Русское волшебство

В частности, здесь ведётся диалог с опорой на учение славянской языческой общины "Коляда Вятичей" http://www.kapishe.ru/

Re: Русское волшебство

Сообщение Карнач » 30 июл 2016, 00:03

Хлевник и борьба с ним.

Хлѣвникъ портитъ скотъ; онъ ѣздитъ по ночамъ на лошадяхъ въ конюшнѣ, а отъ такой ѣзды лошадь быстро худѣетъ слабѣетъ и, если не избавить ее во́ время отъ хлѣвника, то вскорѣ околѣваетъ...То же бываетъ и съ коровами, - и на нихъ хлѣвникъ ѣздитъ. Коровы бѣгаютъ по хлѣву, мычатъ, быстро тощаютъ и перестаютъ давать молоко.

Какъ только обнаруживаютъ, что онъ завелся, сейчасъ же стараются его выжить, избавиться отъ него. Хлѣвникъ боится сороки, и опытные кучера вѣшаютъ эту вѣщую птицу надъ дверями конюшни. Но ворожбитка и лѣкарка м. Холопеничъ Борисовск. уѣзда Розалiя Осьмакъ сообщила, что самое вѣрное средство изгнать хлѣвника - слѣдующее:

Нужно свить изъ "поскони" (конопли съ тычинковыми цвѣтками) кнутъ (пугу), - свить въ три "стволки"; на концѣ завязать три узелка; отъ нихъ на разстоянiи одной пяди еще три, а черезъ пядь и еще три. Этотъ кнутикъ навязать на осиновбе "пугавье". Въ ночь, когда настаетъ "молодзикъ" (новолунiе), передъ воротами хлѣва поставить жаровню съ осиновыми горячими углями; впрочемъ, могутъ быть угли и другiе, но осиновые какъ будто бы лучше. Когда все это готово, тогда, взявши корову или лошадь за хвостъ, нужно гнать ее черезъ хлѣвъ къ двери, стегая наотмашь кнутикомъ и стараясь перегнать черезъ жаровню. И такъ перебрать всѣхъ коровъ и лошадей. При этомъ слѣдуетъ приговаривать: "Пошла, хира (немочь, болѣзнь, погань) наузвѣй вѣцеръ!"

Или же:
Якъ у насъ Юрья
Кони пасець,
Статокъ сциражець,
Нячистую силу
Прочь отгоняиць,
Хлѣуника и цмока
Вожахомъ пориць,
Приговариваиць: Хира у лѣсъ! .

Если на которомъ нибудь животномъ и сидѣлъ хлѣвникъ, то, отъ соединеннаго воздѣйствiя кнута изъ "посконныхъ" волоконъ, который разсѣкаетъ его тѣло до крови, огня, котораго онъ боится, и, наконецъ, заговора, которому придается чудесная сила, онъ не дерзнетъ возвратиться вспять и оставитъ стадо въ покоѣ.

Источник: А.Е. Богданович "Пережитки древняго мiросозерцанiя у бѣлоруссовъ", 1895г.
Карнач
 
Сообщения: 417
Зарегистрирован: 22 дек 2011, 07:13
Откуда: г. Липецк

Re: Русское волшебство

Сообщение Карнач » 30 июл 2016, 00:07

Требования к гаданию в славянской традиции

Для гадания человеку необходимо было создать условия, при которых действия гадающего происходили бы в нужном месте и в нужное время, то есть в той пространственно-временной точке, в которой возможны прорыв и контакт между противостоящими "мирами" и настоящим и будущим. Так, помимо приуроченности гадания к дням, имеющим в традиции значение рубежей, внутри суток для него избиралось время, которое, по народным представлениям, являлось моментом наивысшей активности потусторонних сил, их проникаемости в мир людей и, соответственно, - опасное для человека. Это полночь и полдень ("после утрени", "во время обедни"), связанные с понятием "границы" и "перехода".

Для успешного гадания человеку необходимо было переместиться к пространственному объекту, осмысляемому в традиционной культуре как "граница" или "канал", связующий "свой" и "чужой" миры. В пределах дома это были печь, окно, зеркало, порог, матица. Часто гадание производили также в нежилых частях дома и относящихся к нему постройках (чердак, подполье, холодная изба, сени, двор, овин, амбар, свиной закуток, сад, забор, ворота, колодец, баня). Наиболее опасными считались места, удаленные от освоенного пространства дома и деревни, выступающие в мифопоэтических представлениях не только как "пограничные", но и как "чужое" пространство: околица, перекресток дорог, прорубь, церковь, кладбище, река, поле, лес.

Во время гадания человек сознательно отказывался от привычных норм поведения и признаков культуры, ощущая себя частью природы и осознавая зависимость своей судьбы не только от законов устройства социума, но и от всеобъемлющих законов устройства мира.

Так, приближаясь к своему природному состоянию, человек во время гадания снимал пояс, нательный крест, кольца и шейные украшения, иногда - часть одежды. Принятое во время гадания распускание волос отдаляло индивида не только от его социовозрастной группы (оформление волос тем или иным способом являлось в традиционном обществе дифференцирующим половозрастным признаком), но и от мира культуры в целом: простоволосость и косматость считалась неотъемлемой чертой внешнего облика мифологических существ, олицетворяющих разнообразные силы природы (кикимора, русалка, леший и др.).

Поведение гадающих отличалось от обычного, повседневного: так, в гадании с зеркалом нужно было смотреть немигающим, застывшим взглядом; для гадания на сон спать ложились одетыми; во многих гаданиях требовалось соблюдать абсолютную тишину и т.д. Чтобы гадание удалось, некоторые движения следовало делать наоборот: вставлять нитку в иголку, опущенную ушком вниз; прясть нитки "напак" , то есть слева направо, - не как обычно; идти "взапяты", то есть задом наперед; двигаться, прыгая на одной ноге против солнца вокруг пространственного объекта (например, овина). Аналогично таким действиям в начале гадания произносили анти-молитву типа "Не властен Бог, не благослови Христос".

Во время многих гаданий в целях безопасности необходимо было соблюдать запреты: не смеяться, не разговаривать, не оглядываться, не двигаться или, наоборот, не останавливаться. Многие запреты связаны с представлением о том, что человек во время гадания может попасть во власть нечистой силы. В этом плане важно было вовремя почувствовать опасность и правильно завершить гадание: убежать, "перекрыть" связь с "иным" миром (перекреститься, зачураться, накинуть платок на зеркало, совершить движения в обратном направлении, чем те, что производились в начале гадания и т.п.). Одно из распространенных правил гаданий - нечетное число участников. При несоблюдении правил и запретов гадание могло не удаться, либо привести к несчастным последствиям и даже к смерти: "Тоже рассказывали. Пошли двое девок гадать, а надо ведь нечетное число. Там колокольцы послышались. Они побежали. За ними кто-то бежит и говорит: "Одна вилоковна, другая косяковна!" И точно! Только добежали - одна на вилы накололась, другая о косяк убилась".

Автор: Е. Мадлевская
Карнач
 
Сообщения: 417
Зарегистрирован: 22 дек 2011, 07:13
Откуда: г. Липецк

Re: Русское волшебство

Сообщение Карнач » 30 июл 2016, 18:20

Ладанка

В начале XX в. А. В. Балов писал: "Ношение амулетов и талисманов весьма распространено. Всего чаще носят на шее ладанки… Ношение…ладанки считается крестьянами средством, предохраняющим человека от всякого зла вообще, а в частности, от различных болезней". Ладанки носили, как правило, на шейном гайтане, рядом с нательным крестом.

Под ладанкой (ладонкой) понимался обычно небольшой тканевый мешочек, в который зашивали кусочек ладана. Такое использование ладана основывалось на повсеместно распространенном в народе убеждении, что ладан наводит панический страх на нечистую силу и колдунов (ср. "боится, как черт ладана", "ладан - на чертей, тюрьма - на воров" и т. д.).

Очень часто ладанка содержала не только ладан. Так, после совершения крещения на ребенка надевали "для здоровья" ладанку, в которую бабка зашивала пуповину, житное зернышко и три кусочка росного ладана.

Ладанки могли вообще не содержать ладана. В ладанку нередко зашивали другие предметы (чеснок, кору почитавшихся священными деревьев, сброшенную кожу змеи и т. д.), обладавшие, по народным представлениям, свойством лечить болезни или предупреждать их появление.

Часто в ладанку просто зашивалась бумажка с текстом какого-либо заговора (например, от лихорадки) или молитвы, которые, как считалось, надежно защищали от "порчи".

Известен обычай русских крестьян брать с собой горсть родной земли перед отправлением в путь (например, при переселении, уезжая бурлачить и т. п.). Как правило, родную землю зашивали в ладанку и носили рядом с крестом. Верили, что таким способом можно избавиться от тоски по родине, защититься от болезней.

Ладанка в том виде, в каком она известна на Руси, может быть отнесена к "наузам" (узлам), то есть "навязанным" на тело оберегам.

Вера в целительную силу "наузов" повсеместно распространена у восточных славян. "Знахарям, занимавшимся навязыванием таких амулетов, давались названия наузника и узольника, - писал А. Н. Афанасьев. - Наузы состояли из различных привязок, надеваемых на шею: большею частию это были травы, коренья и иные снадобья (уголь, соль, сера, засушенное крыло летучей мыши, змеиные головки, змеиная или ужовая кожа и проч.). Навешивая на себя лекарственные снадобья или клятвенные, заговорные письмена, силою которых прогоняются нечистые духи болезней, предки наши были убеждены, что в этих наузах они обретали предохранительный талисман против сглаза, порчи и влияния демонов и тем самым привязывали, прикрепляли к себе здравие".

"В древней христианской Церкви, - отмечал архимандрит Леонид, - отцы церкви, а по их следам и первые наши архипастыри сильно вооружались против употребления “наузов” как средств предохранения или лечения от немощей".

Автор: Е.М. Скитер
Карнач
 
Сообщения: 417
Зарегистрирован: 22 дек 2011, 07:13
Откуда: г. Липецк

Re: Русское волшебство

Сообщение Карнач » 11 авг 2016, 15:25

Славянские традиционные представления о сне

1.Сон противопоставляется не-сну, яви, повседневной, обычной жизни;

2. Сон - перевернутая явь, явь наизнанку, оборотная, повседневно не зримая сторона жизни; сон - видимый фрагмент обычно невидимой «параллельной» жизни;

3. Сон как смерть. Сон равносилен смерти. Как смерть, по народным представлениям, не является концом жизни, а лишь переходом ее в другое состояние, так и сон есть временный переход в другое состояние, в «параллельную жизнь»;

4. Сон как «тот» свет. Сон - посещение «того» света. Отсюда во сне естественное, как правило, вполне обыденное, общение с людьми, с близкими (обстановка общения при этом обычно «как на этом свете»). Сон - это открытие границы между «этим» и «тем» светом;

5. Сон - это также открытие границы между настоящим и будущим и в то же время настоящим и прошедшим. Отсюда восприятие сна как предсказания, предзнаменования, пророчества, отсюда вера в вещий смысл снов.

Автор: Толстой Н.И.
Карнач
 
Сообщения: 417
Зарегистрирован: 22 дек 2011, 07:13
Откуда: г. Липецк

Re: Русское волшебство

Сообщение Карнач » 11 авг 2016, 15:27

Продолжая традицию предков: Заговор на воду от испуга

Добрым часом пойду из избы дверьми, со двора воротами, да во чисто поле, под восточную сторону. В поле том чистом течёт река широкая да бурливая, я той реке поклонюсь и помолюсь: «Вода-водица, красная девица, как ты идешь, рвешь и берешь, смываешь и срываешь крутые бережки, желты пески, серы камешки, так смой, срой, сорви с имярек все испуги: куриные да свиные, собачьи да кошачьи, бычьи да коровьи, подростковые да юношеские, девичьи да женские, мужские да цыганские, поповские да старческие, отцовские да материнские, братские да сестринские, ветряные да думные, ночные да вечерние, бегучие да ползучие, летучие да горючие, воробьиные да соловьиные - из ушей, из ноздрей, из главы её, с белого лица, с черных бровей, с ясных очей, с ретивого сердца, с белых рук, с резвых ног, со всего стану человеческого, и унеси за синие моря, за тёмныи леса, за высокии горы, где солнце не светит, птицы не летают, звери не рыскают, люди не живут».

Заговариваю я имярек от всех испугов моим заговором крепко – накрепко, отныне и до веку. Гой!
Будьте слова мои, кои договорил и не договорил, и кои переговорил, слово в слово, передние наперед, задние назад, середние в середке. Крепко моё слово, а несть иного!
И будет мой заговор ничем не порушим: ни водою, ни землею, ни огнем, ни воздухом, ни словом, ни духом, а быть ему во всем потому, как уряжено мною, отныне и до веку. Гой!

Автор: В. Карнач
Карнач
 
Сообщения: 417
Зарегистрирован: 22 дек 2011, 07:13
Откуда: г. Липецк

Re: Русское волшебство

Сообщение Карнач » 11 авг 2016, 15:29

Продолжая традицию предков: Заговор на наузное зерно

Встану я (имярек) поутру, Богам помолюсь, да Дедам поклонюсь, и пойду из избы дверьми, со двора воротами, да во чисто поле. А в поле том чистом - снопы зернисты. Я снопы смолочу, да к зерну обращусь: "Земля мати родила зерно, а я земле большей брат, и я тебя, зерно, прихраню и прикрою от темные ночи, от грозные тучи и от буйново ветру, и от лютово морозу, и от зверей, и от скота. А ты, зерно, (указать человека или предмет) прихрани и прикрой и соблюди от всякие порчи и уроков, и притчи, и от всяких лихих людей али нелюдей". И будет мой заговор ничем не порушим, ни водою, ни землёю, ни огнём, ни воздухом, ни словом, ни делом, ни духом, а быть ему во всём по тому, как уряжено мною, от ныне и до веку! Гой!

Авторы: Вадим Карнач, Яробор Дубовцев, Светозар Рыжков.
Карнач
 
Сообщения: 417
Зарегистрирован: 22 дек 2011, 07:13
Откуда: г. Липецк

Re: Русское волшебство

Сообщение Велимир » 12 авг 2016, 17:33

Тут уж нужно подписывать не "Авторы", а "Составили и испытали" такие-то.
Велимир
 
Сообщения: 1873
Зарегистрирован: 12 окт 2011, 22:24

Re: Русское волшебство

Сообщение Карнач » 19 авг 2016, 00:15

Вода для заговора в городских условиях:

- "молчальная" вода: негазированная питьевая вода 0.5л покупается молча (весь путь при выходе за порог из дома в магазин за водой, в самом магазине, при дороге из магазина домой проходит в МОЛЧАНИИ). При покупке воды сдача не берётся;

- либо нагреть воду до бурления, после чего совершить над ней крестообразное движение обрядовым ножом;
либо слить по обрядовому ножу;
либо слить через сито;
либо слить через отверстие в дверной ручке входной двери, если таковая имеется.
Манипуляция с водой проводится молча;

- вода делается накануне обряда, НЕ в полдень (11.30 - 12.30) и НЕ в полночь (23.30 - 00.30). Накрывается крышкой и сверху кладётся либо обрядовый нож, либо крестообразноположенные равносторонние две палочки.

Автор: Карнач.
Карнач
 
Сообщения: 417
Зарегистрирован: 22 дек 2011, 07:13
Откуда: г. Липецк

Re: Русское волшебство

Сообщение Карнач » 17 сен 2016, 17:27

КУКИШ, шиш, фига, дуля — жест, символизирующий коитус... В магической практике К., наряду с другими жестами, обозначающими коитус и гениталии, является универсальным оберегом, способным отгонять опасность, особенно сглаз и нечистую силу. К. входит в число жестов, распространенных у вост. и зап. славян. У юж. славян, за исключением словенцев, К. почти не известен и осмысляется как заимствовавние из в.-слав, традиции. Ю.-слав. жестами, синонимичными К., являются «кур» — поднятый вверх средний палец, когда остальные пальцы прижаты к ладони, а также жест, при котором кистью левой руки плашмя ударяют в согнутую в локте правую руку, поднятую вверх. Близкое К. охранительное значение имеют т. н. «рога», или «шипак», — ю.-слав. жест, при котором подняты вверх мизинец и указательный палец, а остальные прижаты к ладони. Этим жестом отгоняли от себя мору, вампира или вештицу...

Часто демонстрация К. источнику опасности сопровождалась п р и г о в о р о м типа: «Ня тобе, штоб до пары, да иди»; «Ражои табе у горла, дзяркач у зубы, соль у вочы»...Приговор с упоминанием К. мог заменять соответствующий жест в охранительных целях...

Имеется одно полесское свидетельства о том, что К. мог быть не только жестом, но и специально сделанным амулетом, вырезанным из дерева и прикрепленным к ткацкому станку, чтобы защитить полотно от сглаза.

В медицинской практике глазную болезнь «ячмень» лечили, поднося к глазу К. (в.-слав.) и произнося: «Глазной кукиш, на тебе шиш» или: «Ячмень, ячмень, на тебе кукиш, / Что хочешь, то купишь, / Купи себе топорок, / Руби себя поперек». После чего на глаз плевали. Иногда это делал сам больной, иногда неожиданно поднести К. к глазу больного должен был посторонний.

Автор: Е.Е. Левкиевская (СДЭС, ст. "Кукиш")
Карнач
 
Сообщения: 417
Зарегистрирован: 22 дек 2011, 07:13
Откуда: г. Липецк

Re: Русское волшебство

Сообщение Карнач » 18 сен 2016, 19:44

Былинные заговоры на стрелу ("Данило Борисович", "Илья Муромец с Добрыней на Соколе - корабле", "Илья Муромец и Соловей-разбойник"):

"Стал стрелки наговаривать:
«Ты лети, стрелка, выше лесу, выше тёмного,
Ты лети, стрелка, ниже облака ходячего,
Не падай ты, стрела, ни на́ воду, ни на́ землю,
Полети ты, стрелка, Со́ловью прямо в правый глаз,
Пра́вым глазом, стрелка, за́лети,
А левым глазом, стрелка, вылети!»";

"Ко стрелы молодец приговаривал:
«Уж ты, стрелочка моя калёная,
Калена стрела, муравлёная,
Ты не падай не на́ горы, не на́ воды,
Не спускайсе во темны леса дремучие,
Разлетись Соловеюшку во правой глаз!»";

"Сам ко стрелки приговариват:
«Ты лети, стрелка моя калёная,
Калёная стрелоцка, перёная,
Ты не на́ воду пади, стрела, не на́ землю,
А попади ты Соловью во право́й глаз,
И вылети ты, стрела, ухом левыим!»";

"Ко стрелочке приговаривает:
«Полети, моя каленая стрела,
Выше лесу, выше лесу по подне́бесью,
Не пади, моя каленая стрела,
Не на воду, не на землю,
А пади, моя каленая стрела,
В турецкой град, в зелен сад,
В зеленой сад, во бел шатер,
Во бел шатер, за золот стол,
За золот стол, на ременчат стул,
Самому Салтану в белу грудь,
Распори ему турецкую грудь,
Ращиби ему ретиво серце!»";

"А ле сам он стрелы да приговаривал:
«Полети-де ты, моя да калена стрела!
Пролети ты-де палубу струговую,
Росшиби ты, пробей да муровей чердак,
Залети ты Данилу да как во правой глаз!»".

Подборка: В. Карнач
Карнач
 
Сообщения: 417
Зарегистрирован: 22 дек 2011, 07:13
Откуда: г. Липецк

Пред.След.

Вернуться в Форум родноверов

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1