Религия Вед и русское язычество

В частности, здесь ведётся диалог с опорой на учение славянской языческой общины "Коляда Вятичей" http://www.kapishe.ru/

Религия Вед и русское язычество

Сообщение Михаил » 16 янв 2013, 10:21

Моя статья "Религия Вед и русское язычество."

Наверняка многим из вас приходилось слышать о таком явлении как «ведическая культура». Сегодня оно оказывает поистине магическое воздействие на всех, кто увлекается модной эзотерикой и восточной религиозностью. Проблема преодоления этого феномена перед русским язычеством очевидно встает в полный рост, особенно если учитывать тот факт, что ведическая культура во многих случаях преподносится многими её пропагандистами как славянская.
На данный момент «ведический» миф уже основательно раздулся и оброс жиром многочисленных фальшивок и спекуляций, угрожая раздавить собой последние остатки здравомыслия. Что представляет собой ведическая культура и как она соотносится с индийской традицией? Какое отношение имеют веды к русскому язычеству? Вот два главных вопроса, на которые отвечает статья.
Я опираюсь в основном на академические работы, хотя и допускаю возможность упущений и некоторые неточности в оценках и выводах. Статья написана не для специалистов, а для тех кто еще только начинает свое знакомство как с ведами, так и с родноверием. Поэтому я постарался по максимуму снизить употребление наукоемких терминов.
Развернутое описание религии Вед с позиции русского язычества дано волхвом Велимиром в «Книге Природной Веры», к которой я отсылаю читателя. В настоящей же статье делается упор, прежде всего, на сравнение религии вед с русским язычеством – все повторы с книгой Велимира касаются в основном описательной части. Я намеренно свел к минимуму цитаты из Вед, предоставив читателю возможность самому ознакомиться с текстом писаний, список которых я привожу в конце статьи.
Вначале необходимо разобраться с самим термином «ведическая» (культура). В научной среде его употребление считается дурным тоном, поскольку от слова «веда» в русском языке образуется прилагательное «ведийский». Слово «ведический» списано с английского «vedic» (звучит как «ведик») при переводах индийских священных текстов с этого языка. В современной России мы впервые встречаем этот термин в переведённом с английского комментарии Свами Прабхупады к классическому индуистскому тексту «Бхагават-Гита»(БхГ), изданному Международным Обществом Сознания Кришны. Так называемые «кришнаиты» стали первыми пропагандистами ведической культуры в нашей стране более 20 лет назад.
Насколько же их учение, основанное на любви и преданном служении Кришне, которого они почитают как Верховную Личность Бога, имеет отношение к Ведам? На самом деле практически никакого.
Традиционно к Ведам в науке относятся четыре сборника (самхиты): Риг-Веда, Сама-Веда, Яджур-Веда и Атхарва-Веда. А также примыкающие к ним «брахманы»,«араньяки» и «упанишады» - комментарии и философские тексты. Стоит отметить, что «упанишады» связаны с ведами только «генетически» и содержат много нехарактерных для них абстрактных идей, знаменуя собой «конец вед» (веданта). Считается, что сами Веды создавались примерно с 1700 до 1000 г.г. до н.э. (в индийской истории того периода установить точные даты очень сложно), также есть версии и более раннего их создания. Это самые древние священные тексты индоевропейских народов. Брахманы и упанишады создавались на несколько веков позже. И что самое удивительное, Господь Кришна не упомянут ни в одной из Вед ни разу!
Причина проста – этот бог появляется в индийском пантеоне гораздо позже, уже в «постведийский» период. «Бхагават-Гита» по оценкам специалистов является поздней вставкой в грандиозный эпос «Махабхарату» (МхБ) и была создана не раньше 3-2 вв. до н.э. И хотя индийские кришнаиты часто называют Махабхарату и БхГ «пятой» Ведой, это противоречит ортодоксальной традиции, определяющей обряды поклонения и философию кришнаитов как находящееся «вне традиции Вед» (Веданта-сутра). Тем более нелепо такое расширительное толкование вед звучит из уст кришнаитов-неиндийцев, не имеющих к этой ортодоксии никакого отношения.
Интересно, что сам Кришна, объявляющий себя знатоком и источником Вед, заявляет: «Оставь цветистый язык Вед и просто предайся мне».
Разницу между религией Вед и БхГ нетрудно обнаружить даже при поверхностном их разборе. Так, в Ведах мы наблюдаем в основном политеизм (многобожие) и отсутствие Верховной Личности какого-либо Бога. Соответственно, нет понятия преданного ему служения (бхакти). Кроме того, в Ведах ничего не сказано про «йогу», реинкарнацию и нет запретов на употребление мяса. Мясо, в том числе и говядину, едят в Ведах даже священнослужители. В жертву богам ведийские жрецы также приносили животных, например коня(ашвамедха). В некоторых книгах МхБ мясоедение уже осуждается. БхГ как философский текст практически не содержит никакого ритуализма и запретов, но в других текстах кришнаитов, например в Бхагавата-Пуране, употребление мяса строго запрещено.
Общими для Вед и БхГ являются разве что санскритские названия, например, социальной структуры индийского общества - т.н. варн (каст), или системы ученичества (ашрам).Что же касается религиозно-философских понятий БхГ, то некоторые из них либо отсутствуют в Ведах вообще – то же «бхакти», «аватара»-земное воплощение Бога, «гуны»-качества материальной природы; либо несут совершенно другую смысловую нагрузку. Например, «карма», которая в ранних Ведах означает просто – «действие» или «тапас» - изначально «космический жар», а в БхГ - «самообуздание», «аскеза». По всем статьям БхГ относится к писаниям классического индуизма, в то время как тексты первых трех Вед говорят нам о более северных широтах их создания. В Индии же они были лишь окончательно оформлены и кодифицированы.
Не совсем понятно зачем вдруг кришнаитам понадобилось причислять себя к «ведической» традиции. Разве что сам корень «веда» обладает большой притягательностью и очень красиво звучит.
Среди отечественными апологетов «ведической культуры» наиболее известна т.н. церковь «Православных Староверов-Инглингов», которая издавала журнал «Ведическая Культура» и широко известные «Славяно-Арийские Веды»(САВ),якобы «материнские» для индийских. Думаю, что не имеет смысла лишний раз доказывать очевидную поддельность этих «вед» и откровенно бездарное их составление. Концепцию «русских вед» также отстаивает А.Асов - первый издатель не менее известной фальшивки - т.н. «Велесовой Книги». А так же такие деятели, как А. Трехлебов, В.Чудинов и близкий кришнаитам О.Торсунов.
Объединяют всех пропагандистов «ведической культуры» две вещи. Во-первых, это утверждение о том, что русская дохристианская культура была «ведической». Во-вторых, их полная историческая и лингвистическая безграмотность, опора на псевдонаучные сенсации, спекулирующие на невежестве доверчивой публики. Впрочем, по некоторым вопросам «ведисты» расходятся. Так, если кришнаиты считают санскрит первым языком планеты, от которого произошёл русский, то инглинги утверждают, что праязыком человечества был русский. Разумеется, любому знакомому с историей человеку не составит труда определить очевидную бредовость подобных выводов.
Вообще пропаганда у «ведических» миссионеров поставлена на широкую ногу-во всех крупных городах страны есть кришнаитские храмы,регулярно проводятся фестивали и семинары «ведических» гуру. Тиражи «прабхупадовской» БхГ исчисляются миллионами экземпляров. Российские ведисты стараются не отставать-многократно переиздавалась «Велесова Книга», в любом магазине нетрудно найти и «Русские Веды» Асова,и САВ инглингов. Также устраиваются лекции и выездные турне новоявленных «волхвов»,хранителей тайного знания «ведической» Руси. Остается только сожалеть,что серьезные работы ученых остаются невостребованными широкой публикой и тираж их ничтожно мал в сравнении с тоннами псевдонаучной макулатуры.
Действительно, само слово «веда» (veda) и производный от него глагол «ведать» понятен любому русскому без перевода. «Веда» - это знание, а «ведать» - знать. Например, украинцы вместо «знаю» так и говорят - «ведаю». Дело в том, что санскрит (язык, на котором были записаны индийские Веды) и русский являются языками индоевропейской семьи, и, хотя относятся к разным её подгруппам, имеют около 30 % общих корней.
Но из источников мы знаем, что славяне не использовали производные от слова «ведать» для обозначения своей культуры и религии (хотя «ведуны» и «ведуньи» были) и с большой долей уверенности можно утверждать, что они называли свою веру именно «языческой» еще до принятия христианства. Тем более, что об индийских Ведах наши языческие предки не могли знать уже потому, что в момент когда племена ариев принесли Веды в Индию (середина 2 тыс до н.э.), славян как народа еще не существовало в природе. А когда славяне уже появились как этнос, они никогда не контактировали с индусами вплоть до Афанасия Никитина!

И все-таки, есть ли что-то общее между индийскими Ведами и русским язычеством? Оказывается, есть и немало. Но только не с писаниями позднего индуизма, которые выдают за Веды те же кришнаиты, а с четырьмя настоящими Ведами. Впрочем, обо всем по порядку.
Известно, что в середине 2 тыс. до н.э. в Индию вторглись кочевые племена, называвшие себя «арии»(arya-«благородные»). Арии были индоевропейским народом, говорившим на одной из древних форм и.е. языка, близком к языку соседних племен, населявших древний Иран. Согласно одной из версий, арии двигались с севера, из ареала «андроновской» археологической культуры (южный Урал),где впервые появились колесницы (около 2000 г.до н.э.). Знаменитый ныне город Аркаим также был построен ариями. Имея в своём распоряжении такую «бронетехнику» своего времени, их племена одержали победу над туземным населением Индии и постепенно заняли её территорию.
Арии-андроновцы были предками скифов и дальними родственниками славян. Генетически наши народы имеют общую гапло-группу (набор Y-хромосом) R1a, но языки их относятся к разным ветвям индоевропейской семьи – индоарийской и балто-славянской соответственно. Никаких «славяно-ариев» конечно же никогда не существовало, поскольку как уже говорилось выше, наши народы жили в разные исторические эпохи и на значительном расстоянии. Изначальным языком древнейшей из вед - Риг-Веды (Веда Гимнов) - был «ведийский», из которого спустя века образовался классический санскрит. Санскрит русскому дальний родственник, но не более того.
Поскольку арии и славяне были индоевропейскими народами, то помимо общих генов и родственного языка, они имели весьма похожую мифологию и религию. Во-первых, это наличие общих мифологических сюжетов - таких как победа громовержца Индры над змеем Вритрой у ариев и борьба Перуна со змеем у славян; общеиндоевропейский близнечный культ и «инцестуальный» миф, табуирующий отношения между близнецами Ямой и Ями у ариев и Иваном-да-Марьей у славян. Во-вторых, с большой степенью вероятности можно утверждать, что понимание «вселенского закона», который у ариев назывался «рита»(rta) также было и у славян под названием «рота», и что в летописях этот термин означает нечто большее, чем просто клятва при заключении договоров. В-третьих, космогония ариев и славян содержит похожие мотивы, особенно если сравнить 90-й гимн 10 мандалы Риг-Веды (РВ) и строки о творении вселенной из духовного стиха о «Голубиной книге», который несмотря на типично христианскую для своего времени фразеологию, содержит вполне языческие по характеру мотивы. У ариев такая же трехчастная структура мироздания и присутствуют те же элементы сакральной географии - Изначальные Воды, Мировая Гора (Меру), Мировое Древо.
Отдельно следует сказать о заговорной традиции. Дело в том, что по представлениям индоевропейцев, славления и обращения к богам без использования заговорных формул невозможны. Так, большинство гимнов РВ представляют собой самые настоящие заговоры, причем даже есть указания на их структуру, как например в знаменитом гимне-загадке (1,164.). Более того, четвертая по счету и самая поздняя из вед (Атхарва-Веда) ,по сути является ведой заговоров и заклинаний. Всем хорошо известна роль и значение заговора в русской языческой традиции. Пожалуй, никто из народов не сохранил практически в неискаженном виде этот архаичный индоевропейский пласт так, как русский народ.
Помимо этого, в религии наших народов мы можем наблюдать элементы евразийского шаманского культа - использование в обрядах ритуального напитка, в состав которого входил галлюциногенный гриб мухомор. Напиток этот также персонифицирован в божество - у ариев Сома, у славян - Хмель. И хотя наличие мухомора в ведийской соме до сих пор является предметом дискуссий, другие ингредиенты напитка совпадают. Как правило это мед и молоко, а также хвойное растение «эфедра» (у ариев).
Боги ариев и славян также имеет общие черты. Арийский Дьяус Питар («Отец Небо»),от которого кстати произошло имя верховного римского бога Юпитера, и славянский Сварог. Савитар, Сурья ариев и Даждьбог, Хорс у славян. Громовержец Индра и Перун. Наш Стрибог и Вайю. Ушас и наша Заря. И конечно же арийский Агни и славянский Огнебог.
Религия РВ была ярко выраженным политеизмом (многобожием), как и славянское язычество, хотя выдвижение на первый план «главного бога» более характерно ариям. Это громовержец Индра, которому посвящено больше всего гимнов. У славян, как известно культ Перуна был провозглашен незадолго до принятия христианства. Боги ведийских ариев и славян одинаково слабо персонифицированы и являются скорее функциями и абстрактными принципами, чем личностями. Многие из них также олицетворяли природные стихии, с которыми наши народы старались жить в гармонии.
Гимны РВ, созданные поэтами-риши (rsi - «мудрец», «певец»), проникнуты чувством глубокого почтения и любви к богам. Они полны восхищения божественной силой и демонстрируют нам пример поэтически возвышенного религиозного переживания. Язычество почти всех народов экстатично, магично. Это в полной мере относится и к ариям.
Религия ариев была жизнеутверждающей и ориентированной на человека. Она провозглашала победу жизни над смертью, богатства и процветания над нищетой и упадком, и что самое важное - торжество «вселенского закона» (Рита), который удерживает мир от хаоса. В деле поддержания закона-риты человек был равноправным соучастником с богами.
У ариев и славян не было жесткого свода морально-этических норм поведения вроде христианских заповедей. Дело в том, что такие понятия как Правда и особенно Истина являлись в глазах любого язычника-индоевропейца прямым следствием невыраженного вселенского закона (Риты) и потребности в искусственно созданных и антиприродных по сути законах просто не было. Само слово «рита» (rta) означает как «истину», так и «правду», поэтому Правда была добром, а Ложь - злом, нарушавшим вселенский закон. «Побеждает только истина, а не ложь» - говорит РВ. Точно также как и у славян Правда побеждает Кривду.
Как и славяне, арии часто просили (молили) своих богов даровать им материальные блага и победу над врагами. У воинственных ариев такими просьбами буквально усеяны гимны РВ. Так, к Индре обращаются чтобы он «разбил врагов (дасью), укрепил арийскую силу, даровал коней, коров и сыновей».Но в молитвах не было низкопоклонства и самоуничижения перед богами. И хотя арии не называли себя детьми богов как славяне, они также не считали себя ни преданными слугами, ни тем более рабами своих богов. Важно отметить, что богатство понималось не только как нечто материальное. Богатством был также поэтический дар, которым боги наделяли ведийских поэтов-риши, также как русских сказителей и певцов.
Вторая веда (Сама-Веда), является Ведой Напевов, подчеркивая всю значимость мелодии и ритма для ритуала славлений. Вера в магическую силу слова безусловно была общей не только для ариев и славян, но и многих народов мира.
Громадное значение также придавалось изустной передаче священных текстов. Эта важнейшая составляющая индоевропейской традиции воспринимается многими апологетами мировых религий как показатель низкого уровня развития культуры, а наличие письменности считается главным мерилом цивилизованности. Даже термин специальный ввели -«неписьменные народы». Но не надо забывать, что такой взгляд на культуру отражает прежде всего ближневосточную, семитическую традицию, из которой позже вышли две мировые религии – христианство и ислам. На Ближнем Востоке и в Междуречье всегда придавалось большое значение знаковой фиксации как исторических событий, так и священных текстов (если вспомнить шумерскую клинопись и египетские тексты пирамид.) Собственно именно там письменность впервые и появилась. Мы знаем, что главные причины её появления - развитие торговли и становление государства. К религии письменность по сути имеет мало отношения. А поскольку в те времена именно религия была главным средоточием культуры любого народа (говорить о т.н. «светской культуре» по отношению к древности не приходится),то мы вправе утверждать, что отсутствие письменности никоим образом не может быть показателем культурной отсталости, а скорее наоборот. Традиция у индоевропейских народов передается исключительно изустно.
Как уже говорилось выше, тексты Вед многие века существовали только в устной форме, как и сказания славян. И были записаны на санскрите только когда ведийская религия ариев начала уступать место индуизму и тексты вед стали забывать. Что касается русского язычества, то безусловно наличие у нас сейчас под рукой дохристианских по содержанию текстов, вроде скандинавских Эдд или финской Калевалы, было бы крайне желательным для его возрождения в наше время. Однако мы должны понимать, что в отличие от ариев, заложивших основы для величайшей религиозной культуры Азии, славяне просто не успели создать свою языческую философию и тем более зафиксировать её письменно. Запись традиции сама уже означает её угасание, поэтому отсутствие писаний у наших славянских предков не может быть упреком в их адрес, а напротив -повод для гордости. Тем более, что русское язычество содержит очень архаичные мотивы в сказках и былинах.
Хорошо известно, что славяне также приносили в жертву богам животных. Вообще какие-либо аскетические самоограничения у ариев и славян практиковались исключительно в жреческой среде во время проведения ритуалов и никак не были свойственны этим неутомимым жизнелюбам в повседневной жизни. Строгая аскеза станет распространенной у ариев в эпоху формирования классического индуизма, а у славян - с приходом христианства.
Конечно, ведийские ритуалы были намного сложнее, занимали гораздо больше времени как на подготовку, так и на проведение (например, ритуал «агничаяна» требовал 10800 обожженых кирпичей и проводился 12 дней), однако их общий смысл и мифологическая основа в целом идентичны славянским.
Как и славяне, арии также предпочитали кремировать своих умерших на погребальном костре. Ингумация (трупоположение) практиковалась у ариев выборочно. Чаще хоронили умерших младенцев и аскетов-отшельников(саньясин),т.к.их тела считались чистыми.
Таким образом, мы видим массу общих моментов в религиях ариев и славян, которые восходят ко временам индоевропейской общности.

Теперь поговорим о различиях. Вполне естественно, что у народов, живших в разное время и в разных климатических условиях не могло быть полностью одинакового мировоззрения. По Гумилёву «стереотип поведения» во многом определяется кормящим ландшафтом. Проще говоря, у горцев своя психология, у жителей лесов - своя. В отличие от земледельцев славян, арии были степными кочевниками и жили войной. Некоторые ученые считают, что именно они уничтожили развитую городскую цивилизацию Хараппы и Мохенджо-даро, которая процветала на территории Индии задолго до их прихода. На основании этого, исторических ариев даже сравнивают с белокурыми «арийцами» третьего рейха. Однако подобные сравнения весьма поверхностны. Действительно, в гимнах РВ мы часто можем встретить слово «дасью» (dasyu - «враг»), которым арии называли местное дравидское население Индии. «Дасью» в РВ - это чернокожие (сами арии не были блондинами, но выглядели белыми на их фоне), низкорослые, с плоскими носами, с враждебной речью, лишенные богов и закона. Казалось бы, чем не раса недочеловеков, которая подлежит истреблению? Но не все так просто.
Дело в том, что расизм как таковой, вообще не был свойственен людям традиционной языческой культуры. Дифференциация «свой - чужой» велась в основном по языковому и религиозному признаку. Кровь была конечно важна но если арий видел, что дравид говорит на его языке и чтит арийских богов, то его кровь считалась сильной. За такого туземца арию было не стыдно отдать свою дочь. В то же время чистокровный арий, который предал родных богов, язык и ушёл к туземцам, уже не считался своим. Таких называли «вратья». Резкая противопоставленность ариев дасам/дасью характерна только для самого начального периода миграции ариев в Индию, отраженного в древних частях РВ. Далее начался процесс постепенного смешения ариев с автохтонным населением и вскоре слово «дасью» выходит из употребления, уступая место термину - «даса» («слуга»), обозначавшему зависимых людей. По-видимому, воинственных «дасью» убивали, а более мирных «дасов» превращали в слуг.
Процесс смешения проходил настолько быстро, что некоторых лидеров «дасов» принимали в арийскую религию. Об Индре неслучайно говорится, в РВ, что он дасу сделал арьей. Именно этим можно объяснить наличие в РВ целого ряда слов явно неиндоевропейского происхождения.
Едва ли можно себе представить, чтобы нацисты в годы войны стали активно смешиваться с представителями других рас, например с народами Кавказа, в случае, если бы им удалось их полностью покорить. Так что сравнения чисто внешние.

Главой пантеона ведийских ариев был громовик Индра. У восточных славян, которые стали родоначальниками русского народа таковым являлся вне всякого сомнения Велес/Волос - бог скота, земледелия, а также богатства и мудрости. Главный покровитель сказителей, певцов и волхвов. Культ Перуна введенный «сверху» Владимиром в пантеоне 980 г. как раз в противовес Велесу, конечно не мог иметь поддержку у земледельческих племен и только подтолкнул князя к принятию христианства.
В религии ариев мы не находим бога подобного хтоническому Велесу. Даже после того, как осевшие в Индии арии стали заниматься земледелием, их молитвы продолжали идти прежде всего к небесным богам(дэвам).

Отдельно следует коснуться проблемы жречества. Уже в РВ оно было весьма разветвленным. Авторы гимнов (риши) и собственно жрецы принадлежали к высшему классу (варне) арийского общества - «брахманам» (само слово«брахман» означает «жрец», «молитва»). Они приносили жертвы и произносили молитвы, привлекая тем самым внимание богов, которые даровали их народу победу и материальное процветание. Т.е. от действий жрецов зависело все племя, включая царя, поэтому они считались высшей варной. На первый взгляд в этом нет ничего удивительного, ведь почти у всех древних народов священнослужители всегда играли очень важную роль.
Однако у ариев жрец практически полностью зависел от заказчика, прежде всего от царя, который принадлежал к варне «кшатриев» (от слова «кшатра» - «власть»). В РВ постоянно высказывается стремление жрецов к обогащению, восхваление богатых дарителей, а иногда и жалобы на собственную бедность (Х,33). Впрочем,это больше касалось поэтов-риши. В поздневедийский период ритуалы стали еще более сложными, а самих обогатившихся брахманов начали уже обожествлять. Отныне тому, кто оскорбит брахмана, его жену, отберет его корову, грозила неминуемая смерть, даже если это был сам царь.
О русских языческих жрецах и волхвах нам известно немного, но определенно можно сказать, что им был чуждо такое потребительское отношение к богам, не говоря уже о жажде наживы. Напротив, славянские волхвы часто открыто противостояли варяжским князьям и во многом были помехой для них. Это было одной из причин принятия князьями христианства - религии, обожествлявшей всякую власть. Рассчитывать на милость заморских правителей волхвам явно не приходилось. Очевидно, что Пушкин в «Вещем Олеге» был недалек от исторической правды, описывая волхва, который «не боится могучих владык и не нуждается в их дарах». Статус славянских волхвов до варягов определенно был самым высоким.
О причинах излишней меркантильности арийского жречества мы можем только гадать. Логично разглядеть её в самом менталитете народа, жившего войной. Но более явным видится другое. По мере продвижения вглубь Индии менялся образ жизни ариев: из грозных кочевников они постепенно превращались в оседлых хозяев. Жаркий климат, богатства Индии, похоже вскружили им голову. Своекорыстие и распущенность брахманов поздневедийского периода, его бездушный формализм в целом породят позже ответный аскетизм и религии, отрицающие веды, - буддизм и джайнизм. На примере ариев мы можем видеть как смена внешней среды влияет на мировоззрение.
Таковы на мой взгляд, главные отличия ведизма от русского язычества. Необходимо указать, что русское язычество сохранило более архаичные формы индоевропейской религии и евразийского шаманизма в частности. Примером может служить присутствие в русских заговорах элементов сакральной географии(камень Алатырь,остров Буян),которые редко встречаются у ариев. Во многом это объясняется тем,что русский народ со временем распространил своё влияние на территории изначальной прародины древнейшей евразийской религии,а ведийские арии-напротив,постоянно отдалялись от неё.

На основании вышесказанного, можно сделать вывод о том, что «ведическая культура» в том виде, в каком преподносят её многочисленные пропагандисты является типичным модным «трендом», ориентированным на недалекую публику и имеет весьма посредственное отношение к историческим ведам, не говоря уже о русском язычестве.
Настоящий ведизм индоариев имеет много общего с религией восточных славян, но есть и различия, определяемые в первую очередь особенностями цивилизационного развития наших народов.

Литература.
1.Ригведа в 3-х томах.М.1989,1995,1999.пер.Т.Я.Елизаренковой.
2.Самаведа.М.,2005 пер.С.А.Матвеева.
3.Атхарваведа(Шаунака) Т.1 Кн.1-7,М,2005 пер.Т.Я.Елизаренковой.
4.Шатапатха-брахмана-Кн.1,10. М,2009 пер.В.Н.Романова.
5. Упанишады в 3-х книгах.М,1992 пер.А.Я.Сыркина.
6. Махабхарата-Кн.1-9;14-18. М,1992-2005.пер. Я.В.Василькова,В.И.Кальянова,С.Л.Невелевой и В.Г.Эрмана.
7. Бхагаватгита.М.,1999 пер.В.С.Семенцова.
8. Велимир. Книга Природной Веры.
9.М.Серяков. Рождение Вселенной. Голубиная книга.М,2005
10.М.Серяков. Вселенский закон.Незримая ось мироздания. М,2005.
Михаил
 
Сообщения: 230
Зарегистрирован: 13 ноя 2012, 09:34

Re: Религия Вед и русское язычество

Сообщение Вячеслав » 16 янв 2013, 11:32

Благодарю Михаил. Познавательно.
Вячеслав
 
Сообщения: 264
Зарегистрирован: 22 ноя 2011, 22:28

Re: Религия Вед и русское язычество

Сообщение Алексей » 16 янв 2013, 12:41

Здравия всем. Михаил, всем хороша твоя статья, прекрасно изложена, кроме одного.
Ведизм существовал за долго до написания Вед. Их написание связано с вытеснением ведизма новыми религиозными идеями. Значит, настоящий ведизм это не следование этим книгам, а то, что собственно заложено в самом слове веда - знание. Основа всех знаний это космогония, она даёт понимание о богах, о природе, о значении и предназначении человека на земле. Далее, чтобы исполнять это предназначение формируются законы бытия. Эта космогония была общей для ариев и для наших предков, которые не названы никак, словно их не было в те времена вообще, а земли были заселены дикими обезьянами, которые в одночасье стали славянами, как только к ним пришёл Рюрик. В связи с этим интересно замечание, что в русском язычестве сохранились более древние формы, чем в ведизме индусов. А если соединить начало статьи и её концовку, то приходишь к неожиданному выводу, что территория современной России, не заселённая ещё людьми, кроме ариев на Южном Урале, которые принесли культ ведания на Индостан. А остальная территория, заселённая нелюдью, которая в последствии стала славянами (опять же, наверное, после Рюрика), сохранила более древние знания-ведения, чем те, что попали на Индостан. Но называть это ведизмом нельзя, потому что ведизм это кришнаизм, а не тот ведизм, которые есть на самом деле в Индии. То есть весь дохристианский период славян, не смотря ни на что, нельзя называть ведическим, или, точнее, ведийским.
С моей невысокой колокольни мне видится как-то не так. Настоящая ведийская культура существовала почти на всей территории Евразии, а на Индостан она пришла с арийцами. Её закат стал происходить с культом богов-громовержцев, т.е. богов войны, когда каста воинов, витязей прибрала к своим рукам власть от волхвов и брахманов. Окончательным могильщиком ведийства у нас на Руси стало христианство, а на Индостане буддизм. Язычество древней Руси это есть ведийство в чистом виде. Что касается ведизма, пришедшего к нам от кришнаитов, то в этом я полностью согласен, что оно почти ничего не имеет общего с настоящим ведизмом ни Индии, ни, тем более, Руси.
Алексей
 
Сообщения: 1220
Зарегистрирован: 17 ноя 2011, 11:06

Re: Религия Вед и русское язычество

Сообщение Михаил » 16 янв 2013, 15:10

"Ведизм существовал за долго до написания Вед".
об этом я и писал.
"для наших предков, которые не названы никак, словно их не было в те времена вообще, а земли были заселены дикими обезьянами, которые в одночасье стали славянами, как только к ним пришёл Рюрик.территория современной России, не заселённая ещё людьми, кроме ариев на Южном Урале.А остальная территория, заселённая нелюдью."

во времена ариев-андроновцев можно вести речь о предках праславян.плюс конечно огромный финно-угорский мир.гляньте карту археологических культур 3 тыс. до н.э. разве можно считать ямников,афанасьевцев нелюдью?

"Настоящая ведийская культура существовала почти на всей территории Евразии"

разумеется,только называть её лучше единой евразийской культурой,в основе которой был шаманизм.

"Её закат стал происходить с культом богов-громовержцев, т.е. богов войны, когда каста воинов, витязей прибрала к своим рукам власть от волхвов и брахманов"

ничего подобного-ведизм индоариев и был религией громовика Индры,а его закат в Индии связан с наступлением нарождающегося индуизма-религии туземного населения.хотя разумеется,влияние было взаимным и брахманская традиция позже сумела вытолкнуть за пределы Индии даже буддизм.

"Язычество древней Руси это есть ведийство в чистом виде."

не совсем.о различиях сказано в статье.
Михаил
 
Сообщения: 230
Зарегистрирован: 13 ноя 2012, 09:34

Re: Религия Вед и русское язычество

Сообщение Велимир » 16 янв 2013, 20:43

Если взять "широкую кисть и поработать широкими мазками", то нужно указать, что ведическая религия (которая определялась условиями жизни и уровнем культуры) оправдывает и обосновывает право кочующих ариев на захватнические войны. Когда кочующие арии перешли к оседлой жизни и прекратили непрерывный грабёж, захват земель и стад, то это с неизбежностью привело к кризису религии вед. Описание этого религиозного кризиса дано в третьей главе "Книги природной веры" http://www.slavya.ru/trad/velimir/kpv_oglav.htm
На фоне этого кризиса вчерашние носители ведической религии стали отрицать бытовую жизнь, которая более не поддерживала ведическую "религию боевых колесниц". Отрицая быт и его радости, появилось множество направлений аскетизма и буддизм. Появился монотеизм с единым Брахманом, с единым Кришной, и т.д. Как ответ на несостоятельность ведической религии в новых реалиях жизни, возникли Шиваизм и Вишнуизм.
Сегодня ни одно религиозное течение Индии не ограничивается только лишь древней ведической религией.
Зато в самом деле многие умники накачивают нам древний ведизм и толкуют, что это наиважнейшее. Для славян ведическая религия - только лишь один из древних пластов нашего язычества.
Велимир
 
Сообщения: 1962
Зарегистрирован: 12 окт 2011, 22:24

Re: Религия Вед и русское язычество

Сообщение Михаил » 16 янв 2013, 20:56

Да,верно.Только безличный Брахман-это скорее пантеизм.
"Сегодня ни одно религиозное течение индии не ограничивается только лишь древней ведической религией."

Более того,есть даже течения индуизма вообще никак не связанные с Ведами-тот же шактизм и конечно тантра.Сами ведийские ритуалы давным давно уступили место индуистским "пуджам".Их помнят,но проводят очень редко.
Михаил
 
Сообщения: 230
Зарегистрирован: 13 ноя 2012, 09:34

Re: Религия Вед и русское язычество

Сообщение Алексей » 17 янв 2013, 23:00

Здравия всем. Михаил,
Михаил писал(а):во времена ариев-андроновцев можно вести речь о предках праславян.плюс конечно огромный финно-угорский мир.гляньте карту археологических культур 3 тыс. до н.э. разве можно считать ямников,афанасьевцев нелюдью?
Потому я и обратился к тебе, чтобы ты их не считал нелюдью, а писал оних. Ведь они БЫЛИ! А в твоём рассказе БЫЛИ ТОЛЬКО АРИИ и больше никого не было на всей Земле, кроме конечно тех, кого арии стали побеждать на Индостане. То есть ты повторяешь школу лондонской академии наук, для которой арии были, и их история была. А предков славян небыло. Для предков словян только дырка от бублика, а не история.
Михаил писал(а):"Настоящая ведийская культура существовала почти на всей территории Евразии"

разумеется,только называть её лучше единой евразийской культурой,в основе которой был шаманизм.
Тогда так и пиши, что ВЕДИЗМ БЫЛ ЕДИНОЙ ЕВРАЗИЙСКОЙ КУЛЬТУРОЙ, в основе которой был шаманизм.
Михаил писал(а):ничего подобного-ведизм индоариев и был религией громовика Индры,а его закат в Индии связан с наступлением нарождающегося индуизма-религии туземного населения
Начнём с того, что такого народа индоарии никогда и нигде не существовало. Индоарии это не народ, это термин из языкознания и означает он языковую группу, а не народы. В эту языковую группу входят настолько разные народы, что у них не только разные культуры, но и генетические прородители. Потому, что некоторые народы переходили на язык индоевропейской группы, но никогда не принадлежали ни генетически, ни культурно-исторически к европейцам или индийцам. Да и европейцы ничего общего не имеют (кроме схожести языка) с аборигенами Индостана. Как можно два таких этноса сваливать в одну кучу?! Поэтому и ведизм был не однороден. То, что ты написал о закате ведизма, это было у ариев-кочевников, которые жили набегами и грабежами, как и подабает кочевникам. В Европе и на территории Руси уже было землиделие, но дело даже не в этом, а в том, что у нас (наших предков) был другой ведизм, нежели чем у ариев. У нас был ведизм, в котором управление обществом принадлежало волхвам. (это прервый ведизм). Потом управление перешло к воинам (это второй ведизм, который был и у ариев). А вскоре после этого пришло христианство. В этом и есть основное отличие.
Неужели не понятно, что арии - это ловушка, куда ВСЕХ целенаправлено затягивают, отвлекая на них, чтобы НИКТО не занимался изучением нашей отеческой истории, чтобы никто не занимиался нашим ведизмом. Вот и ты Михаил рассказываешь нам об ариях, но НИЧЕГО НЕ ГОВОРИШЬ О НАШИХ ПРЕДКАХ, которые изначально жили на этой земле и никуда не уходили, ни в какие чужие земли. Неужели не понятно, что народы славянской группы языков (славяне) имеют очень мало общего с ариями. История ариев это история тех, кто покинул свои родные места и ушёл на Индостан. С того момента, как они отделились от своего этноса, мы стали разными народами с разной культурой. История народов славянской языковой группы - это история народов, которые никуда со своей РОДОВОЙ ЗЕМЛИ не уходили. Это совершенно другой народ и другая культура. Хотя обе эти культуры были ведические, и генетически мы с ариями одной крови.
Алексей
 
Сообщения: 1220
Зарегистрирован: 17 ноя 2011, 11:06

Re: Религия Вед и русское язычество

Сообщение a.vesta » 17 янв 2013, 23:02

Замечательная статья, многое расставляющая по местам. Но в целом Веда - как нечто более высокое, чем знание, уже стала мифом нашего времени. Когда человек говорит: "Ведическая религия наших предков" он желает сказать о праведности их мыслей, о стремление жить чисто, безупречно - по правде. Так некая идеальная фантазия под названием "веды" позволяет нам перекинуть мостик через столетия и обрести свет в прошлом.
Конечно правда может быть и горькой и даже вдребезги разбивать уютные иллюзии о "ведической религии наших предков" - сказал так и уже самый умный :ugeek: Ну кто на меня?
Очень дельная и нужная статья!
Аватара пользователя
a.vesta
 
Сообщения: 1392
Зарегистрирован: 25 окт 2011, 11:34

Re: Религия Вед и русское язычество

Сообщение Настенька » 18 янв 2013, 00:12

Михаил, очень интересная статья, спасибо за нее.
Одно лишь хочу заметить. Историю всегда пишут победители, так что не стоит уж сильно опираться на официальную "правильную" историю, правды мы никогда не узнаем, так что нужно старатьяс копать, подвергать все сомнению.
Алексей прав, славяне не могли вдруг взять и из неоткуда выползти, у них были предки, а вот откуда они взялись,это очень сложная и интересная тема.
Настенька
 
Сообщения: 75
Зарегистрирован: 26 ноя 2012, 23:41

Re: Религия Вед и русское язычество

Сообщение a.vesta » 18 янв 2013, 09:12

Версия балканского происхождения славян, откуда это многочисленно племя насчитывающее ныне 320 миллионов (П.Тулаев) стремительно возросло и разошлось по Земле, поплыло по великим рекам, ища новые земли для расселения, - на сегодняшний день самая доказанная. Если есть новые данные, было бы интересно узнать. Трипольцы (Украина), ровесники пирамид, по видимому не были славянским народом, о чем упоминал академик Ю.Шилов.
О том, что в лесной зоне северо-запада и к северо-востоку от Москвы славяне жили говорят раскопки курганов вятичей, радимичей и других культур, величавые городища, однако в целом с севера-востока Европы довольно поздно ушел неолит, долго держался бронзовый век. Страна городов Гардарикия, прекрасная Куява располагалась к югу-западу, ближе к степям Причерноморья. В наших приокских и мещерских лесах, лесах могли жить охотничьи реликты, которые были вытеснены, когда пришли славяне или еще ранее - фино-угорскими племенами - муромой, мещерой, которых в свою очередь потеснили славяне. До сих пор в болотах северо-запада живут загадочные авдошки, - возможно неадертальцы, снежные человеки. Вот они-то и были коренными.
Видимо нам надо сделать выбор: жить мифом или строго по науке. Вот когда найдут и докажут... тогда этот новое знание станет нашим оружием, а до той поры надо сдерживать "коней фантазии".
Аватара пользователя
a.vesta
 
Сообщения: 1392
Зарегистрирован: 25 окт 2011, 11:34

След.

Вернуться в Форум родноверов

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 2