К вопросу о...

В частности, здесь ведётся диалог с опорой на учение славянской языческой общины "Коляда Вятичей" http://www.kapishe.ru/

К вопросу о...

Сообщение Карнач » 30 июл 2016, 17:53

"ЯРГА"

"В 1981 году жительница села Ушинка Земетчинского района Д. Е. Сверчкова сообщила нам о древнейшем обозначении солнца словом ярга, которое относилось к свастическому мотиву сложных очертаний." (Сидоренко В.А., Жигулева В.М. и др. - Народный костюм Пензенской губернии конца XIX – начала XX века.П., 2005.).

"В 80-х годах XX в. полевая экспедиция учёных Загорского (ныне Сергиево-Посадского) государственного историко-художественного музея-заповедника собирала по сёлам Земетчинского и окрестных районов Пензенской области предметы материальной культуры - одежду, утварь, орудия кустарного производства и пр. В селе Ушинка заведующая отделом древнерусской одежды музея В.М.Жигулёва записала "одно из древнейших обозначений солнечного знака в виде свастики словом "ярга"" [Жигулева В.М. Народное искусство Пензенской области конца XIX-XX веков. Загорский государственный историко-художественный музей-заповедник. М., 1989., c. 5]. В 1995 году в юбилейном издании музея В.М.Жигулёва уточнила, что словом ярга "ушинцы называли между собой одно из солярных изображений в виде сложной свастики" [Жигулева В.М. Женский народный костюм Пензенской области и некоторые вопросы его эволюции // Сергиево-Посадский музей - заповедник. Сообщения 1995. М., 1995., c. 236]."

Таким образом, "ярга" - это не общеславянское, а местечковое название свастики.

"СВАСТИКА В НАРОДНОМ КОСТЮМЕ":

"Свастика в народном костюме XIX в. это очень примерно 80-90% это женские костюмы" (с) Д. Тарасов

Всё верно, однако это не делает свастику женским символом, потому что, во-первых, 10-20% - это мужские костюмы, а во-вторых, процентное соотношение выведено по музейным коллекциям, которые, как признают сами реконструкторы, в подавляющем большинстве представлены именно женскими костюмами. Но, если вы не хотите выглядеть как клоуны, то ознакомтесь с расположением этого символа на традиционном костюме.

"ОЧЕЛЬЕ И НАГОЛОВЕНЬ":

"Женское очелье

Очелье – это часть женского головного убора (сороки, повязки, кокошника и т.д.), который прикрывает чело, т.е. лоб. В словаре Даля: «ЛОБ м. лобик, лобок, лобочек; лбища, лбина м. чело, надбровье; часть головы, лица, между висков, от бровей до предела волос, или повыше, до темени, правильнее ж отличать лоб (чело), подтемянье и темя».
Также у Даля «налобник», «начельник» для девичьей повязки (сл. статья «Налобанивать»):
«Налобник м. начельник, начелок, девичья повязка; поднизь». «Очеловечить» дается определение слову «очелье»: «Очелыш м. вят. оцёлыш, девичий головной убор, кокошник. Очелье ср. твер. очелы м. мн. олон. перед кокошника, лобок. Очелочный, очелковый, к очелку, очельный, к очелью относящийся».
В статье Д.К. Зеленина "Женские головные уборы восточных (русских) славян": "Очелье, налобник − это лобовой щиток головного убора. Очелье прикрывает «чело», «лоб», но не всю голову. Когда говорят об очелье, всегда имеют в виду часть женского головного убора, а не мужского.

Мужской наголовень

В статье Д.К. Зеленина "Женские головные уборы восточных (русских) славян": «У великорусских рабочих, особенно у шерстобитов, и до наших дней сохраняется обычай обвязывать веревкой или ленточкой волосы на голове, «чтоб зря не трепались» при движениях корпуса. (Изображения можно видеть, напр., в книге «Илья Репин. Воспоминания. Под редакцией К. И. Чуковского. Бурлаки на Волге» Птб., s. а., стр. 81: рисунок из альбома И. Е. Репина «Ларька»)».
Даль пишет: «Наголовень муж. ремень кольцом, что мастеровые носят на голове; наголовник, то же, и вообще головной убор». Сообщений о том, что эта лента на голове мастеров-мужчин как-то орнаментировалась, что она использовалась в каких-либо обрядах или обычаях (свадебных, календарных, похоронных и т.д.), несла какую-то функцию помимо придерживать волосы во время работы – нет.
Наголовень в мужских головных уборах славян имел чисто утилитарное значение. Лента, в отличие от шапки, не покрывает голову полностью.
Шапка, которая, в отличие от наголовника, точно имела обрядовое значение, обозначала социальный статус мужчины (княжеская, боярская) и т.д., что зафиксировано этнографами. Если девичьи головные уборы с очельем у восточных и южных славян – обычное явление, то мужские головные уборы в виде повязки, ленты (Наголовень) – как повседневная или обрядовая часть одежды не встречается в описаниях этнографов." (Д. Тарасов. "Шапка и очелье").

Однако из этого правила:

"сообщений о том, что эта лента на голове мастеров-мужчин как-то орнаментировалась, что она использовалась в каких-либо обрядах или обычаях (свадебных, календарных, похоронных и т.д.), несла какую-то функцию помимо придерживать волосы во время работы – нет."

есть исключение - наголовень, как соответственно оформленное обережное средство, использовали в своих обрядах мастера ведовских "профессий".

"СЛАВЯНСКАЯ ОДЕЖДА ОБРАЗЦА 10 - 19 ВЕКОВ НА РОДНОВЕРЧЕСКИХ ПРАЗДНИКАХ И ОБРЯДАХ":

Причины использования обрядовой одежды в виде традиционной русской образца 10 - 19вв.:

1. "Одежда позволяет сразу, не заводя разговор, понять о незнакомце "наш-не наш", то есть принадлежит ли данный человек к "нашей" этнической или религиозной общности";

2. Одежда является средством для психологического настроя человека на обряд;

3. Одежда выступает как оберег, учитывая, что обряды проводятся во время периодов взаимодействия Того и Этого Света;

4. Одежда стимулирует интерес к некоторым вопросам традиции;

5. Одежда может быть способом инициации: "Кроме того, пошив или покупка минимального облачения — рубахи — является инициацией для вновь пришедшего к Родной Вере сородича. Он проверяет себя: готов ли он посвятить этому делу свои усилия и средства".
Карнач
 
Сообщения: 417
Зарегистрирован: 22 дек 2011, 07:13
Откуда: г. Липецк

Re: К вопросу о...

Сообщение Карнач » 30 июл 2016, 17:56

"ТРЕБА"

В переводе с древнеславянского означает "жертвоприношение". К сожалению, сохранившиеся источники не позволяют систематизировать виды жертвоприношений у славян, поэтому для иллюстрации приведу пример соседей славян - литовцев:

"...Жертвъ у Литовцевъ было родовъ 16, а именно:

1) Жертва малая совершалась каждый разъ за столомъ: хозяинъ, изливъ въ чару пива, обмакивалъ въ него кусокъ хлѣба, и, отпивши немного, закусывалъ хлѣбомъ, а чару отдавалъ хозяйкѣ; та выливала пиво на порогъ, приговаривая: «пусть будетъ довольство въ домѣ для хозяина, гостя и убогаго».

2) Жертва обыкновенная отличалась отъ первой тѣмъ, что совершалась въ праздники, и къ ней приглашался жрецъ.

3) Годовая. Нѣсколько селеній собирались всмѣстѣ въ концѣ года, и на общія деньги покупали быка или козла. Вирнайтосъ, помолившись надъ нимъ всѣмъ богамъ, зарѣзывалъ животное, кровью его кропилъ народъ, а мясо, изрубивши, варили: между тѣмъ, надѣлавъ лепешекъ, пекли ихъ, перебрасывая черезъ огонь изъ рукъ въ руки. Когда все было готово, учреждался пиръ, и, по окончаніи его, оставшуюся кровь жертвеннаго животнаго несли домой, для окроплѣнія стѣнъ.

4) Жертва великая или мокрая совершалась въ праздники Криве-Кривейтой или старшими жрецами: кропили народъ водою изъ всященныхъ рѣкъ, озеръ или ручьевъ, закололи животное, обносили мясо вокруг священнаго дуба, часть сожигали, остальное съѣдали.

5) Жертва величайшая совершалась непремѣнно самимъ Криве-Кривейтою, по случаю большаго праздника или свадьбы знатной особы, при громѣ музыки изъ котловъ, бубновъ, трубъ, роговъ и пр., и оканчивалась пиромъ для всѣхъ присутствующихъ.

6) Жертва богамъ подземнымъ. У подножія алтаря или на поляхъ закапывали глубоко въ землю недогорѣвшія кости отъ жертвъ, остатки жертвенныхъ пировъ и разбитые при этомъ сосуды; пиво выливали просто в землю.

7) Жертва непрерывная — поддержаніе священнаго огня; дрова употреблялись непремѣнно дубовыя и смола.

8) Жертва благодарственная совершалась въ честь боговъ за побѣду надъ врагами. Въ жертву приносили плѣнника, взятаго на полѣ битвы съ оружіемъ въ рукахъ, налошади и со всѣми военными депѣхами. Обведя плѣнника три раза кругомъ священнаго дуба, ставили между вкопанныхъ въ землю столбовъ, прнвявывали къ нимъ человѣка и лошадь цѣпями, обкдадывали вокругъ костромъ смольныхъ сухихъ дровъ такъ, чтобы головы не было видно, и зажигали. Есди плѣнниковъ было нѣсколько, то въ жертву избирали зватнѣйшаго, а при равенствѣ всѣхъ — бросали жребій.

9) Жертва вь честь Лаймы; обрядъ совершенія ея неизвѣстенъ.

10) Жертва умилостивительная. Явленіе въ домѣ бога Покла, совершившееся хитростію жрецовъ, бьло предвѣстіемъ ужаснаго несчастія. Объ умилостивленіи боговъ обращались къ жрецу; тотъ, послѣ разныхъ обрядовъ, указывалъ дицо, котораго кровь должна быть принесена въ жертву разгнѣваннымъ богамъ, и Литвинъ отдавалъ на закланіе даже любимое дитя. Съ разпространеніемъ просвѣщенія, жрецъ наносилъ себѣ ножемъ рану, и свою кровь посвящалъ богамъ, а въ капищѣ предъ истуканами клали голову какого-либо звѣря.

11) Жертва за умершихъ. Въ честь адскимъ богамъ, на погребеніяхъ и при поминовеніяхъ умершихъ, проливали на земдю напиткн, часть пищи бросали вна столъ, и кидали на могилахъ. Въ случаяхъ торжественныхъ на кострахъ погребальныхъ жгли развыя вещи и даже живыхъ людей. Въ честь павшихъ на войвѣ сожигали на кострахъ плѣнниковъ им захваченныхъ животныхъ.

12) Жертва за отечество. Въ большихъ несчастіяхъ, какъ то: гибельной войнѣ, морѣ, голодѣ и пр., по вызову жрецовъ, долженъ былъ кто-либо добровольно сжечь себя, или пасть, сражаясь съ непріятелемъ. Въ жертвахъ фанатизма недостатка никогда не было. Иногда сами жрецы всенародно сжигали себя для блага отечества.

13) Жертва черная — въ честь бога Гардоальдиса. Обряды ея неизвѣстны.

14) Жертва предвѣщательная. Для узнанія успѣховъ войны и тому подобное, старались добыть плѣнника; при народѣ старшій жрецъ ударялъ его ножемъ въ грудь: если кровь струилась, то предвѣщала удачу; если же сочилась каплями, то предвѣщала худый успѣхъ.

15) Жертва обѣтная — отправлялась въ набѣгѣ. Литовцы давали обѣтъ посвятить богамъ лучшую добычу, старались захватить красивую дѣвицу, украшали ее вѣнцомъ и цвѣтами, наряжали въ пышный уборъ, и приносили въ жертву; но сожигали ль ее, или закалывали — не извѣстно.

16) Жертва коня. Если набѣгъ былъ удаченъ, третья часть добычи отдавалась Криве-Кривейтѣ, въ честь богамъ. Одну изъ захваченныхъ лошадей загоняли до смерти, потомъ верховньй жрецъ ее зарѣзалъ и сжигалъ вна кострѣ. Богамь также посвящались лошади извѣстной масти — особенной въ каждой провинціи. Такія лошади отдавались Криве-Кривейтѣ; въ его власти было сжечь ее или, замѣнивъ другою жертвою, употреблять для себя, или же продать за границу..."
Карнач
 
Сообщения: 417
Зарегистрирован: 22 дек 2011, 07:13
Откуда: г. Липецк

Re: К вопросу о...

Сообщение Карнач » 30 июл 2016, 18:00

"РАСКРЕЩИВАНИЕ"

"Вероломные ливы, выйдя из обыкновенных бань, стали обливаться водой в Двине, говоря: "Тут мы речной водой смываем воду крещения, а вместе и самое христианство; принятую нами веру мы бросаем и отсылаем вслед уходящим саксам"..." (Генрих Латвийский "Хроника Ливонии");

"В 80- х годах появился в Воронежском уезде пророк Василий Желтовский, который даже вообще отрицал всякую молитву в храме, ибо « бог не в храме, а на небеси», и отрицал таинства (« тело и кровь Христову ни во что вменял»). Крещение, произведенное в церкви, считалось наложением печати антихристовой; ее нужно было смыть (буквально) вторым крещением в « Ердане», т. е. в какой- либо чистой реке, причем крестителями были также местные пророки, вроде Василия Емельянова и Василия Зайцева в Вологодском крае." (Н. Никольский "История русской церкви"). Имеется в виду 19 век?? Модератор

"ВЕРА"

"В чём ценность и значение веры. В том, что вера даёт инициативу, силы и возможности большие, чем имеются просто у знающего человека. Вот простой пример, мы хотим пройти по сложному маршруту или по неведомому маршруту. Заранее наши внутренние установки различны, если:

1. Никто не проходил этого маршрута, но я верю, что мы сможем пройти.

1а. Никто не проходил этого маршрута, не пройти его и нам.

2. Я знаю, что это сложный маршрут, но его проходят, и я верю, что мы так же сумеем пройти его.

2а. Я знаю, что это сложный маршрут, и нам его не пройти.

Как видно, именно ВЕРА позволяет не только преодолеть известные трудности, но она позволяет даже замахиваться на то, что не верящим покажется совершенно невозможным. Хотя она же - может и сдерживать. В первом случае - мы ничего не знаем, но вера в успех или неудачу является ведущей. Во втором случае - мы ЗНАЕМ, но нас ведёт ВЕРА, а знание о трудностях, наша нерешительность и лень предупреждают и сдерживают.
В первом, да и во втором случаях возможна ошибка: мы переоценили себя и свою веру и не сумели пройти маршрут с различными последствиями, возможно и драматическими. Но в любом случае, без ВЕРЫ невозможно дерзание. И наша языческая вера сегодня (да и вчера) - это дерзость первопроходца." (с) Н. Сперанский (Велимир)
Карнач
 
Сообщения: 417
Зарегистрирован: 22 дек 2011, 07:13
Откуда: г. Липецк

Re: К вопросу о...

Сообщение Карнач » 19 ноя 2016, 01:53

ТРЕБА МАРЕ (МАРЕНЕ):

Треба Маре (зерно, свежее сырое мясо на кости, крепкий спиртной напиток) собирается в горшок (крынку), который ставится перед изображением Богини. После обряда жрец (жрица) прикапывает крынку с требой в низинке или под подходящим деревом, либо топит в болоте.
Карнач
 
Сообщения: 417
Зарегистрирован: 22 дек 2011, 07:13
Откуда: г. Липецк

Re: К вопросу о...

Сообщение Велимир » 19 ноя 2016, 02:16

Вопрос к Карначу: А если на Марену землю схватило морозом, то жрец долбает ломом замёрзшую землю для захоронения жертвенного горшка? Или всё же пользуется костром? Мать-Земля это место для жертв Маре? Или уж лучше болото?
Велимир
 
Сообщения: 1905
Зарегистрирован: 12 окт 2011, 22:24

Re: К вопросу о...

Сообщение Дионис » 19 ноя 2016, 16:11

Только горшок должен быть треснутый и разбитый
Дионис
 
Сообщения: 165
Зарегистрирован: 30 мар 2015, 22:04

Re: К вопросу о...

Сообщение Карнач » 19 ноя 2016, 23:16

Дионис писал(а):Только горшок должен быть треснутый и разбитый


Это необязательное условие.
Карнач
 
Сообщения: 417
Зарегистрирован: 22 дек 2011, 07:13
Откуда: г. Липецк

Re: К вопросу о...

Сообщение Карнач » 19 ноя 2016, 23:21

Велимир писал(а):Вопрос к Карначу: А если на Марену землю схватило морозом, то жрец долбает ломом замёрзшую землю для захоронения жертвенного горшка? Или всё же пользуется костром?


Мы ж не на Крайнем Севере живём, земля весьма податлива.

Велимир писал(а):Вопрос к Карначу: Мать-Земля это место для жертв Маре? Или уж лучше болото?


Не вдаваясь в теологические споры, Мать - Земля - хороший посредник, как Огонь, при взаимодействии с другими Божествами.
Карнач
 
Сообщения: 417
Зарегистрирован: 22 дек 2011, 07:13
Откуда: г. Липецк

Re: К вопросу о...

Сообщение Самарцевъ » 31 окт 2017, 23:50

В Красноярском крае обнаружено огромное количество геоглифов (огромные письмена на поверхности земли, как в долине Наска) пяти и восьми лучевых солярных символов.
https://www.youtube.com/watch?v=BspXvwxumts
Аватара пользователя
Самарцевъ
 
Сообщения: 306
Зарегистрирован: 16 окт 2012, 16:35


Вернуться в Форум родноверов

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 2