Макошье: Доля - Недоля

В частности, здесь ведётся диалог с опорой на учение славянской языческой общины "Коляда Вятичей" http://www.kapishe.ru/

Макошье: Доля - Недоля

Сообщение Велимир » 15 окт 2013, 12:01

Грядёт праздник Макошье. В Живице он пройдёт 26 октяьря в суботу. В Лосином Острове - 27 октября - в воскресенье. Приглашаются в гости все добрые люди. Репортёры и препарации - приглашаются на основании устоявшихся личных доверительных связей и после ясной предварительной договорённости. Обряд праздника - та его часть, которая необходима людям для понимания обряда, будет приложена здесь через некоторое время...

За много лет обрядовой практики, мы сошлись к мысли, что в этот великий праздник богиня Мокошь может наделить человека Долей и отвести Недолю. Поэтому мы обращаемся к Богине с такой просьбой и освящаем всех входящих на капище знаками Богини и с благо пожеланиями - наделить родноверов и тех, кто пришёл с нами на праздник Долей.
При этом возникает вопрос, в ответе на который требуется не только мнения жрецов, но и мение людей. хоть как-то признающих силу наших богов. Именно: насколько мы - люди в силах убедить Богиню дать людям Долю и отвести Недолю?
Понятно, что любой шаман скажет, что в таком вопросе нельзя сомневаться, что он самолично способен провести обряды при которых Доля пристанет, а Недоля уйдёт. И проблема не в его возможностях и способностях, а в способности человека выдержать обряд физически и не струсить. И разумеется, после этого расплатиться. А то ничего доброго не пристанет.
На это нужно сказать,что да, есть ряд пограничных методов, рискованных и действительно требующих душевного потрясения "пациента", после которых жизнь может измениться, или по крайней мере точно изменится отношение к жизни. Эти методы не могут реализоваться в открытой публичной и обрядовой обстановке. Они более применимы к условиям тайных радений и интимных отношений шамана и "пациента".
Здесь вопрос ставится более узко. Насколько мы можем своей волей попросить у Богини дать Долю и отвести Недолю? Почему и после каких ритуальных действий, Богиня снизойдёт до нас своим вниманием и отметит нас добром? Каково наше доверие к нашим обрядовым действиям и на чём мы это наше доверие основываем?
Важно отметить, что если Богинею ткётся нить судьбы, то буквально это означает, что начиная с какого-то момента будущего - наша судьба ещё не существует: общая кудель ещё не превращена именно в нашу жизненную нить и не определена её толщина и степень скрутки. Но превращение кудели в нить случится под пальцами Богини через какое-то время. Это есть время сложения судьбы, после которого - уже нить вышла из рук богини - нить родилась, и тогда грядущее уже кажется неотвратимым.
Видимо, при определённом напряжении, все мы могли бы проникнуть взором в будущее и сказать: на каков временном расстоянии от нас работают руки Богини - нить ткётся. И тогда, осмыслив это чудное творение нашего завтра, просить Богиню мы должны как раз в состоянии, с чувством видения будущего. Лучше ли услышит нас Богиня, если мы, обращаясь к ней, мысленно посмотрим вперёд и не будем в этот момент пребывать в своём жизненном "сейчас"?
Здесь хотелось бы выслушать возможные мнения на поставленные вопросы, выслушать мнения на предмет связи Мокоши с нашим будущим и нашего ритуального влияния на будущее.
Велимир
 
Сообщения: 1962
Зарегистрирован: 12 окт 2011, 22:24

Re: Макошье: Доля - Недоля

Сообщение Алексей » 15 окт 2013, 17:40

Здравия всем. Вопрос интересный. На самом деле жизнь людей складывается таким образом, что всё, что они у Природы, Богов выпросят, то получат. Природа, как Мать, даёт по принципу чем бы дитя не тешилось, лишь бы не плакало. Боги, как Отцы, могут дать вместо похоти по жопе. Лечат крепко чтобы не лез куда не надо. Вся сложность сего мероприятия в следующем.
1 Знаем ли мы то, что просим? Пример простой из притчи. Мужик хотел машину. Стал просить у Бога. Бог ему отказывал. Но мужик просил и просил. Нервы не железные даже у Бога. Дал он мужику машину. Тот поехал на ней и разбился. Притча о том, что человек предполагает, а Бог располагает. Бог знает о всех последствиях. А мужику хочется, уж очень хочется. А зачем?! У мужика умишко коротенький, дальше своей мечты, выдуманных представлений, ничего не видит, не ведает. А видим ли мы дальше, чем видел этот мужик?
Эта же притча ещё и о том, что мы слишком плохо знаем предмет своей просьбы. Автомобиль - это конкретно. Цвет, марка, мы её не только можем представить, мы видим его каждый день, можем потрогать руками. А желания бывают разные. Частенько желаем какую-то абстракцию. Создадим какой-то фантазийный образ, и просим, чтобы он сбылся. Порою даже не думаем - зачем? - А чтобы был! И выпросим, получим то не знаю что. Накатится, навалится на нас какое-то нечто, давай тогда просить уже о помощи: спаси и помоги освободиться и избавиться! Ни одна извилина не шевельнётся, чтобы узнать в этом нечто именно то, что сами же себе пожелали и выпросили.
Значит просить нужно что-то конкретное. А ещё лучше знать последствия, когда просьба осуществится.
2 Мы живём в причино-следственном мире. Сказка про трёх поросят. Один поросёнок сделал себе домик из соломы, второй из веток, третий из камней. Следствие все прекрасно знают. Стал переходить поток машин на красный свет. Если не сбили, то пронесло, в штаны. Выпросил - получил. Сделал - имеешь результат. Куришь - заработаешь рак. Злишься - язвенную болезнь. Болезни не приходят вдруг ниоткуда. На том, что вся наша жизнь это цепочка причин и следствий, выстроены все нравственные законы. Совершил преступление - идёт расплата. Так что просьба о Доле непрямую связана с нравственностью и с тем, что необходимо получить воздаяние за все совершённые поступки, прежде, чем будет исполняться выпрошенная просьба о Доле. Ведь все эти воздаяния, будь они плохие, или хорошие, это наши уроки. Совершенно безнравственно лишать кого-то, и даже себя, этих уроков.
3 Ешё одна притча, даже не притча а анекдот. Поймал украинец золотую рыбку. Та ему готова исполнить три желания, чтобы он её отпустил. Первое желание: чтобы татары пошли войной на шведов. Собралось войско татар биться со шведами. Второе желание: чтобы шведы пошли войною на татар. Войско шведов пошло биться с татарами. Третье желание: пусть татары опять пойдут войной на шведов. Золотая рыбка изумилась и спрашивает, зачем тебе это? А украинец говорит: да мне оно незачем, а вот огороды у кацапов повытопчут. Это я собственно о народе. Что нужно народу. Каждому человеку, как украинцу, дела нет до других народов. Но есть народ, который ему ох, как ненравится. Что будем просить? - Стравливать другие народы, чтобы они огороды повытаптали тому, кто нам не нравится? Или что? Буду конкретней. Я ещё не встречал того, кому по душе политика нашего правительства. Это откровенно антирусская политика. И у нас есть верховода Путин. Он не абстрактное правительство, где каждый скрыт от людей. Это конкретная личность. Кому-то он нравится, кто-то его ненавидит, и это лишь потому, что он политик. Мы, как тараканы из-за печки, можем судить да рядить как ему нужно проводить политику. А он непосредственно внутри политики, он у власти. Ему виднее чем нам, как нужно проводить политику. Он знает то, что мы не знаем. Он знает что нас ждёт, если принять те или иные меры. А мы этого не знаем. Если мы свою Недолю связываем с ним, то что будем просить? - Чтобы его скинули? Но откуда мы знаем, какую на самом деле он проводит политику? Прав он или виноват, как мы это можем судить?! Ведь мы совершенно не знаем, что нас ожидает, если его отстранят от власти. Лезть в политику, в которой никто из нас ничего не понимает, а только думаем, что всё знаем и понимаем. Это тоже самое, как первоклашка будет учить профессора как надо писать буквы. Какую Долю мы будем просить? Хорошо, выпросим свою Долю, чтобы антирусское правительство сгинуло, а на его смену пришло правительство, которое будет заботиться о русских. Что дальше?! Каждый русский опять вернётся в своё стойло, только будет сыто и вкусно жрать, работать где нравиться, жить с кем хочется и как хочется. Хоть в трёх этажном доме, хоть один в пятикомнатной квартире. Бабла получать немерено. Мы так представляем себе свою Долю? А угодно ли это нашим, русским Богам? Может быть они ждут от нас совсем другого?! Может быть не с проста нам даны сейчас такие жуткие условия? Ведь если бы они не имели какого-то своего замысла по отношению к нам, то не стали бы на нас наводить такие "беды". Им в любой момент доступно, чтобы мы на Земле жили как сыр в масле катались. Так что, для нас русских, должно быть Долей? Какой мы себе её видим, какой представляем?
Алексей
 
Сообщения: 1220
Зарегистрирован: 17 ноя 2011, 11:06

Re: Макошье: Доля - Недоля

Сообщение Велимир » 21 окт 2013, 16:27

Уряд Макошья в Культурно-просветительском центре "Живица", Калязин, субота 26 октября, начало к 14.00
Чествование Земли и Воды, Бабье Свято (помин Великих Матерей)

Принести на праздник всем:

1) Каждая женщина: мотки ниток(их надо намотать самим 3-4 метра, наверное надо подготовить некоторое количество мотков для гостей).
2) Еда на общий стол.
3) Ткань, ленты для украшения Макоши и капища.
4) Плоды, фрукты для Макоши
Что нужно для действ:
ОДЕЖДА СООТВЕТСТВУЮЩАЯ ДУХУ ПРАЗДНИКА.
1) Таз для воды.
2) Зерно для обсыпания.
3) Корзинка для ниток.
4) Два каравая – огню и воде.
5) Соль.
6) Метла 2 шт.
7) Чаша для зерна
8) Всякие шумелки и звенелки (колокольчики), кроме свистелок.
9) Венки из рябины.
10) Печенье из теста, по возможности: змея, орешек, челн, конь.
11) Жареный петух-курица на блюде(для пира).
12) Прялки, веретёна, серпы, метла и т.п.
13) Ведро деревянное под воду.
14) Изготовить ключ большой для закрытия Сварги(у Сварога повесить).
15) Факел 2 шт., для зажжения крад.
16) Чаши под огонь на входе капища 2 шт.
17) Братина
18) Рушники
19) Рог
20) Сварить сбитень
21) Емкость для переноса углей
22) Рогатые головные уборы.

Открытие и освящение капища в 12-00 (жрецы и/или жрицы). Подготовка капища Велеса, очистить от всего лишнего (листьев и т.п.) мужчины складывают костёр (краду). Жрицы совершают ритуальное круговое обметание, после сложения крады. Варится сбитень под ворожбой. Женщины отрывают метр нити от своего клубка сворачивают и отдают одной из женщин которая собирает мотки ниток в лукошко. Считаем количество мужчин и женщины готовят клубки для них по 1 м длиной. Украшение капища и Макоши плодами, листьями, лентами(старые украшения снимаются для сожжения в краде).
В это время торжище.
За 10-15 мин до хода, отнести на капище всё необходимое для обряда – каравай, сбитень, требы и т.д..

2) Общий сбор у навеса, под призыв жриц: (звук рога)

Кто ушел – воротитеся,
Кто заснул – пробудитеся.
Здесь и сейчас мы – Соль Земли!
(под бубен или звук рога)
Кратко говориться суть праздника. Напоминаие чего с собой брать.
Жрец зовет людей идти на капище.(под песню «Наши роды славны…»). Проходим до Чура Предков под песню: ВЕЛЕС ДЕД ВОЛХВОВ, остановка все подходят ближе. Повязывается Рушник, устанавливается принесенная горящая свеча (или зажигается на месте), оставляется треба Предкам(Зерно, вода, хлеб и др.). Говорится славление Предкам:
Святым Предкам Слава!!... Роду Слава!!... Родителям Слава!...,
Продолжаем движение, противосолонь, мимо чура Предков в сторону капища Велеса под песню: ВЕЛЕС ДЕД ВОЛХВОВ.

3) Проход на капище. До чура сторожа ставим таз с водой для омовения рук, вешается рушники для их вытирания. Проходя зачерпывается ладонью вода, омываются ладони рушником вытираются. На входе капища два очистительных костра в чашах (с полынью или другие) и стоит простоволосая женщина с лукошком мотков. Раздача метровых ниток (Доли Недоли)Женщины берут по метровой нитке, согревают в своих ладонях, по возможности кладет за пазуху. Поющие женщины первыми пройдя костры встают по краям прохода внутри капища и опевают входящих (А я Роду…). Проходят на капище посолонь.

4) Слово о празднике. Заходят на капище посолонь, встают в коло вокруг сложенного костра. Пять старших женщин образуют малое коло спинами к костру.
Женщина раздававшая нитки громко рекёт:
Государыня богата:
У нее кичка рогата,
А в ушах у ней серёжки,
В подолах у ней мерёжки,
А рубашки-то льняные,
Алым шелком расшитые.
Она деток поджидает,
Счастьем-Долей наделяет.

Славление Макоши (возможны варианты):

В начале всего сотворила Материю
Великая Мать, спрявшая нитку из Времени, О Макошь!
И вымесив плоть в полотно замотала,
Вложила в палату ума все, что знала, О Мага!
И вынесла вон, и рекла отпуская:
«Вы мне не рабы, я же Мать вам родная», о Маха!
Мелькнет в отдаленье, маячит мигая,
И манит обратно Большая, Сырая.

Людей, стоящих в коло обсыпают зерном со словами:
«Матушка-Макошь,
Приди на нашу ниву
На блины-пироги!
Избави нас от маяты,
Всяку беду отведи,
Наше житье освяти!
Гой!»
.
Обращение к воде и земле. Говорит женщина в кичке

Слово к земле:

«Гой еси Земля Мать Сырая
Мати нам еси родная!
Всех еси нас породила и вскормила
Силою наделила,
Прости Мать-Сырая-Земля.
В чем досадили тебе!»

Слово на воду:
Женщина в кичке, читающая заговор, держит ведро с водой(за ранее принесенное на капище) в руках со словами:

«Уж ты гой еси, Матушка-Вода!
Пришли мы к тебе кланяться
Ты напоила нас и Землю матушку
Урожай взрастила,
Прости ты нас,
В чем досадили тебе!
Простите и вы нас,
Водяные деды и прадеды!»

После прочтения заговора она медленно выливает воду на землю со словами: Матушка Вода и матушка Земля, пребудьте вместе не разлучайтесь.
Все привстают на одно колено, лицом к костру, и дотрагиваются ладонями земли.
Начинается хоровод под песню А я роду…... Большой круг посолонь идет, малый идет противосолонь по 3 оборота.

Следует рассказ о Богине Макоши. Речёт жрец или жрица:

«Мужчина это активное, творческое начало, которое движет прогресс, меняет мир и даёт роду человеческому возможность развиваться. Но любое семя по сути своей бесплодно, если нет той почвы, которая способна его взрастить, дать ему продолжение. Женщина и есть та самая земля, которая даёт возможность Жить. Издавна именно женщина – хранительница родовых законов, мудрости.
У каждой женщины есть несколько периодов жизни, в которые ей покровительствуют в разной степени разные Богини. Но в каждом вздохе женщины всегда есть Макошь – Великая Богиня Судьбы, хранительница Очага, Богиня-Мать.
Великая Богиня, как пряха, – Хозяйка Судьбы и она присутствует в жизни каждого человека.
Так пусть и сегодня, как много веков назад, в Её честь горит пламя!»

Зажигается факел от кресала или от машины по добыче огня.(под славление Огня)

5) «Рождение» огня в краде. Женщина в кичке, или имеющая детей независимо от звания, принимает факел от жреца и возжигает краду и встает в малое коло. Если она не в силах сделать это, то, приняв факел, она молча жестами показывает, что передает эту честь ему. Жрец говорит заговор на огонь
Огонь Батюшка!
Распери крыла – во сто зол зола!
Во сто зол зола – распери крыла!
Обожги перо – во сто крат добро!
Во сто крат добро – обожги перо!
По долу огня – оберег меня!
Оберег меня – По долу огня

и женщины, образующие малое коло, повторяют за ним слова и одновременно идут по кругу хлопая в ладоши.


После заговора, пока разгорается огонь, одна женщина ходит между большим и малым кругом и рассказывает:

Менее века назад каждая из ваших прабабушек независимо от того, жила она в городе или в деревне, была с Огнем «на ты», потому что каждый день разводила в печи огонь, кормила его, приручала его, а Он помогал женщинам «делать жизнь» – питать, согревать, мыть, лечить её родичей.
Восславим же всех наших праматерей, жриц Огня! Слава!

Начинается хоровод, ведущий с приговорами –
Еле, еле, еле, еле
Закружился хоровод,
А потом, потом, потом
Все быстрее и бегом.
Или -
Заря-зареница, красная девица.
По полю ходила, ключи обронила.
Ключи золотые, ленты голубые.
Раз, два – не воронь, а беги как огонь.

ускоряет движение, большой круг посолонь малый противосолонь, 3-4 оборота(пожилым не участвовать). Остановились и хором произносится:

Батюшка ты Царь-Огонь!
Всем царям ты Царь!
Всем огням ты Огонь!
Молимся тебе, коримся тебе,
Радуемся с тобой, делимся с тобой!
Будь ты кроток, будь милосерд,
Как ты жарок и пылок!
Как ты жжешь да палишь в чистом поле
Травы и муравы, чащи да трущобы,
У сырого дуба подземные коренья, –
Так сожги с нас скорби и болезни,
Страхи и переполохи!

6) Говорится жрецом
На каравай Божий от сердца длани возложим
Благости не расточим. Силу Рода упрочим
Примите все Боги, а паче всех Макошь
Требу честну, обильну, Требу славну, всесильну!
Светися Треба от сохи до хлеба
Взойди треба от земли до неба
От Коло до Коло, от Века до века
Пребуди лепа!

Под песню Вейся повейся рожь золотая…… обход с караваем коло, с возложением рук.


Слово жреца: Святится треба!!. После чего женщина в кичке ложит каравай на краду.
По коло пускается братина(если людей больше 30, то жрец выходит в центр с братиной и по сторонам света говорит слово).


7) Связывание частных Долей воедино. Люди разматываю полученные клубки нити и посолонь начинают связывать их, чтоб получилась одна, замкнутая. (Песня-загадка «Ой, ниточки тоненькие».)

Ой, ниточки, тоненькие, мотовилочки зелененькие.
Когда ж мене тонко прясть, когда ж мене часто ткать?
Ой, ниточки, тоненькие, мотовилочки зелененькие.
Во середу я не прядывала, в четверток я не закладывала.
Ой, ниточки, тоненькие, мотовилочки зелененькие.
А в пятницу грех-грешно, во субботу жарко баню топила.
Ой, ниточки, тоненькие, мотовилочки зелененькие.
В воскресенье я на торг ходила, в понедельник свою печь белила.
Ой, ниточки, тоненькие, мотовилочки зелененькие.
Возле печки позамазывалась, мужу своему понравилась.
Ой, ниточки, тоненькие, мотовилочки зелененькие.
Когда ж мене тонко прясть, когда ж мене часто ткать?
Жрица Макоши (варианты: самая старшая женщина, женщина, у которой больше всего детей) завязывает нить и спрашивает:

– А что, люди добрые, крепка ли связь? (3 раза)
– Крепка! (3 раза)
– Так пусть связь между нами и Богами будет так же крепка, как эта нить!

Сматывает в две нити клубок, со словами: И пусть на следующий год эта нить будет длиннее, ровнее и белее! И да поможет нам в этом Макошь!
Жрец перебрасывает через краду нить (как испытание сгорит не сгорит). После чего женщина кладёт моток на подол (передник) и относит к Макоши, закапывает его со словами:
Макошь великая ткачиха! Посылаем тебе нити для полотна твоего, во славу Рода! Родовичей! Рода людского!
Слава Макоши!! – повторить 3 раза

Объявление о возложении личных треб .

8) Ритуальное действо «Лен». Жрица говорит: «Вспомним, как рождались эти нити, как их делали наши праматери». «Посеяли девки лён» (на мотив «Как на горочке на горе…»). При этом жестами показывается как это делалось.

Посеяли девки лён (2р),
Девки лён, девки лён, слава Макоши великой, посеяли девки лён!
Посеявши пололи (повторы по схеме)
Белы ручки кололи,
Златы перстни ломали,
Прополовши дёргали,
Выдергавши стелили,
Расстеливши, мочили,
Намочивши сушили,
Высушивши трепали,
Оттрепавши чесали,
Расчесавши прядали...
Привязывается палка к идолу Макоши и к ней женщины привязывают свои нитки и начинают плести пояс под песни Во подоле Макоши… и Вейся повейся….

Сплетенный пояс вешается на идол Макоши. Жрец объявляет о походе Макоши к Сварогу для закрытия Сварги. Все идут на капище Сварога под песню Матушка Макошь и Велес дед волхвов, посолонь выходя с капища. С собой берем угли. Первой идет женщина в кичке неся угли. Заходим посолонь, зажигается крада.
Жрец говорит слово Богам – благодарность за летнее время.

9) Закрытие Сварги (Вырий)
Проводят жрица и жрец.
Жрец со связкой ключей выходит в круг:

- Батюшка Сварог! (3 раза)
- Да Матушка Макошь (кланяется)
- Здравия тебе!
- Здравия!
- Я всё хожу по Свету, гляжу, а листва-то уж чахнет… Солнышко ясное чуть светит…
- Да…
- Змейки да мушки уж позатаились – спать на зиму примостились.
- Да…
- Так не пора ли нам Врата в Сваргу-Ирий небесный закрыть?
- А что, это дело!
Ключи-то у меня есть, с весны храню. И Ворота Сварги-Ирия небесного крепко закрою! Да одно тревожит меня, матушка… А не осталось ли на земле птичек что в Сваргу-Ирий летят?
- Да птички уже улетели все (машет рукой на юг).
- Ну тогда вот ключ так ворота и запирай.

Начинаем хоровод свастика, женщина в кичке в центре сходятся к ней. Когда все встали плотно она говорит Слава богам Сварга закрыта,до тепла до весны!!!
Хоровод раскручивается в обратную сторону, встаем в коло и говорим Слава Богам !!!! Слава Предкам!!!!
Жрец объявляет о закрытии Сварги и прощается с Макошью и Сварожичами до весны.
Уходим посолонь под песню Коли живы росы…..
10) Празднование. Пир горой.
Накрывают столы для братчины. «Ломать петуха». Выкликаются главы родов, им подносится на блюде жареный петух, они берут его за ножки и тянут на себя. Кто оторвет больший кус – тот и открывает пир. А теперь, люди добрые, со славу Макоши – веселье и гульба!
Велимир
 
Сообщения: 1962
Зарегистрирован: 12 окт 2011, 22:24


Вернуться в Форум родноверов

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 2