О распятом языческом боге

В частности, здесь ведётся диалог с опорой на учение славянской языческой общины "Коляда Вятичей" http://www.kapishe.ru/

Re: О распятом языческом боге

Сообщение Михаил » 04 апр 2013, 13:53

Велимир писал(а):почему у народа правда увязывается с образом Христа, а не Даждьбога?


и все же Дажьбога русские люди помнили и в 19 веке,и в 20-м:

"Авосьта Дажба,глаза лопни!"-так божились на рязаньщине,подтверждая правдивость своих слов.

"Солнце(т.е.Дажьбог,а не Христос-прим.мои) светит на всех правдою,такожде подобает и человеку быть не лживому,справедливому..."-читаем мы в "Животной книге" секты духоборов.

я уж молчу про украинские песни,где Дажьбога называют по имени и просят направить на путь.
""Ой,ти,боже,ти,Дажьбоже,рано-рано,зверни ж менi з дороженьки,ранесенько."
Михаил
 
Сообщения: 230
Зарегистрирован: 13 ноя 2012, 09:34

Re: О распятом языческом боге

Сообщение Блинов » 04 апр 2013, 17:36

Почему миф о Дажьбоге утерян? В Беларуси и соседних с ней областях России бытует предания о Даже. Дажь связан с подачей благ вообще и с дождём в частности и там же, бытуют представления о том, что дождевые облака это Деды. Дажьбог=Деды. А что касаемо Дажьбога- Солнца опасное заблуждение (оставляющее нас на пол года без покровительства и опеки божественного Предка) . Дажьбог как властелин небес способен манипулировать Солнцем а вот Солнце(Бог Солнце) как раз и есть прообраз умирающего и возрождающегося божества. У Солнца были свои имена и свои культы.
Блинов
 
Сообщения: 24
Зарегистрирован: 29 ноя 2012, 11:34

Re: О распятом языческом боге

Сообщение a.vesta » 05 апр 2013, 08:50

Даждьбог, согласно нашим догадкам и важным уточнениям Алексея Блинова, Бог стремящийся великой неразделенности, но не Творец. Связан с благодатью, идущей сверху - солнцем дождями, но не Ярило и не Перун. Покровитель жениха на свадьбе и вершитель героических дел, связанных с освобождением из зимнего плена великой Богини-Девы: Весны, Лады, Живы (На свадьбе невесту похищают и возвращают жениху). Весенний путь Д. труден, силы холода временно одолевают,вплоть до полного обессиливания Д, и в этот мифологический сюжет вплетается миф о Живой и Мертвой воде (весенних водах). Вполне возможно, что вступая в брачный союз с Богиней (чей символ лягушка, лебедь :?: ), он дает начало племени "даждьбожих внуков" :?:

Ярила, в отличии от Д.Б. - календарное божество, пробужденная сила Земли (к солнцу, которое светит целый год, не относящаяся), мир плодородия царства мертвых, податель урожая и приплода животных, он символически "гибнет" и рассеивается по полю, иссякшая сила. Но его приход в мир связан с активностью солнца поэтому народное понимание : "Ярила фстала на востоке" (сообщение Михаила), могло быть распространенным. Не уточнено в этом этнографическом фрагменте, может быть Ярила - это только весеннее солнце, "играющее" на Равноденствие.
По всей видимости, солнечные и благотворные, жизнь дающие божества стремились соединиться в народном сознании в нечто единое всеблагое, так Ярила почти слился с Даждьбогом, сюда же присоединились Перуновы теплые дожди и Велесовы тучи-стада, что говорит о неком вынужденном, что ли, шаге.
Может быть причина в том, что Пантеон Владимира был собран из разных племенных богов в единое целое, северный Велес, вождь непокорных, туда не вошел, и несколько столетий Боги уступали друг друг места, выстраивались в некое соподчинение или ряд, делили мир, при этом росло и ширилось христианство.
Все же мифа о даждьБоге, как сюжетной основы рассказа о деяниях: ежедневном объезде неба, или о событии, происходящем раз в году, или раз в вечности, у нас нет. Но видимо его можно восстановить, хотя бы внутри себя.
Аватара пользователя
a.vesta
 
Сообщения: 1392
Зарегистрирован: 25 окт 2011, 11:34

Re: О распятом языческом боге

Сообщение Блинов » 05 апр 2013, 13:46

Перун и Ярило стихийны не предсказуемы они разрушают пусть и во имя созидания, они не управляемы и не предсказуемы (самовольны). Перун – громовержец, в аграрных культах он связан прежде всего с летним небом. Он же небесный судья(справедливый и беспощадный) разрази меня гром. Ярила привязан к весеннему периоду (Весна – рано, начало, хорошее время) связан с огнём и солнцем как энергиями страсти, любви характерными для мужской(юношеской) сексуальности. Функция Дажьбога в поддержании порядка и гармони в мире природного хаоса. Защита интересов людей в вечной битве диких Богов. Он дарует законы(как универсальное средство поддержания порядка).
Блинов
 
Сообщения: 24
Зарегистрирован: 29 ноя 2012, 11:34

Re: О распятом языческом боге

Сообщение Расен » 05 апр 2013, 16:53

Здравия всем! По некоему пониманию, имя Ярило в основе своей несет все-таки корень Яр либо Яръ (то есть, может быть и мужским началом и женским одновременно). Думается, что изначально Бог имел более короткое имя, которое в народном словопостроении трансформировалось в нечто более похожее на функцию исполняемую Богом и постепенно стало Ярилой, отчасти персонифицировавшись в Солнцем и его весенней Ярой Силой. Некоторую схожесть с культом Митры, как солнечного божества, можно найти, но в основе восприятия, как мне видится, есть восприятие Яри именно, как Силы Жизни и Жизнепроявления наполняющее все Многомирье. И в связи в "функцией" Яра-Ярилы, как проводника и подателя пробуждающей всё Жизненной Силы мы можем предположить, что Яр-Ярило относится к одному из древнейших Божеств нашего пантеона.
Некую схожесть мы можем, оглянувшись по сторонам, найти у древних греков, подобную функцию у них изначально выполнял Бог Эрос. Который в более поздние времена был определен, в большей степени, как возбудитель скорее эротического толка, которое унаследовало его имя. Изначально же он очевидно был тем же подателем Ярой Жизненной Силы. И возможно тут даже есть некая схожесть в именах Яро - Эрос. Так как с греками у нас были достаточно многочисленные контакты и в глубокой древности, может быть это одно и тоже Божество?
Расен
 
Сообщения: 344
Зарегистрирован: 27 окт 2011, 10:27

Re: О распятом языческом боге

Сообщение a.vesta » 05 апр 2013, 18:52

Попадалось интересное наблюдение этнографов, Ярила - в народных игрищах иногда представлен набелённым нарумяненным парнем, возможно даже с ритуальными рисунками на лице, конечно он таков ,когда до похорон Его ещё достаточно времени... То есть мужское и женское в нем может быть смешано, ведь и солнце (сонико, сонийко), с которые Ярило крепко связан - в песнях то мужчина, то женщина, у фино-угров: Карелов, марийцев - Солнце определенно женского рода. В русском языке оно среднего рода, и так и не совершило перехода к патриархальному восприятию.
Аватара пользователя
a.vesta
 
Сообщения: 1392
Зарегистрирован: 25 окт 2011, 11:34

Re: О распятом языческом боге

Сообщение Блинов » 05 апр 2013, 21:43

Да друзья Ярило образ сложный но постараюсь упростить.
Многие исследователи даже не считают его богом, а особо почитаемым духом, и в чём- то они правы. Бог – податель, а Дух- носитель (в данном случае потенции). От себя… завтра вдохните по утру на улице воздух и вы почуете Ярилу, почуете дух весны( не бог весны почуете а дух).
О древности; Ярило устойчиво связан с аграрным культом. В поздних (городских)пантеонах его не было, его почитали только пахари. Соответственно в до аграрный период его не почитали(с гоном животных он не связан, там у нас Велес).
Сравнение с Эросом(начало, зачатие) хорошее, но если даже они изначально едины развитие у них было разное.
Гендерность- у Ярилы есть пара это та богиня одно из прозвищ или имён которой стало названием времени года.
Ярила мог бы быть богом любви(хотя бы плотской) еслиб его не встречали на кр. горку и не провожали на троицу (в редких случаях не Купалу).
По ряженным(моя любимая тема) Яр и Ярилиха- старик и старуха (старика играет женщина старуху мужик у них есть ещё много местечковых названий) водят или возят их от масленицы до троицы при каждом удобном случае они совокупляются. Основных идее две что «весной и пень расцветает» ну и конечно продуцирующая магия.
В некоторых случаях Ярилу играет девушка или баба но это только подтверждает его гендерность (у окрутников всё на оборот). Да! Реализация образа Ярилы окрутниками подтверждает что он скорее дух а не бог (богов ряженные не изображали)
Блинов
 
Сообщения: 24
Зарегистрирован: 29 ноя 2012, 11:34

Re: О распятом языческом боге

Сообщение a.vesta » 05 апр 2013, 23:47

Очень верно! Дух... конечно же дух и Бутурлин в своём гимне, находясь под влиянием античности, попутал Ярилу с Эросом и написал: Идет удалый Бог, Ярила молодец и снежный саван рвёт по всей Руси широкой...
Или все таки Бог? - Ярила, Ярило яви свою силу... Боже царь Ярило! Весень наступает... Сомнения все же остаются ведь духов у нас хотя и именуют Леший, Кикимора, Домовой но это не имена собственные как бы. Бабу-Ягу иногда именуют Богиней, иногда жрицей, иногда духом, но место она занимает в славянской мифологии одно из самых почётных, а ведь кроме сказок нигде не встречается.
Ярилы же в сказках нет, с ним все очень серьезно:
Что Ярило? Колосом взошёл!
Что Ярило росой на Землю пал!
Ряженому Яриле волхвы подставляют спину... чтобы он взошел на своего коня. Духами повелевают, Богам покоряются...
Имя Ярослав (Ярославль), тоже по всей видимости восходит к божеству.
Ярила это плодородная воспроизводящая сила, явленная (персонифицированная) в божестве Яриле, подверженном сезонному умалению, и драматическому мистериальному переходу в Ирий до будущего года.
Вспомнились две свадьбы: свадьба Ярилы и Весны на радуницу ("Мать-Сыра-Земля"), сразу после неё нас ливень всех омыл и Земля Мать разверзла свои хляби и причастила первозданной почве своей. И свадьба Ярилы и Костромы на Купалу на Оке (муз.группа "Календарь", и Добромир). Там мы их сердешных (из пакли сотворенных) положили на горящий плот (взаимной страсти) и отправили по течению, перед этим чинно обвенчав.
Может этим летом и весной можно будет еще все это пережить и понять-таки опытным путём место Ярилы в умах и сердцах? :P

Вот ещё выписка из некой энциклопедии, тут и вовсе "персонаж", точнее "Я фольклорный элемент, у меня есть документ"
Ярило, Ярила — славянский мифологический и ритуальный персонаж, связанный с идеей плодородия, прежде всего весеннего, символ сексуальной мощи, бог плодородия, ярый бог пробуждающейся Природы и вешнего света. Ярило - сын или явья ипостась Велеса, который зимой выступает как Мороз, а по весне - Ярилой. Имя "Ярила" производится от корня "яр-", с которым соотносятся представления о яри как высшем проявлении производительных сил, обеспечивающем максимум плодородия, прибытка, урожая. ЯРИЛЕ принадлежит особая роль в сельскохозяйственной обрядности, особенно весенней. Ярилу трудно отделять от некоторых других персонажей подобного типа. В этой связи обращает на себя внимание Яровит у балтийских славян. Ярила близок более поздний ритуально-мифологический образ Юрия — Егория (св. Георгий), открывающий приход весны. Его день - вторник. Его месяц – март. Его металл - железо, камни - рубин, гранат, гематит, янтарь.
Аватара пользователя
a.vesta
 
Сообщения: 1392
Зарегистрирован: 25 окт 2011, 11:34

Re: О распятом языческом боге

Сообщение Блинов » 06 апр 2013, 19:11

Ярилы в сказках хоть зобом жуй. Это вечный жених хитростью, а иногда и силой побеждающий злую колдунью дабы освободить заточённую невесту. Имя вы знаете. И к стати судьба его тоже предрешена, в некоторых купальских песнях Ваню съедает ведьма.
Блинов
 
Сообщения: 24
Зарегистрирован: 29 ноя 2012, 11:34

Re: О распятом языческом боге

Сообщение a.vesta » 06 апр 2013, 20:12

На то, что то жених Ярило, а не Даждьбог (в целом это один образ Солнечного богатыря) нет указующих деталей. Если царевич преодолевает кологодние трудности, гибнет, расчленяется (на двенадцать частей-месяцев) и возрождается, плывет за океан, женится и теряет свою любимую, то это все же видимо романтичный Даждь Бог, Свет, Яхонт Князь и его путешествие - полноценный кологод. Ярило ближе к простонародному герою, наделенному плодоносной силой (Иван Быкович, Иван Коровий сын, в некоторых сказках он антагонист Ивана Царевича...) Скрытый фаллический культ есть в сказке о попе и работнике его Балде (народный вариант) в сказках о Шише тоже есть...

А вот Ваня, которого "в капусту" - этот ближе к Ивашечке-козленочку из сказки о сестрице Аленушке (котлы кипят кипучие), из сказки "Терешечка" хотя имя другое, и из гоголевских мрачных фантасмагорий об обезглавленном на Купалу Ивасике, гибель этого Вани предрешена, но при этом он в народной фантазии невинен как дитя ,его мама по лесу ищет, и сестрица Аленушка его еще воспитывает. Половозрелого богатыря поймай в темном лесу! :P Согласна, что Ярила гибнет в расцвете мужества, и нет четкого разделения на одного и другого героя, они перекрывают образы друг друга. Один в силе до Купалы, другой всегда.

Но в целом в словах Алксея Блинова вижу правоту, ведь древнее название года "Яра (Яр)", да и в сказке о Козленочке - Козел образ солнца. В Чехии черного козла увенчанного цветами и лентами сбрасывали с крыши храма на Иванов день (Он же по-видимому "возродился" как "Вилко-поповицкий козел") Вряд ли Козел мог быть символом Даждя а вот Ярилы - запросто ибо похотлив.
Немного о символах Ярилы:
Цитата с форума:
"Каменные фаллические идолы из северной части восточнославянских земель, чрезвычайно упрощенные скульптуры, дающие лишь общую форму и едва намеченную личину. Характерным признаком является шапка. Сущность таких идолов прямо связана с идеей рождения жизни, урожая, что подтверждается множеством фольклорных материалов, начиная от ритуального coitus'a на свеже засеянном поле и кончая похоронами Ярилы (Herovit'a) в середине лета, когда старая рождающая сила зерна-семени уже перешла в новые колосья. Ярилу в этом обряде изображали с огромным фаллом. Известен каменный фаллический идол из Сукромли (Гусева Н.Р. Славяне и арьи. Путь богов и слов. С. 159.). Кроме больших каменных фаллических идолов, стоявших где-то на природе, существовали маленькие домашние изготовленные из дерева, но тоже антропоморфные Они являлись принадлежностью языческого свадебного обряда и тоже выполняли функцию символа плодовитости, воздействия на рождение новой жизни"ж

По видимому Разница между Ярилой-Яровитом и Даждем, как между огнем и солнцем ,явления разные ,а природа - одна.

Цитата с форума:
"Дажбог (или Дажьбог) - божество славяно-русской мифологии, упоминаемое в начальной летописи под 980 г., в Ипатьевской летописи. (изд. арх. ком., 52), в Новгородской (id. стр. 29) в пергаментном списке Пролога (см. "Чтения" 1846 г. ј 2, статья Бодянского). Значение Д. определяется вставкой из византийского хронографиста Малалы в Ипатьевскую летоп. под 1114 г. (изд. арх. ком. стр. 200): "И по сем царства сын его (Сварога), именем Солнце, его же наричют Дажьбог... "Солнце царь, сын Сварогов, еже есть Дажьбог, бе бо муж силен" и т. д. Так как в греческом оригинале мы здесь имеем Гелиоса, то солнечный характер Д., повидимому, вне сомнения. Есть в другие указания на его родственные отношения: в Слове Христолюбца сказано о русских язычниках: "И огневи молятся, зовут еге Сварожичем"; в "Слове о полку Игореве" русские два раза называются внуками Дажьбога. Огонь и солнце, являются братьями, а витязи - потомками солнца едва ли не во всех родственных мифологиях"...
Аватара пользователя
a.vesta
 
Сообщения: 1392
Зарегистрирован: 25 окт 2011, 11:34

Пред.След.

Вернуться в Форум родноверов

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 2