О распятом языческом боге

В частности, здесь ведётся диалог с опорой на учение славянской языческой общины "Коляда Вятичей" http://www.kapishe.ru/

Re: О распятом языческом боге

Сообщение a.vesta » 03 апр 2013, 23:32

Поняли почти все... За малым исключением... Если основа языческого понимания - родовые устои, то этой основы уже нет. Если основа языческого понимания неповрежденные отношения человека и природы , то этой основы тоже нет. Если основа языческого понимания - глубже или выше, скажем вечное коловращение сил и человек ,как полноправный участник этого процесса, то эта основа есть. Эту же идею не отрицает и христиансвто, и даже активно пропагандирует в лице просвещенных батюшек. В церкви нет магизма (что это такое, не в ладах мы с "измами"), но есть магические приемы и даже магия "для домохозяек" в том числе и черная. Есть точки, где смыкается христианский и языческий миф, по сути своей неолитические представления о Божествах.
В церкви поют послабже, но многих тоже уносит, особенно если густо накадят кадилом.
Сегодня читала Марийские сказки... Есть удивительные, где названы имена Богов и царевна лягушка, (жаба в оригинале) является дочерью Солнца (Солнце - женщина как у большинства фино-угров), но она еще и оборотень медведица, в общем - буйство языческой фантазии, хотя слово это современные мари не любят. И дошла до сказок о... человеческих жертвоприношениях... Сказка типа Морозки, но девушку отец ( нисколько не сомневаясь, привычно и уверенно) кладет на жертвенный камень по наущению мачехи... Спасает собачка беленькая, наверное. И девушка попадает на небо по золотой цепи или кудельке к своей старшей сестре... То есть по-видимому жертвоприношение все же состоялось... Народ переживший 400 столетнюю христианизацию сохранил многое - даже свое жреческое сословие - старейшины-карты. Показывают такого "карта" в домашней обстановке, где он истово молится вместе со всей семьей - на уголок с иконами... Двоеверие в действии или подлинное язычество ,где чем больше Богов, тем лучше? Видимо суть как всегда ускользает от поверхностного суждения.
Согласно мифу, Мари происходят напрямую от верховного Бога Юма - через его дочь, ставшую женой Первочеловека. Его, этого Первочеловека, растерзал завистник Ен, брат Белого Бога Юма. Но из плоти его возникло много доброго для людей, и его жизнь продолжилась в земных творениях, в Природе. Христос, как космическое представление о перво-человеке, убитый силами зла и воскресший - это все одни и тот же общецивилизационный миф. И что же нам теперь делать?
Аватара пользователя
a.vesta
 
Сообщения: 1392
Зарегистрирован: 25 окт 2011, 11:34

Re: О распятом языческом боге

Сообщение Самарцевъ » 04 апр 2013, 00:20

Блинов писал(а):... Язычество это корни этноса (культурные и духовные коды характерные только для определённого народа как большой семьи)

Полностью согласен
Аватара пользователя
Самарцевъ
 
Сообщения: 351
Зарегистрирован: 16 окт 2012, 16:35

Re: О распятом языческом боге

Сообщение Блинов » 04 апр 2013, 01:47

Один из моих наставников, учителей (правда вовсе не похож он был на праведного пастыря ибо бухал и разговаривал матом() он был Коми но думаю его мудрость глубже чем его этнос, отвечал так…
Сколько богов(я)
(он)Сколько ты помнишь предков, но если ты даже их не помнишь ты всё одно знаешь что они есть(были).
Как их увидеть(я)
(он)танцуй танец своего народа..
Хочешь услышать пой песню своего народа..
Хочешь узнать –стань частью своего народа.
Буду отвечать кортко……
Если нет родовой основы среди людей одной крови и одной почвы то нет этноса (тогда какое в жопу язычество).
Всё что окружает человека это природа(даже в каменных джунглях)..
По коловращению- христиане считают что мир начален (сотворен) и конечен.
А язычники (настоящие) полагают, что мир был всегда и будит всегда (тут может возникнуть спор, но те кто в теме знают что у архаичных культур такого мифа нет (по этому и у славян их масса и все разные))…
Христианство не отрицает каких то языческих идей бо плоть от плоти и язычества.
Ранние христиане подвижники фанаты и искренние аскеты сжигали бы беспощадно нынешних патриархов в одной скрутке с погаными. Ровно также как христианство русского не похоже на христианство бразильца (или кого иного) столь же оно не похоже на настоящее христианство.
Про марийцев- нонешних картов я не очень жалую но всё же они большие знатоки культуры мифологии и обрядности (со многими знаком). Приведу слова своего наставника Чуваша (думаю сойдёт в контексте за марийца)…
Если человеку тошно по кровяной дорожки пройти, когда на симёк(троица) барана режут он уже не чуваш, потому что это дорожка то предков наших.
Не было, первочеловека, не существует сил добра и зла… не делайте мир чёрно белым он весь цветной.
Блинов
 
Сообщения: 24
Зарегистрирован: 29 ноя 2012, 11:34

Re: О распятом языческом боге

Сообщение a.vesta » 04 апр 2013, 09:11

Верные и целостные суждения Алексей, да и спорить в общем не о чем: путь предков - достойный путь и во многом спасителен. Природа в городских джунглях есть, но разум ее подранен, она слаба и ее надо спасать, то есть давать ей силы. В первозданных местах .таких как Кольский или плато Урала, Природа сама питает силой, учит и ведет, в реликтовом Лесу сокрыты пращурские духи, в городском парке - духов практически нет, а те ,что есть не Лесные. Религиозный восторг , по словам Велимира, она не вызывает, а без него нет язычества.Видимо с этим надо согласиться.
Домашние духи наши милые Домовые страдают без связи с Землей, им, просто необходима земля в подполье и под порогом.

Вторая проблема городского язычества. Наша этническая общность в городе - условна и расплывчата, мы не связаны общим трудом на Земле, как наши пращуры. Зов крови я, например, ощущаю только к землякам моего отца - новгородцам и только... Русские люди - слишком разные по типажам, условно я признаю, что они родные, но момент узнавания, когда сердце рвется навстречу человеку, как потерянной родне бывает редко, а именно в этой кровной тяге - и сокрыта былинная силища. Но умом я понимаю. что вот они русские люди, вот она моя земля - Московия (вятическая при поздней колонизации, а по сути фино-угорская), но к той Земле не припадешь всем телом, получается ее любить только разумом,вот и возникает философия "изгнания из рая".

Язычество -это почвенничество - хлеб, выросший на костях предков, оно абсолютно конкретно и земно, как этот хлеб, и так же духовно.

О сотворении мира, всё же в подавляющем большинстве древних мифов мир был не всегда, он возник, по воле Божеств (об этом много писали этнографы и М.Элиаде) Если у славян не сохранился полноценный миф творения, то это не значит что его никогда не было.

Насчёт Первочеловека (Голымбы :P ), думаю так: человек всегда хотел стать лучше - умнее и сильнее,поэтому "у самых примитивных народов - самые великие Боги", то есть уже у первобытного охотника, подлинного язычника, было чувство своей некоторой недостаточности и он почитал Божество в образе Медведя или Быка, потому что видел в природном существе больше лада и силы. И нам Боги нужны, чтобы вести нас по стезе горней, потому что земная жизнь - путь в Ирий к предкам благим, а не в кузницу Чернобога. Конечно это тоже разделение на чёрное и белое, но так сказать изначальное, онтологическое понимание основ: Жизни, тепла и света как блага , а Смерти, холода и тьмы как неизбежных трудностей перехода, и надо признать, что к ним обычный человек, да и животное, птица не стремится, а всячески избегает, ибо инстинктивно чует разницу и хочет жить.

О Добре и Зле - на каких-то уровнях постижения они исчезают или сливаются, но это иллюзия, ступор сознания или его виртуозная эквилибристика.
Они есть, они равновелики, и находятся в подвижном равновесии.
Добро и Зло есть в жизни отдельного человека (Добро - когда я обману, Зло, когда меня обманут - пошло, но факт), и в жизни отдельного народа (но и геноцид конечно можно оправдать, сказав "сами виноваты") и во Вселенной тоже есть некое условное Зло как нижний полюс или как "семя зла", ведь мир наш полярен и это, если верить физикам есть основа всеобщего движения.Для нас злом может быть собственная ограниченность (зло, как недодуманные мысли), скудость чувств, пороки и многое другое, что отрицать бессмысленно.
Иногда само понятие "добро и зло" становится игрушкой и даже разменной монетой в сделке добра и зла: вроде жертвоприношения в сказке: русской девушке брат отрубил руки и ноги ("Безручка"), что в сказке является образом инцеста, но благодаря этому она вышла замуж за Царя, правда за царя Подземного мира, суть Змея. Другую девушку-марийку отец хочет принести в жертву, но и с нею все благополучно, она становится ангелом на небе. Ангелы у мари есть.
Думаю главное уравновесить добро и зло - созидание и разрушение в своей жизни и держать его а мировое зло - совокупность малых человеческих зол тоже будет равновесно ,и тогда "золотой рычаг Вселенной повернет в сторону Правды" (упование крестьянского поэта начала прошлого века)

Судя по умным книгам, Вера всегда изменялась вместе с изменением способов производства пищи и предметов, на самом деле видимо было наоборот, и первый камень, перенесённый и положенный руками человека, был могильным камнем.Для ритуалов были изобретены первые краски и многое другое. То есть вера и почтение к пращурам сотворили изменения в окружающем мире. Первый дом, а не шалаш был храмом. Прекрасная и сильная вера (убеждения), способна изменить мир. И в это смысле надо всеми силами поддерживать огонь веры, и очищать его от наносного мусора.

И самое главное о чём хотелось бы сказать в этой теме:

В древних текстах Славяне названы Внуками Даждьбожьими, ДаждьБог - понятно мужчина (Солнце-Свет? Культурный герой Дажбо? Страдающий освободитель? Иван Царевич? ) Согласно сравнительной мифологии Даждь вполне может быть культурным (народным) героем , подобно третьему сыну царя Колоксая (скифская легенда) с кем и сопрягают Даждя этнографы. Все древние народы, жившие родовым строем, тщательно отслеживали родословную своих Богов и Героев. Иногда оба родителя имели полубожественное происхождение. А кто же матерь славяно-русов? У Мари - есть небесная Богиня мать и ее всепроникающее присутствие в мире и земной отец. У нас - божественный отец и только . Здесь огромный провал в мифологическом родстве, а без корневого мифа - народы и культуры гибнут это доказано.
В этом смысле воздвижение записа на Купалу - суть фаллоса восставленного из Земли, кажется нелогичным. Если это земное Мужество и Даждьбог был человеком, тогда всё правильно и понятно, он ждет схождения небесной Жены в виде огромного венка - Кола жизни.
Если всё то не так, то купальская символика теряет смысл. Смысл надо отыскать. Кто поможет?
Аватара пользователя
a.vesta
 
Сообщения: 1392
Зарегистрирован: 25 окт 2011, 11:34

Re: О распятом языческом боге

Сообщение Велимир » 04 апр 2013, 11:52

Арина, Купальская символика или суть купальского мифа это завершение творения (нового) Мира Огнём и Водою, их брак. Поле этого сотворённый Мир - вновь рождённый, сложившийся весной природный биоценоз - проживает свою жизнь, которая заканчивается явлением Марены. Потом всё обмирает до следующего возрождения.
Если я тут недопустимо плоско изъясняюсь - то путь меня поправят.

Первоначальный вопрос этой ветки заключался в поиске общность в духовной позиции народного православия и современного родноверия. По сути Бахарь здесь ответил, что это носители духа народного православия должны вспомнить, что они язычники, а не родноверы должны включать в свою картину мира образ пострадавшего за правое дело божества.
Должен сказать, что народное православие - это вовсе не официальное церковное православие. Хотя старообрядцы разобрали и обсосали Библию до последних костей, в целом значение для народа всегда имели не абстрактные суждения и книжность, а именно эмоции, переживания, страсти. Поэтому, ключевым моментом народного православия является идея, что сильные мира сего отказались от правды, борьба и страдание за правду есть высший подвиг. Сам Бог указал на этот путь, и за этот подвиг воздаётся дар от Бога.
Собственно, эта позиция привела к тому, что наши революционеры в девятнадцатом - начале двадцатого веков понимали своё дело как дело божьей справедливости и потому шли на смерть и гибли "за народ", по сути исполняя религиозную заповедь. Уже в советское время этот факт, что среди революционеров было много людей религиозных, которым революция виделась божьим делом - был скрыт. Отражено это честно и правдиво в романе Пимена Карпова "Пламень".

Правда и страдание за правду у народа ассоциировались с образом Христа, и это исключительно устный образ. Библейский христос - разрушитель традиций своего народа - носителем добра и правды вовсе не оказывается.
Разумеется, здесь остаётся вопрос: почему у народа правда увязывается с образом Христа, а не Даждьбога? Может быть и в этом вопросе христианство только лишь подменило имена богов, не сумев в общем и целом изменить народные представления?

И ещё что хотелось бы отметить на предмет страстности веры, такой страсти, которая порождает в человеке внутреннюю активность, естественно выливающуюся в народные игры, которые обязательно сопутствуют нашим обрядам.
В церкви очень боятся живого эмоционального отношения к предмету веры. Например есть строгие регламентации, что участники церковного хора (в основном женщины) не должны увлекаться эмоциями, которые неизбежно возбуждает церковное пение, а должны петь бесстрастно.
Между тем язычество как раз и строится во многом именно на песенном экстазе, который естественен, который понимался и ценился народом, пока наш народ пел. В смысле открытости эмоций, народное православие равно язычеству.
Велимир
 
Сообщения: 1962
Зарегистрирован: 12 окт 2011, 22:24

Re: О распятом языческом боге

Сообщение Алексей » 04 апр 2013, 11:54

Здравия всем.
a.vesta, самое трудное для человеческого сознания увидеть то, что обыденно и до такой степени приелось глазам, что они этого уже не видят. Оглянись дома вокруг себя, ты увидишь очень много вещей нужных и значимых, но пронаблюдай за собою, когда ты утром встаёшь с постели, видишь ли ты все эти предметы, обращаешь ли на них внимание на сколько они значимы? Даже умываясь, беря в руки мыло, мы совершенно не обращаем на него внимание (если только оно не стало уже обмылочком), Мы обходим стороной нужные и значимые вещи, не видя их, обходим их стороной на автопилоте, потому, что они нам в данный момент не нужны. А вот когда они понадобятся, тогда мы направляемся только к ним, обходя стороной все другие. Вот и получается, что то, что нас окружает на расстоянии вытянутой руки, или двух-трёх шагов мы не видим и не обращаем на всё это внимание. Как выразился Учитель Паршек: глаза у человека поставлены так, чтобы видеть далеко. К чему я это всё? - Да к тому, что где-то там искать ничего не надо. Надо просто, не замыленным взором автопилота, а свежим взглядом посмотреть на то, что рядом с тобою. Увидеть то, что находится на расстоянии вытянутой руки. Ты ищешь Жену, нашу Прародительницу, а она здесь, рядом, тебя окружает, и заботится о тебе и помогает тебе, как всякая мама, тихо и незаметно, и подбадривает тебя, наполняя силой и духом. Имя этой Богини не Земля. Так как Земля создана ею и наполнена жизнью ею же. Именно она нисходит как небесная Жена к Даждьбогу-человеку, потому, что имя этой Богини - Природа.
О язычниках так и говорят, что они поклоняются Природе. Но в силу современного культурного воспитания, тут же добавляют, дескать поклоняются силам и стихиям природы. Описывая культы, описывают поклонения рощам, деревам и камням, не видя, что это и есть Природа. Описывая культы направленные к божествам, описывают поклонение силе и деяниям этого божества, но при этом ни слова не говорят о том, кто же выпестовал, выкормил, взрастил их такими могучими. А ведь все эти Боги обретали свои силы от Природы, она их учила, она закаляла всех героев, ибо она Мать всем живущим на Земле. В быту мы поступаем точно так же. Восторгаясь молодым, сильным, мужественным и разумным человеком, говорим его матери: прекрасный у тебя вырос сын, смогли хорошо его воспитать. И больше о матери ни слова. Все восхваляют молодого человека, какой он пригожий. А мать так, как само собою, как его приложение, ведь она была обязана своего сына растить, вот и вырастила. И поминать её больше не за чем. А для самой матери большей награды и не надо, как то, что все восторгаются её сыном. Вот и мы, проводя обряды, почитаем Богов, приносим им требы и обходим стороной Богиню, которая их породила, дала такие силы и способности, закалила их дух и взрастила их Богами. Обходим стороной не потому, что мы о ней ничего не знаем, а потому, что оно так и должно быть, как обыденность, обходим мать, взрастившую сына, и поклоняемся не ей, а её сыну. Ведь он совершает деяния, он совершает геройские поступки для людей, а она всего навсего его мама. Но у нас есть отдельный культ материнства. И есть богиня материнства и рожаницы. Они не Природа, они то, что ею рождено и создано: материнство и наделённость женщинам рожать, продолжая Род. Род и Природа родили и вырастили Богов. Боги родили людей, и так же, как Род и Природа растят их и помогают им по жизни. А мы рождаем своих детей, продолжая дело родителей - заботу о людях своего роду-племени.
Алексей
 
Сообщения: 1220
Зарегистрирован: 17 ноя 2011, 11:06

Re: О распятом языческом боге

Сообщение Блинов » 04 апр 2013, 12:23

В традиционном мифе утверждается сразу рождение народа, а не перво человека. От не кого божества народ пошёл или вышли люди из земли или упали с неба или медведь родил(но всегда народ а не человека). Отсутствие эга ощущение себя неотъемлемой часть рода характерно для всех архаичных народов (нет первых и нет последних, есть лучшие и хорошие). Миф о перво человеке возникает в момент формирования кастовости и неравенства, а стал быть он поздний.
Дажьбог ни есть солнце и не есть свет. Дажь- дающий посредник между людьми(внуками) и Дивами -Богами(стихиями). Его ментальное тело состоит из коллективной энергии(душ) Предков. Его святилище место погребений и кремации. Образ объёмный и сложный его функционал пересекается со многими другими божествами. В какой-то момент он частично вытеснил более древнее божество неба. Это произошло в тот момент когда общество осознало свою частичную независимость от капризов природы(города, большие племенные образования, развитие торговли и проф. ремёсел).
В чём цель и смысл современного язычества- утверждение священной связи с Кровью(Предками) и Почвой(Родиной). Многие не понимают что народ-этнос жив и дееспособен лишь до тех пор пока имеет свою культуру(в том числе и духовную).
Блинов
 
Сообщения: 24
Зарегистрирован: 29 ноя 2012, 11:34

Re: О распятом языческом боге

Сообщение a.vesta » 04 апр 2013, 12:44

Согласна с Велимиром глубина его мыслей мне близка, эта глубина убеждает, что наш общий поиск оправдан, и там, куда мы идем и всей душой стремимся есть нечто-важное для нашего сегодняшнего понимания Богов и нашего места в мире.

В отношении поста Алексея: хорошо, и видеть и слышать больше... и понимать и чтить Природу. Учитель Паршик показал что ограниченность человека на Земле - преодолима и в плане самообогрева и пищу он может добыть в природе, ту которая нужна или хотя бы кушать реже.
Но в историческом прошлом наши далекие пращуры свернули с этого пути и начали делать что-то не то: овладевать огнём, строить шалаши, убивать других существ. одеваться в шкуры, скрывать некие части своего тела и считать смерть таинственной и значимой гостьей. Тут я снова упираюсь в проклятый вопрос, а что есть человек? Почему он не гармоничен в Природе и ему нужен хотя бы огонь и какой-никакой домишко, потому что последние сто тысяч лет спит он все же в укрытии? И учитель Иванов не растворился в Природе, он жил и учил среди людей в деревне и его последователи тоже живут в обычном городе или селе. Люди уходят жить на Дольмены, но так же нуждаются в человеческом - прикрывать тело, что-то есть, строить навесы от дождя, а значит им нужно железо, гвозди и доски. То есть человек не равен (тождественен) Природе и Земле, не равен Богам, и всю свою историю стремится к недостижимому идеалу. И когда ему являют идеал человека оригинально мыслящего, не нуждающегося в тепле и защите, и даже в обычной пище - скажем таежная богиня Анастасия, он согласен принять ее за идеал лишь бы было к чему стремиться. Стать Богом Земли - это очень верно и правильно, думаю если это получится, то тогда "распятый бог" не понадобится! Многие духовные сообщества являют такой идеал совершенства , может быть именно за ними будущее?
Последний раз редактировалось a.vesta 04 апр 2013, 13:17, всего редактировалось 1 раз.
Аватара пользователя
a.vesta
 
Сообщения: 1392
Зарегистрирован: 25 окт 2011, 11:34

Re: О распятом языческом боге

Сообщение Алексей » 04 апр 2013, 13:00

Блинов писал(а):Многие не понимают что народ-этнос жив и дееспособен лишь до тех пор пока имеет свою культуру(в том числе и духовную).
В этом вся наша беда. Народ, как народность, как этнос может сохраняться лишь в том случае, если у него есть своя культура, выстроенная на своеобразии их видения Мира. Если какой-то народ заимствует чужую культуру, то со временем он исчезает безследно без войн и варфоломеевских ночей. Просто становится частью более сильного народа, у которого та же культура. Как бы я не высмеивал науку, но это подтверждается научными исследованиями этнографии, почему эта наука сейчас и стала запрещенной. Выхолащивание национальной культуры и внедрение слов, понятий, моды, элементов других форм чужеземной культуры - это оружие, которое не убивает по отдельности солдат. Оно убивает одним махом весь народ, какой бы многочисленный он не был. Правда убивает его не сразу, а постепенно, так, что никто из людей этого не замечает. У Маяковского, в одной из его поэм, есть замечательные строчки, с которых эта поэма начинается и заканчивается. Это слова о питерских трамваях, которые вечером едут по своему маршруту 23 октября ещё при капитализме, а утром едут этим же маршрутом 24 октября, уже при социализме. Эти трамваи так и не поняли и не узрели, что живут они уже в другой стране, уже в другом народе, в стране, в которой все люди стали называть себя товарищами (от слова товар, товарка). Эти трамваи так и не поняли, что в новой стране люди перестали быть людьми, они стали товаром.
Алексей
 
Сообщения: 1220
Зарегистрирован: 17 ноя 2011, 11:06

Re: О распятом языческом боге

Сообщение a.vesta » 04 апр 2013, 13:47

Блинову Алексею:
Получается, что Даждь тяготеет все же к герою-посреднику, добывшему благо для всего народа, чем к божеству изначально небесного происхождения? И снова утраченный миф, и никакой надежды найти что-то кроме домыслов и предположений. :cry:
Аватара пользователя
a.vesta
 
Сообщения: 1392
Зарегистрирован: 25 окт 2011, 11:34

Пред.След.

Вернуться в Форум родноверов

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 2