ЖАВОРОНКИ - ВСТРЕЧА ВЕСНЫ

В частности, здесь ведётся диалог с опорой на учение славянской языческой общины "Коляда Вятичей" http://www.kapishe.ru/

ЖАВОРОНКИ - ВСТРЕЧА ВЕСНЫ

Сообщение a.vesta » 05 мар 2013, 12:41

10 марта на Доброй Поляне пройдёт Обряд и народное действо Жаворонки - вторые заклички Весны.
(сбор общины в полдень, гостей ждём к двум часам по полудни)

Нас ожидают:
Заклички и торжественный выезд Весны под песни и хороводы.
Будет показана скоморошина "Как Зима с Весною повстречаются...
Будут проведены обрядовые бои и ристалища

После будет зажжён Родовой Огонь и принесена общая Треба

В этот день будет символически открыт небесный свод: Сварга, которую мы замкнули на осеннее Макошье.

Для детей и взрослых будет показана самая древняя русская сказка.

В завершение - поход с дарами к Велесу

Для обряда необходимо: девам и жёнам выучить заклички, напечь побольше "жаворонков" и не забыть стаканчик для чая - будет самовар!


Для приготовления обрядового напитка сбитня приветствуется мёд и специи.

контактный телефон 8-915-273-05-11 (Арина)
Последний раз редактировалось a.vesta 05 мар 2013, 18:45, всего редактировалось 1 раз.
Аватара пользователя
a.vesta
 
Сообщения: 1387
Зарегистрирован: 25 окт 2011, 11:34

Re: ЖАВОРОНКИ - ВСТРЕЧА ВЕСНЫ

Сообщение Велимир » 05 мар 2013, 18:20

Арина, поместите тут несколько коротких текстов закличек из академических изданий. Не важно, что они тут есть в другой теме.
Велимир
 
Сообщения: 1870
Зарегистрирован: 12 окт 2011, 22:24

Re: ЖАВОРОНКИ - ВСТРЕЧА ВЕСНЫ

Сообщение Янис » 05 мар 2013, 20:21

Здравия всем!
Арина, у пеня такая просьба - дать ссылочку или текст пары-тройки обязательно- желательных песен на 10 марта. Ну те что будут петься:
1. В коло вокруг крады на капище Макоши.
2. В хороводе на самой Доброй поляне.
3. И еще какую либо подходящую по тематике.
Т.е. прошу срежиссировать действо, буду честно учить.
С уважением Рарог.
Янис
 
Сообщения: 29
Зарегистрирован: 21 янв 2013, 17:55

Re: ЖАВОРОНКИ - ВСТРЕЧА ВЕСНЫ

Сообщение a.vesta » 05 мар 2013, 21:07

Думаю, что самая мужская песня, это "Боже царь Ярило"
Казачья "Полно вам снежочки на талой Земле лежать..."

Мы поем и пляшем хоровод "Голымба" (Ой Голбымба, ты Голымбушка моя...) Фольклористы считают ее песней о творении мира богатырем Голыбмой - первочеловеком.

Есть замечательная песня "Бык ярует, весну чует раным-рано на заре" - в мужском исполенении она должна звучать как заклинанье на плодородие.

Тексты двух из песен (кроме "Быка" и "Голымбы") есть в теме "Громницы", но лучше послушать их в сети в записи любого казачьего хора, а"Ярило!" - группа Сураварг (она же Суряница) У них много истинно мужских песен и поморских рун.
Вообще, Рарог, если ты запоешь - мы все подхватим, народный праздник- это творчество всех.


СЛОВА ЗАКЛИЧЕК

Дозволь, Лада-Мати
Весну закликати!
Весну закликати,
Лето открывати.

Помогайте, деды
На холме взыграть,
Весну кликать,
Лето отмыкать,
Зиму закрывать!

Пусть вернется
Летнее тепло -
Будет в доме
Радость и добро!


Летел Кулик из-за моря, принес Кулик девять ключей.
Кулик кулик. Замкни Зиму, Кулик кулик отмкни Весну

Нам Зима надоела весь хлеб поела

Жаворонки-жавороночки!
Перепелки-перепелочки!
Прилетите к нам,
Принесите нам
Весну теплую,
Лето плодородное
Весну с дождем,
Лето с травами,
Весну с солнышком,
Лето с зернышком.

Весна-Весна! Весна красна!
Тепло солнышко!
Приди скорей,
Согрей детей!

Приди к нам с радостью!
С великой милостью!
С льном высоким!
С корнем глубоким!
С хлебом богатым!

Едет Весна, едет
На золотом коне,
В зеленом саяне,
На борони сидючи,
Сыру землю аруючи,
Злато жито сеючи.

Весна красная,
Долгожданная!
Где ж ты долго
Так бродила?
С зимой лютою
Повстречалася,
Растопила ее сердце хладное,
Напоила землю-матушку!
Последний раз редактировалось a.vesta 08 мар 2013, 11:53, всего редактировалось 1 раз.
Аватара пользователя
a.vesta
 
Сообщения: 1387
Зарегистрирован: 25 окт 2011, 11:34

Re: ЖАВОРОНКИ - ВСТРЕЧА ВЕСНЫ

Сообщение Блинов » 06 мар 2013, 20:17

Голымба – бедная женщина нищенка, чаще солдатка (голь, голытьба и т д)
В данной песне бесспорно имеющей обрядовую природу и глубокий смысл.
Голымба- персонаж парадоксальный. С одной стороны ни кола не двора с другой стороны столбы точенные, онучи поволоченные(иногда позалоченные). Именно так в заговорах и обрядовых песнях описывают божество(парадоксальность говорит о нечеловеческой природе персонажа). В данном случае голымба выступает хранительницей сакрального пространства (мира богов или святилища- центра мира). Двор серёд коего лежит бел горюч камень(не забудем так же про точенные столбы кои там стоят). Из под камня вытекает река(река жизни)по коей плывёт корабль. Архетип корабля – обитаемое пространство, мир порядка в море хаоса(дом, поселение и т д). и так далее по традиционным архетипам…………..
В контексте вышесказанного, хотелось узнать имена фольклористов обнаруживших богатыря Голымбу и утверждающих что это песнь о творении мира.
Блинов
 
Сообщения: 24
Зарегистрирован: 29 ноя 2012, 11:34

Re: ЖАВОРОНКИ - ВСТРЕЧА ВЕСНЫ

Сообщение a.vesta » 06 мар 2013, 21:23

Ответ уважаемому Алексею Блинову:

Информация взята с фольклорного сайта год назад, попробую ссылку предоставить, хотя за давностью лет это "преступление " можно и простить
Но дословно с распечатки :
"Кто и что есть "Голымба"?
Так получается, что слово это совмещает в себе различные на первый взгляд, даже противоположные значения. С одной стороны: голый, голодный, обездоленный, бездомный гонимый. С другой стороны великий сильный, определяющий (голова, амбал, амба), чистый, истинный (голая (голимая в оригинале) правда), подвижный (голь перекатная).
Это может быть и молодой удалец, который еще не успел обзавестись своим хозяйством, и считается голым, он же является опорой для продолжения рода и мира.
Интересно слово "глыба" очень схожее с "голымбой" и по звучанию, и, очевидно по значению (слова с происхождением от единого праславянского языка-основы) Итак, глыба, это нечто большое, крепкое (глыба-человечище) и одновременно осколок от чего-то цельного.
Приступим к последовательному рассмотрению текста:
Изначально не было ничего .кроме самого Голыбмы (духовная основа мира, разлитая сила) - "У Голымбы ни кола, ни двора"
Есть "горенка" - возможность для горения - воспламенения духа, направления силы"... далее в том же ключе.

Голымба действительно воспринимается как сущ. мужского рода , II склонения с окончанием а-я.

В общем широка и необъятна русская песня, есть в ней простор и для фантазии и для спора и для своего личного во всем отличного мнения...
Аватара пользователя
a.vesta
 
Сообщения: 1387
Зарегистрирован: 25 окт 2011, 11:34

Re: ЖАВОРОНКИ - ВСТРЕЧА ВЕСНЫ

Сообщение Блинов » 07 мар 2013, 23:56

В силу того что неолит и палеолит прожиты человечеством под сенью матриархата мужчина (богатырь, герой, бог и т д)ни как не может быть творцом мира. Объяснения слова голымба написанное мной это мнение казаков- некрасовцев (чья собственно песня)…. Что выдумывать когда есть живые носители .
Блинов
 
Сообщения: 24
Зарегистрирован: 29 ноя 2012, 11:34

Re: ЖАВОРОНКИ - ВСТРЕЧА ВЕСНЫ

Сообщение a.vesta » 08 мар 2013, 09:41

Женщина как творец мира! Бездомная и голая... К этому надо привыкнуть, как-то это не ложится на душу, заставляет искать новых объяснений.
В целом песня воспринимается как обломок древней былины (мифа) с добавлением романтических составляющих (девка с молодцом) и современной лексики (во кампаньицу ходить) кампания - похоже вообще испанское слово, и для некрасовцев оно вроде "новояза".
Матриархальные глубины неолита и палеолита ныне почти не просматриваются, хотя в целом матриархальный строй (родство только по женской линии и преобладание женской сакральности) продержался в северной Европе довольно долго, до первых волн "арийских нашествий" (2-4 тыс. до н.э.) с их жестким порядком и с непререкаемой "властью отцов". В сказочным мотивах этот переход отражен, а в нашем языке преобладает именно женская сакральность, все священные и множество благородных понятий - женского рода (родина, любовь, смерть, вера) Может быть и Голмыба такова, но тогда ее образ должен быть "прозрачен" в границах нашего языка, а тут этого не происходит. Традиции некрасовцев чуть больше двухсот лет, древностью не назовешь при всем желании, да и сам генотип тех некрасовцев, которых мы можем видеть в видеороликах в сети и характер самого хоровода сильно "отуречены".

Если внимательно проследить содержание песни, то оно явно "закольцовывается": старый муж пробует отговорить молодую жену от общения с молодцом и его (старика) любимая песенка "Ой Голыбма, ты Голымбушка моя..." Если это его жена, то она уже не "голымба" , потому что она вышла замуж за старого, но по всей видимости богатого человека. А если это молодой человек, у которого ни кола и не двора и который "по суденцу похаживает, калену стрелу налаживает, хочет хочет серу утицу стрелить" То все более или менее ясно "стрелить утицу" это "поять", добиться любви у женщины. Старый запугивает неопытную молодуху...


И еще важный момент косвенно указывающий на пол и род занятий мифологического персонажа: "У Голымбы столбы точеные, как о ночи поволоченные". Почему-то сочетание слов "о ночи" считывают как "онучи", получается бессмыслица. Онучи- обвязка ног из старой-изношенной ткани, а то и из коры: портянки, намотанные под лапти, - вряд ли вдохновила бы певцов, особенно из казацкого воинского рода. Если конечно это не смелое иносказание: мол "столбы точЕные" это точёные ножки "самой Голымбы", обмотанные онучами :P .
Теперь представим по-другому: столбы, покрытые к ночи тканью-поволокой - это палатка казака и одновременно царские палаты , древнейшее славянское слово, известное в итальянском языке как "палаццо". На иконах эти царские палаты так и рисуют - светлые столбы а вокруг и над ними развивается алая ткань-паволока. То есть Голымба - казак-кочевник: к ночи он ставит палатку... а утром - на суденышко и в море синёё... Так вот как-то получается.
Из песни слова не выкинешь!
Аватара пользователя
a.vesta
 
Сообщения: 1387
Зарегистрирован: 25 окт 2011, 11:34

Re: ЖАВОРОНКИ - ВСТРЕЧА ВЕСНЫ

Сообщение Блинов » 08 мар 2013, 20:15

В этой песне могут быть разные развития сюжета у Некрасовцев записано около 5 вариантов (общее количество куплетов около 50). Но начало всегда одно. Независимо от меня известный А. Почерников так же утверждает что начало песни это описание святилища. И компаньица и старой муж и иное это бесспорно позднее (хотя и они не бессмысленны).
Обрядовая песня как и обрядовый текст(заговор, заклинание)
Начинается с описания входа в сакральное пространство(или состояние)- на море океяне и т д, обернуся я белым месяцем, у чисто поле древо стоит и т д, на высок горе злат престол и т д.
А вот примеры обрядовых песен начинающихся с входа(описания) сакрального пространство, или или сакрального обьекта(центра). На кривой берёзе русалки сидели…., Долина, долина долина широка…, во поле берёзка…, там стояло в поле древо…., ой да ты калинушка и т д . далее может следовать абсолютно любой текст, бытовой, любовный любой, за частую придуманный самими людьми много позже(в этом смысле текст обрядовой песни за частую не имеет значение, важно ни что а как).
Больше спорить не буду.
:D :D :mrgreen:
Блинов
 
Сообщения: 24
Зарегистрирован: 29 ноя 2012, 11:34

Re: ЖАВОРОНКИ - ВСТРЕЧА ВЕСНЫ

Сообщение Настенька » 09 мар 2013, 14:31

Доброго дня, Арина!
А как бы узнать, как напечь жаворонков?
Настенька
 
Сообщения: 75
Зарегистрирован: 26 ноя 2012, 23:41

След.

Вернуться в Форум родноверов

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 2