ЯРИЛИН ДЕНЬ - 11 МАЯ

В частности, здесь ведётся диалог с опорой на учение славянской языческой общины "Коляда Вятичей" http://www.kapishe.ru/

ЯРИЛИН ДЕНЬ - 11 МАЯ

Сообщение a.vesta » 30 апр 2014, 09:26

ДОРОГИЕ ЕДИНОВЕРЦЫ,

11 МАЯ В ДВА ЧАСА ПО ПОЛУДНИ ЖДЕМ ВАС НА БОГОВЫХ ПОЛЯНАХ ЛОСИНОГО ОСТРОВА

В ЭТОТ ДЕНЬ И ЧАС ОБЩИНА ВЯТИЧИ БУДЕТ ЧЕСТВОВАТЬ МОГУЧЕГО ЯРИЛУ!

СЛАВЛЕНИЯ И ПРИНЕСЕНИЯ ТРЕБ ПРОЙДУТ НА КАПИЩЕ ВЕЛЕСА

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ СВЕДЕНИЯ МОЖНО ПОЛУЧИТЬ ПО ТЕЛЕФОНУ:

8 915 273 О5 11 АРИНА
Аватара пользователя
a.vesta
 
Сообщения: 1392
Зарегистрирован: 25 окт 2011, 11:34

Re: ЯРИЛИН ДЕНЬ - 11 МАЯ

Сообщение Велимир » 07 май 2014, 18:59

У нас, в Живице Ярилин день 10 мая. В своё время, ещё в прошлом веке, в "Коляде Вятичей", это был как бы престольный праздник. В это время вся община впервые после зимы выезжала на Луговую: сперва на старое капище, а потом на новое.
Однако, до сих пор обрядность этого дня находится в не систематизированном виде. Есть несколько урядов и "груда" песен, которые я тут привожу ниже ровно в том виде, как они у меня записаны. надеюсь. что праздник наконец заставит привести этот материал в систему. И надеюсь в этом деле на помощь Арины Весты. Итак, что есть:


Уряд дня Ярилы

Для праздника требуется:

Деревянный ярун и проросшие ветки берёзы, цветы, посохи, четыре топора, качели рядом с чистым Огнём, помост (конь), череп, зерно, два рушника, два ведра, родниковая Вода, кувшин, сырые яйца, квас или гранатовый сок, мечи для поединков (?), палки для ристалищ, ленты, яблоки, мед, молоко.

Зачин
1) Приход на место.
2) Переоблачение.

Принесение требы духам места. Устанавливается алтарь Ярилы. Ставятся большой Ярун и рядом с ним домашние идолы на полотенце, другое полотенце здесь же свободно лежит. Все они обсыпаются зерном. Ставится ковш с наговоренной Водою и ковш с зерном, зажигаются свечи.
Складывается костёр -купалец.
5) Бабы уходят на Ляльник.
6) Мужики уготовляются к празднеству.
в) Круговое опахивание обрядовой площадки женщинами (песня «Деревцо»)

Обрядовые речения:
Леля заждалась: время Её встречать!

I. Ляльник (женская часть обряда)

1) Принесение требы духам места с испрошением рвать цветы.
Заговор на сбор цветов
Гой еси, Земля Сырая,
Земля Матерая!
Всех еси нас породила,
Вся ты долей наделила.
Дозволь, Мати, взяти травы
Ради польги на живот

2) Плетение венков (песня «Медуница», «Я калинушку ломала...»)
3) Очерчивание коло вокруг участниц старшей женщиной.
«Бабушка <Имя> очерти ты нас золотым ножом,
Ты обсей-ка нас яровым зерном»
4)Посестримство – Кумления. (песня «Покумимся кума, покумимся…»)
6) Выбор Старшей Кумы жребием.
7) Выбор Лели (песня «А чей это двор на горе стоит?»)
9) Чествование Лели, выход Лели
10) Леля одаривает всех хлебом и молоком.
11) Нанесение ритуальной раскраски. Песня «Бык ярует»

Бык ярует – весну чует (Припев после каждой строчки).
Ой, раненько на заре
Ворон грает, весну чает,
Девка плачет, парня хочет.
Не ярись, бык – наорешься,
Не грай, ворон – вей-ка гнездо,
Не плачь, девка – нае…шься.


Мужская часть обряда

1)Возжигание Яри, пляс, братание, круговая чара
Песня: ЯРИЛО
Боже Царь Ярило, Весень наступает
Боже Царь Ярило, Род мой подымает
На святу Гору встаёт ясными ногами
Разбивает темноту ярыми мечами
Золотым Щитом своим стрига вызывает
Так до самого заката, темень он гоняет
Слава те Слава
Божья застава
Слава Яриле
Божия Силе - 3 раза


Общая часть обряда

Женщины приводят Лелю на поляну, она одаривает людей яблоками..
Плодами земли Угощаю, яблоками наделяю... Желаю...
Кто хочет от старого избавиться , молодость вновь обрести новых радостей в жизни испытать, тому посолонь обернуться. Прыжки среди топоров.
1) Волхв и радари приносят женщинам 4 топора, укладывают их в свастику
2) Ритуальные прыжки всех женщин (по очереди) под наговор «Ты огонь, огонь гори, бабам (девкам) яри подари!»
(Песня -Колославы- Ходи пекло, ходи рай, ходи в дедушкин сарай)


1) Тайный уход особливых людей ярильских (жриц). Раскрас Ярилы (Особливыми бабами под песню «Пчелочка»)
Общая часть обряда
1. Когда капище и костёр сложены, через опаханный круг кладётся мост и по нему люди переходят на капище, простуканные бубном.


Вошедшие на капище люди образуют Круг, волхв произносит пояснительную речь – чего ради праздник,
Возжигается костёр. ЧАРА И СЛОВА ЛЮДСКИЕ
Ярый хоровод вокруг костра.

I. Чествование Ярилы
Разыдись темно!
Разгорись Добро!
Засверкай светло
Солнце красное...

Уж Ты Свете наш да Силушка, наш Ярилушка, Солнышко Красное
Как восстанешь ты, как пробудишься во своем Златоверхом тереме,
Как умоешься ты бело набело, как расчешешь ты частым гребнем свои кудри светло-русые
|Как выведешь на зелен луг своего коня своего белогривого
Как поскачешь по луга, по долам, лесами да пашнями
Ко выской горе, что всем горам Мати
Распусти по земле лучи свои ясные
Кликни звонким кличем на четыре Божии стороны
Да отзовутся ему все духи земные, воздушные и опдземные
А русичи, внуки твои, да пробудятся, на холмы высоки подымутся
Под лучами твоими светлыми...
Гой!Ярило!

СЛАВЛЕНИЕ ДЕЯНИЙ ЯРИЛЫ
Обращение к яруну (выбирается помощник).
Два жреца поливают яруна водою из ковша и тот, что не поливал спрашивает:
Что Ярило? - Колесо солнечное зажег!
Что Ярило? - Колосом взошел!
Что Ярило? - Росою на Землю пал!



После этого все кричат: Слава Яриле! Жрец с капище, где поливался ярун, объявляет о шествовании Ярилы. Идёт Ярило по Руси ! Встречать нужно (высылаются четверо дюжих парней и девки.

Явление Ярилы
3. Ярило с черепом и колосьями является под песню «Яр, яр вставай рано…»
Жнещины (жрицы) с посохами составляют свиту.
4) Волхв встречает Ярилу гимном.

ГИМН
Идет удалый бог, Ярило - молодец
И снежный саван рвет по всей Руси широкой!
Идет могучий бог, враг смерти тусклоокой,
Ярило жизни царь и властелин сердец!
Из мака алого сплетен его венец,
В руках - зеленой ржи трепешет сноп высокий;
Глаза как жар горят, румянцем пышут щеки.
Идет веселый Бог, цветов и жатв отец!
Везде вокруг него деревья зеленеют
Пред ним бегут и пенятся ручьи,
И хором вслед за ним рокочут соловьи.
Идет он, светлый бог! - И села хорошеют!
И весь лазурный день - лишь смех да песни там.
А темной ноченькой уста все льнут к устам!

Песни: «Сыпь, Сыпь пшеницу в новые корытца...

Ярилу встречают с восторгом. Он объезжает костёр, сходит с коня у капища, отдаёт волхвам череп со словами:
«Кость в землю уложите», после чего череп берут на полотенце и относят на капище, кладут на землю
«Коней на травы отпустите», после чего конь уходит щипать траву.
«Росу небесную примите».

При этих словах Яриле подают ковш с водою, что стоял на капище, и все вереницей проходят около Ярилы и кланяются со словами по желанию каждого участника. Например: «Славим тебя, Ярило, дай нам силы да хлеба, да яри до баб ». И другое. А он брызгает на всех водою из ковша проросшими ветвями и обещает; «Сбудется, коли яро просите». Кого при этом если кого ветками сечёт – тому на счастье.


Диалог баб с Ярилой:
Б: Яр-Ярило – бор горит!
Я: А что в том бору стоит?
Б: Короба да сундуки, не малы не велики.
Я: А что в них?
Б: Лапти да опоры, старушек уборы.
Я: Ну и хрен с ними!
Б: Яр-Ярило – бор горит!
Я: А что в том бору стоит?
Б: Короба да сундуки, не малы не велики.
Я: А что в них?
Б: Ленты, серьги, пояса, красных девушек краса!
Я: Так тушить же надо!
Ярило тушит, обрызгивая (изо рта) женщин молоком.

Ритуальные возгласы
Яри-Ярь! Ярило-Ярило яви свою силу!
Огень Тато, Дид Яро
Яриле подносится ярая чара.


Когда весь Круг пройден, Ярило говорит, жрецы говорят Яриле: "Думаем мы, что пришёл ты благословить Землю – Матушку". Ярило отвечает: "Для того я и пришёл". Берёт ярун и идёт с ним на поле. Здесь заранее готова яма, в неё льют воду и кладут сырые яйца. Ярило начинает работать яруном. На каждый удар Ярилы, народ откликается голосом. (Ох, ух). После должной работы – когда влага и битые яйца перемешаны с землёю, Все вновь славят Ярилу.

вокруг Ярилы хоровод «На горе, горе петухи поют…»

Игрище «Испытание Ярилы» (Ловит Лелю, поцелуй Лели)
После этого ребята устраивают стенку на стенку. Для этого ведущий обращается к Яриле повелеть ярь мужскую показать. И потом он ставит стенки на стенку. (20 мужиков в игре)
«Слон»
«Борьба на палках»
Катание на качелях через огонь


14) Бабы уводят Ярилу к воде умываться (лыком, мочалом)
Шла бабушка с заморья, несла ведро здоровья,
Тому-сему немножко, а тебе Ярила – всё ведро!
Всеобщий ПИР

Другой вариант Уряда

I.Чествование Земли-Матушки.
1) Вынос писаницы Макоши.
2) Обнос писаницей и писанкой всех участников.
3) Установка писаницы у начертанного ромба продолбленной Ярилой.
4) Русальные (в долгорукавках или с белыми платками) плясания (песня «Пчелочка» (женский вариант))
5) Принесение требы Земле в начертанный ромб.
6) Совместное славление («Ож ты гой еси Земля-Матушка…»)
7) «Хоровод Заплетись плетень»


I. Поминовение предков.

1) Поход на гору (холм, курган).
2) Принесение требы предкам, развешивание на деревьях
3) Хоровод змейкой символом Земли (вначале ромбом, потом диагоналями) (Песня «На горушке»)
4) Скатывание яиц с горки.
5) Игрища с яйцами:
Кидание красных яиц из сита через себя, дабы бабы в подол ловили.
Разбивание яиц на пне оружием.
6)озвращение на место, к столу.
7) Приглашение предков к совместной с участниками трапезе.
8) Отведение за столом специального места для предков и подношение им напитков и еды.
9) Ломание каравая (каждый по кусочку, молча – «наши предки не отрезанный ломоть»).
10) Выпивание трех молчаливых чарок. Говорит только жрец: «Первая за ближайших родственников. Вторая – за всех личных предков. Третья – за всех наших предков.»
11) Слово волхва «Хлеб да соль!» Ответ всех хором: «Хлеба ести!»
12) Во время трапезы славления и поминания предков.
13) Венец обряда. Отпускание |душ

Пояснительная запись:
Ярило – народный бог мужского начала, бог - оплодотворитель. Бог жизни и движения. С одной стороны, он прост и понятен. С другой нельзя переоценить его значение в Природе.
В глубокой древности, он и понимался как Род, как тот, кто изначально породил через Рожениц весь живой мир.
Вместе с этим, Ярило несет весенний свет и тепло, несет юную, стремительную, возбужденную силу. Это любовная страсть, это и солнечный жар, это и неистовство битвы.
Воинам, поклоняющимся Яриле, он дает легкость, быстроту движений и бесстрашие. В этом смысле Ярило - бог, подобный Перуну, и ему должны были поклоняться древние князья. Но главный и древнейший его образ - все же образ природного мужского начала.
Рождение, приезд Ярилы, приходится на начало мая (4 мая сев яровых в Московской области). Расцвет его сил – на Русалии, примерно на 4 июня. А похороны - его уход обратно на небо, отмечается на Купалу. В разных местах Руси, эти события происходили в разное время. Праздники и время Ярилы приходится на русальные недели и составляют с ними единый комплекс.
В мае, бог Ярило является молодой и красивый в белом и на белом коне. На голове у него венок из весенних полевых цветов, в левой руке сноп ржаных колосьев. Так еще в прошлом веке, в Белоруссии, наряжали девицу или парня и сажали на коня, привязанного уздечкой к дереву. Вокруг девицы водили хоровод с песнями. Случалось это близ засеянных нив в присутствии стариков. Песни пели о том, как бог Ярило ходил по свету, растил рожь на нивах, даровал чадородие.
По другим данным, Ярило вместе со снопом в одной руке, держал череп в другой. У Островского, в "Снегурочке", Ярило появляется как небесное божество, держащее мертвую голову.
Приход Ярилы, Ярилин день - вакханалия, ночной праздник. На празднике допускается свободное объяснение в любви, поцелуи и объятия. В древности на этот праздник заключались браки, и свершались умычки.
В девятнадцатом веке, на празднике обязательно присутствовал человек, наряженный Ярилой: набеленный, убранный цветами, увешанный бубенчиками. Он стучал в барабан деревянным фаллосом и вызывал народ к веселью. С ним двигалась свита жриц с жезлами. Этой свитой Ярило уподоблялся богу Дионису. В задачу славянских менад также входило возбуждение народа на игрища и пиршество.

Песня «Я калинушку ломала..
Я да калинушку ломала,
Пучочки вяза(я)ла, да,
Из-под вили-вили дон-дон-дон,
Пучочки вязала.
Я да пучочки вязала,
Край дорожки кла(я)ла, да,
Из-под вили-вили дон-дон-дон,
Край дорожки клала.
Край дороженьки клала,
Примет примеча(я)ла, да
Из-под вили-вили дон-дон-дон,
Примет примечала.
Я примету примечала,
Дружка вороча(я)ла, да,
Из-под вили-вили дон-дон-дон,
Дружка ворочала.
Ты вернись, вернись надёжа,
Вернись душа-сердце, да,
Из-под вили-вили дон-дон-дон,
Вернись душа-сердце.
А не вернешься надёжа,
Махни чёрной шляпою, да,
Из-под вили-вили дон-дон-дон,
Махни чёрной шляпой.
Чёрна шляпа пуховая
Лента голубая(я), да,
Из-под вили-вили дон-дон-дон,
Лента голубая.
Что не лентой голубой,
Правою рукою(ю), да,
Из-под вили-вили дон-дон-дон,
Правою рукою.
Что не правою рукою,
Левою ногою(ю), да,
Из-под вили-вили дон-дон-дон,
Левою ногою.


Песни и игры:
Ой, кумушки, кумитеся, кумитеся, любится!
Кумится, любитеся, любите й мене!
Вы пойдете в зеленый сад — возьмите й мене!
Вы будете цветы ирвать сорвите й вы мене!
Вы будете вяночки вить — ох свейте вы мне
Вы пойдете к дунай реке — возьмите й мене!
Вы будете в воду вянки кидать — укиньте й мне
Ваши вянки оп вреху плыли , а мой на дно пошел
Ваши дружки с войны пришли, а мой не пришел
Он сам нейдет. Письма не шлет. Забыл про мене...

«Сыпь, Сыпь пшеницу в новые корытца...
Де седлайте коней в вялику дорогу!
Бо на той дороге трое ворот новых!
Первые ворота - где Месячик светти,
Другие ворота - где Сонийко всходит.
Третие ворота - где Ярила едет!
Где Месячик светит- светелько будет.
Где Сонийко всходит - светеленько будет.
Где Ярила едет -Веселенько будет!


Как пришел к нам Ярило (Ягорий) обмочившися
Ой лей, лё-лё-лё, обмочившися
Обмочившися, обросившися
Ой лей, лё-лё-лё, обросившися

А ты, Свете наш, Ярило, где ты был-побывал!«Где я был-побывал. Я и тамо не гулял,
Я и тамо не гулял, скот у поля выгонял Скот у поле выгонял на зелёную траву На зеленую тарву й на ключеву воду Я й святой рукой коровушек поглаживал, чтоб коровки были гладеньки Чтоб коровки были гладеньки, а телятки были сытеньки. Чтоб коровушки позыкивали, и телятушки побрыкивали...

Поесю свое горе, посею свое горе
По чистому полю, по чистому полю
Растеть мое горе — ни рожь не пшеница
Цвететь мое горе алыми цветами
Усе цвяты алоы — один поалее
Усе мальцы милы — а мой помилее
а мой помилее — цалуй поскорее

Поцелуйная игра с выбором то парня, то девушки
(тогда поется: а все девки милы — моя помилее)

Песня «Конь»
Выйду ночью в поле с конем
Ночкой темной тихо пойдем
Мы пойдем с конем по полю вдвоем
Мы пойдем с конем по полю вдвоем
Мы пойдем с конем по полю вдвоем
Мы пойдем с конем по полю вдвоем
Ночью в поле звезд благодать
В поле никого не видать
Только мы с конем по полю идем
Только мы с конем по полю идем
Сяду я верхом на коня
Ты вези по полю меня
По бескрайнему полю моему
По бескрайнему полю моему
Дай-ка я разок посмотрю
Где рождает поле зарю
Ай, брусничный цвет
Алый да рассвет
Али есть то место, али его нет
Ай, брусничный цвет
Алый да рассвет
Али есть то место, али его нет
Полюшко мое, родники
Дальних деревень огоньки
Золотая рожь да кудрявый лён
Я влюблен в тебя, Россия, влюблен
Золотая рожь да кудрявый лён
Я влюблен в тебя, Россия, влюблен
Будет добрым год-хлебород
Было всяко, всяко пройдет
Пой, златая рожь, пой, кудрявый лён
Пой о том, как я в Россию влюблен
Пой, златая рожь, пой, кудрявый лён
Мы идем с конем по полю вдвоем...


Песня Мядуница
Мядуница,
мядуница луговая,
Ой, луговая, мядуница!
Что не пахнешь,
что не пахнешь во всём поле?
Ой, во всём поле, что не пахнешь?
Як мне пахнуть,Як мне пахнуть во всём поле?Мня старухи, Мня старухи присидели,Молодухи Молодухи пристояли,Красны девки, Красны девки прискакали!

На плетение венков
Святая Купала! (все строчки по 2 раза)
Дозволь погуляти,
Венки завивати.
Завьём мы вяночек
На круглый годочек.
Круглое наше поле,
На ём ягод много,
Да всё земляничка!..

Ворота
Сыпь, сыпь пшеницу в новое корытцо,
Кормите коней в велику дорогу.
Бо на той дороге трое ворот новых.
Первые ворота - где Сонийко всходит,
Другие ворота - где Месячек светит.
Третие ворота - где Ярила едет.
Где Сонийко всходит – тепленько будет,
Где Месячек светит – светленько будет,
Где Ярила едет – веселенько будет.

На разжигание костра-Купальца(Хоровод «зубчатый», темп ускоряется.)
В нас сегодня Купала То-то-то,
Не девка огонь клала То-то-то,
Сварог огонь раскладал,
Всех Богов до себе звал.
Звал Купала Перуна:-
Ты приди до нас, Перун
Поглядеть на Купаля!
- Нема часу, Купаля
– Эту ночку мне не спать,
Надо жито соглядать
Каб змея не ломала,
Коренья не копала.

Пчёлушка - на защиту берёзки (срамная)
Пошли девки на работу
Пчёлушка, пчёлушка,
Чудо-чудо-чудо-лушка,
То ж было верно, лушка, гой! Эй, гой!
На работе припотели,
Искупаться захотели.
Рубашонки поскидали,
Сами в речку поныряли.
Откель взялся вор и Яшка!
Покрал девичьи рубашки.
Одна девка, всех смелее,
Погналася да за Яшкой:
- Ты отдай, Яшка, рубашки!
Яшка ей в лицо смеётся:
- Ты прикрой себе рукою!
Не поместится рукою
—Ты прикрой сковородою!
- Вылезайте, красны девки,
Да ловите вора Яшку,
Да порвём на нём рубашку,
А порточки в лоскуточки
—Путь нагой в деревню чешет!

Свадьба Ярилы и Берёзки
Ты заря, моя ты зоренька,
Ты вечёрняя весёлая была.
Заиграй, заря, во гуслицы.
У тебя ли гусли славные —
Гусли славные, бо знатные.
Злой свекор-то у ворот стоит,
Молоду сноху домой зовёт:
- Ты пойдём, пойдём, любимая сноха!
- Я нейду, нейду, не слушаю тебя:
У нас игры недоигранные,
Скачки-пляски недоплясанные.

Ты заря, моя ты зоренька,
.... (повторяется всё, только)
Зла свекровка у ворот стоит;
...
И третий раз:
Ты заря, моя ты зоренька,
.......
Молодой муж у ворот стоит,
Молоду жену домой зовёт:
- Ты пойдём, пойдём, любимая жена!
- Я иду, иду, и слушаю тебя:
У нас игры все доигранные,
Скачки-пляски все доплясанные.

Весна Красна

А чей это двор на горе стоит?
Весна Красна на весь свет!
На горе стоит как жар горит
Весна Красна на весь свет!
Зацепочка золотая
Весна Красна на весь свет!
Хозяечка молодая
Весна красна на весь свет!
Она рано уставала
Весна Красна на весь свет!
Она бело ж да умывалася
Весна Красна на весь свет!
Она брала златы ведерца
Весна Красна на весь свет!
С купоросным коромыслом
Весна Красна на весь свет!
Пышла она да и по воду
Весна Красна на весь свет!
Размахнула, почерпнула
Весна Красна на весь свет!
Почерпнула кусок злата
Весна Красна на весь свет!
Принесла ена у святлицу
Весна Красна на весь свет!
Поставила у скамицу
Весна Красна на весь свет!
Первая строчка
Песня поется на «Ы»

СССССССССССССССССССССССССССССССССССССССССССССССССССССССССССССССССССССССССССССССССССССССССССС
Уряд дня Ярилы №3

Реконструкция древнеславянских праздников майского цикла.
I. Зачин

1) Приход на место.
2) Переоблачение.
3) Принесение требы духам места.
4) Круговая чара.
5) Бабы уходят на ляльник.
6) Мужики уготовляются к празднеству, складывают костер.

I. Ляльник (женская часть обряда)

1) Принесение требы духам места с испрошением рвать цветы.
Заговор на сбор цветов
Гой еси, Земля Сырая,
Земля Матерая!
Всех еси нас породила,
Вся ты долей наделила.
Дозволь, Мати, взяти травы
Ради польги на живот
2) Плетение венков. (песня «Медуница»)
3) Опевание всех участниц («В хороводе были мы…»)
4) Очерчевание коло вокруг участниц старшей женщиной.
«Бабушка <Имя> очерти ты нас золотым ножом,
Ты обсей-ка нас яровым зерном»
1) Посестримство – Кумления. (песня «Покумимся кума, покумимся…»)
2) Выбирание Старшей Кумы жребием.
3) Договор сроков почитания Старшей Кумы.
4) Старшая Кума выбирает Лелю.
5) Чествование Лели (песня «А мы Леличку дожидались…»)
6) Леля одаривает всех хлебом и молоком.
7) Нанесение ритуальной раскраски. Песня 3 «Бык ярует»

8) Леля бьет участниц вербой Приговор на вербохлёст (Макошье, Присловье 4)
9) Бужение деревьев.
10) Возвращение к костровищу на место.

Мужская часть обряда
1) Возжигание Огня
2) Слово Огню
3) Призвание Богов и Духов
4) Первая круговая чаша – побратальная

Общая часть обряда
1) Волхвы приносят женщинам 4 топора, укладывают их в свастику
2) Ритуальные прыжки всех женщин (по очереди) под наговор «Ты огонь, огонь гори, бабам (девкам) яри подари!»

I. Чествование Ярилы

1) Уход Особливых людей ярильских.
2) Раскрас Ярилы (Особливыми бабами под песню «Пчелочка»)
3) Ярило с черепом и колосьями едет на коне под песню «Яр, яр вставай рано…».
4) Волхв встречает Ярилу гимном.
5) Волхв падает ниц пред Ярилой, Ярило сходит с коня по хребту волхва.
6) Диалог баб с Ярилой:
Б: Яр-Ярило – бор горит!
Я: А что в том бору стоит?
Б: Короба да сундуки, не малы не велики.
Я: А что в них?
Б: Лапти да опоры, старушек уборы.
Я: Ну и хрен с ними!
Б: Яр-Ярило – бор горит!
Я: А что в том бору стоит?
Б: Короба да сундуки, не малы не велики.
Я: А что в них?
Б: Ленты, серьги, пояса, красных девушек краса!
Я: Так тушить же надо!
Ярило тушит, обрызгивая (изо рта) женщин молоком.
7) Ярило выплясывает с колом.
8) Очерчивает ромб зерном на Земле.
(вокруг Ярилы хоровод «На горе, горе петухи поют…»). Ритуальное ощупывание Ярилы.
9) Слово Ярилы. Благословения народу. Дабы зеленело и плодородило.
10) Яриле подносится ярая чара.
11) Ярила испив передает чашу по кругу мужикам.
12) Чествование ипостаси Ярилы, как повелителя зверей. Игра «Гуси-гуси» (женщины – гуси-лебеди, мужчины – волки, ловят птиц). Слова волхва «Что у волка в зубах, то Ярило дал!»
13) Чествование первых пчел. Игра (мужики «жалят» девок). Песня 6 «Клубились рои пчалиныя». К окончанию песни мужики щиплют баб, те с визгом разбегаются.
14) Бабы уводят Ярилу к воде умываться (лыком, мочалом)
Шла бабушка с заморья, несла ведро здоровья,
Тому-сему немножко, тебе Ярила – всё ведро!

I. Чествование Земли-Матушки

1) Вынос писаницы Макоши.
2) Обнос писаницей и писанкой всех участников.
3) Установка писаницы у начертанного ромба продолбленной Ярилой.
4) Русальные (в долгорукавках или с белыми платками) плясания (песня «Пчелочка» (женский вариант))
5) Принесение требы Земле в начертанный ромб.
6) Совместное славление «Ож ты гой еси Земля-Матушка», Макошье, Песня 1
7) «Заплетись плетень» Песня 7

I. Поминовение предков

1) Поход на гору (холм, курган).
2) Принесение требы предкам, развешивание на деревьях Стихи «Я как блиндаж…»
3) Хоровод змейкой символом Земли (вначале ромбом, потом диагоналями)
(Песня 8 «На горушке»)
4) Скатывание яиц с горки.
5) Игрища с яйцами:
Кидание красных яиц из сита через себя, дабы бабы в подол ловили.
Разбивание яиц на пне оружием.
1) Возвращение на место, к столу.
2) Приглашение предков к совместной с участниками трапезе.
3) Отведение за столом специального места для предков и подношение им напитков и еды.
4) Ломание каравая (каждый по кусочку, молча – «наши предки не отрезанный ломоть»).
5) Выпивание трех молчаливых чарок. Говорит только жрец: «Первая за ближайших родственников. Вторая – за всех личных предков. Третья – за всех наших предков.»
6) Слово волхва «Хлеб да соль!» Ответ всех хором: «Хлеба ести!»
7) Во время трапезы славления и поминания предков.
8) Венец обряда.




Вот другой Уряд
Пояснительная запись

Ярило – народный бог мужского начала, бог - оплодотворитель. Бог жизни и движения. С одной стороны, он прост и понятен. С другой нельзя переоценить его значение в Природе.
В глубокой древности, он и понимался как Род, как тот, кто изначально породил через Рожениц весь живой мир.
Вместе с этим, Ярило несет весенний свет и тепло, несет юную, стремительную, возбужденную силу. Это любовная страсть, это и солнечный жар, это и неистовство битвы.
Воинам, поклоняющимся Яриле, он дает легкость, быстроту движений и бесстрашие. В этом смысле Ярило - бог, подобный Перуну, и ему должны были поклоняться древние князья. Но главный и древнейший его образ - все же образ природного мужского начала.
Рождение, приезд Ярилы, приходится на начало мая (4 мая сев яровых в Московской области). Расцвет его сил – на Русалии, примерно на 4 июня. А похороны - его уход обратно на небо, отмечается на Купалу. В разных местах Руси, эти события происходили в разное время. Праздники и время Ярилы приходится на русальные недели и составляют с ними единый комплекс.
В мае, бог Ярило является молодой и красивый в белом и на белом коне. На голове у него венок из весенних полевых цветов, в левой руке сноп ржаных колосьев. Так еще в прошлом веке, в Белоруссии, наряжали девицу или парня и сажали на коня, привязанного уздечкой к дереву. Вокруг девицы водили хоровод с песнями. Случалось это близ засеянных нив в присутствии стариков. Песни пели о том, как бог Ярило ходил по свету, растил рожь на нивах, даровал чадородие.
По другим данным, Ярило вместе со снопом в одной руке, держал череп в другой. У Островского, в "Снегурочке", Ярило появляется как небесное божество, держащее мертвую голову.
Приход Ярилы, Ярилин день - вакханалия, ночной праздник. На празднике допускается свободное объяснение в любви, поцелуи и объятия. В древности на этот праздник заключались браки, и свершались умычки.
В девятнадцатом веке, на празднике обязательно присутствовал человек, наряженный Ярилой: набеленный, убранный цветами, увешанный бубенчиками. Он стучал в барабан деревянным фаллосом и вызывал народ к веселью. С ним двигалась свита жриц с жезлами. Этой свитой Ярило уподоблялся богу Дионису. В задачу славянских менад также входило возбуждение народа на игрища и пиршество.


Для праздника требуется:

Деревянный ярун – двухметровый фаллос и проросшие ветки берёзы, любого другого лиственного дерева. Так же: череп, сноп, зерно, два рушника, родниковая вода, кувшин, сырые яйца, квас или пиво, "шкура" коня с головою.
Капище Ярилы обязано располагаться близ пахотного поля.
Устанавливается алтарь Ярилы. Ставятся большой ярун и рядом с ним домашние идолы на полотенце, другое полотенце здесь же свободно лежит. Все они обсыпаются зерном. Ставится ковш с наговоренной водою и ковш с зерном, зажигаются свечи. Складывается шалашом костёр.
1. Когда капище и костёр сложены, проводится опашка вокруг капища. Это делают либо мужики с топором и бубном, либо женщины с плугом и мётлами. После этого через опаханный круг кладётся мост и по нему люди переходят на капище, простуканные бубном.

2. Вошедшие на капище люди образуют Круг, ведущий произносит пояснительную речь – чего ради праздник. Пускается братина. Затем возжигается костёр. Ярый хоровод вокруг костра.
3. Успокоились. Два жреца проходят на капище Ярилы. Поливают яруна водою из ковша и тот, что не поливал спрашивает: Что Ярило? - Колесо солнечное зажёг. Что Ярило? – Росою на Землю пал. Что Ярило? – Колосом взошёл.
После этого все кричат: Слава Яриле!

4. Жрец просит народ позвать Ярилу, чтобы пришёл до нас. После этой просьбы, трое участников обряда удаляются в лес и двое набрасывают личину Коня, а другой окручивается Ярилой, садится на Коня, берёт в руки череп и зелёный «веник», и после прочтения гимна так приезжает к народу.

5. После того, как народ криками позвал Ярилу, жрец читает Гимн Ярилы (Бутурлина)

6. Когда гимн прочтён, появляется Ярило голый на коне. В одной руке череп, в другой – ветви распустившихся веток «май». Ярилу встречают с восторгом. Он объезжает костёр, сходит с коня у капища, отдаёт волхвам череп со словами: «Кость землю уложите», после чего череп берут на полотенце и относят на капище, кладут на землю.
День Ярилы – время выгона скота в поле. Поэтому, вторая фраза Ярилы: «Коней на травы отпустите», после чего конь уходит щипать траву. В поле «конь» раскручивается, и ребята возвращаются в Круг. Далее Ярило возвещает: «Росу небесную примите».
7. Эти слова истолковываются жрецами как предстоящее благодеяние. При этом говорится, что нужно делать. Яриле подают ковш с водою, что стоял на капище, и все вереницей проходят около Ярилы и кланяются со словами по желанию каждого участника. Например: «Славим тебя, Ярило, дай нам силы да хлеба, баб да яри». И другое. А он брызгает на всех водою из ковша проросшими ветвями и обещает: «Сбудется, коли яро просите». Кого при этом если кого ветками сечёт – тому на счастье.
8. Когда весь Круг пройден, Ярило говорит, жрецы говорят Яриле: "Думаем мы, что пришёл ты благословить Землю – Матушку". Ярило отвечает: "Для того я и пришёл". Берёт фаллос и идёт с ним на поле. Здесь заранее готова яма, в неё льют воду и кладут сырые яйца. Ярило начинает работать яруном. На каждый удар Ярилы, народ откликается голосом. (Ох, ух). После должной работы – когда влага и битые яйца перемешаны с землёю, Все вновь славят Ярилу. После этого ребята устраивают стенку на стенку.
9. Трапеза


Песни Ярилы

Перемолвка жрецов
-Что Ярило? - Колесо солнечное зажег.
- Что Ярило?- Росою на землю пал.
- Что Ярило?-Колосом взошел!




Песня 1. В хороводе были мы
В хороводе были мы,
Были мы, были мы.
Кого надо видели,
Видели, видели.
Сокола-молодчика,
Молодца, молодца.
Встань, молодчик, подбодрись,
Подбодрись, подбодрись.
Вправо, влево развернись,
Развернись, развернись.
Кому хочешь, поклонись,
Поклонись, поклонись.


Песня 2. Медуница

Песня 3. Бык ярует
Бык ярует – весну чует (Произносится после каждой строчки)
Ой, раненько на заре
Ворон грает, весну чает,
Девка плачет, парня хочет.

Не ярись, бык – наорешься,
Не грай, ворон – вей-ка гнездо,
Не плачь, девка – нае…шься.

Песня 4. Пчёлочка Пчелочка златая
Пчелочка златая,
Что же ты жужжишь?
Около летаешь,
А прочь не летишь.
Али ты не любишь
Лизочку мою?
У моей у Лизочки
Русая коса , Голубая лента
Ниже пояса.
Черные брови
Серые глаза:
Розовые полные
Щечёчки ее
Мягкие пуховые
Грудочки ее
Я к губам прилипну –
С ними то и помру.
Врешь – не прилипнешь!
Врешь не помрешь!

Припев после каждого двустишия.
Жаль-жаль, жаль же мне
Врёшь – не помрёшь!


Песня 5. Яр-яр
Ярило, вставай рано, яр-яр вставай рано;
Ярило, мыйся бело, яр-яр мыйся бело;
Ярило, седлай коня, яр-яр седлай коня;
Ярило, езди в поле, яр-яр езди в поле;
Ярило, возьми ключи, яр-яр возьми ключи;
Ярило, отмкни Землю, яр-яр отмкни Землю;
Ярило, пусти траву, яр-яр пусти траву;
Ярило, зеленую, яр-яр зеленую;
Ярило, пусти росу, яр-яр пусти росу;
Ярило, медвяную, яр-яр медвяную;
Ярило, дай нам долю, яр-яр дай нам долю;
Ярило, счастливую, яр-яр счастливую.

6. Клубились рои пчелиные
Из-за гор, гор высоких (каждая строчка 2 раза)
Из-за леса, леса темного
Вылетала туча грозная
То не туча, то не облако
Клубились рои пчелиныя
Вопрошала мати пчелыя
Гой еси вы, пчелы ярыя,
Далеко ли вы собралися?
Мы летим, летим на небушко
Мы Богам несем подарочки
Солодок медок да патоку,
Да на свечи воску ярого,
По дороге девок жалили!
(Парни показывают как жалили, девки разбегаются)

Песня 7. Заплетися плетень
Заплетися плетень, заплетися,
Завернися труба золотая,
Догадайся кума молодая,
(Выходила утушка со своими (с малыми) детками.
-Повторяется многократно до полного заплетения)

Раслетися плетень, расплетися,
Развернися труба золотая,
Догадалась кума, догадалась,
Догадалась кума молодая.
(Выходила утушка со своими детками.
-Повторяется многократно до расплетения)

Песня 8 На горушке



жжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжж


ЯРИЛА МОКРЫЙ

«Мокрым» же Ярила зовётся о сию пору потому, что Силу Свою явил – Зарод Земле сотворил. Скоро (на Купалу – см. далее) Он, Старцем обратясь, на Небо уйдёт, но Сила Его Ярая всуе не пропадёт: Земля-Матушка священный Плод – добрый Урожай во срок свой принесёт! Тако же и от веку было – всё по Закону Родову; тако же и мы Ярилу чествуем – всё по Искону Русскому! Во День сей люди собираются на Капище, славят Ярилу, просят у Него Силы:
ЯРИЛО СИЛЬНЫЙ ХОДИ ДО НЫ
ПРЕБУДИ ВО ЯРИ! ГОЙ!
ЯРИЛО СЛАВНЫЙ СТАНИ СРЕДЬ НЫ
ПРЕБУДИ ВО ЯРИ! ГОЙ!
ЯРИЛО ЖГУЧИЙ ВСПОЛЫМИ НЫ
ПРЕБУДИ ВО ЯРИ! ГОЙ!
ГОЙ! СЛАВА!
Волхвы выносят Яруна, ставят его на рушник, обсыпают зерном, воскладают пред ним жертвенные дары Яриле. Жрец из особого кувшина возливает на Яруна наговорённую Девятисильную Воду, настоянную на девяти волшебных травах. Волхв вопрошает:
- Что Ярила?
Жрец ему ответствует:
- КОЛО ВОЗЖЁГ! – То есть воссиял Вешним Солнцем.
Затем – вновь возливает Воду на Яруна. Волхв вопрошает:
- Что Ярила?
Жрец ответствует:
- НА РОСУ ПОШЁЛ! – То есть сотворил Зарод Земле-Матушке.
И – в третий раз возливает на Яруна Воду. Волхв вопрошает:
- Что Ярила?
Жрец ответствует:
- ЖИТОМ ВЗОШЁЛ! – То есть взошёл Урожаем.
После сего волхв обращается ко всем собравшимся и, воздев руки горе, громкогласно речёт:
- Слава Яриле-Батюшке!
Народ подхватывает славу:
- Гой!
Волхв – вдругорядь:
- Слава Яриле-Батюшке!!
Народ:
- Гой!!
Волхв – в третий раз:
- Слава Яриле-Батюшке!!!
Народ:
- Гой!!!
Затем всем миром кланяются Яриле да пускают по кругу братину с хмельным мёдом либо пивом – священным напитком Ярилы – не бесчинства ради, но на доброе веселье да на здравие. Когда братина обойдёт всех собравшихся, мужи да юноши выходят плясать «жёг»: встают в коло, обхватывая друг друга за плечи, и начинают движение – один шаг противосолонь, два шага посолонь – с притопом, сначала медленно, затем постепенно ускоряясь. Колени поднимают как можно выше: чтобы жито росло высоко. При каждом шаге – единым гласом рекут: «ЯРЕ-ЯР» либо «ГОЙ». Пляс продолжается до полного изнеможения, после чего все падают на траву и в безмолвии слушают Землю…
Завершается празднество – как и на Ярилу Вешнего – честной братчиной да весёлыми-буйными игрищами.

СССССССССССССССССССССССССССССССССССССССССССССССССССССССССССССССС


Ну вот. Что-то тут обязательно повторяется. А в целом хаос из обрядов разных лет и масса недомолвок. Будем вспоминать, лепить.
Велимир
 
Сообщения: 1962
Зарегистрирован: 12 окт 2011, 22:24

Re: ЯРИЛИН ДЕНЬ - 11 МАЯ

Сообщение a.vesta » 12 май 2014, 10:32

Благодарим Велимира за многообразие урядов, переданных накануне праздника. День Ярилы в Лосином острове прошел на едином восходящем дыхании, мужские и женские обряды сливались в единый венок сил, в завершение, в сумерках, были проведены заключительное действо Вешних Дедов и радение о Велесе.
Особенностью ярения в этот день было бросание ножей копий и стрельба из арбалета, девушки и женщины летали на качелях через высокий костер. На капище Макоши и капище Сварога были возложены требы. До позднего вечера хороводница Веледана (Катерина Чуева) крутила хороводы и вела народные игры, как всегда расходились поздним вечером, в лесу пели соловьи и нежно трепетали огоньки свечей на поминальном столе Святых Дедов.
Следующий праздник нашего кологода - Русалии.
Вложения
DSC05756.JPG
Обряд пробуждения Земли
DSC05756.JPG (177.9 КБ) Просмотров: 3122
DSC05728.JPG
Радение о восходе требы
DSC05728.JPG (159.43 КБ) Просмотров: 3122
DSC05720.JPG
На Каравай Божий...
DSC05720.JPG (154.69 КБ) Просмотров: 3122
Аватара пользователя
a.vesta
 
Сообщения: 1392
Зарегистрирован: 25 окт 2011, 11:34

Re: ЯРИЛИН ДЕНЬ - 11 МАЯ

Сообщение Велимир » 12 май 2014, 12:29

Мы чудесно провели день Ярилы в Живице, что под Калязином. Надо сказать, что большинство наших постоянных участников обрядов в этот день трудились на своих огородах (всё же у нас сельская местность), и численностью нас выручили гости из Твери и Сергиевого Подсада. Думается, что гости получили то, что хотели, и само обрядовое действие прошло на необходимом для контакта с богами уровне духовного горения. Обряд был сплошной мистерией, в котором управлять действиями было трудно по той причине, что у нас остро чувствуется недостаток подготовленного жречества. К участию в обрядах с неизбежностью привлекались люди (дева, говорившая от имени Матери-Земли и прибывший к нам Ярила), которые пришли на обряд вообще впервые.
Из организации праздника прямо скажем ляпами, не замеченными никем, кроме ведущих, было:
1. Затянутая первая часть почитания Мокоши Весенней (матери Ярилы по белорусским представлениям) и сравнительно короткая часть почитания собственно самого Ярилы. К явлению Ярилы люди были просто уже утомлены.
2. Мы так и не смогли перейти к хороводной части обрядов, потому что до этого хороводы уже ритуально поводили на двух капищах и людей не удалось довести до игровой площадки. Народ рассосался неведомо куда, на площадке играли лишь дети, которым Вячеслав сделал различные качели. Вероятно, хороводницы должны начинать хороводы на капище, или вести их именно на капище, понимая что до иного места людей просто не доведёшь.
3. И курьёз: в ожидании обряда, а ожидать приходится долго, потому что люди едут издали, транспорт у всех ходит по своему расписанию, и в результате люди медленно "тянутся" на обряд. Очевидно, так будет всегда из за объективной дальности расстояния.
4. Уже прибывших людей в это время ожидания нужно чем-то занимать. Обычно между прибывшими идёт знакомство, беседа. Наверное, в это время нужно и коллективно петь песни. Однако, у организаторов в это самое время идёт активная подготовка к обряду: дрова, распределение обрядовых ролей, принесение атрибутики на капища, переодевание, песенницы повторяют обрядовые песни, и т.д. так что гости часто оказываются брошенными. При этом, сам собою накрывается стол и люди начинают пить чай, есть и беседовать. Это происходит на стихийном уровне. Трапеза проходит и до обряда, и после.
5. Обнаружилось и некоторое неудобство: трапезная находится на некотором расстоянии от игровой поляны, а главное: эта поляна не видна из трапезной. В результате людей органически трудно перевести от еды к играм и обратно.
В общем, мы всё ещё продолжаем приспосабливать рельеф и планировку Живицы под обрядовую деятельность. Фотографий у меня нет, их нужно смотреть в нашей группе: "Культурно просветительский центр Живица" Вконтакте.

Ну а что касается иных дел, то в Ярилино время я посадил 5 яблонь и распахал "кротом" делянку 3Х20 метров для посадки ржи. Приходилось поднимать целину, не паханную с 93 года. Продолжил сооружать вал на капище Сварога. Вячеслав собирает вторую беседку, которая будет уже для туристов...
Велимир
 
Сообщения: 1962
Зарегистрирован: 12 окт 2011, 22:24

Re: ЯРИЛИН ДЕНЬ - 11 МАЯ

Сообщение a.vesta » 12 май 2014, 16:22

Согласна с Велимиром, что для полноценного проведения праздника нужен сплоченный круг людей, как пальцы на одной руке. У нас не хватало одного "дамского пальчика", но прореха в ткани обряда была ощутима. Из удач: удалось близко к желаемому провести Ляльник и кумление, венки из нарциссов и тюльпанов были великолепны, после мужского ярения был чудесный хоровод "Тетера" перед началом обряда: быстрое касание рук. взгляд: "глаза в глаза", людей было немного чуть больше двадцати, поэтому все двигалось быстро и споро.

Из неудач: под пест Ярилы плеснули слишком много воды, (перед этим возливали молоком и медом), один взмах яруна и брызги весенней ярой почвы покрыли всех близко стоящих участников, но мы приняли этот "удар", как дар. Перед самым проходом на капище, когда уже принесли жаровню с углями для очищения, выяснилось, что пропал мешочек с полынью . Пока нашли была небольшая заминка на входе, но духи помогли быстро отыскать.

Из курьезов: девица за час катания перетерла толстенный канат на качелях и чуть не упала в ручей.

В целом наши Люди очень хорошо подготовились к обряду. Благодарность Александру за мед для волшебного напитка на лесных травах и за яйца-крашенки для игрищ. Не лежит у нас душа долбить яйца дубиной с завязанными глазами. Поэтому мы их катали на дальность, а после девицы ловили яйца подолами.
В обряде всегда ощутим ритм и настроение, сильные жрецы умеют его создавать, но если не удается, то нужно использовать состояние людей и никогда не давать им "скучать", постоянно двигать, задействовать внимание, ведь самое большее, что может дать обряд всем окрестному миру - это радость, обряд без радости - не живет.
Это настроение радости целиком зиждется на подготовительных действиях: словах жреца, хороводах-знакомствах, ярении, сугубо женских таинствах, если все удалось, то на капища идет уже не толпа, а Род, только тогда обряд набирает высоту и летит вперед, как ракета, но если запуск не состоялся, все усилия будут напрасны. Поэтому очень важно, чтобы хотя бы две трети участников были знакомы. уже проходили вместе через кологодние обряды, тогда остальная треть просто включается в действие. Особо замороженных приходится смешить и тормошить, девушкам выдавать славянские наряды (очень редко и самым симпатичным). Очень важен стол, как единящее начало, место общения, доброты и щедрости. Это целиком заслуга женщин общины.
В общем при проведении очень больших праздников строгая обрядность и священные моменты "работают в полную силу" только в обрамлении игровых и мистериальных действ, и здесь особенно важен контраст, переход.
Так мы пошли на священное радение жреца Ладомира, только наплясавшись в буйном танце уже не под бубен, а под "музыкальный ящик" с народными мелодиями и песнями Емелина. Зато и вошли "глубоко" в чертоги Родовы, куда вел нас Ладомир.

Огромная благодарность жрецу Избору за краду великую и волшебную.
Слава Яриле!!! слава Родным Богам!
Вложения
DSC05719.JPG
Великий Огонь Ярилиного дня
DSC05719.JPG (156.38 КБ) Просмотров: 3110
Аватара пользователя
a.vesta
 
Сообщения: 1392
Зарегистрирован: 25 окт 2011, 11:34


Вернуться в Форум родноверов

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1