием всего того, что человека соединяет с внешним миром людей и природой: "После этого человек ни от кого и не от чего не может получить "силы", а его "сила" уходит в землю, к покойникам...Через некоторое время человек напоминает гнилое сморщенное яблоко".

Автор: В. Карнач (по материалам А.С. Мандзяка).
Карнач
 
Сообщения: 417
Зарегистрирован: 22 дек 2011, 07:13
Откуда: г. Липецк

След.

Вернуться в Вопросы традиционного быта

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1